Тестовое задание по биологи «Биология. Общие закономерности» (9 класс)
Документ https://yadi.sk/i/BChlGSpt3EEYst содержит: спецификацию теста, элементы содержания, инструкцию по выполнению работы, бланк для ответов, 2 тестовых варианта, верные ответы.
«Тестовое задание по биологии в 9 классе»
Автор разработчик: Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии, МКОУ Доволенской СОШ № 2 им. С.И. Лазарева.
Источники информации:
Ø Учебник Н.И. Сонин, Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., и др. «Биология. Общие закономерности для 9кл.» - М.: Дрофа
Ø Сайт «Открытый банк заданий ОГЭ»: http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90
Спецификация теста:
· Педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела, выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях;
· Содержание теста – Биология. Биология. Общие закономерности для 9 класс;
· Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: рабочей программы по биологии, Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.), кодификатор элементов содержания требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, 2013 год.
· Учебники и учебные пособия, рекомендованные для подготовки к педагогическому тестированию: Учебник Н.И. Сонин, Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., и др. «Биология. Общие закономерности для 9кл.»
· Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально ориентировочный тест;
· Элементы содержания предмета, включенные в тест, соответствуют Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.),;
· Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень;
· Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний 79 % тестовых заданий ориентированы на факультативные знания и по 6% - на классификационные, алгоритмические и причинно-следственные биологические знания;
· Средний уровень трудности заданий – 50%
· Структура теста – задания расположены согласно логике преподаваемой темы и ФК ГОС;
· Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;
· Форма предъявления – бланковые тесты
· Инструкции к испытуемым представлены в каждой группе заданий в тесте;
· Количество вариантов в тесте – 2;
· Количество заданий в варианте теста – 16;
· Количество форм заданий в варианте теста – 5; а) закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных;
б) задания на соответствия и выбора трёх правильных ответов из 6 предложенных; в) задания по рисунку; г) задания вставить пропуски в тексте;
д) задание на взаимосвязь элементов.
· Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1)
· Общее время выполнения теста – 25 минуты, планируемое время на выполнения задания каждого задания представлено в таблице «Элементы содержания, включенные в тест».
· Критерии отметки:
Правильное выполнение 90% -100% заданий теста – отметка «5»
Правильное выполнение 89% - 75% заданий теста – отметка «4»
Правильное выполнение 74% - 50% заданий теста – отметка «3»
Правильное выполнение 49% и менее заданий теста – отметка «2»
· Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 21 балла.
Каждое правильно выполненное задание 1–9, 12, 16 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Правильное выполнение задания 10-11, 13-15 – 2 балла, если ответ совпал с ключом, если 1 ошибка – 1 балл . Задание считается выполненным верно, если ученик записал правильную последовательность цифр; 1 балл - одна ошибка (в том числе наличие одной лишней или одной недостающей цифры). Задание считается невыполненным при наличии двух и более ошибок в последовательности цифр, двух и более лишних или недостающих цифр.
· Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичный балл 0 – 9 10 – 14 15-18 19-21
Требования к уровню подготовки
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, растений.;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
• сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группы.
• проводить самостоятельный поиск биологической информации.
• использовать приобретенные знания и умения
Элементы содержания, включенные в тест:
№ п/п |
Элемент содержания |
Уровень контролирова ния знаний |
Время выполнения заданий |
Ориентировочная трудность задания |
Виды знаний |
1 |
Биологические науки |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
2 |
Методы биологии |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
3 |
Химическая организация клетки |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
4 |
Химическая организация клетки |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
5 |
Химическая организация клетки |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
6 |
Строение и функции клеток |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
7 |
Строение и функции клеток |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
8 |
Клеточное строение организма |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
9 |
Вирус – неклеточная форма жизни |
1 |
1 |
60%-90% |
1 |
10 |
Размножение организмов |
2 |
2 |
60%-90% |
2 |
11 |
Химическая организация клетки |
2 |
2 |
50%-70% |
2 |
12 |
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке |
2 |
2 |
50%-70% |
5 |
13 |
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке |
3 |
3 |
50%-70% |
5 |
14 |
Размножение организмов |
3 |
3 |
30%-50% |
5 |
15 |
Химическая организация клетки |
3 |
3 |
30%-50% |
5 |
16 |
Размножение организмов |
2 |
1 |
30%-50% |
6 |
|
ИТОГО |
|
25 мин. |
|
|
Примечание.
Уровни контролирования знаний:
1 - воспроизведение, цитирование.
2 - решение по образцу, реализация алгоритма
3 - творческий уровень применения знаний (перенос знаний, сравнение, классификация)
Виды контролируемых биологических знаний.
