Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.
Профессор Н.М. Щелованов называл младший возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделить больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. (Слайд)
Цель моей работы стало: повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
Задачи, которые я поставила перед собой:
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру.
Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников.
Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
Сплотить детский коллектив.
Поэтому в своей работе в первую очередь подошла к вопросу о создании условий для сенсорного развития детей младшего возраста.
Для этого я разнообразила развивающую предметно-пространственную среду в группе, создала сенсомоторный уголок, стараюсь развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт через игровые технологии и также веду работу с родителями по повышению знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
(Слайд)
Создание развивающей среды.
Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, так как малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к общению. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
(Слайд)
В группе мною создан сенсомоторный уголок, где находятся различные пособия и игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.(Слайд)
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, использую игровой персонаж. В свободной деятельности включаю игры: «Разбери овощи и фрукты», «Овощной магазин», «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Наряди куклу», где дети наряжают куклы в разноцветную одежду, . (Слайд)
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей это – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Сенсорное развитие детей осуществляю через игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.(Слайд)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности
Главный компонент игровой технологии- это непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Цель игровой технологии– не менять ребёнка и не переделывать его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Слайд)
Игровые технологии, которые использую в своей работе:(Слайд)
Блоки Дьенеша.
Палочки Кюизенера.
Ковролинография.
Математический планшет.
Технология Монтесори.
Сейчас немного расскажу о каждой технологии.
Блоки Дьенеша. (Слайд)
Логические блоки Дьенеша- это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной, использовать можно с 2-х лет.
Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой.
Игры с блоками способствуют развитию у детей: памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания.
Палочки Кюизенера (Слайд)
«Палочки Кюизенера» или «Цветные числа» – это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.Используются с 2-х лет.
На начальном этапе палочки и блоки Дьенеша я использовала как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. Затем я стала использовать на занятиях, применяя специальные пособия с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки и блоки как мозаику и у него получается объемная картинка.
Ковролинография. (Слайд)
Ковролинография используется при знакомстве с предметным миром, при обучении ориентировке в пространстве, рассказыванию сказок, моделированию из геометрических фигур.
Математический планшет.(Слайд)
Математический планшет позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. У детей развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.
Технология М. Монтессори. (Слайд)
По методике Монтессори среда делится на 4 зоны: упражнения в практической жизни, сенсорика, математика, развитие речи, а комплексы предметов для определения : размера, цвета, формы, звука, тактильных ощущений, запаха, веса, все выполнены из материалов знакомых ребенку.
Наш материал для работы упрощен и приближен к нашим возможностям, это то ,что можно потрогать, поэкспериментировать: крышки, прищепки, тарелочки, баночки, яйца из киндер- сюрприза и различные крупы. Давно отмечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы и им очень нравиться переливание воды из различных баночек, перебирание, пересыпание, сортировка круп. Это такие игры ,как «Найди клад», «Золушка», «Покорми Тимошку».
Игры с камешками Марблс- разноцветное счастье детей! (Слайд)
Камешки Марблс и декоративные камешки-это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал. Они получили название от английского слова ,т.е. мраморные. Применяю я данную технологию как в групповых занятиях, так и индивидуально. При работе осуществляю следующие задачи:
Развиваю мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию, внимание, память и мышление, фантазию ребенка
Воспитываю при этом положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Работа с родителями. (СЛАЙД)
Следует отметить, что вся организованная работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс : «Учите, играя!», «Путешествие в мир Детства!» Беседы, папки – передвижки. И родители становятся активными участниками образовательного процесса.(Слайд)
Нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей.
Несмотря на то, что современные производители предлагают множество игр и игрушек для развития мелкой моторики рук, я уделяю особое внимание играм-самоделкам и нетрадиционному игровому оборудованию. Всё это сделано совместно с родителями: разные пособия, дидактические игры, тренажеры.
Все игры направлены на развитие мелкой моторики.
Таким образом : сенсорное развитие младших дошкольников это одно из важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь.