Сборник заданий по биологии за 9 класс «Анатомия. Линейная программа»

7
0
Материал опубликован 14 January 2020

9 класс. Анатомия.


Урок 1. Организм человека .Общий обзор.

Задание 1. Напишите,  что изучают данные науки:

Анатомия-

Физиология –

Гигиена-

Задание 2.  Заполните таблицу: Методы исследования  организма в:

Методы

Анатомия

Гигиена

Физиология











Задание 3.

В физическом кабинете разбился ртутный прибор, и часть ртути вылилась на пол. к кому нужно обратиться: к медикам поликлиники или к сотрудникам СЭС. Объясните свой ответ. ОТВЕТ:



Задание 4.

Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека? ОТВЕТ:

Задание 5.

Напишите ответ на вопросы:

  1. Что такое  эпидемия -
  2. Что такое ПДК -
  3. Расшифруйте  СЭС и напишите чем они занимаются -


УРОК  2 .  Структура тела человека. Его происхождение и место в природе.

Задание 1. Заполните таблицу. Органы грудной и брюшной полости.

Органы грудной полости

Органы брюшной полости








Задание 2.

 Напишите названия  частей тела человека:

Ответ:

Задание 3. Напишите ответ на вопрос: В чем сходство между млекопитающих животных и человека?

Ответ:

Задание 4. Напишите ответ на вопросы?

Что такое расы? Что доказывает равноценность рас и принадлежность их к одному виду?

Задание 5. Напишите названия  видов предков людей, населявших землю много миллионов лет назад.

Ответ:

Задание 6. Проведите измерения и сделайте вывод.

ИЗМЕРНИЯ

Длина носа


Длина предплечья


Длина уха


Длина стопы


Вывод


Вывод



УРОК  3 .  Клетка: Строение. Химический состав, строение и жизнедеятельность

Задание 1. Подпишите названия органоидов клетки

https://mypresentation.ru/documents/6282a6e09792433070b78d37c7b28904/img5.jpg

Задание 2. Заполните таблицу. Химический состав клетки.

Химический состав клетки

Неорганические вещества

Органические














Задание 3. Заполните таблицу. Функции органоидов клетки.

Название  органоида клетки

 Функции

клеточная мембрана


Комплекс гольджи


клеточный центр


ядро


рибосомы


цитоплазматическая мембрана


лизосомы


митохондрии


цитоплазма


ядрышко



Задание 4. Заполните таблицу. Жизнедеятельность клетки.

Клетка потребляет

клетка выделяет




Задание 5.

Напишите какими свойствами обладает клетка.

ОТВЕТ:


УРОК  4 .  Ткани и системы органов.

Задание 1. Заполните таблицу. Виды такни и ее функции

Название вида ткани

Функции





















Задание 2.  Заполните таблицу. Виды систем органов  и их функции

Название системы органов

Функции
























Задание 3. Запишите цепочку строения  организма от клеточного уровня до целого организма.

Ответ:


УРОК   5. Гуморальная регуляция. Эндокринная система.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое гуморальная регуляция? Ответ:
  • Что такое эндокринная система? Ответ:
  • Что такое гормоны? Ответ:

Задание 2. Заполните таблицу: Эндокринные железы.

Название эндокринной железы

функции



















Задание 3. Напишите, ответ на вопросы:

  • Чем железы внутренней секреции отличаются от желёз внешней секреции? Ответ:
  • Какие железы относятся к железам смешанной секреции? Ответ:

Задание 4. Напишите ответы на вопросы:

  • В чем причина сахарного диабета? Ответ:
  • Какие заболевания возникают при нарушении функции щитовидной железы? Ответ:
  • В чем причина гигантизм и карликовости? Ответ:


УРОК 6 . Нервная система: строение и функции

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Каково значение нервной системы? Ответ:
  • Как работает нейрогуморальная регуляция? Ответ:

Задание 2. Подпишите название частей нейрона

 https://ic.pics.livejournal.com/mylnikovdm/24488457/83190/83190_900.jpg

Задание 3. Заполните таблицу. Типы нейронов и их функции.

название нейрона

функция

месторасположение











Задание 4. Заполните таблицу: Виды нервной системы по ее функция

Название

функция






Задание 5.Напишите ответ на вопрос. Как работают отделы вегетативной нервной системы: симпатический и парасимпатический?

Ответ:

Задание 6. Напишите ответ на вопросы?

  • Что такое рефлекс? Ответ:
  • Виды рефлексов, подробное описание? Ответ:



УРОК  7 . Строение и функции головного и спинного мозга.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Где расположен спинной мозг? Ответ:
  • Какие функции выполняет спинной мозг? Ответ:

Задание 2. Подпишите названия строения спинного мозга.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/07/s_59b0e4ea38b8e/684013_2.jpeg

 http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000015/pic/000178.jpg

Задание 3. . Подпишите названия строения головного мозга.

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/8/9989/hello_html_m331e7a6e.jpg

 

 Задание 4. Заполни те таблицу. Функции головного мозга.

Название отдела головного мозга

функции













Задание 5. Напишите ответы на вопросы:

  • Где находится головной мозг?
  • Как он связан с другими органами тела?


УРОК 8 . Органы чувств, анализаторы. Зрение.

Задание 1. Напишите ответ на вопросы:

  • Что такое анализаторы? ОТВЕТ:
  • Перечислите органы чувств? ОТВЕТ:

Задание 2. Подпишите название строения глаза.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0290/0004a9f7-4e957550/3/img9.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0290/0004a9f7-4e957550/3/img9.jpg

Ответ:

Задание 3. Напишите о внешнем строении глаза и укажите функции каждого органа? ОТВЕТ:

Задание 4. Напишите ответ на вопросы:

  • Что такое «слепое пятно» и как его можно выявить?
  • Чем оно отличается от желтого пятна?

Задание 5.Напишите ответы на вопросы:

  • Каково строение сетчатки?
  • Какова функция  сетчатки?

Задание 6. Заполните таблицу. Заболевание органов зрение и меры профилактики.

Название заболевания

меры профилактики.















УРОК  9. Анализаторы: органы слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Задание 1. Подпишите названия составных частей уха.

 

https://myslide.ru/documents_4/c3a55a2838970bc4db66488ae98e6b6e/img4.jpg

Задание 2. Подпишите названия составных частей аппарата равновесия

 

https://studfiles.net/html/14422/726/html_gp1yn7hLDo.RtGf/img-Ye2PFP.jpg

Задание 3.Напишите ответ на вопросы:

  • Какие рецепторы находятся в коже?
  • Что такое иллюзии?

Ответ:

Задание 4. Напишите цепочку (через стрелку) работы обонятельного анализатора.

Ответ:

Задание 5. Напишите цепочку (через стрелку) работы слухового  анализатора.

Ответ:


УРОК  10. Опорно-двигательная система. Скелет

Задание 1. Напишите название костей, составляющих череп.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/06/s_5aeecd51249dc/896033_1.png

Задание 2. Напишите название отделов позвоночника.


https://ggptknhp.by/files/posobija/plastichyeskaja_anatomija/images/tmp156B.png

Задание 3. Напишите ответы на вопросы:

  • Каковы функции скелета? ОТВЕТ:
  • Каков химический состав костей? ОТВЕТ:
  • Какая кость сможет выдержать самую большую нагрузку? ОТВЕТ:

Задание 4. Заполните таблицу. Виды костей.

Название вида костей

 пример в скелете








Задание 5. Напишите название составных частей кости

https://i.zacademic.com/img/big/ru-the-great-soviet-encyclopedia-2018/nicotinamide-adenine-dinucleotide-phosphate.jpg

Задание 6. Заполните таблицу. Типы соединения  костей.

Название типа соединении  костей

 пример в скелете









УРОК  11 .  Скелет конечностей. Первая помощь при травмах.

