Сборник «Материалы фольклорных экспедиций»
Автор-составитель: Литовкин Петр Владимирович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области"
Материалы фольклорных экспедиций
2015
Утверждено методическим советом МБУДО «ДПШ»
Протокол №____от_______2015г.
Составитель: Литовкин П.В. – педагог дополнительного образования МБУДО «ДПШ»
Ответственный за выпуск: Побединская Н.В., заведующая методической службой МБУДО «ДПШ»
Материалы фольклорных экспедиций. Сост. Литовкин П.В. Сборник. – Кувандык: МБУДО «ДПШ», 2015.
В сборнике представлены тексты и ноты материала, собранного в фольклорных экспедициях по Кувандыкскому району. Приведены сведения об авторах музыкального материала и краткая характеристика исполнения песен.
Материалы сборника адресованы педагогам дополнительного образования, учителям музыки, руководителям фольклорных коллективов, родителям.
Ибрагимовские частушки
Пояснительная записка
Частушки собраны со слов старожила с. Ибрагимово Александра Мишина в 2012 году. Исполнялись они под аккомпанемент баяна. Александр Мишин проживает в селе Ибрагимово с рождения, всю жизнь работал в совхозе «Победа», был активным участником сельской художественной самодеятельности: пел сольно и в ансамбле. Тема частушек выбрана не случайно. Александр Григорьевич горячо переживает о состоянии сельского хозяйства в родном селе. Эти его чувства выливаются в частушки на злободневные темы.
Терзень, верзень, переверзень
Раскудря, кудря, кудря.
Ты откуда будешь родом?
Эх, с Урала буду я!
***
Ибрагимовские парни в Ибрагимово живем
Про былое и сегодня, эх!
Мы частушки пропоем
***
Как у нашего баяна золоченые лады
Почему не погулять нам, эх!
В наши годы молоды!
***
Из Америки в Россию нам везут окорочка.
Не берет никто их в мире, эх!
Кроме Ваньки-дурочка!
***
Миллионами воруют, миллионами дают
А кто в этом виноватый,эх!
Не нашли и не найдут!
***
Знает старый, знает малый, знает весь честной народ.
Если рыба пропадает, эх!
С головы она гниет!
***
Скоро, скоро почтальоны нам подарки принесут
Стольник к пенсии добавят, эх
Ну а двести заберут!
***
Раньше здесь стояли базы, голоса коров слышны.
А сейчас лежат руины, эх!
Вроде б не было войны!
***
По линейке все комбайны, инвентарь и трактора.
Испарилось, провалилось, эх!
Как озонова дыра!
***
Там свинарники стояли, огороды, водопой.
А теперь все это место, эх!
Заросло бурьян-травой!
***
К малой Родине с любовью мы относимся всегда
Раньше был совхоз «Победа», эх!
А теперь одна беда!
***
Мы частушки вам пропели про былое, про сейчас.
Если что-то позабыли, эх!
Не судите строго нас!
Как у Кати на дворе
Пояснительная записка
Свадебная обыгранная песня «Как у Кати на дворе» была записана со слов исполнительницы Анастасии Ходыкиной, жительница села Казанка. Исполняли её во время свадьбы, когда гости поздравляли жениха и невесту.
Когда кто-то из гостей поздравляет или дает подарок жениху и невесте, то подружки поют им эту песню — «обыгрывают». Начинают «обыгрывать», согласно установленному порядку, жениха и невесту. Вначале поют им песню «Виноград в саду цветет». Вторую песню поют свекру и свекрови, третью — близким родственникам и так далее.
Во время пения песни «Как у Кати на дворе» девушки слегка притоптывали. Пение сопровождалось небольшими движениями: немного руками поведут, но, не отплясывают, как плясовую. Движения непринужденные, легкие и свободные.
Песню следует петь на улыбке, выговаривая каждое слово. Но не надо стремиться к утрированной артикуляции. Звук должен быть не глубоким, опёртым, а легким, близким, можно сказать, на передних зубах.
Диалектные особенности песни: исполняли: «цвяли», «зелененьки», «кукуя», «горюя».
Верея – столб для ворот.
Удова – вдова.
Как у Кати на дворе да три садика цвели,
Да три садика цвели, три зелененькие,
Да три садика цвели, три зелененькие.
Как во первом во саду соловьюшка просвистал.
Как во первом во саду соловьюшка просвистал,
Во втором во саду кукушечка кукует.
Во втором во саду кукушечка кукует,
А во третьем во саду удова сидит, горюет.
А во третьем во саду удова сидит, горюет.
Приходил к удове сударь — батюшка родной.
