Внеклассное мероприятие «Моя семья»
Управление образования г. Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Калуги
структурное подразделение
Необособленное структурное подразделение «Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи»
Методическая разработка
«Моя семья»
Автор-составитель: Приходкина Ольга Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2022
Аннотация
В данной работе мы пытаемся найти ответ на вопрос о том, одинаково ли ощущают себя родители и дети внутри семьи, когда возникают первые разногласия. Какое представление о семье имеют дети и их родители, знают ли они что такое семья.
Данная разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования, в студиях раннего развития, педагогами детских дошкольных учреждений.
Введение
Практически каждый человек, родившийся и воспитанный в семье, тяготеет к её созданию. Однако многие тянутся к подсознательному образу семьи, заложенному в детстве, не осознавая до конца тех обязанностей, ответственности и сложностей, с которыми мы сталкиваемся при её создании. Данное мероприятие призвано помочь участникам осмысленно взглянуть на свою семью, как некое единство, а также более осознанно подойти к проблеме создания положительного психологического микроклимата в ней.
Новизна методической разработки в том, что дети и их родители приходят к осознанию понятия «семья» и семейных ценностей в процессе совместной продуктивной деятельности, организуемой педагогом. На мероприятии педагог целенаправленно создаёт условия для межсемейного диалога, где взрослые рассказывают о традициях и взаимоотношениях внутри каждой семьи.
Цель:
создание представления о ценности семьи, у родителей детей, как важного социокультурного явления.
Задачи:
организовать совместное досуговое мероприятие для углубления понимания того, что есть семья;
обобщить представления родителей и их детей о семье и сформировать образ каждой семьи в отдельности;
разработка приёмов и техник для сохранения положительного микроклимата в семье;
воспитывать у детей и родителей чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к её членам.
Условия применения.
Предварительная работа:
изготовление педагогом «Древа семьи», подготовка карточек с текстами-ситуациями, сигнальных карточек;
подготовка родителями домашнего задания: оформление презентации своей семьи на листе ватмана с использованием фотографий, детских рисунков, рассказов детей и родителей, разучивание стихотворений; «рецепт» хорошего настроения в семье.
Участники:
- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
- родители.
Количество участников: четыре семьи, активные зрители.
Материально-техническое обеспечение:
аудио техника,
фонозаписи музыкальных зарисовок,
песенка Кота Леопольда «Если добрый ты…»;
компьютер с колонками,
м/ф по стихотворению С. Михалкова «Разгром»;
плакаты для презентации (от каждой семьи);
карточки с текстами ситуаций;
на каждую семью: лист ватмана, фломастеры и маркеры;
сигнальные карточки для игры «Разделение обязанностей»;
игра «Поможем маме разложить бельё после стирки»: комплект «папиной», «маминой» и детской одежды;
силуэт из картона «Древо семьи»;
игра «Поход в магазин».
Время проведения: 1 час.
Место проведения: актовый зал МЭШДОМ.
Трудоёмкость, ограничения, риски:
Педагогу необходимо соблюдать временные рамки проведения мероприятия, следить за развитием диалога и координировать работу участников. При проведении подвижных игр следить за соблюдением правил техники безопасности.
Основная часть.
Ход мероприятия:
«Устами младенца»
Педагог опрашивает детей, что в их понимании есть «семья». Ответы детей фиксируются. Родителям предлагается попробовать расшифровать, что в понимании их ребёнка значит «семья».
«Презентация семьи».
Творческое задание, которое готовится всей семьёй дома до мероприятия. На листе ватмана расположены фотографии семьи, цитаты, небольшие стихи и рассказы о семье. Задача родителей и детей, как можно более интересно рассказать о своей семье (см. Приложение № 1).
3. «Девиз семьи».
Каждой семье даётся лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры и маркеры и предлагается придумать и оформить девиз своей семьи. После чего каждая семья представляет свой девиз.
4. Игра «Поможем маме разложить бельё после стирки».
В игре участвуют 2 семьи. В центре помещения в полном беспорядке раскладываются вещи членов семьи. У каждой семьи есть 3 стула, на которые им предлагается разложить вещи «после стирки». Семьям не обговаривается, что каждый отдельный стул принадлежит определённому члену семьи, об этом они должны догадаться сами. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.
«Шутки на полминутки».
Проводится инсценировка стихотворений-диалогов с участием родителей и детей.
ИНСЦЕНИРОВКА 1:
Мама: Кто поцарапал нашу дверь?
Ребёнок: Дверь поцарапал страшный зверь.
Мама: Кто вылил на пол весь компот?
Ребёнок: Компот? Наверно, Васька-кот.
Мама: А кто порвал сегодня книжки?
Ребёнок: Порвали мышки-шалунишки.
Мама: Кто посадил кота в мешок?
Ребёнок: Кота в мешок? Наш пёс, Дружок.
Мама: Дружок сердито зарычал,
И Вова сразу замолчал.
ИНСЦЕНИРОВКА 2:
Мама: А где же яблоко, Алёша?
Сын: Яблоко давно я скушал.
Мама: Ты не мыл его, похоже?
Сын: Я с него очистил кожу.
Мама: Молодец ты стал какой!
Сын: Я давно уже такой.
Мама: А куда очистки дел?
Сын: Ах, очистки…..тоже съел.
ИНСЦЕНИРОВКА 3:
Ребёнок: Мама делала пирог,
Я немножко ей помог.
В тесто положил корицы,
Вылил баночку горчицы,
Всыпал ложку чечевицы…
В общем, сделал всё, что мог.
ИНСЦЕНИРОВКА 4:
Где же я?
Ребёнок: Мама куклу мне купила,
Платья нам обеим сшила,
Ленты в волосы вплела
И руками развела:
Где же кукла, где же я?
Вот так мамочка моя!
Ребёнок: Мы с братишкою вдвоём маме помогали.
Нас хвалили, а потом по конфете дали.
Помогать – такой пустяк.
Больше дела нету.
Мы хорошие – за так, а не за конфету.
6. Ситуации.
Педагог предлагает вниманию родителей и детей различные конфликтные ситуации. Задача семей – разыграть эти ситуации, найдя наиболее хороший выход из сложившегося положения. Сначала каждый исполняет свои роли (дети – роли детей, взрослые – роли взрослых), затем им предлагается поменяться местами.
7.«Рецепт хорошего настроения».
Ведущий: Очень важно уметь сохранить хорошее настроение каждого члена семьи.
Педагог предлагает семьям поделиться «рецептами» своего хорошего настроения. Каждая семья по желанию предлагает свой «рецепт» хорошего настроения, который пробуют все участники мероприятия.
Педагог предлагает также «рецепт» своего хорошего настроения: дети приглашают своих родителей потанцевать и вместе спеть песню «Если добрый ты…» из м/ф «Приключения кота Леопольда».
8. Просмотр м/ф «Мама приходит с работы…».
Обсуждение увиденного.
9. Игра «Разделение обязанностей».
Все члены семьи садятся на стулья лицом к зрителям. Педагог раздаёт им сигнальные карточки. Затем педагог зачитывает список домашних обязанностей. Задача каждого члена семьи – как можно быстрее поднять сигнальную карточку, если они считают, что услышанное является их обязанностью.
Педагог фиксирует ответы. Далее следует обсуждение результатов.
10. Игра «Поход в магазин».
В игре участвуют 2 команды: команда детей и команда родителей. На «прилавке» разложены муляжи продуктов питания, игрушки, муляжи инструментов. Участники команды по очереди с корзинками подбегают к прилавку и берут только один из продуктов питания. Далее он возвращается к своей команде и передаёт корзинку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибочно «совершит покупки».
11. «Пожелания на «Древе семьи»».
Педагог подводит итог мероприятия и предлагает семьям написать пожелания на «Древе семьи».
12. Фотографии на память.
Заключение.
На основе анализа проведенного мероприятия мы выявили особенности представлений о своей семье, у детей и их родителей. Сделали вывод: главной проблемой современных семей является недостаток эмоционального общения.
Список литературы
Евдокимова, Е. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
Евсеева, А. Дочки, сыночки, мамочки. //Дошкольное воспитание. 2013, №10.
Казанцева, Ж. Разнообразие форм взаимодействия педагогов с семьёй. // Дошкольное воспитание. 2013, № 9.
Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
Ромашкова, Е.И. Весёлые утренники в детском саду. – М.: АСТ – Пресс, 2017.
Пасечник, Л. Семья и проблемы воспитания. Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. // Дошкольное воспитание. 2010, №1.
Киберева, Л. Праздник многодетных семей. // Дошкольное воспитание. 2010, №3.
Чегринец, Т. А ну-ка, мамы! Т. Чегринец, Д. Исламова // Дошкольное воспитание. 2010, №3.
Приложение № 1
Презентация семьи Ромы Ш. «Ромашкина поляна»