Задание 1. Напишите название костей нижних конечностей

 

http://skelet-omsk.narod.ru/rus/dobav/nigcon.gif

Задание 2. Напишите название костей верхних конечностей

 https://studfiles.net/html/2706/365/html_YWUDfDU1hr.Ovri/img-83b4qk.jpg

Задание 3.  Напишите название костей стопы

http://www.programma-zaschitnik.ru/img/skl/4.jpg

Задание 4. Заполните таблицу: Первая помощь при травмах скелета.

Виды повреждения




Признаки повреждения




Первая помощь





Задание 5. Напишите ответы на вопросы.

  • Что такое плоскостопие? ОТВЕТ:
  • Каковы последствия? ОТВЕТ:
  • Каковы меры профилактики? ОТВЕТ:


УРОК  12 .  Мышцы

Задание 1. Выпишите в два столбика свойства мышц:

Гладкие мышцы

поперечнополосатые мышцы




Задание 2. Напишите ответ на вопросы:

  • Где, в организме человека, можно встретить гладкие и поперечно-полосатые мышцы? ОТВЕТ:
  • Чем мимические мышцы отличаются от жевательных? ОТВЕТ:


Задание 3. Заполните таблицу группа мышц и их функции.

Название группы мышц

 функции
















Задание 4. Напишите ответ на вопросы:

  • Какие два вида работ выполняют мышцы? Ответ:
  • Дайте определение понятиям мышцы антагонисты и синергисты? Ответ:


Задание 5. Напишите ответ на вопросы:

  • Как  и почему происходит утомление мышц? Ответ:
  • Каковы меры профилактики утомления мышц: Ответ:


УРОК  13 . Внутренняя среда организма. Значение крови и ёё состав. Первая помощь при кровотечениях.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

Что такое внутренняя среда организма и что она в себя включает?  Ответ:

Задание 2. Напишите ответы на вопросы:

  • Каков состав крови? Ответ:
  • Какие клетки входят в состав крови, и каковы их функции? Ответ:
  • Что такое фагоцитоз и кто его осуществляет? Ответ:

Задание 3. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое иммунитет? Ответ:
  • Виды иммунитета? Ответ:
  • Причины ослабевания иммунитета? Ответ:
  • Профилактика иммунитета? Ответ:

Задание 4. Напишите ответы на вопросы по теме «Первая помощь при кровотечениях»:

Виды кровотечений? ОТВЕТ:

Способы остановки кровотечений? Ответ:


УРОК  14 . Переливание крови. Работа сердца

Задание 1. Напишите ответ на вопрос:

Несовместимость тканей вызывает иммунную реакцию. в результате которой пересаженная ткань отторгается? Дайте пояснение, почему? Ответ:

Задание 2.  Напишите ответ на вопросы:

  • Какие группы крови существуют  у современного  человека ?
  • Кому и какие группы крови можно переливать?
  • Зачем нужно знать группу крови? Как эти знания могут помочь человеку?


Задание 3. Напишите ответ на вопросы:

  • Что такое резус-фактор? Ответ:
  • Что произойдет при переливании крови резус-положительного человека к резус –отрицательному человеку? Ответ:


Задание 4. Подпишите название к рисунку .

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563f6947f1ccd/img_user_file_563f6947f1ccd_19.jpg

Задание 5. . Подпишите название к рисунку .

http://www.ozdorovis.ru/images/articles/krovoobr.jpg

Задание 6. Напишите ответы на вопросы:

Поясните,  как работает сердце? Ответ:

  • Что входит в систему органов кроовообращения7 Ответ:
  • Где расположено сердце? Ответ:
  • Каким способом  можно определить величину сердца?



