Сборник разноуровневых заданий по математике (3-4 классы)
Пояснительная записка
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение. Актуальность дифференцированного подхода в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности в общем контексте его жизнедеятельности — целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности.
Понятие “Дифференцированное ( разноуровневое ) обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени, уровни.
Цели дифференцированного обучения: организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: повысить результаты обучения и развивать познавательные процессы, поэтому здесь представлены упражнения для учащихся с базовыми знаниями предмета на среднем и низком уровне, а также задания повышенной сложности.
Инструментарий сборника - это карточки и задания для добровольного выполнения по курсу математики в 3-4 классах с инструкцией по выполнению и шкалой оценивания. Данная разработка включает трехстороннюю направленность:
1) по этапам учебного процесса;
2) по темам;
3) по уровням успеваемости учащихся.
1)Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, целесообразно вводить более трудные вопросы и задания на всех этапах обучения. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется при изучении нового материала; в дифференцированной домашней работе; учет знаний на уроке; в текущей проверке усвоения пройденного материала; самостоятельных работах; на уроках закрепления.
2) Сборник содержит часть тем по курсу математики в 3-4 классах и является дополнением к учебнику и другим дидактическим материалам.
3) По результатам диагностирования класс делим по уровням (низкие, средние, высокие учебные способности) и параллельно предлагаем ученикам самим определять свои возможности – выбор уровня задания (переход на следующий)+ самооценка ( она должна быть адекватной). В случае если ученик не выполняет задание высокого уровня сложности, то действует дальнейшее выявление границы, от которой он начинает самостоятельно работать.
Представленный сборник позволит педагогам начальной школы, регулярно занимаясь с детьми, повысить уровень успеваемости и развивать:
- логическое мышление;
-мыслительные операции анализа и синтеза;
-познавательный интерес;
-самостоятельность;
-адекватную самооценку.
Вариативность сборника позволит ученикам более осознанно усваивать изучаемый материал, не быть пассивными слушателями, а становиться активными участниками урока, но при условии самостоятельного выполнения заданий.
Критерии оценивания:
«5» работа выполнена верно.
«4» допущены 1-2 ошибки.
«3» 1 задание выполнено неверно, либо есть 3-4 ошибки.
«2» более 5 ошибок.
Изучение нового материала.
ТЕМА: «ВРЕМЯ». 3 класс.
Цель: актуализация опорных знаний.
Инструкция: Вспомни единицы времени. Выбери карточку и реши. Какой уровень ты выбрал?
1 вариант 2 вариант
Запиши величины в порядке возрастания: 30 с, 32 ч, 7 лет, 34 мин, 1 век, 10 с
|
Раздели на группы величины. 1 ч,1 т, 1 мин,1 с, 1 ц, 1 год,1 кг, 1 см, 1 грамм.
|
Заполни пропуски 1) 2 ч 10 мин =…мин 2) 1 ч 45 мин =…мин 3) 5ч =…мин 4) 3 ч =…мин
|
Проверь, верны ли неравенства? 3 ч 10 мин > 310 мин 5 мин 30 с < 330 с 52 ч > 2 сут 1 ч = 60 с
|
Найди значение выражений: 1) 2 ч 45 мин + 15 мин 2) 3 ч 55 мин + 2 ч 20 мин 3) 4 ч 10 мин – 35 мин 4) 3 ч 50 мин + 5 мин
|
Найди значение выражений: 1ч:15мин 30мин:6 2сут:4 2мин 10 с:10 с |
ТЕМА: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ». 4 класс.
Цель: актуализация опорных знаний.
Инструкция: Используя алгоритм, вычисли значение. Выбери пример и реши. Какой уровень ты выбрал?
1 вариант 2 вариант
1 1234 x 1 1 2143 x 1
12134 x 2 12234 x 2
2 2314 x 4 2 2314 x 4
25134 x 4 24531 x 4
3 6891 x 7 3 7586 x 5
6891 x 70 7586 x 50
Дифференцированная домашняя работа.
ТЕМА: « ЗАДАЧИ: ЦЕНА. КОЛИЧЕСТВО. СТОИМОСТЬ». 3 класс.
Цель: развитие умения решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости.
1 вариант
Задача. Метр шелка стоит 20 р., а метр ситца -5 р. На платье нужно 3 м шелка или 2 м 50 см ситца. Сколько шелка и ситца нужно на 1 платье?
1 уровень. Реши задачу по действиям.
2 уровень. Запиши решение задачи выражением.
3 уровень. Из какой ткани платье будет дороже и на сколько?
2 вариант
Задача Упаковка из 3 булочек стоит 6 р. Сколько булочек можно купить на 24 р.?
Уровень 1)Запиши условие задачи в таблице, реши задачу.
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
|
|
|
Уровень 2)Реши задачу выражением.
Уровень 3)Реши задачу устно. Составь обратную задачу на нахождение стоимости и реши её.
ТЕМА: «ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ». 4 класс.
Цель: развивать умение решать задачи на движение.
1 вариант
Задача. Поезд прошел без остановок 420 км со скоростью 70 км/ч, после остановки на 14 минут прошел еще 300 км со скоростью 75 км/ч. Какое расстояние он преодолел?
1 уровень Реши задачу по действиям. Какая величина в условии лишняя?
2 уровень Запиши решение задачи выражением.
3 уровень Какое расстояние прошел поезд обратно?
2 вариант
Задача Автомобиль проехал 180 км за два с половиной часа. Вычисли его скорость.
Уровень 1)Запиши условие задачи в таблице, реши задачу.
Скорость |
Время |
Расстояние |
|
|
|
Уровень 2)Сделай к задаче чертёж, реши задачу.
Уровень 3)Реши задачу устно. Составь обратную задачу на нахождение времени и реши её.
Учет знаний на уроке
ТЕМА: СМЫСЛ ДЕЛЕНИЯ.3 класс
Цель: установление взаимосвязи между компонентами умножения и деления, рациональные способы вычислений.
Инструкция: Прочитай выражение. Назови компоненты действия. Выбери уровень сложности. Поставь прогностическую, а затем итоговую самооценку.
1 уровень. Найди значение, используя данные равенства:
24-8-8-8=0-----24:8=* 10-2-2-2-2-2=0-----10:2=*
24-6-6-6-6=0—24:6=* 10-5-5=0-------------10:5=*
2 уровень. Найди значение, используя данные равенства:
5Х9=45 6Х9=54 7Х9=63
45:5= 54:6= 63:7=
45:9= 54:9= 63:9=
3 уровень. Докажи, не выполняя вычислений, что значения выражений в каждом столбике одинаковы.
9х7+9+5= 8х6+8+3=
7Х9+9+5= 8Х7+3=
9Х8+5= 7Х8+3=
ТЕМА: ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ.3 класс.
Цель: знакомство с правилами выполнения действий в выражениях.
1 уровень. Чем похожи примеры? Расставь порядок действий. Объясни.
72-9-3+6 27-3+2-6 48-6+7+8
72:9х3:6 27:3х2:6 48:6х7:8
2 уровень. Расставь порядок действий. Составь 1 пример и вычисли его.
▲+▲:▲+▲х▲-▲ ▲х▲(▲+▲)-▲
3 уровень. Расставь порядок действий. Вычисли.
18+360:90+6х8-50 630:70+(20-5)-(9+6) 5х4+(3+19)-10
2 вариант
1 уровень. Проверь, одинаково ли значение выражений в каждой паре?
17+(4х3)х2-8 8х(4+3)+6-4
17+4х(3х2)-8 8х4+(3+6)-4
2 уровень. Расставь арифметические действия (+ - :х). Составь 1 пример.
■3■1■2■ ■2■3■1■ ■3■2(■1■) ■2(■1■)3■
3 уровень. Разгадай правило, по которому составлены примеры. Вычисли.
9х5-6х4:8 → 45-6х4:8 → 45-24:8 → 9+18-8
Текущая проверка усвоения пройденного материала
ТЕМА: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ И ПЕРИМЕТРА» 4 класс
Цель: развитие умения решать задачи на нахождение площади и периметра, соотносить единицы измерения длины и площади.
1 уровень. Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
2 уровень. Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
3 уровень. Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”
ТЕМА: «ПЛОЩАДЬ И ПЕРИМЕТР» 4 класс
Цель: проверить умение соотносить единицы измерения длины и единицы измерения площади, сравнение величин.
1 уровень. Сравни величины. Зачеркни пары, которые нельзя сравнить.
360см__26см 6дм
Самостоятельная работа.
ТЕМА: СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ.4 класс
Цель: развивать умение решать задачи на движение; закреплять знания взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием.
Работа №1
Задача: Скорость автомобиля 90км/ч. Какое расстояние он проедет за 4 часов?
1 уровень. Реши задачу, с помощью таблицы.
2 уровень. Реши задачу устно, составь обратную задачу на нахождение времени и реши её.
3 уровень. За сколько времени он проедет это же расстояние, если его скорость будет на 30км/ч меньше?
Работа №2
1 уровень. Лыжник шёл 3 часа со скоростью 12 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, скорость которого 6 км/ч?
2 уровень. Лыжник шёл 3 часа со скоростью 12 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, скорость которого в 2 раза меньше скорости лыжника?
3 уровень. Лыжник за 3 часа прошёл 36 км. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, если его скорость в 2 раза меньше скорости лыжника?
Работа №3(встречное движение)
1 уровень. Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда 35 км/ч, скорость другого - 70 км/ч. Найдите расстояние между городами.