1- Фактуальные знания.
2- Классификационные знания.
3- Алгоритмические знания.
4- Причинно-следственные знания.
5- Сравнительные знания.
6- Системный анализ.
Инструкция по выполнению работы
Работа включает 16 заданий. Задания 1-9 с кратким ответом, 10-11- задания на соответствия и выбора трёх правильных ответов из 6 предложенных, 12 - задания по рисунку, 13-14 – задания на соотношение элементов, 15- задания вставить пропуски в тексте, 16- задание на взаимосвязь элементов. На выполнение работы отводится 25 минут.
Ответы к заданиям 1–9, 16 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле бланка ответа
Ответы к заданиям 10-15 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в бланк ответов, заполнив ячейки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Каждое правильно выполненное задание 1–9, 12, 16 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Правильное выполнение задания 10-11, 13-15 – 2 балла, если ответ совпал с ключом, если 1 ошибка – 1 балл . Задание считается выполненным верно, если ученик записал правильную последовательность цифр; 1 балл - одна ошибка (в том числе наличие одной лишней или одной недостающей цифры). Задание считается невыполненным при наличии двух и более ошибок в последовательности цифр, двух и более лишних или недостающих цифр.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 21 балла.
Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале соответствует следующим критериям.
Правильное выполнение 90% -100% заданий теста – отметка «5»
Правильное выполнение 89% - 75% заданий теста – отметка «4»
Правильное выполнение 74% - 50% заданий теста – отметка «3»
Правильное выполнение 49% и менее заданий теста – отметка «2»
Таким образом:
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичный балл 0 – 9 10 – 14 15-18 19-21
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаю успеха!
Бланк ответа
Для 1и 2 варианта
1 |
|
||||||||||||
2 |
|
||||||||||||
3 |
|
||||||||||||
4 |
|
||||||||||||
5 |
|
||||||||||||
6 |
|
||||||||||||
7 |
|
||||||||||||
8 |
|
||||||||||||
9 |
|
||||||||||||
10 |
|
||||||||||||
11 |
|
||||||||||||
12 |
|
||||||||||||
13 |
|
||||||||||||
14 |
|
||||||||||||
15 |
|
||||||||||||
16 |
|
Вариант 1
Ответом к заданиям 1–9 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания. |
1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
а. систематика
б. палеонтология
в. генетика
г. эмбриология
2. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
а. эксперимента
б. моделирования
в. анализа
г. наблюдения
3. Молекула РНК, в отличие от ДНК, имеет в своём составе
а. моносахарид
б. урацил
в. остаток фосфорной кислоты
г. аденин
4. Выберите фрагмент цепи ДНК, комплементарный фрагменту цепи Т-А-Ц-А-Ц-Т/.
а. У-Т-Г-Т-Г-У
б. А-Т-Г-Т-Г-А
в. Г-Ц-А-Ц-А-Г
г. Ц-У-Т-У-Т-Ц
5. В состав клеточной оболочки грибов входит
а. глюкоза
б. крахмал
в. целлюлоза
г. хитин
6. Какая структура координирует процессы в клетке?
а. рибосома
б. митохондрия
в. ЭПС
г. ядро
7. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты?
а. митохондрия
б. хлоропласт
в. комплекс Гольджи
г. вакуоль
8. Какой одноклеточный организм на свету питается как автотроф, а в темноте – как гетеротроф?
а. эвглена зеленая
б. амеба обыкновенная
в. дрожжевой гриб
г. инфузория-туфелька
9. Возбудитель какого заболевания не имеет клеточного строения?
а. туберкулёзная палочка
б. холерный вибрион
в. вирус кори
г. кишечная палочка
Ответом к заданиям 10-15 является последовательность цифр, которую следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. |
10. Какие положения характеризуют половое размножение животных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
а. в размножении, как правило, участвуют особи разных полов
б. гаметы содержат гаплоидный набор хромосом
в. гаметы образуются путём обычного деления надвое
г. генотип потомка является копией генотипа одного из родителей
д. при размножении появляются особи, идентичные материнскому организму
е. генотип потомка объединяет генетическую информацию обоих родителей
11. Что из перечисленного входит в состав молекулы ДНК? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
а. остаток фосфорной кислоты
б. аденин
в. рибоза
г. урацил
д. дезоксирибоза
е. аланин
12. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа в интервале 0,01–0,06% (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
а. растёт на протяжении всего графика
б. остаётся неизменной
в. резко возрастает в начале, а потом не изменяется
г. уменьшается на протяжении всего графика
13. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА
А) окисляются органические вещества
Б) образуются сложные органические вещества из менее сложных
В) используется энергия АТФ
Г) накапливается энергия в молекулах АТФ
ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
1) пластический
2) энергетический
14. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток
Б) осуществляется при участии гамет
В) новые организмы сохраняют большое сходство с материнским
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков
Д) новые организмы развиваются из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
1) бесполое
2) половое
15. Вставьте в текст «Молекула ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишитеМОЛЕКУЛА ДНК
ДНК представляет собой гигантскую молекулу, состоящую из комбинаций четырёх типов мономеров – ______(А). Каждый мономер состоит из остатка фосфорной кислоты, сахара ________(Б) и азотистого основания. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и ______(В). Молекула ДНК способна к ______(Г).
Словарик терминов
1) самовоспроизведение
2) дезоксирибоза
3) растворение
4) урацил
5) тимин
6) нуклеотид
7) аминокислота
8) рибоза
Ответом к заданию 16 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания. |
16. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект |
Процесс |
… |
бесполое размножение |
яйцеклетка |
половое размножение |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
а. эмбриональный период
б. спора
в. оплодотворение
г. деление
Вариант 2
Ответом к заданиям 1–9 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания. |
1. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
а. генетика
б. экология
в. антропология
г. молекулярная биология
2. Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?
а. синтеза
б. сравнения
в. наблюдения
г. анализа
3. Какое химическое соединение является мономером ДНК?
а. глюкоза
б. аминокислота
в. глицерин
г. нуклеотид
4. Выберите фрагмент цепи ДНК, комплементарный фрагменту цепи А-Т-Г-Г-Ц-Г/.
а. У-Т-Ц-Г-А-Т
б. Т-А-Ц-Ц-Г-Ц
в. Г-Ц-Г-Т-Г-У
г. А-Т-Г-Г-Ц-Г
5. В состав молекулы белка входят
а. глюкоза и крахмал
б. глицерин и жирные кислоты
в. нуклеотиды
г. аминокислоты
6. Обеспечивает передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерней
а. ЭПС
б. комплекс Гольджи
в. хромосома
г. рибосома
7. В растительной клетке преобразование солнечной энергии происходит в
а. ядре
б. оболочке
в. вакуоли
г. хлоропластах
8. Какой биологический объект, из перечисленных ниже, питается и как растение, и как животное?
а. амёба обыкновенная
б. эвглена зеленая
в. инфузория туфелька
г. дизентерийная амёба
9. Что является возбудителем гриппа?
а. вирус
б. грибок
в. бактерия
г. простейшее
10. Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
а. развитие вороны из яйца
б. почкование гидры
в. деление амёбы
г. размножение тюльпана луковицами
д. размножение сосны семенами
е. развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки
11. Что из перечисленного входит в состав молекулы АТФ? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
а. три остатка фосфорной кислоты
б. аденин
в. рибоза
г. урацил
д. дезоксирибоза
е. аланин
12. Рассмотрите график зависимости скорости фотосинтеза от температуры, при которой шла реакция. При какой температуре скорость фотосинтеза составила 50% от максимальной?
а. 11
б. 14
в. 17
г. 20
Ответом к заданиям 10-15 является последовательность цифр, которую следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. |
13. Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) совокупность реакций синтеза органических веществ
Б) в процессе реакций энергия поглощается
В) в процессе реакций энергия освобождается
Г) участвуют рибосомы
ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
1) пластический
2) энергетический
14. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) почкование дрожжей
Б) образование спор у папоротника
В) выращивание традесканции из черенков
Г) образование деток у лука
Д) образование плодов и семян у вишни
Е) появление отпрысков у сливы
ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ
1) бесполое
2) половое
15. Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПЛАСТИДЫ
В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – ________(А) – обеспечивают процесс ________(Б) за счёт наличия в их составе пигмента _______(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют ______(Г).
1) хромопласт
2) хлорофилл
3) лейкопласт
4) фотосинтез
5) вакуоль
6) дыхание
7) хлоропласт
8) каротин
Ответом к заданию 16 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания. |
16. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое |
Часть |
Хромосома |
… |
Кровеносная система |
Сердце |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
а. ткань
б. клетка
в. ядро
г. ген
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1 вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
б |
а |
б |
б |
г |
г |
б |
а |
в |
а, б, е |
а, б, д |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
|
а |
а-2, |
а-1, |
а-6, |
б |
|
|
|
|
|
|
2 вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
а |
в |
г |
б |
г |
в |
г |
б |
а |
б, в, г |
а, б, в |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
|
б |
а-1, |
а-1, |
а-7, |
г |
|
|
|
|
|
|
Надежда
Томбасова Татьяна Сергеевна
Уманец Ольга Алексеевна