УРОК  15. Лимфа: строение и свойства.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое лимфатическая  система? Ответ:
  • Каков Состав лимфатической системы? Ответ:
  • Каковы функции лимфатической системы? Ответ:    

Задание 2. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое кровяное давление? Ответ:
  • В каких сосудах кровяное давление выше, а в каких ниже? Ответ:
  • Как  измеряют кровяное давление? Ответ:

Задание 3. Напишите ответы на вопросы:

  • Какое кровяное давление является нормальным? Ответ:
  • Что такое пульс и как его измеряют? Ответ:

Задание 4. Напишите ответы на вопросы:

  • Перечислите болезни сердца? Ответ:
  • Перечислите  факторы, влияющие на появление болезней сердца? Ответ:

Задание 5. Заполните таблицу. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Что необходимо делать

Что нельзя делать










УРОК  16 .  Дыхательная система. Органы дыхания.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое дыхание? Ответ:   
  • Виды дыхания? Ответ:  
  • Дополнительные функции органов дыхания? Ответ:  

Задание 2. Напишите ответы на вопросы:

  • Перечислите органы верхних дыхательных путей? Ответ:  
  • Перечислите органы нижних дыхательных путей? Ответ:  

Задание 3. Напишите ответы на вопросы:

  • Как устроены легкие человека? Ответ:
  • Почему  альвеолы не слипаются? Ответ:

Задание 4. Заполните таблицу. Органы дыхания.

Название органа дыхания

Функции органа дыхания









УРОК  17 . Регуляция дыхания. Профилактика болезней органов дыхания.

Задание 1. Заполните таблицу. Дыхательные движения.

Опишите действия, происходящие при вдохе и выдохе.

вдох

выдох








Задание 2. Напишите ответ на вопрос. как происходит регуляция дыхания?

Ответ:

Задание 3. Перечислите заболевания органов дыхания. Ответ:

Задание 4. Перечислите меры профилактики заболеваний  органов дыхания. Ответ:

Задание 5. Заполните таблицу. Травмы органов дыхания и первая помощь.

Название травмы органов дыхания

описание первой помощи












УРОК   18. Значение пищи и ее свойства.

Задание 1. Заполните таблицу:

Питательные вещества

Примеры продуктов

Белки


Углеводы


Жиры


Задание 2. Заполните таблицу:

Витамины

Примеры продуктов

А


В


С


Д


Задание 3. Заполните таблицу:

Минеральные соли

Примеры продуктов

Функции

соли калия



соли кальция



соли магния



соли железа



соли фосфора



соли йода



Задание 4. Напишите ответ на вопросы:

Чем биоценозы отличаются от агробиоценозов? Ответ :

Почему каждый потребитель сельскохозяйственной продукции должен знать особенности агробиоценоза? Ответ :

Напишите  простые правила обработки продуктов? Ответ :

Задание 5. Составьте свое меню сбалансированного завтрака: Ответ:


УРОК  19 .  Органы пищеварения.

Задание 1.Заполниет таблицу. Органы пищеварения.

Название органов пищеварения

функции














Задание 2. Подпишите названия органов пищеварения

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03f1/000449b0-c1ace902/hello_html_m6fb30fad.png

Ответ:

Задание 3. Напишите ответы на вопросы:

  • Какие виды зубов существуют у человека? Ответ:
  • Сколько зубов у взрослого человека? Ответ:
  • Назовите функции слюны? Ответ:

Задание 4. Напишите ответы на вопросы:

  • Протоки каких желез впадают в двенадцатиперстную кишку? Ответ:
  • Где происходит процесс всасывания? Ответ:
  • В чем значение толстой кишки? Ответ:
  • Каково значение поджелудочной железы? Ответ:

Задание 5. Напишите ответ  на вопрос :

Перечислите железы, которые «работают» на пищеварение? Ответ!



УРОК 20 .  Регуляция пищеварительной системы. Профилактика заболеваний.

Задание 1.Напшите ответы на вопросы:

  • Что такое условные рефлексы? Ответ:
  • Что такое безусловные рефлексы? Ответ:

Задание 2. Напишите цепочку безусловного рефлекса процесса пищеварения?

Задание 3. Напишите цепочку условного рефлекса процесса пищеварения? (рецепторы: глаза, слух, обоняние) Ответ:

Задание 4. Заполните таблицу «Заболевания и профилактика заболеваний органов пищеварения»

Название заболевания

Причины

Профилактика или первая помощь























Задание 5.  Напишите правила приема пищи.

Ответ:

УРОК  21 .  Мочевыделительная система.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • В чем значение почек? Ответ:
  • В какой части почек происходит очищение крови от вредных веществ ? Ответ:
  • Какие сосуды – почечные артерии или почечные вены содержат очищенную от жидких продуктов распада кровь? Ответ:

Задание 2. Подпишите названия органов мочевыводящей системы.

https://doc4web.ru/uploads/files/51/50807/hello_html_m23f3c2e7.jpg

Задание 3. Подпишите названия строения почки.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/087f/00052516-f524f785/hello_html_m4f761ee1.png

Задание 4. Опишите процесс очищения крови от вредных веществ. Ответ:

Задание 5. Напишите ответы на вопросы:

  • Перечислите заболевания органов мочевыделительной системы? Ответ:
  • Каким образом инфекции попадают в органы мочевыделительной системы? Ответ:
  • Как избежать заболевания  органов мочевыделительной системы? Ответ:
  • Какую воду и сколько нужно ее пить?


УРОК  22.  Значение кожи и ее строение.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Каково строение кожи, перечислите основные слои? Ответ: 
  • Каково значение кожи? Ответ: 
  • Каковы функции ногтей? Ответ: 
  • Каковы функции волос? Ответ: 

Задание 2. . Подпишите названия строения  кожи.

http://lemur59.ru/sites/default/files/images/fotoepil_s0201.jpg

Задание 3. Заполните таблицу: Строение и функции кожи.

Название слоя кожи

Строение

функции

Эпидермис



Дерма



Подкожная жировая клетчатка



Задание 4. Напишите правила ухода за кожей. Ответ:  

Задание 5. Напишите ответ на вопросы:

  • Перечислите заболевания кожи? Ответ:
  • Перечислите причины нарушения кожных покровов ? Ответ:


УРОК   23. Общие представления о поведении и психике человека. Формы поведения

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое потребность? Ответ:
  • Что такое поведение? Ответ:
  • Что такое психика человека? Ответ:
  • Что такое высшая нервная деятельность? Ответ:

Задание 2. Заполните таблицу. Врожденные формы поведения

Название

Описание

Безусловные рефлексы


Инстинкт


запечатление



Задание 3. Напишите ответы на вопросы.

Чем условно-рефлекторная деятельность отличается от рассудочной? Ответ:


УРОК  24. Закономерности работы головного мозга. Биоритмы.

Задание . Напишите ответы на вопросы:

  • Как нервная система регулирует работу органов? Ответ: 
  • В какие виды торможения были открыты? Ответ:
  • Что такое доминанта и как она проявляются? Ответ:
  • Что такое биоритмы и как они проявляются? Ответ:
  • Какие фазы сна существуют? Ответ:
  • Каково значение и гигиена сна? Ответ:

УРОК 25. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что изучает физиология ВНС? Ответ:  

Задание 2. Напишите ответы на вопросы:

  • Какие виды памяти существуют и каково  ее значение? Ответ:

Задание 3. Напишите ответы на вопросы:

  • Какие виды речи существуют и каково ее значение? Ответ:

Задание 4. Напишите ответы на вопросы:

  • Какие виды мышления существуют и  каково его значение ? Ответ:

Задание 5.  Напишите ответы на вопросы:

  • Как запомнить много, быстро и надёжно? Ответ:


УРОК  26. Воля. Эмоции. Внимание.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое воля? Ответ:  
  • Каковы этапы волевого действия? Ответ:

Задание 2. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое внимание? Ответ:  
  • Каковы виды внимания? Ответ:
  • Как улучшить внимание? Ответ:

Задание 3. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое эмоции? Ответ:  
  • Каковы виды эмоций? Ответ:
  • Что такое эмоциональное состояние? Ответ:
  • Что такое эмоциональное реакция? Ответ:
  • Что такое состояние аффекта? Ответ:
  • Как улучшить эмоциональное состояние? Ответ:


УРОК  27. Половая система человека. Заболевания предающиеся половым путем.

Задание 1. Напишите ответ на вопросы:

  • Чем врожденные заболевания отличаются от наследственных? Ответ:
  • Перечислите пути  распространения ЗППП? Ответ:
  • Каковы меры предосторожности? Ответ:

Задание 2. Подпиши рисунок.

http://schooled.ru/textbook/biology/9klas/9klas.files/image123.jpg

Задание 3.

https://ananinv.ru/storage/anatomiya/vpo_shena.jpg

Задание 4. Напишите ответ на вопросы:

  • От каких хромосом зависит пол человека? Ответ:
  • Что происходит с оплодотворенной неоплодотворенной  яйцеклеткой? Ответ:
  • Где образуются сперматозоиды? Ответ:


УРОК 28. Внутриутробное  и после родовое развитие организма.

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Сколько хромосом имеется в оплодотворенной  яйцеклетке? Ответ:
  • Какую роль играют плацента и пупочный  канатик? Ответ:
  • Что такое беременность? Ответ:
  • Назовите периоды внутриутробного развития организма (их два)? Ответ: 
  • В чем заключается закон Геккеля –Мюллера и почему он проявляется частично? Ответ:

Задание 2.

Напишите ответы на вопросы:

  • Перечислите типы темперамента? К какому  типу темперамента вы  относите себя? Ответ:
  • Перечислите типы характера? Определите, какого типа ваш характер? Ответ:


УРОК  29.  Здоровье и образ жизни

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое здоровье и как его сохранить? Ответ: 
  • Виды здоровья? Ответ: 
  • Факторы, влияющие на здоровье?  Ответ: 
  • Что такое адаптация и работоспособность?  Ответ: 


УРОК 30.  Человек часть живой природы!

Задание 1. Напишите ответы на вопросы:

  • Что такое биосфера? Ответы:
  • Почему человек не может существовать без природы? Ответы:
  • Что человек получает от окружающей среды? Ответы:
  • Как влияет хозяйственная деятельность человека на самого человека? Ответы:

Задание 2. Напишите ответы на вопросы:

  • Напишите правила охраны окружающей среды? Ответы:
  • Что вы сами можете сделать для сохранения природы? Ответы:

​​​​​​​Использованные  электронные ресурсы.

  1. https://www.euroki.org/gdz/ru/biologiya/8_klass/rabochaya_tetrad_po_biologii_8_klass_chast_1_mash_dragomilov_512/zadanie-str-3
  2. https://pptcloud.ru/biologiya/osobennosti-stroeniya-tela-cheloveka
  3. http://spishy-otvety.ru/80-otvety-k-rabochey-tetradi-po-biologii-7-klassa-1-chast-avtory-sumatohin-kuchmenko.html
  4. http://spishy-otvety.ru/83-otvety-k-rabochey-tetradi-po-biologii-8-klassa-1-chast-avtory-mash-rd-dragomilov-ag.html
  5.  http://gdzputina.me/7-klass-onlajn/biologiya-7/gdz-reshebnik-po-biologiya-7-klass-rabochaya-tetrad-ponomareva-kornilova-kuchmenko/
  6.  http://pobio.ru/6-klass/rabochaya-tetrad-po-biologii-dlya-6-klassa-chast-2-ponomareva-i.n.-kornilova-o.a.-kuchmenko-b.c/otdel-pokrytosemennye.-obshhaya-harakteristika-i-znachenie.html
  7. https://yagdz.org/7/biologiya-7/gdz-biologiya-7-klass-ponomareva-kornilova-kuchmenko/  http://tetrab.ru/6-klass/biologiya4/rabochaya-tetrad-po-biologii-6-klass-preobrazhenskaya/27.-klass-dvudolnye.-semejstva-paslenovye-motylkovye-bobo-vye-i-slozhnocvetnye.html
  8.  http://tepka.ru/biologiya_5/18.html
  9.  https://pobio.ru/5-klass/rabochaya-tetrad-po-biologii-dlya-5-klassa-v.v.-pasechnik/rol-bakterij-v-prirode-i-zhizni-cheloveka.html
  10.  https://pobio.ru/5-klass/rabochaya-tetrad-po-biologii-dlya-5-klassa-kornilova-o.a.-nikolaev-i.v.-simonova-l.v/lishajniki1.html
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.