2 уровень. Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда - 30 км/ч, а другого на 35 км/ч больше. Найдите расстояние между городами.
3 уровень. Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда 35 км/ч, а другого в 2 раза больше. Найдите расстояние между городами.
Работа №4 (противоположные направления)
1 уровень. Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один автобус шёл со скоростью 60 км/ч, а другой - со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?
2 уровень. Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один из них шёл со скоростью 60 км/ч, а другой на 20 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?
3 уровень. Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Какое расстояние будет между ними через 3 часа, если каждый час они удалялись друг от друга на 140 км?
Работа №5(движение в обратном направлении)
1 уровень. Расстояние до стадиона 1200м мальчик прошел за 15 минут. На обратный путь он потратил на 5 минут больше. С какой скоростью шел мальчик обратно?
2 уровень. Велосипедист от города до дачи ехал 3 часа со скоростью 12км/ч, а на обратный путь он затратил 4 часа. На сколько км/ч велосипедист изменил свою скорость?
3 уровень. Расстояние между пристанями 150км теплоход прошел за 6 часов. На обратном пути его скорость увеличилась на 5 км/ч .За какое время теплоход пройдет весь путь туда и обратно?
Работа №6
1 уровень. Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?
2 уровень. Составь обратную задачу.
3 уровень. Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Уроки закрепления
ТЕМА: ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. 3 класс.
Вариант: 1
Цель: установление соотношений между единицами времени, закрепить умения сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.
Инструкция: Выбери уровень сложности и реши.
Уровень 1
1) Запиши в порядке убывания: Сутки, век, секунда, неделя, месяц, минута, час.
2) Заполни пропуски: 3 ч =…мин 3 года = …мес 2 ч =…мин 2 года =…мес.
4 ч =…мин 7 сут. = нед.
3) Проверь, верны ли неравенства?
3 ч 10 мин > 310 мин 5 мин 30 с < 330 с
52 ч > 2 сут. 1 ч = 60 с
Уровень 2
1) Рассмотри запись, можно ли разбить на группы величины? Что лишнее?
1 ч,1 т, 1 мин,1 с, 1 ц, 1 год,1 кг, 1 см, 1 грамм.
2) Переведи в часы 7200 с =…ч 180 мин =…ч
10 сут =…ч 3 сут 2 ч =…ч
420 мин =…ч 3600 с =…ч
3) Сравни именованные числа (< > = )
7 мин 15 с…445 с 8 ч 18 мин…7 ч 78 мин
9 ч 12 мин…563 мин 2 ч 12 мин…7200с
Уровень 3
1) Запиши величины в порядке возрастания:
30 с, 32 ч, 7 лет, 34 мин, 1 век, 10 с
2) По какому признаку записаны величины? Продолжи правило.
3 ч 4 ч 5 ч 180 мин 10800 с
3) Найди значение выражений:
2 ч 45 мин + 15 мин 3 ч 50 мин + 5 мин
3 ч 55 мин + 2 ч 20 мин 2 ч 15 мин – 45 мин
4 ч 10 мин – 35 мин 1 ч 30 мин + 1 ч 30 мин
Вариант: 2
Цель: установление соотношений между единицами времени, отработка умения сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.
Инструкция: Выбери уровень сложности и реши.
Уровень 1
1) Запиши в порядке убывания:
Сутки, век, секунда, неделя, месяц, минута, час.
2)Заполни пропуски: 1 ч =…мин 2 года = …мес
2 ч =…мин 5 лет =…мес.
8 ч =…мин 72 ч =…сут.
3)Проверь, верны ли неравенства?
2 ч 10 мин >210 мин 4 мин 30 с <300 с
70 ч >3 сут. 1 мин = 60 с
Уровень 2
1) Рассмотри запись, можно ли разбить на группы величины? Что лишнее?
1 мин, 1 ц, 1 ч, 1 мес, 1 т 1 век, 1 грамм, 1 м, 1 кг.
2)Переведи в часы: 10800 с =…ч 240 мин =…ч
7 сут =…ч 1 сут 7 ч =…ч
120 мин =…ч 3600 с =…ч
3) Сравни именованные числа (< > = )
5 мин 15 с…445 с 4 ч 22 мин…4 ч 20 мин
6 ч 40 мин…400 мин 1 ч 52 мин…3660с
Уровень 3
1) Запиши величины в порядке возрастания:
80 с, 24 ч, 6 лет, 1 мин, 2 век, 2 с
2) По какому признаку записаны величины? Продолжи правило.
2 ч 4 ч 5 ч 120 мин 7200 с
3) Найди значение выражений:
1 ч 35 мин + 15 мин 5 ч 55 мин + 5 мин
4 ч 50 мин + 2 ч 20 мин 3 ч 35 мин – 40 мин
2 ч 20 мин – 35 мин 2 ч 30 мин + 2 ч 30 мин