Методический семинар «Организация совместной деятельности на уроках и во внеурочное время»
Работать, думать, творить - вместе!
(Организация совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как метод реализации воспитательных задач)
По мнению выдающегося психолога Льва Семёновича Выготского, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей - либо помощью ребёнок всегда может сделать больше, чем самостоятельно...» Почему именно этими слова я решила начать свой методичеcкий семинар, который называется «Работать, думать, творить - вместе! Организация совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как метод реализации воспитательных задач»?
Работая в школе, я поняла, что дети стали не хуже или лучше своих сверстников двадцатилетней давности, они просто стали другими. И как никогда современным детям необходима рука помощи.
Как помочь детям? Современный мир требует от людей постоянного взаимодействия, а дети, в силу своего индивидуализма, эгоизма и, порой, некой отстранённости от внешнего мира, не умеют идти на компромисс, работать в команде. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовать совместную работу.
Данное противоречие определило актуальность методического семинара и позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске методов реализации воспитательных задач в организации совместной деятельности.
Цель работы:
показать организацию совместной деятельности учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
Задачи:
1.познакомить с видами совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
2.показать эффективность педагогики сотрудничества в школьном коллективе при включении детей с ОВЗ в совместную деятельность.
3.продемонстрировать технологию совместной работы.
А что такое педагогика сотрудничества? Сотрудничество в школе основано на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе. Я не заставляю принудительно учиться школьника, а стараюсь создать оптимальные условия для учения и развития. Нахожусь в постоянном поиске новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала.
А как всё начиналось? Совместная деятельность с детьми в самом начале профессионального поиска была далека от той, которая присутствует сейчас. Начало нашей совместной деятельности с детьми я бы охарактеризовала одной фразой «Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого». Всё это время у нас получалось не творить, а вытворять что-нибудь. И я поставила перед собой цель: правильно организовать совместную деятельность, разобраться во всех её механизмах, что способствовало бы эффективному усвоению учебного материала детьми.
Оказывается, этим вопросом занимались великие умы педагогики, такие как Василий Александрович Сухомлинский «Личность и коллектив – это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива».
Шалва Александрович Амонашвили «Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач» и др.
В результате изучения психолого - методической литературы я для себя сформулировала следующие положения, на которых базируется совместная деятельность:
1. Ученика не нужно принуждать к учению, а нужно заинтересовать, увлечь, вселить уверенность в свои силы
2. Учитель помогает ученику в достижении поставленной цели
3. Каждый ребёнок - личность, задача педагога - не дать потеряться ей в коллективе.
И с этого момента началась моя серьёзная работа по организации совместной деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе
К эффективным видам групповой работы для формирования универсальных учебных действий я отнесла следующее:
1. диалог поколений
На уроки мы приглашаем интересных людей, представителей разных профессий и поколений, чтобы они с нами поделились опытом. Стала привычной такая работа, как проведение онлайн – уроков.
2. игровые технологии («Третий лишний», кроссворды, ребусы)
3. проектная деятельность в группах (подготовка и защита своих проектных работ)
4. судебное заседание
Так как моё первое образование – юрист в области уголовного права, то для детей стали интересными уроке в форме судебного заседания. Также многие конфликты, возникающие в коллективе, мы разрешаем путём прений сторон и вынесения коллегиального вердикта.
5. мастер – класс (делятся опытом, новыми знаниями)
6. урок театрального мастерства
Особенно интересными оказались для детей уроки театрального мастерства, которые рождают сотрудничество с начальной школой.
7. дискуссионный клуб (в основе таких уроков стоит проблемный вопрос, на который дети отвечают, рассуждая и аргументируя свои ответы)
8. интегрированный урок
В нашей школе совместная деятельность охватывает не только детские коллективы, но и педагогический состав. Частыми становятся интегрированные уроки:
литература и история, география
русский язык и физика,
музыка, ИЗО и литература…
Не менее важна совместная деятельность и во внеурочной работе. Наша школа носит имя Героя России А. В. Днепровского. Одной из приоритетных воспитательных задач нашего образовательного учреждения - взрастить настоящего патриота России. Мой 9 «А», где я являюсь классным руководителем, в полном составе вступил в ряды Всероссийского движения «Волонтёры России».
Для меня важно, чтобы дети в совместной деятельности научились осознавать реальные понятия добра и зла, настоящей дружбы, быть ответственными не только за свои поступки, но и за действия каждого в коллективе.
В нашей школе есть Музей боевой славы.
Уроки, посвящённые победным страницам нашей истории, идут параллельно с посещением музея. Уже привычным становится для наших школьников встречи с ветеранами, боевыми офицерами, представителями силовых структур, где ребятам предоставляется возможность не только услышать о мужественных поступках, но и пообщаться в неформальной обстановке, задать интересующие их вопросы.
Моя профессиональная практика по применению видов совместного творчества позволяет утверждать, что даже дети с ОВЗ не остаются в стороне.
Моя задача – помочь таким детям осознать свою значимость в коллективе, здесь не обходится без помощи родителей, которые принимают активное участие в школьной жизни.
Как сказал французский писатель, общественный деятель Анри Барбюс: «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»
Основные положения сотрудничества в коллективе с детьми с ОВЗ:
1.Нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.
2.Проявление педагогического такта
3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку
4.Использование различных мотивационных механизмов, активизирующих желание участвовать в коллективной работе.
Все наши мероприятия: театральные постановки, встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы и т.д. - помогают включению таких детей в нашу интересную активную жизнь.
Говоря о совместной деятельности, мы и сами должны быть открыты для сотрудничества. Поэтому я с удовольствием участвую в семинарах, провожу открытые уроки, мастер – классы.
Я считаю, организация совместной деятельности становится не только неотъемлемой частью современного урока и внеурочной работы, в основе которых может быть любая педагогическая технология, но и школьной жизни в целом. Закончить хочется словами русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Создаёт человека природа, но развивает и образует коллектив».