Приходил к удове сударь — батюшка родной,
- Сударь-батюшка родной, ты придумай мне, младой,
Сударь-батюшка родной, ты придумай мне, младой,
Ты придумай мне, младой, как прожить мне удовой,
Ты придумай мне младой, как прожить мне удовой,
- Ты дитя, мое дитя, дитя милое мое.
Ты дитя, мое дитя, дитя милое мое.
Дитя милое мое, дочь любимая моя,
Дитя милое мое, дочь любимая моя.
Ты возьми, дитя, костыль, да ступай в монастырь.
Ты возьми, дитя, костыль, да ступай в монастырь.
Да ступай в монастырь, во горнички запишись,
Да ступай в. монастырь, во горнички запишись.
А горничка молода игряливая была,
А горничка молода игряливая была:
- Как я песни заиграю, а в ладони приударю.
Как я песни заиграю, а в ладони приударю,
А в ладони приударю – в кельи верья полетят.
А в ладони приударю – в кельи верья полетят,
А плясать-скакать, пойду – в келье пол я проломлю.
Под оконушком
Пояснительная записка
Свадебная обыгранная песня «Под оконушком» была записана со слов исполнительницы Анастасии Ходыкиной, жительница села Казанка. Песня исполнялась в тот момент, когда девушку только засватали. Сватовству уделялось много внимания. Сначала к родителям невесты приходит дядя или кто-нибудь из родственников жениха. Это как бы подготовка к сватовству. Потом приходит сваха. Родители невесты иногда и не знают, что это сваха приходила, и даже не подозревают, зачем она пришла. А лишь про себя гадают: что же ей надо?
Сваха:
- Здравствуйте!
Ей отвечают:
- Здравствуйте!
Если едят, то говорят:– Хлеб да соль.
И приглашают сваху столу.
Не едят – говорят: Проходите, садитесь.
Начинается непринужденный разговор. Сваха справляется о здоровье, говорит о хозяйстве. Порой просто знакомится с; обстановкой: может, родители ненароком и скажут что-нибудь про дочь, а не скажут – попрощается и уйдет до другого раза. Другие же сваты сразу начинают разговор, но опять-таки все зависит от обстановки.
Потом сваха возвращается к родителям жениха и докладывает им об обстановке. Родители сами свататься еще не идут, а снова посылают родственника. Тот уже говорит: «У вас товар, у нас купец, добрый молодец».
Спрашивает, можно ли присылать сватов.
Накануне свадьбы устраивается девичник. Девушки собираются и проводят вечер у своей подружки – невесты. Они ее одевают, ведут непринужденный разговор, оплакивают. Ведь замуж идти – значит, уезжать из дому, нередко — в другое село. Оставались подруги допоздна и даже ночевали.
«И сейчас делают так же», – рассказывала пепельница, – садят всех за стол, невеста в красном углу. На столе никакого угощения, он накрыт красивой скатертью. Это горестный момент прощания с подругами, родными и близкими. Момент очень тревожный, здесь не до еды».
Песни печальные поют. В свадебной «Под оконушком» подружки обращаются к невесте, рассказывают о ней, здесь есть, место и диалогу. Исполняется песня надрывно, ярко. Ноты «ля» и «си бемоль» первой октавы исполняются напряженно. Запев следующих строф короткий – на один такт – и исполняется солистами.
В песне «Под оконушком» цепное изложение материала. Исполнитель предлагает считать начало следующего запева не с изложения текста следующей строфы, а с одноголосного припева: «Лели да я ли ле». Далее, песня исполняется уже двухголосно.
У оконушка Настасьюшка сидела,
Лели да я ли ле..., и сидела.
Она каленые орешечки щелкала,
Лели да я ли ле..., и щелкала.
Во растворчаты стеколушки – бросала,
Лели да я ли ле..., й бросала.
Во Ивановы во кудри попадала,
Лели да я ли ле..., попадала.
Оглянулси Иванушка, оглянулси,
Лели да я ли ле..., оглянулси.
Он на белую Настасью погрозилси,
Лели да я ли ле..., погрозилси.
Вот добро, добро Настасьюшка – каналья,
Лели да я ли ле..., и каналья.
Позову тебя, Настасьюшка, в(ы) гости,
Лели да я ли ле..., и в(ы) гости.
Что вы, гости, вы, гости, гостявати,
Лели да я ли ле..., гостявати.
У родимова у батюшки бывати,
Лели да я ли ле..., побывати.
Приведу тебя, Настасьюшка, в насмешки,
Лели да я ли ле...., и в насмешки.
За твои ли, за каленые орешки,
Лели да я ли ле..., и орешки.