Сборник логических заданий и головоломок «После вахты», часть 4

18
4
Материал опубликован 15 January 2021 в группе

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Каскад»


Сборник логических

заданий и головоломок

«После вахты»-4


Автор:

Кузнецова Галина Ивановна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детско-юношеский центр

«Каскад», г.Березники


г. Березники, 2021


Пояснительная записка

В сборник «После вахты»-4 вошли логические задания и головоломки разных видов (ребусы, кроссворды классические, линейные и японские, чайнворды, логогрифы, метаграммы, анаграммы) с использованием флотской терминологии. Все задания (кроме раздела «Анаграммы, логогрифы, метаграммы») авторские, нигде, кроме печатного варианта данного сборника (печать по мере необходимости на принтере в учебном классе «Рулевые-мотористы»), не публиковались*.

Актуальность сборника «После вахты»-4 для педагогов и курсантов объединений и клубов флотской направленности в том, что с его помощью можно разнообразить формы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся (в т.ч. формы контроля ЗУН на занятии), повысить мотивацию к занятиям в объединении, способствовать интересу к направлению «маринистика» в литературе и изобразительном искусстве (одна из головоломок – чайнворд «Приключения капитана Врунгеля» основана на одноименном произведении А.Некрасова). Сборник может использоваться, в том числе, в рамках дистанционного обучения для курсантов 11-16 лет.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить и проконтролировать знания и представления курсантов по флотской терминологии.
  • Способствовать закреплению общеучебных умений и навыков, навыков использования различных способов обработки, анализа, интерпретации и сохранения информации при самостоятельной и парной (мини-групповой) работе.
  • Способствовать формированию и закреплению навыков решения логических задач разных видов (ребусы, кроссворды классические, линейные и японские, чайнворды, логогрифы, метаграммы, анаграммы);

Воспитательные:

  • Продолжить формирование навыка сотрудничества и общения (коммуникативных УУД) в совместной деятельности, самоконтроля в игровой (соревновательной) деятельности, вступления в целевые коммуникации с разными субъектами референтной группы обучающегося (педагог, родители, старшие родственники, друзья).
  • Способствовать формированию мотивации к регулярным занятиям в объединении.

Развивающие:

  • Способствовать расширению кругозора воспитанников, развитию познавательных интересов.
  • Продолжить работу по развитию смекалки, сообразительности, памяти и внимания, аналитического и системного мышления.


Предполагаемые результаты:

Предметные:

а) сформированность у обучающихся знаний и представлений об основных флотских понятиях, флотской терминологии, правилах и нормах ее употребления в речи.

Метапредметные:

а) закрепление навыков решения логических задач разных видов (ребусы, кроссворды классические, линейные и японские, чайнворды, логогрифы, метаграммы, анаграммы);

б) закрепление умения приобретать знания, находить информацию из различных источников (вступать в коммуникации с целью получить подсказку родителей, родственников, друзей; находить, отбирать, анализировать и обрабатывать информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях, сети Интернет);

в) закрепление навыка смыслового чтения, интерпретации задания.

Личностные:

а) в рамках эмоционально-ценностного компонента: осознание своей сопричастности Российскому флоту, сформированность чувства уважения к флотским профессиям, мотивация к продолжению занятий в выбранном направлении и, возможно, получения флотской профессии.

б) в рамках когнитивного компонента: ориентация в системе критического оценивания происходивших событий в истории и современной жизни флота; сформированность общего и специального кругозора.

в) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента: готовность и способность усваивать и актуализировать учебный материал при различных способах его представления.

Сборник «После вахты» с логическими головоломками апробирован в течение двух лет. Как показал опыт применения, практическая ценность заключается в том, что отдельные головоломки могут быть использованы при проведении не только для фронтального контроля, но и для организации разных форм групповых и самостоятельных занятий, а также для внеучебной деятельности (например, заполнение досуга во время несения стояночных вахт, в свободное время в походах и в непрерывной судоводительской практике курсантов). Кроме того, сборник позволяет значительно экономить время педагога и курсантов при контроле ЗУН, удобен в применении, так как каждый тип головоломок расположен на отдельной странице, удобен для тиражирования. Курсанты охотно решают задания, так как использование сборника позволяет выбрать им индивидуальный темп и сложность задания, т.е. способствует индивидуализации и дифференциации обучения.

Эта особенность сборника особо ценной оказалась в условиях дистанционного обучения, в период самоизоляции 2020г. Сборник (без страницы ответов) рассылался обучающимся или родителям, самостоятельно ими распечатывался, и курсанты выполняли задания, фотографировали и присылали ответы педагогу. Итоги подводились как по выполнению отдельной рубрики заданий (ежедневно - первый, правильно решивший задания и приславший ответы, получал символический приз), так и по итогам решения всего сборника.

Примечания:

*Раздел «Анаграммы, логогрифы, метаграммы» сформирован из заданий из различных источников (методическая литература, Интернет). Рисунок с изображением капитана Врунгеля в роли Нептуна сканирован из книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», М., «Пресса», 1992г., стр.82.

**В конце сборника даны ответы.

t1610724823aa.png

t1610724823ab.png


t1610724823ac.png


t1610724823ad.png

t1610724823ae.png

t1610724823af.png

t1610724823ag.png

t1610724823ah.png

t1610724823ai.png

t1610724823aj.png

t1610724823ak.png


t1610724823al.png

t1610724823am.png

t1610724823an.png

t1610724823ao.png

t1610724823ap.png

t1610724823aq.png

t1610724823ar.png


t1610724823as.png

t1610724823at.png


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно, познавательно, полезно! Спасибо!

16 January 2021

Спасибо, Егор Игоревич, за добрые слова! Моим юнгам тоже нравится решать эти головоломки.

16 January 2021

Творческая многоплановая авторская разработка! Благодарю, Галина Ивановна, и за идеи, появившиеся у меня при изучении Вашего материала.

17 January 2021

Любовь Ивановна! Спасибо за добрые слова! Я считаю, что для того и нужны такие сайты, чтобы можно было поделиться и подчерпнуть идеи, адаптировать под свой предмет и использовать в работе. В конечном счете вся наша работа направлена на воспитание хороших, разносторонне развитых людей нашей страны. Пусть у наших педагогов будет много инструментов для этого.

17 January 2021