Сборник познавательных задач по ботанике

12
1
Материал опубликован 22 July 2017 в группе

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО БИОЛОГИИ

ЧАСТЬ 1:

РАЗДЕЛ

«РАСТЕНИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ»

РАСТЕНИЯ

Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади Европейской равнины около 2000. Чем вы объясните это различие?

Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микро­скопе.

Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, можно увидеть движение цитоплазмы. Однако у других растений мы этого не наблюдаем. Почему?

У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые вы­ращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается ко­личество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?

Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?

В сельскохозяйственной практике производят окучивание рас­тений, однако многие растения в этом не нуждаются. Объясните целесообразность или нецелесообразность подобного агротехниче­ского приема.

Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одина­ково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. По­чему?

Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет (рис. 1). Почему?

Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а азотные — в первой половине лета в виде подкормки. Почему?

Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повре­дила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.

Растения экономно испаряют воду, однако часто после дож­дя или рано утром на кончиках листьев земляники можно увидеть капельки воды. Если их попробовать на вкус, они сладкие. Объяс­ните это явление.

Школьники посадили деревья, но не все их обрезали. В ре­зультате многие пересаженные деревья засохли. Дайте объяснение этому явлению.

Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещест­ва. Однако такие вещества, как сахар, белки, масла, крахмал, растения не получают из почвы. Почему в растениях находятся эти вещества.

рис. 1.

Почему салат и шпинат рекомендуют срывать вечером?

На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?

С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого ве­щества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?

У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.

После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако как только погода изменилась, рожь «встала». Дайте объяснение этому явлению.

С какой целью человек использует прививку плодовых рас­тений?

Цветки растений имеют различную окраску, но замечено, что растения, цветущие вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого и желтого цвета. Дайте объяснение этому явлению.

У большинства растений сначала появляются листья, а затем растения зацветают, но известны растения, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Объясните это явление.

Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиоле­товыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.

Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?

Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?

Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?

На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из кото­рых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).

Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.

Луга, возникшие на месте сведенных лесов и на водораз­делах, дают неплохой "урожай сена, однако луга в поймах рек дают значительно больше сена. Чем это можно объяснить?

Из зерна пшеницы, попавшего в придорожный грунт, вы­росло растение высотой 10 см и с маленьким колосом, а в поле из такого же зерна выросло мощное растение с крупным колосом. Объясните это явление.

На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?

В березовом и осиновом лесу между деревьями были по­сажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.

Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса коли­чество деревьев в нем уменьшается. Например, сосна высеивает примерно 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остается примерно 500 сосен. Объясните, с чем это связано. Какая здесь существует биологи­ческая закономерность?

Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рых­лили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой — удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?

При длительном хранении клубней картофеля из глазков часто вырастают не побеги, а молодые клубеньки — «детки» (рис. 2). Дайте объяснение этому явлению.

35.Зимой в саду к стволам плодовых деревьев подгребают снег, который покрывают еще и слоем опилок. Почему при таком уходе деревья дают больший урожай?

При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и стано­вится менее сладкой. Дайте объяс­нение этому явлению.

В аквариумы, кроме рыбок, помещают различные водные рас­тения: валлиснерию, криптокорину, элодею и другие. Они украшают аквариумы. Если вынуть эти рас­тения из воды, они теряют свою форму. Какие особенности строе­ния обеспечивают мягкость и гиб­кость этих растений?

У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества пе­редвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у водорослей происходит обмен ве­ществ?

Водоросли,- как и все растения, нуждаются в солнеч­ном свете, однако многие морские водоросли могут жить только на больших глубинах, куда он слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Дайте объяснение подобному яв­лению.

По внешнему строению морские водоросли похожи на рас­тения суши, однако ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?

Большинство водорослей произрастает в воде, однако водо­росли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?

Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление.

Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?

После экскурсии на торфопредприятие в классе возникла дискуссия, как образуется торфяное болото. Одна группа считала, что болото появляется вследствие зарастания водоемов. Другая утверждала, что сами растения способствуют заболачиванию, по­нижению местности и постепенному появлению торфа. Кто из них прав?

Растения в природе достигают значительных размеров, встречаются деревья высотой 30—40 м и больше. Однако на торфяных болотах деревья практически не растут, а большинство мохоподобных растений низкорослы. Объясните данное явление.

В лесном массиве произрастало много папоротников, од­нако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?

Как вы думаете, отличаются ли по своему строению корне­вые системы двух сосен одного вида при условии, что одна из них выросла на камнях в гористой местности, а другая — на болоте?

Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

В тропических лесах много лиан и других вьющихся рас­тений, в то время как в лесах средней полосы они не встречаются. Почему?

Самыми многочисленными в тропиках являются орхидные, у которых цветки имеют приспособления к опылению определенны­ми насекомыми и птицами колибри, а в умеренном климате — сложноцветные. Почему?

Папоротники достигают значительных размеров в тропиче­ских лесах и сравнительно крупных в средней полосе, а мхи нет. Дайте объяснение этому явлению.

52. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в ело­вом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?

53*. Одни растения широко распространены, например листвен­ница, береза, тополь, подорожник. Другие растут только в опре­деленных местах, например в горах растет эдельвейс, в лесах — ландыш, на болотах — клюква и др. Объясните это явление.

54*. Рост корня, стебля, листа, цветка, плода зависит отделения и роста клеток. Весной в древесине образуются более крупные клетки, чем осенью. Как объяснить это явление?

55*. Корни кукурузы с 1 га накапливают столько железа, что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, накапливаемой этими же корнями, можно изготовить 20 м проволоки. Рассчитай­те, сколько металла можно получить из посевов кукурузы с пло­щади в 1 тыс. га.

56*. Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения с плодами. Дайте объяс­нение этому явлению.

57*. Помимо растений, в листьях которых протекает процесс фотосинтеза, встречаются растения с хорошо развитыми листьями, но в них не происходит фотосинтеза (например, внутренние листья кочана капусты). Объясните это явление.

58*. Многие зимние сорта яблок снимают с дерева еще зеле­ными и совсем невкусными, однако через некоторое время они до­зревают. Объясните это явление.

59*. В листьях растений в хлоропластах интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в плодах (рис. 3)? Почему?

60*. При выращивании некоторых овощных растений, например капусты, нельзя обрывать наружные листья. Почему?

61*. Летом многие пруды, а также аквариумы, которые стоят у окон, «зацветают» — вода в них теряет свою прозрачность и ста­новится зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?

62*. На пустыре, где росла крапива, решили посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой минеральными веществами почве. На этом участке посадили горох. Правильно ли был сделан выбор?

63*. В тропических лесах можно встретить деревья, корни кото­рых располагаются не только в почве, но и над почвой. Дайте объяснение этому явлению.

64*. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

65*. Большинство растений, цветущих весной, отцветают весной или в начале лета, однако известно, что некоторые из них иногда дают отдельные цветки и осенью. Объясните это явление.

66*. Если в почву, бедную известью, положить кусочек мрамора, то через некоторое время (около трех месяцев) он будет «изъеден» корнями растений. Каким образом растения «грызут» камни?

67*. На месте вырубленного леса часто начинается заболачи­вание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

68*. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы ду­маете, почему?

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ

69. Известно, что воздух в местах большого скопления людей, например в кинотеатрах, на вокзалах, насыщен бактериями, а в чистом воздухе, особенно в природных условиях, их мало. Почему?

Важнейшую роль в разложении погибших животных и расте­ний играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяс­нение этому явлению.

Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать по­томство, равное по объему земному шару. Однако этого не проис­ходит. Почему?

Многие виды бактерий могут находиться в условиях, кото­рые для других организмов совершенно неприемлемы. Предложите объяснение этой особенности бактерий.

Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?

В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в бе­резовом — подберезовиков. Почему?

Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые трибы (мухомор, бледная поганка и т. д.)?

В последние десятилетия в Европе картофель сильно по­вреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также ши­роко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему?

Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселив­шись на коре, причиняют им вред. Почему?

78*. Луговые опенки и другие грибы часто образуют на лу­жайках замкнутые круги (в народе их называют «ведьмины круги»), внутри которых грибы не растут. Объясните это явление.

79*. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше?

80*. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к ство­лу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

81*. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

82*. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных зла­ков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.

Распределение задач по темам программы

Темы программы

№№ задач

1.Введение. Общее знакомство с растениями

1

2.Клеточное строение растений

2,3

3.Органы цветковых растений

4,5,7,9,10,11,12,13,14,18,20,

21,22,23,24,25,27,29,33,34,35

4.Основные процессы жизнедеятельности растений

6,7,8,9,10,11,12,14,16,15,16,17,19,20,21,22,23,24,26,27

5.Основные отделы царства растений

37 -54

6.Царство бактерии

69-73

7.Царство грибы. Лишайники

74-82

8.Природные сообщества

1,17,22,28,30,31,32,40,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,51,53,56,63,64,65,66,67,68,69,70,72,73,

74,77,78,80,81

Для составления сборника использован ресурс:

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.

Демьянков Е. Н., Москва, «Просвещение»,1996г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии