Методический семинар «Организация совместной деятельности на уроках и во внеурочное время»

7
0
Материал опубликован 11 July 2020

Работать, думать, творить - вместе!

(Организация совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как метод реализации воспитательных задач)

 

По мнению выдающегося психолога Льва Семёновича Выготского, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей - либо помощью ребёнок всегда может сделать больше, чем самостоятельно...» Почему именно этими слова я решила начать свой методичеcкий семинар, который называется «Работать, думать, творить - вместе! Организация совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как метод реализации воспитательных задач»?

Работая в школе, я поняла, что дети стали не хуже или лучше своих сверстников двадцатилетней давности, они просто стали другими. И как никогда современным детям необходима рука помощи.

Как помочь детям? Современный мир требует от людей постоянного взаимодействия, а дети, в силу своего индивидуализма, эгоизма и, порой, некой отстранённости от внешнего мира, не умеют идти на компромисс, работать в команде. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовать совместную работу.

Данное противоречие определило актуальность методического семинара и позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске методов реализации воспитательных задач в организации совместной деятельности.

Цель работы:

показать организацию совместной деятельности учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Задачи:

1.познакомить с видами совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

2.показать эффективность педагогики сотрудничества в школьном коллективе при включении детей с ОВЗ в совместную деятельность.

3.продемонстрировать технологию совместной работы.

А что такое педагогика сотрудничества? Сотрудничество в школе основано на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе. Я не заставляю принудительно учиться школьника, а стараюсь создать оптимальные условия для учения и развития. Нахожусь в постоянном поиске новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала.

А как всё начиналось? Совместная деятельность с детьми в самом начале профессионального поиска была далека от той, которая присутствует сейчас. Начало нашей совместной деятельности с детьми я бы охарактеризовала одной фразой «Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого». Всё это время у нас получалось не творить, а вытворять что-нибудь. И я поставила перед собой цель: правильно организовать совместную деятельность, разобраться во всех её механизмах, что способствовало бы эффективному усвоению учебного материала детьми.

Оказывается, этим вопросом занимались великие умы педагогики, такие как Василий Александрович Сухомлинский «Личность и коллектив – это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива».

Шалва Александрович Амонашвили «Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач» и др.

В результате изучения психолого - методической литературы я для себя сформулировала следующие положения, на которых базируется совместная деятельность:

1. Ученика не нужно принуждать к учению, а нужно заинтересовать, увлечь, вселить уверенность в свои силы

2. Учитель помогает ученику в достижении поставленной цели

3. Каждый ребёнок - личность, задача педагога - не дать потеряться ей в коллективе.

И с этого момента началась моя серьёзная работа по организации совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе

К эффективным видам групповой работы для формирования универсальных учебных действий я отнесла следующее:

1. диалог поколений

На уроки мы приглашаем интересных людей, представителей разных профессий и поколений, чтобы они с нами поделились опытом. Стала привычной такая работа, как проведение онлайн – уроков.

2. игровые технологии («Третий лишний», кроссворды, ребусы)

3. проектная деятельность в группах (подготовка и защита своих проектных работ)

4. судебное заседание

Так как моё первое образование – юрист в области уголовного права, то для детей стали интересными уроке в форме судебного заседания. Также многие конфликты, возникающие в коллективе, мы разрешаем путём прений сторон и вынесения коллегиального вердикта.

5. мастер – класс (делятся опытом, новыми знаниями)

6. урок театрального мастерства

Особенно интересными оказались для детей уроки театрального мастерства, которые рождают сотрудничество с начальной школой.

7. дискуссионный клуб (в основе таких уроков стоит проблемный вопрос, на который дети отвечают, рассуждая и аргументируя свои ответы)

8. интегрированный урок

В нашей школе совместная деятельность охватывает не только детские коллективы, но и педагогический состав. Частыми становятся интегрированные уроки:

литература и история, география

русский язык и физика,

музыка, ИЗО и литература…

Не менее важна совместная деятельность и во внеурочной работе. Наша школа носит имя Героя России А. В. Днепровского. Одной из приоритетных воспитательных задач нашего образовательного учреждения - взрастить настоящего патриота России. Мой 9 «А», где я являюсь классным руководителем, в полном составе вступил в ряды Всероссийского движения «Волонтёры России».

Для меня важно, чтобы дети в совместной деятельности научились осознавать реальные понятия добра и зла, настоящей дружбы, быть ответственными не только за свои поступки, но и за действия каждого в коллективе.

В нашей школе есть Музей боевой славы.

Уроки, посвящённые победным страницам нашей истории, идут параллельно с посещением музея. Уже привычным становится для наших школьников встречи с ветеранами, боевыми офицерами, представителями силовых структур, где ребятам предоставляется возможность не только услышать о мужественных поступках, но и пообщаться в неформальной обстановке, задать интересующие их вопросы.

Моя профессиональная практика по применению видов совместного творчества позволяет утверждать, что даже дети с ОВЗ не остаются в стороне.

Моя задача – помочь таким детям осознать свою значимость в коллективе, здесь не обходится без помощи родителей, которые принимают активное участие в школьной жизни.

Как сказал французский писатель, общественный деятель Анри Барбюс: «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»

Основные положения сотрудничества в коллективе с детьми с ОВЗ:

1.Нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.

2.Проявление педагогического такта

3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку

4.Использование различных мотивационных механизмов, активизирующих желание участвовать в коллективной работе.

Все наши мероприятия: театральные постановки, встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы и т.д. - помогают включению таких детей в нашу интересную активную жизнь.

Говоря о совместной деятельности, мы и сами должны быть открыты для сотрудничества. Поэтому я с удовольствием участвую в семинарах, провожу открытые уроки, мастер – классы.

Я считаю, организация совместной деятельности становится не только неотъемлемой частью современного урока и внеурочной работы, в основе которых может быть любая педагогическая технология, но и школьной жизни в целом. Закончить хочется словами русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Создаёт человека природа, но развивает и образует коллектив».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации