Сборник логических заданий и головоломок «После вахты», часть 4
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Каскад»
Сборник логических
заданий и головоломок
«После вахты»-4
Автор:
Кузнецова Галина Ивановна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУ ДО «Детско-юношеский центр
«Каскад», г.Березники
г. Березники, 2021
Пояснительная записка
В сборник «После вахты»-4 вошли логические задания и головоломки разных видов (ребусы, кроссворды классические, линейные и японские, чайнворды, логогрифы, метаграммы, анаграммы) с использованием флотской терминологии. Все задания (кроме раздела «Анаграммы, логогрифы, метаграммы») авторские, нигде, кроме печатного варианта данного сборника (печать по мере необходимости на принтере в учебном классе «Рулевые-мотористы»), не публиковались*.
Актуальность сборника «После вахты»-4 для педагогов и курсантов объединений и клубов флотской направленности в том, что с его помощью можно разнообразить формы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся (в т.ч. формы контроля ЗУН на занятии), повысить мотивацию к занятиям в объединении, способствовать интересу к направлению «маринистика» в литературе и изобразительном искусстве (одна из головоломок – чайнворд «Приключения капитана Врунгеля» основана на одноименном произведении А.Некрасова). Сборник может использоваться, в том числе, в рамках дистанционного обучения для курсантов 11-16 лет.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить и проконтролировать знания и представления курсантов по флотской терминологии.
- Способствовать закреплению общеучебных умений и навыков, навыков использования различных способов обработки, анализа, интерпретации и сохранения информации при самостоятельной и парной (мини-групповой) работе.
- Способствовать формированию и закреплению навыков решения логических задач разных видов (ребусы, кроссворды классические, линейные и японские, чайнворды, логогрифы, метаграммы, анаграммы);
Воспитательные:
- Продолжить формирование навыка сотрудничества и общения (коммуникативных УУД) в совместной деятельности, самоконтроля в игровой (соревновательной) деятельности, вступления в целевые коммуникации с разными субъектами референтной группы обучающегося (педагог, родители, старшие родственники, друзья).
- Способствовать формированию мотивации к регулярным занятиям в объединении.
Развивающие:
- Способствовать расширению кругозора воспитанников, развитию познавательных интересов.
- Продолжить работу по развитию смекалки, сообразительности, памяти и внимания, аналитического и системного мышления.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
а) сформированность у обучающихся знаний и представлений об основных флотских понятиях, флотской терминологии, правилах и нормах ее употребления в речи.
Метапредметные:
а) закрепление навыков решения логических задач разных видов (ребусы, кроссворды классические, линейные и японские, чайнворды, логогрифы, метаграммы, анаграммы);
б) закрепление умения приобретать знания, находить информацию из различных источников (вступать в коммуникации с целью получить подсказку родителей, родственников, друзей; находить, отбирать, анализировать и обрабатывать информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях, сети Интернет);
в) закрепление навыка смыслового чтения, интерпретации задания.
Личностные:
а) в рамках эмоционально-ценностного компонента: осознание своей сопричастности Российскому флоту, сформированность чувства уважения к флотским профессиям, мотивация к продолжению занятий в выбранном направлении и, возможно, получения флотской профессии.
б) в рамках когнитивного компонента: ориентация в системе критического оценивания происходивших событий в истории и современной жизни флота; сформированность общего и специального кругозора.
в) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента: готовность и способность усваивать и актуализировать учебный материал при различных способах его представления.
Сборник «После вахты» с логическими головоломками апробирован в течение двух лет. Как показал опыт применения, практическая ценность заключается в том, что отдельные головоломки могут быть использованы при проведении не только для фронтального контроля, но и для организации разных форм групповых и самостоятельных занятий, а также для внеучебной деятельности (например, заполнение досуга во время несения стояночных вахт, в свободное время в походах и в непрерывной судоводительской практике курсантов). Кроме того, сборник позволяет значительно экономить время педагога и курсантов при контроле ЗУН, удобен в применении, так как каждый тип головоломок расположен на отдельной странице, удобен для тиражирования. Курсанты охотно решают задания, так как использование сборника позволяет выбрать им индивидуальный темп и сложность задания, т.е. способствует индивидуализации и дифференциации обучения.
Эта особенность сборника особо ценной оказалась в условиях дистанционного обучения, в период самоизоляции 2020г. Сборник (без страницы ответов) рассылался обучающимся или родителям, самостоятельно ими распечатывался, и курсанты выполняли задания, фотографировали и присылали ответы педагогу. Итоги подводились как по выполнению отдельной рубрики заданий (ежедневно - первый, правильно решивший задания и приславший ответы, получал символический приз), так и по итогам решения всего сборника.
Примечания:
*Раздел «Анаграммы, логогрифы, метаграммы» сформирован из заданий из различных источников (методическая литература, Интернет). Рисунок с изображением капитана Врунгеля в роли Нептуна сканирован из книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», М., «Пресса», 1992г., стр.82.
**В конце сборника даны ответы.
Панов Егор Игоревич
Кузнецова Галина Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Кузнецова Галина Ивановна