Методическая разработка «Организация и проведение викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
« Воркутинский педагогический колледж»
Организация и проведение викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах
методическая разработка
г. Воркута
2017 год
Организация и проведение викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах [Текст]:методическая разработка/ автор-составитель Мельник Виталий Сергеевич– Воркута: ГПОУ «ВПК» 2017г. –14с.
Методическая разработка составлена в соответствии с содержанием учебника «Окружающий мир» для учащихся 3 класса и предназначена для организации и проведения викторин по естествознанию во внеурочное время в начальных классах, включает в себя: введение, историю возникновения «викторин», методика организации и проведения викторин по естествознанию в начальных классах, конспект по естествознанию во внеурочное время для младших школьников, список использованных источников.
Методическая разработка составлена в помощь учителям начальных классов при проведении внеурочной деятельности по окружающему миру.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. ………. 6 |
ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИКТОРИН»…………………….. ……… 7 |
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ……………………………..8 |
КОНСПЕКТ ВИКТОРИНПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПО ТЕМЕ «Природа. Растения. Животные. География»………………………………………….…………………………………. 10 |
КОНСПЕКТ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПО ТЕМЕ«Умники и умницы»……………………………………………………........................................... 13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….......... 15 |
ВВЕДЕНИЕ
В начальной школе учение становится ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Главную роль в этой деятельности теперь играет личная заинтересованность школьника, его мотивация. Очень важно сформировать у ребёнка познавательный интерес как одну из важнейших слагаемых учебной мотивации.
Краеведческий материал как никакой другой даёт учителю большую возможность развивать познавательный интерес. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы. других народов, других людей. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины. От близкого, знакомого, родного ребёнок продвигается к неизведанному новому, которому ещё предстоит стать близким, родным.
Развивая познавательный интерес, активность и самостоятельность на материале краеведения, мы воспитываем думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе.
Важно использовать разные формы урока, в том числе нестандартные, интересные. В связи с этим на уроках краеведения я часто использую викторины как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Одна из таких форм- викторина. Викторины должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков, ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая вопросы с программным материалом по краеведению, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.
Познавательные викторины требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности, развивают внимание, зрительную память.
Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.
ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ВИКТОРИН»
Многие люди считают викторины очень приятным развлечением. Во время подобных занятий можно блеснуть эрудицией и смекалкой. Особенно детям по душе исторические, географические и литературные викторины для начальной школы. Чтобы понять, что представляет собой викторина и каким образом ее правильно устроить, необходимо узнать ее историю.
В двух словах викторина – это игра , в которой участнику нужно как можно быстрее отвечать на поставленные вопросы определенной тематики, опережая своих соперников.
Сама викторина известна людям с давних времен. Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Слово, обозначающее эту затею придумал писатель по имени Михаил Кольцов. Выпуская свою газету, он предусмотрел в ней раздел для интеллектуальных конкурсов, в их число входили загадки, шарады, необычные вопросы. Ведением данного блока занимался журналист с именем Виктор. Таким образом, и появилось слово «викторина».
Многие узнали о том, что такое викторина благодаря прессе. Постепенно стали появляться все новые и новые конкурсы с различными задачами, это очень увлекало людей разных возрастов. Исторически викторины применяются в качестве развлекательного времяпровождения соревновательного плана. C 1975 года викторины используются как игры в телевизионных программах для соревнований и получения призов.
С появлением Интернета стало возможным создавать специализированные сайты-викторины, позволив викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них предусмотрены денежные призы для победителей. С расцветом эры смартфонов, викторина стала доступна и там, позволяя играть в любом месте и в любое время.
Самая большая викторина, согласно книге рекордов Гиннесса, прошла в городе Гент (Бельгия) в 2010 году. В ней приняло участие 2280 человек.
Сегодня на уроках достаточно часто проводят различные игры, в том числе и литературные викторины для младших школьников, они позволяют проверить остроумие, сообразительность и эрудированность учащихся.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Известно, что викторина — это игра в ответы на определённую тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать всем особенностям игры. Содержать в себе все элементы игры — игровую задачу, игровые действия, игровые правила, содержать в себе элементы занимательности. Быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Для этого кроме хорошей подготовленности детей.
Перед началом игры еобходими нацеливать детей на игру, подчёркивая как игровую, так и дидактическую задачу, определить участников команды или личное участие каждого ребёнка.
Значимость викторины:
Роль викторины, как развлечения, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуального развития, так как пробуждает любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций с элементами мультимедиа: двигающиеся картинки, звуковые эффекты, необычные вставки, озвученный персонаж, открывающиеся и закрывающиеся окошки, и многое другое.
Цели проведения викторины:
-Систематизация знаний по данной теме.
-Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры студентов.
-Обеспечить осмысление студентами исторической значимости изучаемого материала.
-Обогатить опыт студентов в максимально возможном для него диапазоне.
-Формирование умений задавать вопросы.
-Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке.
-Обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения.
-Воспитание ответственности, наблюдательности, внимания, памяти, расширения кругозора.
Особенности викторин:
1. Правила должны быть просты;
2. Викторина должна охватывать всех;
3. Викторина должна быть интересна для всех;
4. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников;
5. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех;
6.Для соревновательных викторин обязательны судья или жюри.
Составление викторины:
Выберите тему. Вопросы были объединены общей темой.
Определите цель. Целью викторины должен быть ответ на конкретный вопрос, который может знать читатель.
Выбор вида будет ваша викторина. Существует несколько видов викторин, и на этом этапе следует решить, какую именно вы хотите написать. С ответами на выбор? «Правда» или «ложь»?
Викторины по шкале «да», «нет», «не знаю».
Определить сколько в ней будет вопросов.
Подведите итоги.
КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
по теме «Природа. Растения. Животные. География»
Класса: 3 класс
Цель занятия: расширять и углублять знания учащихся о природе, растениях, животных, географии.
Используемое оборудование:
для ведущего: секундомер, таблица для внесения результатов.
для учащихся: карандаши (простые);
Форма проведения: Игра-викторина «Природа. Растения. Животные. География».
Время проведения: проводится во время недели природоведения в параллели 3-х классов.
Форма организации деятельности детей: Работа строится в командах.
Ход занятия:
1. Вступительное слово:
Здравствуйте ребята, сегодня пройдет интеллектуальное соревнование между командами 3 «а» и 3 «б». Вам предстоит принять участие в викторине «Природа. Растения. Животные. География». За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце мероприятия будет подведен итог викторины, определены победители.
2. В игре участвуют 2 команды. Каждой команде предлагаю первое задание: выбрать капитана и дать название своей команде.
3.Разминк.
Вопросы для первой команды.
-Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчики)
-Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)
-Где родина картофеля? (Перу и Чили)
-Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай)
Вопросы для второй команды.
-Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все они чуть склонили головки, и, кажется вот пробежит ветерок, и над поляной послышится серебристый перезвон. (Колокольчики)
-Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. (Чертополох)
-Какие животные спят с открытыми глазами? (Зайцы, т.к. у них короткие веки)
-Гирлянды белых маленьких колокольчиков, висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)
4.Конкурс капитанов.
Капитанам необходимо разгадать анаграммы. На выполнение работы отводится 5 мин.
Для первого капитана.
жиСтри (Стрижи)
Лапа а=и (Липа)
неЛ (Лен)
Для второго капитана.
Африканский усстра (Африканский страус)
каМ(Мак)
Кара р=м(Кама )
5.Географический конкурс.
Вопросы для первой команды.
-Самое глубокое озеро. (Байкал — 1940 метров)
-Какой город построен на пяти ropax? (Пятигорск)
-Какой предлог является названием реки в Испании? (Река По)
Вопросы для второй команды.
-В названии какой реки слышатся 3 ноты? (Миссисипи)
-Название какого города состоит из минерала и дерева? (Мелитополь)
-Что южнее — Магадан или Ленинград? (Оба на одной широте — 60)
6.Кокурс знатоков.
У каждой команды на столе лежат конверты. Внутри находятся пазлы. Вам необходимо собрать их, дать описание этих животных.
Для первой команды |
|
Для второй команды |
|
Бурый медведь, или обыкновенный медведь-хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных наземных хищников. Некогда бурый медведь был обычен по всей Европе, включая Англию и Ирландию а на востоке через Сибирь и Китай доходил до Японии. В Северную Америку он, вероятно, попал около 40 000 лет назад из Азии, через Берингов перешеек и широко расселился в западной части континента от Аляски и до севера Мексики. |
Гепард- хищное млекопитающее семейства кошачьих, обитает в большинстве стран Африки, а также на Ближнем Востоке. Это единственный современный сохранившийся представитель рода Acinonyx. Быстрейший из всех наземных млекопитающих: за 3 секунды может развивать скорость до 110 км/ч. |
7.Подведение итогов.
Подсчет результатов, объявление победителей.
КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Класса: 3 класс
Цель занятия: расширять и углублять знания учащихся об окружающем нас мире.
Используемое оборудование:
для ведущего: список вопросов.
для учащихся: карандаши (простые), бланки для ответов.
Форма проведения: Игра-викторина «Умники и умницы».
Время проведения: проводится во время недели природоведения в параллели 3-х классов.
Форма организации деятельности детей: Работа строится в командах.
Ход занятия:
1. Вступительное слово:
Сегодня нас ждет конкурс, в котором вам предстоит продемонстрировать свои знания в разных сферах жизни. По окончанию викторины определим самого эрудированного ученика. Попробуем поставить рекорд по правильным ответам.
Правила викторины:
-Вопрос читается два раза. На запись ответа отводится 2 мин.
-соблюдаем тишину.
-Отвечаем самостоятельно без помощи.
-Записываем ответы, после проверки на путеводном листе отмечаем свое место(Если верно ответил, то перемещается на одну клетку в перед. Если не верно ставиться крестик после 3 крестиков участник выбывает)
Первый этап. (Отборочный)
-Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце.)
-Назовите самый большой струнный щипковый музыкальный инструмент. (Арфа.)
-Назовите самую первую женщину-космонавта. (Николаева- Терешкова В. H)
-Назовите самую высокую гору нашей планеты. (Джомолунгма или Эверест 8848 м.)
-Назовите самую главную книгу мусульман. (Коран.)
- Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, менее 2 гр.)
-Назовите самое распространенное в России дерево. (Лиственница 45 % Леса.)
-Назовите самую крупную ягоду. (Тыква.)
Второй этап. (Основной)
-Назовите самую маленькую денежную единицу в США. (Цент.)
-Как называется самая высокая океанская волна? (Цунами.)
-Назовите самое популярное транспортное средство в Восточной Азии. (Велосипед.)
-Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода.)
-Назовите самую веселую цирковую профессию. (Клоун.)
-Назовите самый популярный в Голландии цветок. (Тюльпан.)
-Как называется самый сильный ветер? (Ураган.)
Третий этап.(Повышенной сложности)
-Назовите самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит.)
-Назовите самый короткий день в году. (22 декабря.)
-Назовите самую ядовитую змею. (Кобра.)
-Назовите самый соленый водоем в мире. (Мертвое море.)
-Назовите самый распространенный во всем мире праздник. (Новый год.)
Поздравляю ты успешно прошел три этапа и дошел до самого сложного этапа, который состоит их 4 вопросов. Перед тем как приступать к ответам на них, можешь смело поставить себе пять.
Финальный этап.
-Назовите самого титулованного футбольного вратаря нашей страны. (Лев Яшин.)
-Назовите самое большое скульптурное произведение в городе Нью-Йорке. (Статуя свободы.)
-Назовите основателя самого первого русского университета. (М.В. Ломоносова.)
-Назовите самое «грустное» дерево. (Плакучая ива.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Викторина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
Использование викторины как формы организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru
Международная Академия развития образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/viktorina.html
Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krplota.ru/article121
Сайты с викторинами[Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://talantiks.ru/