Статья «Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления личности и очень важно в этот период заложить все основы полноценного развития ребенка.
С раннего возраста дети используют свои чувства, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них. Они делают это путем прикосновения, вкуса, обоняния, зрения, движения и слуха.
Значение сенсорных эталонов в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Дети и даже взрослые лучше всего учатся и сохраняют максимум информации, когда задействуют свои чувства.
Предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью усвоения сенсорных эталонов имеет решающее значение для развития мозга - это помогает налаживать нервные связи в проводящих путях мозга.
Игра, и, в частности, дидактическая, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов.
Перечислим основные сенсорные эталоны, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:
- система мер веса,
- система величины,
- система цвета,
- система формы (геометрических фигур),
- система мер длины,
- система направлений,
- система звуков,
- система запахов,
- система фактуры.
Сенсорные эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы.
Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс, который означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.
Сенсорные процессы – процессы действования с предметами, позволяющие сформировать полный и правильный образ предмета. На протяжении дошкольного возраста они испытывают значительное изменение, которое в большой мере зависит от возраста ребенка, его индивидуального развития.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах он и применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета).
С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов фор мы и цвета имеют условный характер .
Сенсорные эталоны в младшем дошкольном периоде - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений.
Таким образом, сенсорные эталоны являются основой, базой для психического и интеллектуального развития личности в целом. К сенсорным эталонам относят такие параметры, как цвет, форма, величин а, вкус, запах и др . Из сенсорных эталонов складывается понимание ребенком предметов, их схожесть и различия.