Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Информационная карта педагогического опыта
АВТОР ОПЫТА: воспитатель
Ишмуратова Альбина Ришатовна
Муниципальное дошкольное автономное учреждение «Детский сад № 18 «Гнездышко» комбинированного вида г. Орска», тел:230072
Год рождения – 1983
Образование – средне-специальное, Педагогический колледж г.Орска 2015
Стаж педагогической работы – 3 года
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
НАЗНАЧЕНИЕ: обобщение педагогического опыта предназначено для педагогов ДОУ, родителей, студентов вузов и колледжей
ЦЕЛЬ: показать эффективность дидактических игр и упражнений в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста
МАТЕРИАЛ: Дидактическое панно «Времена года», дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн»,тренажер для пальчиков «Матрешки – застежки»; дидактические игры: «Цветные горошины», «Геометрическое лото», «Веселые прищепки», «Чудесный мешочек», «Стиральные машины», «Цветочная полянка», «Объемные картинки», «Подбери по цвету», «Подбери по цвету, форме и размеру», «Волшебные резиночки», «Магический квадрат», «Математические яблочки», «Математические пазлы», «Состав числа», «Тримино», «Пентамино»,
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр и упражнений составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Теоретическое обоснование опыта
Начала работу со сбора и анализа по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по познавательному развитию дошкольников.
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.
Проблема познавательного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Актуальность темы обобщения педагогического опыта
Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Дидактические игры и упражнения делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Практическая значимость темы обобщения педагогического опыта
Использование педагогом дидактических игр и упражнений в развитии познавательных способностей способствует:
- получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
- усвоению общественно выработанных средств и способов умственной деятельности;
- обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных;
- осуществлению аналитической и синтетической деятельности;
- приносит большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях
Новизна темы обобщения педагогического опыта
Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактических игр и упражнений формировать у ребенка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр и упражнений помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.
Итак, целью познавательного развития ребенка является формирование у него познавательных способностей.
Технология решения задач познавательного развития детей
Ведущими задачами является следующее:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности, в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Познавательное развитие осуществляю через разные формы:
- непосредственно образовательную деятельность
- игры
- экспериментирования
- наблюдение
- художественное творчество
- дидактические игры и упражнения
Для успешной организации познавательного развития в группе создана предметно – развивающая среда. Созданы дидактические игры и картотека дидактических упражнений.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА
1. Соответствие возрастным особенностям детей
2. Системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
3. Повторность. То, что легко и просто взрослому или детям школьного возраста, у детей дошкольного возраста вызывает значительные затруднения.
4. Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов.
5. Слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения
6.Отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, взаимосвязи и взаимодействия игры с другими формами обучения
7. Время проведения игр не должно превышать:
- для детей младшего дошкольного возраста 5-10 минут
- для детей среднего дошкольного возраста 15-20 минут
- для детей старшего дошкольного возраста 25-30 минут
Работа с родителями
Деятельность в группе по развитию познавательных способностей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между педагогом и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, занятия, участвуют в праздниках и развлечениях. С родителями проведена целенаправленная работа по познавательному развитию:
- Родительские собрания: «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры», «Растить любознательность», «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»
- Консультации для родителей «Игры дома», «Познаем играя»…
- Выставка литературы, игр, пособий
- Практические рекомендации
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Дидактическое Панно из фетра «Времена года, направлено на развитие речи детей, ознакомление с окружающим миром и основными явлениями в природе (снег, дождь, листопад, формирование понятий овощи-фрукты); развитие мелкой моторики рук
Тренажер для пальчиков «Матрешки – застежки» направлен на формирование мелкой моторики
Дидактическая игра «Цветные горошины», направлена на закрепление основных цветов, на развитие мелкой моторики, на умение группировать по цвету, соотносить цвет предмета с подставкой.
Детям предлагается разложить горошины в домики, в соответствии с их цветом
Дидактическая игра «Веселые прищепки», направленная на: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается найти потерянные зайчиком ушки, потерянные ромашкой лепестки и т.д… В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных прищепок, сравнивать/обозначать различия; классифицировать словами «такой» - «не такой».
Дидактическая игра «Стиральные машины», направлена на развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; умение соотносить предмет и цвет; развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается разложить одежду в «стиральные машины» в соответствии с цветм. При выборе одежды педагог побуждает ребенка к словесному обозначению выбранного цвета.
Дидактическая игра «Цветочная полянка», направлена на закрепление умения группировать предметы по цветам; закрепление счёта; развитие мелкой моторики.
Детям предлагается посадить бабочку на цветок соответствующего цвета
Дидактическая игра с цветными крышками «Объемные картинки», способствуют развитию мелкой моторики рук; дают понятие о величине, учат ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, развивают внимание, воображение, творческие способности.
Детям предлагается выложить узор из крышек различного цвета по схеме на карточке
Дидактическая игра «Чудесный мешочек», направленная на совершенствование тактильных ощущений и восприятия.
Детям предлагается по очереди опознать игрушку посредством осязания в "чудесном" мешочке, затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания
Дидактическая игра «Подбери по цвету», направлена на развитие умения различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый); развитие моторики кистей пальцев рук через действия с предметами; обучение группировать предметы по определённому признаку; развитие речи.
Детям предлагается разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называть изображённый предмет и его цвет. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях
Дидактическая игра «Подбери по цвету, форме и размеру», направлена на развитие логического и творческого мышления детей; формирование умения детей составлять узор, ориентируясь на размер, цвет и форму; закрепление знаний геометрических фигур
Детям предлагается подобрать подходящие по цвету, размеру и форме геометрические фигуры
Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн», направлено на развитие мелкой моторики, осязательных ощущений
Ребенку предлагается закрыть глаза, педагог расставляет игрушки по углам «бассейна», задача ребенка: угадать игрушку (либо предмет)
Дидактическая игра «Геометрическое лото» направлена на закрепление умения детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа
Ребенку предлагается выложить узор по схемам
Дидактическая игра «Волшебные резиночки», направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка; закрепление основных цветов и знаний разнообразных видов геометрических фигур, линий.
Дидактическая игра «Магический квадрат» направлена на закрепление знаний геометрических фигур и умение различать и называть цвета
Предложить детям назвать геометрические фигуры и обозначить какого они цвета
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Дидактическая игра «Состав числа» направлена на совершенствование знаний о составе изученных чисел; формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Ребенку предлагается к паровозику с определенным числом присоединить вагончик с подходящими числами
Дидактическая игра «Математические цветочки» направлена на закрепление состава числа
Дидактическая игра «Тримино» направлена на развитие логического мышления, внимание.
Цель игры
Каждый игрок пытается первым выложить на стол все фишки, которые есть у него
таким образом, чтобы совпали как минимум два угла каждой фишки
Дидактическая игра «Пентамино» направлена на развитие логического мышления; мелкой моторики рук
Ребенку предлагается из фигурок собрать по образцу фигуры животного, цифры. Но главной задачей игры является сложение прямоугольника из всех фигур. Но фигуры не должны накладываться друг на друга и не образовывать пустот.
Дидактическая игра «Математические яблочки» направлена на закрепление навыков счета в пределах десяти.
Ребенку предлагается к яблочку с определенным количеством семечек подобрать прищепку с нужным числом. В процессе выполнения задания активно тренируется числовая память
Дидактическая игра «Математические пазлы» направлена на закрепление навыков счета в пределах десяти
Ребенку предлагается соотнести карточку с изображенными на ней предметами с определенным числом. У каждого числа по 8 карточек
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
младший возраст
«Из чего сделано?»
Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала. Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем. Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала. |
«Что кому»
Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника. Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки. Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику). Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии. |
«Не ошибись»
Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым сложил картинку(из шести частей) об одном виде спорта. Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.
По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям |
«Где это можно купить»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки. Игровое правило: Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин) |
«Так бывает или нет?»
Дидактическая задача : Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то ,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках»
Дети придумываю сами небылицы. |
«Узнай по описанию»
Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой. Ход игры: Воспитатель рассказывает: - Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях. |
«Какое время года?»
Дидактическая задача : Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года. Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» |
«Назови одним словом»
Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Я назову слова, а вы назовите все одним словом:
стол, стул, диван, кровать – мебель ложка, кастрюля, тарелка – посуда автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт малина, клубника, черника- ягоды роза, ромашка, василек – цветы
|
«Что было, если бы…?»
Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам. Игровое правило: Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него. Ход игры: Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» - Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними). - А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали? - А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер) Дети сами придумывают загадки. |
«Так у нас. А как у вас?» Дидактическая задача: Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи Игровое правило: Рассказать, как проходит вечер в семье. Ход игры: Воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома. Первым рассказывает воспитатель. |
"Что умеет делать?"
Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Игровое правило: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки). Ход игры:
В: Телевизор. В: Что может мяч? В: Что может светофор? В: Что может растение? В: Что может слон? В: Что может дождь? В: Что может дождь? В: Что может краска? В: Что может художник? |
"Раньше - позже"
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Ход игры В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку? В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше? В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу? В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом? В: Какая часть суток сейчас? В: А что было раньше? В: А раньше? В: А еще раньше? В: Какой сегодня день недели? В: А какой день недели был вчера? В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?… |
«Где живет?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. Ход игры: В: Где живет медведь? В: Где живет собака? В: Где живет ромашка? В: Где живет гвоздь? В: Где живут вежливые слова? В: А что значит хороший человек? Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы. В: Где живет радость? В: Где живет зло? В: В каких словах живет буква "А"? В: Где живет слово? В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? В: Где живет грустная мелодия? |
"Хорошо-плохо"
Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Игровое правило: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры: В: Съесть конфету - хорошо. Почему? В: Съесть конфету - плохо. Почему? То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? В: Огонь - это плохо. Почему? В: Листопад - это хорошо? В: Листья под ногами - плохо. Почему? В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем? В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке? |
"Раз, два, три… ко мне беги!"
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. Ход игры: В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги! В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка… В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" |
«На что похоже»
Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Игровое правило: Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу).. Ход игры: В: На что похож абажур? В: На что похожа улыбка? В: Половник. В: На что похож дождь? В: А душ какой бывает? В: На что похожа коробка цветных карандашей? В: На что похожа кисть? В: На что похож светофор? В: На что похожа иголка? В: На что похож звук "Р"? В: На что похожа мелодия вальса? |
"Теремок" Дидактическая задача: Учить выделять свойства вещей, находить общее и различное. Игровое правило: Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". Ход игры.: 1 вариант Ведущий выбрал машину. Д: Тук-тук. Кто в теремке живет? В: Это я, машина. Д: А я стол. Пусти меня к себе жить? В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня. Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики. 2 вариант: В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины. Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные. Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? В: Это я, снегирь. А ты кто? Д: А я воробей. Пусти меня к себе! В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря. |
"Найди друзей"
Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Игровое правило: Игру рекомендуется использовать после игры "Что может?". Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок), кто или что выполняет эту же функцию. Ход игры: В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию. В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать? В: А самолет сам летает? В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их! В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок. В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.) В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы оставляют следы на бумаге. |
"Все в мире перепуталось" Дидактическая задача: Расширять представлений детей об окружающем мире. Игровое правило: Для игры используется "модель мира", которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира.. Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру. Ход игры: В: Что изображено у тебя на картинке? В: К какому миру относится яблоко? В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели? В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит? В: Почему вы так думаете? В: Шубу поместим в сектор с посудой? В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде. В: На картинке - утка. К какому миру она относится. В: Где живет утка? Где обитает? В: Было семечком, а стало? В: Было головастиком, а стало? В: Был дождь, а стал? В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? В: Было числом 4, а стало числом( 5). В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть? Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть? Д: Игрушек, овощей а огороде… В: Это было раньше маленьким, а стало большим. Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким. В: Это было раньше большим, а стало маленьким. Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше. В: Было раньше тканью, а стало… Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью… В: Это раньше было акварельными красками, а стало… Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном… |
" Чем был - чем стал" Дидактическая задача: Учить детей определять линии развития объекта Игровое правило: 1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… 2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. Ход игры: В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. В: Что хорошего в стеклянном столе? Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка. В: А что плохого в таком столе? Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди… В: А что еще может быть из стекла? Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло. В: Было семечком, а стало? В: Было головастиком, а стало? В: Был дождь, а стал? В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? В: Было числом 4, а стало числом( 5). В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть? Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть? Д: Игрушек, овощей а огороде… В: Это было раньше маленьким, а стало большим. Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким. В: Это было раньше большим, а стало маленьким. Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше. В: Было раньше тканью, а стало… Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью… В: Это раньше было акварельными красками, а стало… Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном… |
"Давай поменяемся "
Дидактическая задача: Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект. Ход игры: Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад. Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят. Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют. Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня. В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее. |
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
«Съедобное – несъедобное»
Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Оборудование: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. Инструкция: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. педагог загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку «Назови три предмета. Цель: формировать умение классифицировать. Оборудование: мяч. Инструкция: педагог, бросая кому-нибудь из детей мяч, называет одно слово, например, птицы, а поймавший мяч, должен назвать трёх птиц. Примечание: далее игру можно продолжать называя диких или домашних животных, цветы, деревья, овощи и фрукты. «Полезные – неполезные» Цель: закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах. Оборудование: карточки с изображением продуктов. Инструкция: педагог предлагает выбрать из предложенных продуктов только полезные. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д. Примечание: предложить детям объяснить, чем вредны не выбранные ими продукты. «Узнай и назови» Цель: закрепить знания о лекарственных растений. Оборудование: картинки лекарственных растений. Инструкция: педагог предлагает детям помочь уточнить названия лекарственных растений, где они растут, когда и где их собирают. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет. «Береги природу» Цель: закреплять знания об охране объектов природы. Оборудование: картинки растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Инструкция: педагог предлагает детям рассмотреть предложенные на столе картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Затем, убирая одну из картинок, уточняет, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. «Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о насекомых. Инструкция: педагог, называя четыре слова, предлагает детям сказать какое лишнее. 1) таракан, муха, пчела, майский жук; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) стрекоза, мотылек, шмель, воробей; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) заяц, еж, лиса, шмель; 7) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; Примечание: в игре можно использовать печатный материал. «Цепочка» Цель: формировать знания детей об объектах живой и неживой природы. Оборудование: картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Инструкция: педагог предлагает, передавая картинку с изображением объекта живой или неживой природы, по очереди называть по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «лиса» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, ищет добычу, живёт в норе и т.д. «Кто где живёт» Цель: формировать знания о животных и местах их обитания. Оборудование: картинки с изображением животных и мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.) Инструкция: педагог предлагает детям помочь животных, показывая картинку с изображением животного, ребёнок должен назвать, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку. «Летает, плавает, бегает» Цель: формировать знания об объектах живой природы. Оборудование: картинки с изображением объектов живой природы. Инструкция: педагог предлагает детям изобразить способ передвижения объекта живой природы, который он показывает или называет. Например: при слове «медведь» дети начинают двигаться на месте как медведь; при слове «синица» - изображают полёт птицы.
«Что это такое?» Цель: формировать знания о живой и неживой природе. Инструкция: педагог, перечисляя признаки предмета живой или неживой природы, предлагает детям отгадать что или кто это. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.
Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы. «Я знаю» Цель: формировать знания о природе. Оборудование: мяч. Инструкция: педагог, бросая мяч называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы.
«Живое – неживое» Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Оборудование: картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Инструкция: педагог называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают. Примечание: игру можно проводить с помощью картинок с изображением объектов живой и неживой природы. «Узнай птицу по силуэту» Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. Оборудование: силуэты птиц, цветные картинки птиц. Инструкция: педагог предлагает детям узнать и назвать птицу по силуэту. И уточнить: перелетная или зимующая птица. Примечание: можно предложить второй вариант игры: найти пару к силуэту. |
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ
Работа по развитию познавательных способностей проводила с 2015 по 2017 г.г. Работа с детьми младшего дошкольного возраста помогла:
- познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
- научила детей различать цвет;
- научила детей сравнивать по величине;
- способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;
- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук
У детей старшего дошкольного возраста работа помогла:
- развитию логического мышления, восприятия, памяти;
- развитию внимания, усидчивости; умению доводить начатое до конца;
- развитию творческих способностей
- закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ
Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в течении трех лет (с сентября 2015 года по май 2017 года включительно) благотворно отразилось на их навыках и умениях. Анализ деятельности по развитию познавательных способностей показал, что дети успешно овладели навыками и умениями (25 человек), на развитие которых были рассчитаны те или иные дидактические игры.
Представленная система работы направлена так же на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе данных дидактических игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально – поисковой деятельности.
Сентябрь 2015 года:
11% - ребенок выполняет игру с интересом, правильно, результативно
44% - ребенок делает попытки к выполнению игры, проявляет к ней интерес
45% - ребенок не выполняет игру или ею не заинтересован
Май 2017 года:
11% - ребенок не выполняет игру или ею не заинтересован
33% - ребенок делает попытки к выполнению игры, проявляет к ней интерес
56% - ребенок выполняет игру с интересом, правильно, результативно.
В результате работы по развитию познавательных способностей посредством дидактических игр и упражнений дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, сформирована самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
В связи со сказанным становится очевидным, что, используя дидактические игры и упражнения для формирования познавательных способностей, педагог решает важнейшую задачу современного развития ребенка.
35