Ориентировка учащихся в мире профессий во внеурочное время.
В специальной (коррекционной) образовательной школе большое внимание уделяется проведению экскурсий. Она дает возможность ознакомить учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии четко определяю ее тему, учебную, воспитательную, профориентационную, коррекционную цель, дату проведения. Планирую экскурсии в начале года. При этом изучаю программу по труду, в которой определен не только объем знаний, подлежащих усвоению, но и даны указания о характере изучаемого в ходе экскурсии объекта. Анализ программы помогает мне определить предприятия, которые станут объектами для изучения в ходе экскурсии. На этих предприятиях школьники знакомятся с организацией и технологией производства, хозяйственно-экономической деятельностью, характером и содержанием труда рабочих массовых профессий.
В процессе подготовки к экскурсии разрабатываю ее план: посещаю предприятие, уточняю ход экскурсии, время проведения, договариваюсь о выделении экскурсовода, с которым согласовываю план экскурсии, отбираю объекты для наблюдения, продумываю содержание волной беседы и объяснений по ходу экскурсий, согласовываю мероприятия по обеспечению безопасности пребывания учащихся на предприятии во время экскурсии, а также договариваюсь с рабочими о беседе со школьниками. Перед экскурсией сообщаю детям тему и цель ее, план и порядок проведения наблюдений, определяю задания. На занятии, предшествующем экскурсии, знакомлю школьников со структурой предприятия, на котором будет проходить экскурсия. Начинается экскурсия с вводной беседы экскурсовода о предприятии, о его продукции, о профессиях предприятия и потребности в них. В то же время учащихся знакомят с правилами техники безопасности на предприятии (цехе). Далее школьники осматривают цеха предприятия, знакомятся с главными технологическими линиями, новой техникой, наблюдают за деятельностью рабочих. В данной работе приводится план подготовки и проведения экскурсии учащихся 9 класса на швейную фабрику.
В специальной (коррекционной) школе полезны экскурсии и на учебно-производственный комбинат, профессиональные училища, в магазины, школьную столовую, стройку и т. д.
Одной из форм проведения работы по профориентации в специальной школе является классный час. По-моему мнению, данная форма доступна всем учителям школы и открывает большие возможности. Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов ( Е. Н. Степанова, М. А. Александрова).
Во время проведения классного часа знакомлю учащихся с посильными для них профессиями, сообщаю интересные факты о той или иной профессии, прошу родителей рассказать о своей профессии. Вариант такого классного час привожу в данной работе.
Большую пользу приносят встречи с выпускниками. К такому дню тщательно готовлюсь: узнаю и уточняю адреса бывших учащихся, рассылаю им приглашения, составляю специальную программу. Гостям предлагаю заполнить анкету с вопросами: когда вы окончили школу, ваши любимые учебные предметы, кем в настоящее время работаете, нравится ли избранная профессия и почему, чтобы хотели пожелать нынешним выпускникам. Доброжелательная, теплая атмосфера располагает к откровенности и дружескому общению.
Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. На них приглашаются все учащиеся школы и учителя, а также родители, специалисты сферы обслуживания, швейных предприятий. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на уроках труда, разучивают стихи и песни, в которых говорится о людях различных рабочих профессий, готовится интересная конкурсная программа.
Для выявления профессиональных склонностей учащихся многое дают проводимые конкурсы типа «Лучшая швея», «Лучший по профессии», смотры качества изделий под названием «Золотые руки». Итоги конкурсов и смотров обсуждаются в классе. Этому посвящается выпуск стенгазеты.
Проводить профориентационную работу мне помогает специально изготовленный учителями школы стенд, который оповещает школьников об учебных заведениях города, которые готовы принять их после окончания школы для дальнейшего профессионального обучения, а также о предприятиях, которые принимают на работу данную категорию выпускников. Цель данного стенда – формировать профессиональные интересы школьников, знакомить с условиями приема в учебные заведения данного профиля.
Таким образом, помочь учащимся в выборе профессии можно только путем целенаправленной работы на протяжении всей учебы в школе, расширения их кругозора и развития интереса, ознакомления с разными видами трудовой деятельности и практического приобщения к труду.