Статья «Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 11 October 2022

Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления личности и очень важно в этот период заложить все основы полноценного развития ребенка.

С раннего возраста дети используют свои чувства, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них. Они делают это путем прикосновения, вкуса, обоняния, зрения, движения и слуха.

Значение сенсорных эталонов в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Дети и даже взрослые лучше всего учатся и сохраняют максимум информации, когда задействуют свои чувства.

Предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью усвоения сенсорных эталонов имеет решающее значение для развития мозга - это помогает налаживать нервные связи в проводящих путях мозга.

Игра, и, в частности, дидактическая, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов.

Перечислим основные сенсорные эталоны, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:

  1. система мер веса,
  2. система величины,
  3. система цвета,
  4. система формы (геометрических фигур),
  5. система мер длины,
  6. система направлений,
  7. система звуков,
  8. система запахов,
  9. ​​​​​​​система фактуры.

Сенсорные эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы.

Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс, который означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.

Сенсорные процессы – процессы действования с предметами, позволяющие сформировать полный и правильный образ предмета. На протяжении дошкольного возраста они испытывают значительное изменение, которое в большой мере зависит от возраста ребенка, его индивидуального развития.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах он и применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета).

С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов фор мы и цвета имеют условный характер .

Сенсорные эталоны в младшем дошкольном периоде - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений.

Таким образом, сенсорные эталоны являются основой, базой для психического и интеллектуального развития личности в целом. К сенсорным эталонам относят такие параметры, как цвет, форма, величин а, вкус, запах и др . Из сенсорных эталонов складывается понимание ребенком предметов, их схожесть и различия.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации