Сборник "Дидактические материалы" 6 класс
Задание 1:
1. «Расшифруй и зашифруй». С помощью кода расшифруй фразеологизм. Объясни его значение. С помощью этого же кода зашифруй фразеологизм «хлопать глазами» ( растерянно смотреть, удивляться). |
| КОД |
Задание 2:
Соотнесите фразеологизмы и их значение. 1) Сильно загрязнённое место. А) С гулькин нос 2) Уверять, давать клятву, обещать. Б) Нить Ариадны 3) Очень сильно устал. В) Авгиевы конюшни. 4) Мечтать, фантазировать. Г) Гомерический хохот 5) Неожиданная помощь, путеводная звезда. Д) Витать в облаках 6) Очень мало. Е) Крокодиловы слёзы 7) Сильный смех. Ж) Без задних ног 8) Неискренние, притворные страдания. З) Биться об заклад _________________________
Задание 3: По иллюстрациям назовите фразеологизмы.
|
|
|
| ||||
_________________ | ____________________ | ___________________ | __________________ | ||||
| | | | ||||
|
|
|
| ||||
_________________ | ____________________ | ___________________ | __________________ |
Задание 4: Орфографический тренинг: Вставляя пропущенные буквы, заполните словами колонки в таблице в зависимости от условия выбора гласной в корне. Пом..щение, к..мпьютер, расст..лающийся, утв..рь, р..скошный, сокр..щение, ск..кун, ст..рожить, ст..рожил, ош..ломить, х..л..дилник, к..смодром, отр..сль,зл..тая (цепь), инт..ллект, гр..доначальник.
Непроверяемая гласная в корне | Проверяемая гласная в корне | Чередующаяся гласная в корне | Полногласие/ неполногласие в корне |
| | | |
Задание 5: Поработай с алгоритмом, дополни недостающую информацию, подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?»
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | КТО? ЧТО? | ПРЕДМЕТ | |||||||||||||||
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ | |||||||||||||||||
СОБСТВЕННОЕ | ФИО, клички, географические и астрономические названия, названия газет, журналов, кораблей и т.д | ||||||||||||||||
НАРИЦАТЕЛЬНОЕ | общее наименование | ||||||||||||||||
ОДУШЕВЛЁННОЕ | КТО? В.п мн.ч =Р.п мн. | одушевлен. | неодушевлен. | ||||||||||||||
НЕОДУШЕВЛЁННОЕ | ? В.п мн.ч= Им.п м.ч +названия микроорганизмов: бактерия, вирус, зародыш, личинка. | И. зайцы Р. зайцев В. зайцев | И. народы Р. народов В. народы | ||||||||||||||
РОД | МУЖСК. (ОН) | | | забияка, тихоня, молодчина | |||||||||||||
ЖЕНСК. ( ) | | (ОН, ОНА) | НО: инженер, директор… -М.Р | ||||||||||||||
СРЕДН. ( ) | озеро, поле | Выступала молодой врач Иванова | |||||||||||||||
СКЛОНЕНИЕ | ПРИМЕЧАНИЕ: | ||||||||||||||||
1 – А, - Я - | дедушка, земля | Род несклоняемых географ. названий – по нарицат. сущ: красивый Таити (остров) – М.Р | |||||||||||||||
2 – О, - Е – СР.Р - □ – М.Р | | Род несклоняемых аббревиатур – по главному слову СС: МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций) – СР. Р | |||||||||||||||
3 – Ь □ – Ж. Р | степь, рожь | ||||||||||||||||
разносклоняемые | 10 на -МЯ | Род склоняемых аббревиатур на твёрдый согласный – М.Р: вуз – м.р. | |||||||||||||||
несклоняемые | Дюма, кафе | ||||||||||||||||
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ | |||||||||||||||||
ЧИСЛО | ЕДИНСТВЕННОЕ | ПРИМЕЧАНИЕ: Может быть форма | |||||||||||||||
только ЕД.ч | Урал, детвора, золото, поэзия | ||||||||||||||||
| только МН.ч | брюки, духи´, сутки, сливки | |||||||||||||||
МНОЖЕСТВЕННОЕ | ед.ч. в значении МН: Книга не раз меня спасала. | ||||||||||||||||
мн.ч в значении ЕД: Мы все глядим в наполеоны(синекдоха) | |||||||||||||||||
ПАДЕЖ | Им. п (кто? что?) – всегда без предлога | ||||||||||||||||
Остальные: Род., Д., В., Тв., П.п – косвенные, могут употребляться с предлогом | |||||||||||||||||
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ | Обычно: подлежащее, дополнение НО: |
Задание 6: Разгадайте ребусы. В каком варианте разгаданное слово не имеет категории склонения? Запишите это слово _______________________
|
|
|
|
| |
Задание 7 : Найди и обведи 12 слов, связанных с признаками имени существительного. Приведи пример на каждый выбранный признак.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Задание 8: Определи род данных несклоняемых имён существительных.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Задание 9: Найдите ошибки в предложениях и запишите их в исправленном виде.
Моя сестра учится играть на пианине. _______________________________
В комнату вошла незнакомая мадама. _______________________________
ПТУ объявила набор учащихся. _______________________________
Часто я бегаю на улице без пальта. _______________________________
Я люблю черное кофе. _______________________________
У меня нет время. _______________________________
Мне нравится кататься в метре. _______________________________
Задание 10: Из букв слова «велосипед» придумай как можно больше новых слов – имён существительных в начальной форме. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11: Найди имя существительное общего рода, которое обозначает следующее:
Тихий, смирный человек. _________________________________
Тот, кто часто, без достаточной причины плачет. ________________________
Необразованный, малосведущий человек, неуч. ________________________
Человек, способный оклеветать, очернить, оболгать. _____________________
Тот, кто избегает физического труда, трудной, грязной работы. _____________
Работящий, трудолюбивый человек. ________________________________
Любящий много спать человек. _____________________________________
Нудный, надоедливый человек. _____________________________________
Грубый, невоспитанный человек. ____________________________________
Тот, кто затевает ссоры, драки. ______________________________________
Тот, кто много ест, ненасытный, прожорливый __________________________
Рассеянный человек, постоянно теряющий что- либо _____________________
Задание 12: Разгадайте ребусы. Выберите вариант, в котором разгаданное слово является неодушевлённым существительным первого склонения.
|
|
|
|
Запишите это слово: ___________________________
Задание 13: В Новосибирске есть необычный музей – музей Солнца. В нём собрано более 2000 изображений солнца, сделанных представителями древних цивилизаций. Распредели экспонаты по залам музея. Те, в которых слова пишутся с буквой О, отправь в зал 1, слова с буквой Е – в зал 2.
|
|
|
|
|
| |
Руч_нка | Игруш_чка | Девч_нка | Чаш_чка | Струч_к | Зайч_нок | |
|
|
|
|
| ||
Руч_нька | Одеж_нка | Юбч_нка | Книж_нка | Книж_чка | Галч_нок | |
ЗАЛ 1 | ЗАЛ 2 |
Задание 14: Распределите слова с чередующимися гласными по корзинкам с гласным А- О.
Прик_саться, соприк_сновение, з_рница, з_рька, прил_жение, к_саться, изл_гать, р_сток, отр_сль, р_стение, р_внина, подр_внять,обм_кнуть, пром_кашка, прекл_нение, ск_чок.
| |
| |
Задание 15:«Одним словом» Замените словосочетание одним словом с приставкой пре- пере- или при-. Вспомните правило правописания приставок пре- при-.
Расположенный у берега | | Спросить ещё раз | |
Немного посолить | | Задуматься на некоторое время | |
Дать новое название | | Закончить что-либо резко | |
Дать новую оценку | | Участок около моря | |
Обменяться несколькими словами | | Удивительное растение | |
Спорить из-за мелочей | | Временный успех | |
Глубоко уважать | | Получить известность | |
Провести время в ожидании окончания чего- либо | | Человек с большими прихотями, капризами | |
Воплотить в жизнь | | Гнаться за кем- нибудь | |
Слегка задеть что- либо | | Лицемерный, неискренний человек | |
Вызывающая восхищение, красивая | | Немного открыть окно | |
С избытком насытиться чем- нибудь | | Исключительное право | |
Задание 16: Найдите в таблице и раскрасьте цветными карандашами 10 словарных слов ( 7 – по горизонтали и 3 – по вертикали).
Л | Р | А | С | Ч | Ё | Т | Л | И | В | Ы | Й | С | Я | И |
Ь | А | М | И | Л | О | А | Р | К | А | Б | И | Н | Е | Т |
И | С | Ь | В | Г | А | Л | Е | Р | Е | Я | Б | Ю | Н | К |
Л | О | П | А | Т | А | А | Ш | О | Л | Ю | А | Ё | Ы | Н |
М | С | Д | Г | Ё | С | Н | М | Ж | Н | А | Л | Е | В | О |
С | Ф | И | О | Л | Е | Т | О | В | Ы | Й | К | Л | Я | С |
А | В | Б | Н | К | А | Р | А | В | А | Й | О | Е | Н | К |
Г | О | Д | И | В | Я | И | Т | О | К | Ц | Н | Ч | Ы | Ф |
Задание 17: Представь, что ты сотрудник магазина. Тебе нужно собрать заказ покупателя и выдать чек. В чеке должно быть прописано количество продуктов, их стоимость, общая стоимость заказа. Все слова в чеке должны быть записаны прописью, без сокращений.
| 500гр 120 руб |
|
| 186 кг 7854 руб | |
| 1,2 кг 452 руб | |
| 56 кг 3145 руб | |
| 4561гр 1578 руб 46 коп |
Задание 18: Запишите цифры словами. Укажите, является ли верным утверждение, или оно ложное.
| Правда | Ложь |
Первые в Москве электрические лампочки были зажжены в 1920_________________________________________________ году. | | |
В столице 72 ____________________________ театра, 78 ______ __________________________ музеев и 31 _________________ _______ концертный зал. Жители и гости Москвы здесь точно никогда не заскучают. | | |
Кремлёвские куранты – старейшие в России часы, им около 5 ______ веков. Их вес достигает 25 ____________________________ тонн. | | |
Сегодня по официальным данным в мегаполисе проживает около 5 ______ ми(л, лл)ионов человек. Это больше, чем во всех странах Прибалтики. | | |
Задание 19: Определи синтаксическую роль числительных. Собирательное числительное разберите морфологически. 1. Три – нечётное число. 2. Первый луч солнца осветил землю. 3. В лодке было пятеро мальчиков. 4. В нашей спортивной делегации было двадцать пять человек. 5. Восемь делится на два и четыре. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 20: Рассмотрите опорную схему «Имя прилагательное как часть речи», подготовьте развёрнутый ответ о постоянных признаках имени прилагательного.
|
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 21: Используя опорную схему о прилагательном, произведите морфологический разбор прилагательных из данных высказываний о человеке.
Как великолепен человек, если это человек настоящий! (Менандр) | |
Много в мире сил великих, но человек сильнее всех в природе. (Софокл) | |
Самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек. (М. Горький) | |
Задание 22: Распределите имена прилагательные по разрядам – ромашкам.
КАЧЕСТВЕННЫЕ | ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ | ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ |
|
|
|
Крепкий орешек 2. Железный гвоздь 3. Мамина помощь 4. Сладкий сон 5. Лисий хвост 6. Жёлтый цветок 7. Птичье гнездо 8. Деревянная скамейка 9. Волчий след 10. Благородный человек 11. Шёлковое платье 12. Пушкинская усадьба 13. Отцов пиджак 14. Лимонный сок 15. Тёплая ночь 16. Нежная встреча 17. Завтрашний день 18. Золотой перстень 19. Соловьиное пение 20. Медвежья берлога 21. Острые когти |
Задание 23: «Замена» Замените сочетания слов сложными прилагательными, объясните их написание.
Завод, строящий корабли – ________________________________________
Река, по которой ходят суда- ________________________________________
Страны Южной Америки – _________________________________________
Факультет физики и математики – ____________________________________
Природа Дальнего Востока – ________________________________________
Вкус сладкий и кислый – ___________________________________________
Собрание отчётное и выборное – _____________________________________
Шерсть красная и жёлтая – _________________________________________
Задание 24: Помоги реставраторам восстановить текст грамот для выставки в музее. Сколько букв «Н» им нужно вписать в словах?
ОВЧИ…ЫЙ |
СОЛОМЕ…ЫЙ |
КАРМА… ЫЙ |
УТРО ТУМА… О |
СТЕКЛЯ… ЫЙ |
РЖА…ОЙ |
КНИГА ИНТЕРЕС.. А |
ПЕСЧА…ЫЙ |
СЕРЕБРЯ…ЫЙ |
РУКОПИСЬ БЕСЦЕ…А |
ИСКУССТВЕ…ЫЙ |
ВЕТРЕ…ЫЙ ЧЕЛОВЕК |
ЛЕБЕДИ…ЫЙ |
ИСКУС…ЫЙ |
РАБОТА ВРЕМЕ.. А |
БЕЗВЕТРЕ…ЫЙ ДЕНЬ |
СТАРИ… ЫЙ |
ЮН… ЫЙ |
ОЛОВЯ…ЫЙ |
ОСИ…ЫЙ |
Задание 25: «Картинки». Подберите прилагательные, характеризующие изображённое на картинке. Составьте и запишите с ними словосочетания.
|
|
|
_______________________ | ______________________ | _______________________ |
|
|
|
______________________ | ______________________ | ______________________ |
Задание 26: «Контрольный выстрел». Укажи строчки, в которых пишется НН.
| 1) карма__ый фонарь, клятве__ое слово 2) лимо__ый сок, сви_ой шашлык 3) кожа_ая сумка, румя_ые щёки 4) ю_ый натуралист, зелё_ый луг 5) бедстве__ое положение, ветря__ая мельница 6) серебря_ый луч, орли_ые крылья 7) стари__ый сундук, каме__ая стена 8) деревя__ая резьба, бездо__ая бочка 9) журавли_ый нос, пламе_ая речь 10) стекля_ая ваза, торжестве_ый день |
Задание 27: Вставьте пропущенные буквы. Закрасьте одним цветом ячейки, в которых находятся прилагательные с буквой О в суффиксе, другим цветом – с буквой Е.
ПАРЧ_ВЫЙ | ЗАМШ_ВЫЙ | СВИНЦ_ВЫЙ | ПЛЮШ_ВЫЙ |
КОЛЬЦ_ВОЙ | КАМЫШ_ВЫЙ | СТОРОЖ_ВОЙ | МОРЖ_ВЫЙ |
ЕЖ_ВЫЙ | КУМАЧ_ВЫЙ | ХОЛЩ_ВЫЙ | СИТЦ_ВЫЙ |
КВА′РЦ_ВЫЙ | ГЛЯНЦ_ВЫЙ | ВЕЩ_ВОЙ | ПЕСЦ_ВЫЙ |
Задание 28: «Орфографическая задачка» Выпишите слово, указанное в условии. 1. Слово с Е на месте пропуска: п_рамида/ поб_дить. ___________________ 2. Слово с А на месте пропуска: л_скуток/ к_р_вай. ____________________ 3. Слово с И на месте пропуска: ц_када/ ц_плёнок. ____________________ 4. Слово с О на месте пропуска: щ_голь/ анч_ус. ____________________ 5. Слово, относящееся к правилу «чередование гласных в корне слова»: п_ровать/ зап_реть
Задание 29: Допишите нужное слово. 1. Ботаника – это наука о ________________________________________ 2. Период в развитии человека, животного – это _______________________ 3. Ребёнок в переходном возрасте – это ______________________________ 4. Достигнуть определённого уровня – значит _________________________ 5. Семена выпустили ростки – значит _______________________________ 6. Образоваться на поверхности чего –то – значит ______________________ 7. Удлинять, присоединяя что – то (верёвку, шланг), - значит ______________
Задание 30: Ответьте на вопросы – шутки. 1. Что должен сделать дедушка, чтобы съесть сухарь?____________________________ 2. Чего никогда не сделает жадина? ________________________________________ 3. Кто никогда не станет старше тебя? _______________________________________ 4. Что труднее всего удержать, когда идёшь в строю? ____________________________ Какую роль играет значение слова в корнях с чередованием –мак-/-мок-; -равн-/ -ровн-? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 31: «Найди и раскрась!» Прочитай слова. Определи, к какому разряду относится данное местоимение, раскрась его соответствующим цветом.
|
Задание 32: «Памятка туриста, или Как вести себя в мегаполисе». Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите разряды местоимений. Если вам (н..)чем заняться, оправляйтесь с нами в путешествие. Мы для вас приготовили (кое)что интересное! С нами вам н..(о) чем волноваться! Не берите с собой много вещей. Чемоданы (н..)кому будет носить, кроме вас. Н..(с)кем не меняйтесь сумками. Случайно можете оставить там документы. (Н..)кто не убегает от группы за какими(нибудь) сувенирами. У вас обязательно будет время приобрести что(либо) в сувенирной лавке. Если (н..) кто приглашает вас отправиться на какую(то) экскурсию и покинуть группу, сразу отказывайтесь от этого предложения.
Задание 33: Поставьте, где нужно Ь после шипящих. Распределите слова по колонкам.
Шипуч…, поймёш…, стереч…, морж…, пустош…, техпомощ.., колюч…, отреж…, хрящ…, молодёж…, тощ…, толоч…, трогаеш…, туч…, отреж…те, пляж…, дремуч…,ткач…, дич…
Существительное | Глагол | Краткое прилагательное |
| | |
Задание 34: «Лестница». Изучите примеры. Вставьте все пропущенные согласные. Запишите рядом с каждой ступенькой подходящие примеры. Обратите внимание на количество слов.
Г (7 )
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В (4 )
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б (5 )
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
С (4 )
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Т (5 )
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.Пиджа… 2. жира… 3. запи…ка 4. лесору… 5. ду…ки 6. маршру… 7. парагра… 8. каблу… 9. жи…кая 10. улы…чивый | 11. кро…кий 12. архи… 13. много брыз… 14. диало… 15. ша…ка 16. баске…бол 17. берё…ки 18. ко…ти острые 19. подста…ка 20. пру… замёрз | 21.голос охри… 22. ло…кач 23. жу…кий 24. ни…кие 25. в полушу…ке 26. на ло…тях 27. ко…ьба трав 28. тро…ка 29. страу… 30. очень доро… | 31. тетере… 32. загры…ть 33. мя…кий 34. сто… сна 35. бутербро… 36. стальной пру… 37. хру…кий 38. пи…чая бумага 39. ле…ко 40. выру…ка леса |
Задание 35: Упражнение «Сито». Изучите список слов, разнесите их по указанным орфограммам, вставляя пропущенные буквы.
| |
|
|
| |
| |
| |
1.Интерес_но 2. Ж_луди 3. Укр_титель 4. Не_говорчивый 5. Ш_рох 6. Здра_ствуйте 7. Обог_щение 8. Насл_ждаюсь 9. Не_дешний 10. В трущ_бах 11. Отв_ри (дверь) 12. Вкус_но 13. Не_жатая 14. Уча_ствуем 15. Тяж_лый 16. Ар_матный 17. Пок_яние 18. Ус_ный 19. И_целение 20. Ч_порный 21. В_бивать 22. Наш_птывал 23. Д_лина 24. Погл_щение 25. Трещ_тка 26. _горяча 27. Пас_бище 28. Бе_снежная 29. Ч_лка 30. Хрус_нула 31. Ш_лковые 32. Опас_ность 33. Пок_зались 34. Благосл_вите 35. Ни_кий 36. Шес_надцать 37. Пок_рать (врага) 38. В Ш_тландии 39. Ч_рный 40. Пол_скать (бельё) |
,
Задание 36: Выпиши из предложений указанные члены предложения. Если ты справишься с этим заданием, у тебя получится новое предложение. Запиши его.
Первого мая в Воронеже всякий год солнечно. |
Обстоятельство места |
Пётр I на токарном станке вытачивал фигурки из слоновой кости. | Подлежащее |
Эту избу он парнишкою сам и строил когда- то с отцом. | Сказуемое |
На полочке капитана стоял военно – морской устав. | Определение |
Царь там флот на Азов снаряжал. | Дополнение |
Новое предложение: |
Задание 37: Выбери схему, соответствующую предложению, и соедини её стрелкой с предложением. Объясни расстановку знаков препинания.
Предложение | Схема |
Сколько же это ещё будет продолжаться | « П, - а, - п». |
Кот прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. | |
От капли папоротник дрогнул и я на это обратил внимание. | |
Самая большая ценность народа его язык. |
|
Что это он так на меня смотрит | |
Желтухин сытно покушал почистил носиком перья попрыгал вдоль подоконника и начал дразнить одного старого воробья. | |
Совсем ещё маленький бедняжка сказала она какой желторотый, Желтухин. |
|
Задание 38: Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания к тексту. 1)Павел Михайлович Третьяков был извес_ным ру(с, сс)ким ф_брикантом б_гатым купцом а также исти(н,нн)ым другом художников. 2) Он употреблял своё состояние на пр_бретение картин ру(с, сс)ких жив_писцев. 3) Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если в них видел т_лант и преданность иску(с, сс)тву. 4) Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. 5) А когда собрал большую ко(л, лл)екцию, создал г_лерею и передал её в дар Москве. 6) Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад г_лереи потребовалось перестроить. 7) Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову. 8) ‹…›. 9) Красный, белый, с резными каме(н,нн)ыми укр_шениями, с золотым кружевом под крышей. 10) Высоко над входом, в фигурном кокошнике, чёрный барельеф – древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. 1. Укажи утверждение, соответствующее содержанию текста.
1.Третьяков подарил коллекцию русской живописи Москве. | 2.Третьяков покупал картины только известных художников. | 3. Третьяков и Васнецов были друзьями. |
2.Какое из приведённых ниже предложений должно быть восьмым в этом тексте?
1.В.М.Васнецов долго работал. | 2.В.М. Васнецов создал чудесный терем. | 3. В.М. Васнецов разработал несколько проектов. |
3.Укажи, какое значение имеет слово «великий» в четвёртом предложении.
1.просторный | 2.большое количество чего-либо | 3. выдающийся по своему значению |
4.Слов какой части речи нет в десятом предложении? а) глагол б) наречие в) союз г) числительное
1. а,в,г | 2. б,г | 3. б,в,г |
5. Произведите синтаксический разбор второго предложения. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выпишите из текста местоимения, которые могут употребляться в значении личных и притяжательных. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В каком из заголовков наиболее точно отражена тема текста?
1.Дружба Третьякова и Васнецова | 2. Жизнь Васнецова | 3. Третьяковская галерея |
8.Выпишите из текста слова, правописание которых можно объяснить правилом «В прилагательном пишется две Н, т.к оно образовано от существительного с основой на Н». ___________________________________________________________________
9. Выпишите из текста любое относительное прилагательное. _____________________ 10. Найдите в тексте слово со значением « отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п, изображаемый на флагах, монетах, печатях», выпишите его. _______________________
Задание 39: По началу текста определите тип речи и укажите его. Продолжите историю дальше. Я увидел дятла. Он летел, насадив себе на клюв еловую шишку. Подлетев к берёзе, дятел пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места… Тип речи: _______________________________________________________ Продолжение истории: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 40: Повтори теорию о глаголе по опорному конспекту. Произведи морфологический разбор глаголов из предложения: А если неуклюжий лось с лёту вломится в ветви, хлынет сверкающий водопад.
ГЛАГОЛ | что делать? что сделать? | действие предмета | |||
Инфинитив – неопределённая ( начальная) форма глагола ( -ТЬ - ТИ – ЧЬ) | |||||
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ | |||||
1.ВИД | | | |||
СОВЕРШЕННЫЙ | что сделать? объединить, написать, толкнуть что делать? объединять, писать, толкать, ложиться | ||||
НЕСОВЕШЕННЫЙ | |||||
2.ПЕРЕХОДНЫЙ НЕПЕРЕХОДНЫЙ | В.п без предлога | любить Родину | |||
Р.п при отрицании | не ел хлеба | ||||
Р.п часть целого | выпил молока | ||||
остальные | встать на защиту (В.п с предлогом) | ||||
3.ВОЗВРАТНЫЙ | - СЯ, - СЬ | учиться, встречаться | |||
НЕВОЗВРАТНЫЙ | нет постфикса | учить, встречать | |||
4. СПРЯЖЕНИЕ – изменение глагола по лицам и числам | Определяй по □, если оно ударное | Определяй по инфинитиву, если □ безударное | |||
I – У(Ю) - -ЕМ - ЕШЬ - - ЕТЕ - ЕТ - УТ (-ЮТ) | I – брить, стелить; на –еть (кроме 7), на – ать (кроме 4), -оть, -уть, -ять, -ыть, - ти… | ||||
II – У(Ю) - -ИМ - ИШЬ - - ИТЕ - ИТ - - АТ (-ЯТ) | II –на ить (кроме 2) 7 –на еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть 4 –на ать: гнать, держать, дышать, слышать | ||||
Примечание! Смотри вид! | что делать? (несов) | выполнять I - выполняешь | |||
что сделать? (сов) | выполнить II - выполнишь | ||||
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ | |||||
НАКЛОНЕНИЕ | | | |||
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ действие на самом деле | ВРЕМЯ | | |||
происходило | прошедшее | читал, прочитал(-а) РОД, нет лица | |||
происходит | настоящее | читаю (нет у сов.в) – лицо, число | |||
будет происходить | будущее | простое: прочитаю | |||
сложное: буду читать | |||||
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ просьба, приказ, совет | не изменяется по временам | 2л,ед.ч учись 2л, мн.ч учитесь | |||
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ или УСЛОВНОЕ | форма глагола прош.вр +бы(б) - род | сказал бы, вытер бы | |||
БЕЗЛИЧНЫЕ (явления природы, состояния человека) | не сочетаются с Им.п (нет действующего лица) | Светает Знобит Хочется Дышит | |||
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ | |||||
Обычно: сказуемое ( Инфинитив может быть любым членом предложения) |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 41: Определите спряжение данных глаголов. Висеть ____, лежать _____, реять ____, быть ____, стелить ____, слышать _____, выспаться _____, печь ____, бежать ____, клеить ____, нести ____, хотеть _____.
Задание 42: Научитесь определять глаголы – исключения. Отметьте их в данном списке. Висеть, видеть, вертеть, велеть, тереть, терпеть, тлеть, тупеть, недоумевать, недоглядеть, негодовать, ненавидеть, завесить, зависеть, забросить, затеять, обидеть, обтереть, обогреть, обмереть, сгореть, созреть, смотреть, согреть, дышать, дрожать, держать, дребезжать, списать, спасать, слышать, смешать, гулять, гнать, глотать, гадать.
Задание 43: «Вычисляя» пропущенные в словах гласные, отметьте, на какой из двух предложенных глаголов в неопределённой форме вы ориентировались. Он наруш_т – нарушать, нарушить. Они приуч_т – приучать, приучить. Он замет_т – заметить, замечать. Они удар_т – ударить, ударять. Он догон_т – догонять, догнать. Они выброс_т – выбросить, выбрасывать.
Задание 44: Замените словосочетания глаголами с суффиксом –ова-/-ева-. Образец: отдавать распоряжение – командовать. 1. Вести бродячий образ жизни - ______________________________________ 2. Разъясняя, заставить понять - ______________________________________ 3. Быть в какое –то время где –то - ____________________________________ 4. Последовательно заменять одно другим - ______________________________ 5. Дать благоприятный отзыв о ком- нибудь - _____________________________ 6. Взять внаём, во временное пользование - ______________________________ 7. Находиться в состоянии сомнения, колебания - __________________________ 8. Угощать - ______________________________________________________ 9. Превосходить в каком – либо отношении - ______________________________ 10. Вмешиваться не в своё дело - _______________________________________
Задание 45: Распределите глаголы на группы в зависимости от условий употребления Ь. Название столбикам дайте самостоятельно. Смаж_те замок, поджеч_ хворост, увлеч_ся игрой, нареж_те аккуратно, испеч_ калач, спряч_ деньги, намаж_ маслом, отреж_ хлеб, печ_ пироги, больно обжеч_ся, смаж_те петли, отвлеч_ от занятий, нареж_те аккуратнее.
| |
| |
Задание 46: «Букет». Закрасьте лепестки цветов только под теми номерами, где в словах вы записали непроизносимую согласную.
1. безучас_ный 2. доблес_ный 3. ровес_ник 4. поз_ний 5. прелес_ный 6. праз_ник 7.сер_це 8. трос_ник 9. ус_ный 10. хвас_ливый 11. чу_ствую 12. безопас_ный 13. гнус_ный 14. запас_ливый 15. извес_ный 16. мес_ный 17. лес_ник 18. лес_ница 19. обрюз_ший 20. нелес_ный |
|
Задание 47: Выполните тестовую работу. 1.Какое утверждение является ошибочным? 1) Морфемика – раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2) В сложных словах не может быть больше двух корней. 3) Чтобы выделить окончание, слово надо изменить. 4) Основа слова может состоять из одной или нескольких морфем. 2. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? 1) напишут 2) ореховый 3) подоконник 4) сценка 3. В каком ряду записаны однокоренные слова? 1) подмести, подмету 2) водитель, подводник 3) краска, красками 4) избежать, подбегу 4. Какие слова пишутся с буквой А в корне? 1) предл_гать 2) прик_снуться 3) заг_релый 4) возр_ст 5. В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква? 1) бе_сердечный, _беречь 2) пр_везти, пр_скучный 3) без_мянный, по_скать 4) о_дельно, по_тердить 6. В каком словосочетании одно из слов употреблено неверно? 1) дружные ребята 2) дружеская помощь 3) дружеский совет 4) дружные отношения Прочитайте текст 1 и выполните задания 7 - 13 (1) … (2) Родился он, подобно арфе, из натянутой струны лука. (3) Сначала струны натягивались на деревянную доску, а потом, чтобы они лучше звучали (гудели), их стали натягивать на плоский ящик со сторонами разной длины. (4) Исполнитель – гусляр клал свой инструмент на колени, перебирал струны и по их перезвон сказывал былины или пел песни. (5) Эти гусли назывались звончатыми. (6) Позже появились гусли с большим количеством струн,1 размеры ящика тоже выросли. (7) Звук у этого инструмента был ярким,2 сильным,3 но и вес увеличился. (8) Исполнители уже не держали его в руках, а ставили на стол, поэтому такие гусли стали называть «столо- выми» или настольными. (9) Сейчас в оркестре народных инструментов используются клавишные гусли, сконстру- ированные в начале XX века. ( По Михеевой) 7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть в этом тексте ПЕРВЫМ? 1) Самым известным исполнителем – гусляром был былинный Садко. 2) Давным – давно появился на свет этот музыкальный инструмент. 3) История некоторых музыкальных инструментов очень интересна 4) Играть на гуслях очень непросто. 8. Какое предложение присоединяется к предыдущему формой одного и того же слова? 1) 3 2) 5 3) 7 4) 8 9. Из предложения 8 выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом. _______________________________ 10. Замените книжное слово СКАЗЫВАЛ ( предложение 4) стилистически нейтральным синонимом. _________________________________ 11. Замените словосочетание ДЕРЕВЯННАЯ ДОСКА ( предложение 3), соответству-ющее схеме прил+сущ, синонимичным словосочетанием, соответствующим схеме сущ+ сущ. _______________________________ 12. В предложениях 6 и 7 пронумерованы запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между однородными членами предложения. ___________________ 13. В каком предложении средством выразительности является сравнение? ________
Прочитайте текст 2 и выполните задания 14 – 21. (1) Обида – это чувство, которое не помогает жить. (2) Она возникает, когда мы считаем, что к нам отнеслись несправедливо. (3) Если обида копится в сердце, она перерастает в ненависть. (4) Ненависть, агрессия, злоба мешают сосредоточиться на чём – то важном. (5) Человек ходит и постоянно думает о своей обиде. (6) Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, может даже заболеть. (7) Обида не должна копиться в нашем сердце и в нашей памяти. (8) Обиды нужно прощать. (9) Человек, не умеющий прощать, разрушает себя, а не того, на кого он обижен. (10) Пусть обиды исчезают бесследно, ведь они мешают жить и радоваться всему хорошему. (11) А хорошего в нашем мире больше, чем плохого. ( По Т. Маркиновой) 14. Какое суждение является ошибочным? 1) В предложении 1 существительное ОБИДА является подлежащим. 2) В предложении 3 существительное НЕНАВИСТЬ стоит в винительном падеже. 3) Существительное ЗЛОБА из предложения 4 всегда употребляется в единственном числе. 4) В существительном ЧУВСТВО из предложения 1 звуков больше, чем букв. 15. В каком значении употреблено существительное АГРЕССИЯ в предложении 4? 1) вооружённое нападение 2) вредное воздействие на окружающую среду 3) нарушение закона 4) открытая враждебность 16. В каком предложении есть антонимы? 1) 3 2) 5 3) 7 4) 11 17. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Запишите своё заглавие. ________________________________________________________________ 18. Из предложений 1 – 3 выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне. _________________________________________________________________ 19. Сколько грамматических основ в предложении 3? _________________________ 20. Как называется средство выразительности, использованное автором в предложе-нии 3? Запишите этот термин. ________________________________________ 21. Как вы понимаете первое предложение текста? Напишите небольшой ( 4- 6 предложений) текст – рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из жизни и/или из текста. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ирина Владимировна Казарцева
Лазарева Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лазарева Ольга Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова