Методическая разработка «Организация и проведение викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах»

1
0
Материал опубликован 7 December 2018

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

« Воркутинский педагогический колледж»

 

Организация и проведение викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах

методическая разработка

 

г. Воркута

2017 год

Организация и проведение викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах [Текст]:методическая разработка/ автор-составитель Мельник Виталий Сергеевич– Воркута: ГПОУ «ВПК» 2017г. –14с.

Методическая разработка составлена в соответствии с содержанием учебника «Окружающий мир» для учащихся 3 класса и предназначена для организации и проведения викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах, включает в себя: введение, историю возникновения «викторин», методика организации и проведения викторин по естествознанию в начальных классах, конспект по естествознанию во внеурочное время для младших школьников, список использованных источников.

Методическая разработка составлена в помощь учителям начальных классов при проведении внеурочной деятельности по окружающему миру.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. ………. 6

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИКТОРИН»…………………….. ……… 7

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ……………………………..8

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПО ТЕМЕ «Природа. Растения. Животные. География»………………………………………….…………………………………. 10

КОНСПЕКТ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПО ТЕМЕ«Умники и умницы»……………………………………………………........................................... 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….......... 15

ВВЕДЕНИЕ

В начальной школе учение становится ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Главную роль в этой деятельности теперь играет личная заинтересованность школьника, его мотивация. Очень важно сформировать у ребёнка познавательный интерес как одну из важнейших слагаемых учебной мотивации.

Краеведческий материал как никакой другой даёт учителю большую возможность развивать познавательный интерес. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы. других народов, других людей. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины. От близкого, знакомого, родного ребёнок продвигается к неизведанному новому, которому ещё предстоит стать близким, родным.

Развивая познавательный интерес, активность и самостоятельность на материале краеведения, мы воспитываем думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе.

Важно использовать разные формы урока, в том числе нестандартные, интересные. В связи с этим на уроках краеведения я часто использую викторины как средство развития познавательного интереса младших школьников.

Одна из таких форм- викторина. Викторины должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков, ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая вопросы с программным материалом по краеведению, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.

Познавательные викторины требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности, развивают внимание, зрительную память.

Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.


 

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ВИКТОРИН»

Многие люди считают викторины очень приятным развлечением. Во время подобных занятий можно блеснуть эрудицией и смекалкой. Особенно детям по душе исторические, географические и литературные викторины для начальной школы. Чтобы понять, что представляет собой викторина и каким образом ее правильно устроить, необходимо узнать ее историю.

В двух словах викторина – это игра , в которой участнику нужно как можно быстрее отвечать на поставленные вопросы определенной тематики, опережая своих соперников.

Сама викторина известна людям с давних времен. Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Слово, обозначающее эту затею придумал писатель по имени Михаил Кольцов. Выпуская свою газету, он предусмотрел в ней раздел для интеллектуальных конкурсов, в их число входили загадки, шарады, необычные вопросы. Ведением данного блока занимался журналист с именем Виктор. Таким образом, и появилось слово «викторина».

Многие узнали о том, что такое викторина благодаря прессе. Постепенно стали появляться все новые и новые конкурсы с различными задачами, это очень увлекало людей разных возрастов. Исторически викторины применяются в качестве развлекательного времяпровождения соревновательного плана. C 1975 года викторины используются как игры в телевизионных программах для соревнований и получения призов.

С появлением Интернета стало возможным создавать специализированные сайты-викторины, позволив викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них предусмотрены денежные призы для победителей. С расцветом эры смартфонов, викторина стала доступна и там, позволяя играть в любом месте и в любое время.

Самая большая викторина, согласно книге рекордов Гиннесса, прошла в городе Гент (Бельгия) в 2010 году. В ней приняло участие 2280 человек.

Сегодня на уроках достаточно часто проводят различные игры, в том числе и литературные викторины для младших школьников, они позволяют проверить остроумие, сообразительность и эрудированность учащихся.

 

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Известно, что викторина — это игра в ответы на определённую тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать всем особенностям игры. Содержать в себе все элементы игры — игровую задачу, игровые действия, игровые правила, содержать в себе элементы занимательности. Быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Для этого кроме хорошей подготовленности детей.

Перед началом игры еобходими нацеливать детей на игру, подчёркивая как игровую, так и дидактическую задачу, определить участников команды или личное участие каждого ребёнка.

Значимость викторины:

Роль викторины, как развлечения, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуального развития, так как пробуждает любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций с элементами мультимедиа: двигающиеся картинки, звуковые эффекты, необычные вставки, озвученный персонаж, открывающиеся и закрывающиеся окошки, и многое другое.

Цели проведения викторины:

-Систематизация знаний по данной теме.

-Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры студентов.

-Обеспечить осмысление студентами исторической значимости изучаемого материала.

-Обогатить опыт студентов в максимально возможном для него диапазоне.

-Формирование умений задавать вопросы.

-Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке.

-Обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения.

-Воспитание ответственности, наблюдательности, внимания, памяти, расширения кругозора.

Особенности викторин:

1. Правила должны быть просты;

2. Викторина должна охватывать всех;

3. Викторина должна быть интересна для всех;

4. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников;

5. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех;

6.Для соревновательных викторин обязательны судья или жюри.

Составление викторины:

Выберите тему. Вопросы были объединены общей темой.

Определите цель. Целью викторины должен быть ответ на конкретный вопрос, который может знать читатель.

Выбор вида будет ваша викторина. Существует несколько видов викторин, и на этом этапе следует решить, какую именно вы хотите написать. С ответами на выбор? «Правда» или «ложь»?

Викторины по шкале «да», «нет», «не знаю».

Определить сколько в ней будет вопросов.

Подведите итоги.  

 

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по теме «Природа. Растения. Животные. География»

Класса: 3 класс

Цель занятия: расширять и углублять знания учащихся о природе, растениях, животных, географии.

Используемое оборудование:

для ведущего: секундомер, таблица для внесения результатов.

для учащихся: карандаши (простые);

Форма проведения: Игра-викторина «Природа. Растения. Животные. География».

Время проведения: проводится во время недели природоведения в параллели 3-х классов.

Форма организации деятельности детей: Работа строится в командах.

 

Ход занятия:

1. Вступительное слово:

Здравствуйте ребята, сегодня пройдет интеллектуальное соревнование между командами 3 «а» и 3 «б». Вам предстоит принять участие в викторине «Природа. Растения. Животные. География». За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце мероприятия будет подведен итог викторины, определены победители.

2.  В игре участвуют 2 команды. Каждой команде предлагаю первое задание:    выбрать капитана и дать название своей команде.

3.Разминк.

Вопросы для первой команды.

-Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчики)

-Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)

-Где родина картофеля? (Перу и Чили)

-Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай)

Вопросы для второй команды.

-Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все они чуть склонили головки, и, кажется вот пробежит ветерок, и над поляной послышится серебристый перезвон. (Колокольчики)

-Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. (Чертополох)

-Какие животные спят с открытыми глазами? (Зайцы, т.к. у них короткие веки)

-Гирлянды белых маленьких колокольчиков, висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)

4.Конкурс капитанов.

Капитанам необходимо разгадать анаграммы. На выполнение работы отводится 5 мин.

Для первого капитана.

жиСтри (Стрижи)

Лапа а=и (Липа)

неЛ (Лен)

Для второго капитана.

Африканский усстра (Африканский страус)

каМ(Мак)

Кара р=м(Кама )

5.Географический конкурс.

Вопросы для первой команды.

-Самое глубокое озеро. (Байкал — 1940 метров)

-Какой город построен на пяти ropax? (Пятигорск)

-Какой предлог является названием реки в Испании? (Река По)

Вопросы для второй команды.

-В названии какой реки слышатся 3 ноты? (Миссисипи)

-Название какого города состоит из минерала и дерева? (Мелитополь)

-Что южнее — Магадан или Ленинград? (Оба на одной широте — 60)

6.Кокурс знатоков.

У каждой команды на столе лежат конверты. Внутри находятся пазлы. Вам необходимо собрать их, дать описание этих животных.

Для первой команды

Для второй команды

Бурый медведь, или обыкновенный медведь-хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных наземных хищников.

Некогда бурый медведь был обычен по всей Европе, включая Англию и Ирландию а на востоке через Сибирь и Китай доходил до Японии. В Северную Америку он, вероятно, попал около 40 000 лет назад из Азии, через Берингов перешеек и широко расселился в западной части континента от Аляски и до севера Мексики.

Гепард- хищное млекопитающее семейства кошачьих, обитает в большинстве стран Африки, а также на Ближнем Востоке. Это единственный современный сохранившийся представитель рода Acinonyx. Быстрейший из всех наземных млекопитающих: за 3 секунды может развивать скорость до 110 км/ч.

7.Подведение итогов.

Подсчет результатов, объявление победителей.

 

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по теме «Умники и умницы»

Класса: 3 класс

Цель занятия: расширять и углублять знания учащихся об окружающем нас мире.

Используемое оборудование:

для ведущего: список вопросов.

для учащихся: карандаши (простые), бланки для ответов.

Форма проведения: Игра-викторина «Умники и умницы».

Время проведения: проводится во время недели природоведения в параллели 3-х классов.

Форма организации деятельности детей: Работа строится в командах.

Ход занятия:

1. Вступительное слово:

Сегодня нас ждет конкурс, в котором вам предстоит продемонстрировать свои знания в разных сферах жизни. По окончанию викторины определим самого эрудированного ученика. Попробуем поставить рекорд по правильным ответам.

Правила викторины:

-Вопрос читается два раза. На запись ответа отводится 2 мин.

-соблюдаем тишину.

-Отвечаем самостоятельно без помощи.

-Записываем ответы, после проверки на путеводном листе отмечаем свое место(Если верно ответил, то перемещается на одну клетку в перед. Если не верно ставиться крестик после 3 крестиков участник выбывает)

Первый этап. (Отборочный)

-Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце.)

-Назовите самый большой струнный щипковый музыкальный инструмент. (Арфа.)

-Назовите самую первую женщину-космонавта. (Николаева- Терешкова В. H)

-Назовите самую высокую гору нашей планеты. (Джомолунгма или Эверест 8848 м.)

-Назовите самую главную книгу мусульман. (Коран.)

- Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, менее 2 гр.)

-Назовите самое распространенное в России дерево. (Лиственница 45 % Леса.)

-Назовите самую крупную ягоду. (Тыква.)

Второй этап. (Основной)

-Назовите самую маленькую денежную единицу в США. (Цент.)

-Как называется самая высокая океанская волна? (Цунами.)

-Назовите самое популярное транспортное средство в Восточной Азии. (Велосипед.)

-Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода.)

-Назовите самую веселую цирковую профессию. (Клоун.)

-Назовите самый популярный в Голландии цветок. (Тюльпан.)

-Как называется самый сильный ветер? (Ураган.)

Третий этап.(Повышенной сложности)

-Назовите самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит.)

-Назовите самый короткий день в году. (22 декабря.)

-Назовите самую ядовитую змею. (Кобра.)

-Назовите самый соленый водоем в мире. (Мертвое море.)

-Назовите самый распространенный во всем мире праздник. (Новый год.)

Поздравляю ты успешно прошел три этапа и дошел до самого сложного этапа, который состоит их 4 вопросов. Перед тем как приступать к ответам на них, можешь смело поставить себе пять.

Финальный этап.

-Назовите самого титулованного футбольного вратаря нашей страны. (Лев Яшин.)

-Назовите самое большое скульптурное произведение в городе Нью-Йорке. (Статуя свободы.)

-Назовите основателя самого первого русского университета. (М.В. Ломоносова.)

-Назовите самое «грустное» дерево. (Плакучая ива.)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Викторина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

Использование викторины как формы организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru

Международная Академия развития образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/viktorina.html

Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krplota.ru/article121

Сайты с викторинами[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://talantiks.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.