Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время «Литературно-музыкальная гостиная»

3
1
Материал опубликован 1 December 2015

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время «Литературно-музыкальная гостиная»

В последнее время у учащихся резко снизилась потребность в чтении. Дети всё реже посещают библиотеки, всё меньше читают «для себя». Да и в школе часовая нагрузка по предмету «Литература» невелика – всего 2-3 часа в неделю.

Для того чтобы повысить интерес учащихся к чтению, повысить читательскую активность, помочь учащимся определиться с личными читательскими пристрастиями и был задуман проект внеурочной деятельности учащихся «Литературно-музыкальная гостиная».

Изначально сценарии гостиных готовила сама, дети лишь выбирали для себя роли, заучивали понравившиеся произведения и декламировали их. Также совместно с учителем обучающиеся оформляли помещение и готовили приглашения для гостей.

Но время не стоит на месте, и современное образование требует от учителя меньшей опеки над обучающимися и предоставлением для них большей самостоятельности. Именно поэтому в последние годы существования объединения «Литературно-музыкальная гостиная» всё более уменьшая свою «помощь» в подготовке мероприятий, сменив роль организатора на роль советчика и помощника.

Главная моя функция на сегодня – это мотивация учащихся. Например, осенью, в самый яркий и красочный её период, всё чаще обращаю внимание детей (обычно это ученики 5-6 классов) на красоту природы за окном, предлагаю каждому выучить стихотворение об осени. Причём и автора, и произведение учащиеся выбирают самостоятельно.

Дети сами предлагают устроить праздничное мероприятие в честь осени, так как просто прочесть друг за другом стихи на уроке им кажется скучным. Мне остаётся только предложить ребятам сходить в гости к осени.

В итоге учащиеся с наименьшей помощью со стороны учителя объединяются в одну большую творческую группу, и начинается работа над проектом.

Дети формулируют цель деятельности, определяются с задачами. Обязательно проговаривается конечный продукт, который должен получиться при реализации проекта.

Дальше – самое интересное – работа малых групп. Даже трудно себе представить, насколько необъятна фантазия учащихся. Кроме подготовленных учащимися стихов сценарий мероприятия учащиеся дополнили и загадками об осени, и осенними приметами, и, конечно, песнями. Одна из малых групп занималась убранством помещения, другая – подготовкой презентации, сопутствующей сценарию. Мне пришлось лишь обозначить тему: «В гости к осени». И даже за это «зацепилась» одна из групп, задав всем вопрос: «А как же в гости без подарков?» А ведь и вправду, наш менталитет и этикет предполагает такой поворот.

После долгих споров ребята решили создать поэтический альбом «Осень к нам пришла…» Для этого каждый учащийся получил лист формата А3, на котором он должен был записать стихотворение об осени, которое выбрал для заучивания и сделать иллюстрацию к нему. На обратной стороне листа учащиеся писали своеобразное мини-сочинение «Почему именно это стихотворение об осени понравилось мне больше всего». Своя любимое стихотворение по заданной тематике оформила и я, таким образом, включаясь в равноправную деятельность с учащимися. Всё оформлялось в едином стиле. Коллективно были выполнены титульный лист и содержание.

И вот всё готово к мероприятию. Праздник в честь осенней пора прошёл блестяще. Была видна заинтересованность детей, чувствовалась ответственность каждого за порученное дело. В ходе реализации этого проекта мы получили несколько продуктов: сценарий мероприятия, презентацию к мероприятию и творческий альбом. Если готовить такую гостиную учителю в одиночку, даже трудно представить, сколько времени понадобиться для её реализации. Здесь же временные рамки невелики, ведь нужно не затягивать процесс, чтобы не потерять заинтересованность обучающихся.

Это был самый первый опыт проектирования гостиной. После этого было проведено множество праздников. Учащиеся 5-6 классов обычно готовят проекты подобного типа. Они, обычно, организуют мероприятия к определённому времени года, к юбилею писателя или поэта, к какому-либо календарному празднику. Учащимся 7-9 классов интересны более широкие темы, касающиеся межличностных отношений (дружба, любовь), каких-то исторических дат, трагических страниц нашей истории.

Так одним из последних мероприятий для старшеклассников стал проект литературно-музыкальной гостиной «Памяти жертв политических репрессий», где звучали стихи и песни поэтов, бывших в политическом изгнании. Главной задачей учителя здесь, прежде всего, является верная направленность учащихся. Так, главной мыслью этой встречи было то, что даже оказавшись в сложной жизненной ситуации, когда, казалось бы, человек теряет всякую веру, эти люди были способны любить и видеть окружающую красоту. Отрадно, когда учащиеся из такого нелёгкого для восприятия материала делают такие «правильные» выводы.

И, конечно, после проведения мероприятия мы обязательно обсуждаем, что у нас получилась, что особенно запало в душу, чем это мероприятие запомниться всем, над чем нужно поработать в следующий раз. Нужно не забывать благодарить каждого, независимо от объёма проделанной работы. И, естественно, каждый участник получает сертификат автора или участника проекта, чем пополняет своё портфолио.

Такая деятельность позволяет учителю ближе узнать своих учеников, привить интерес к своему предмету и даже к другим дисциплинам (ведь темы гостиных часто соприкасаются с музыкой, изобразительным искусством, историей, биологией, географией и др).

Фантазия и интересы учеников безграничны, а значит впереди ещё множество прочитанных произведений и реализованных проектов!

Лужбина Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Труновская ООШ»,

с. Трун Чернушинского района, Пермского края
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень важные рекомендации.

20 June 2016

Похожие публикации