12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богданова Ольга Владимировна23

Богданова Ольга Владимировна ,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 8в класса

МБОУ «Менделеевская СОШ».

«Сердце отдаю детям…»

( Из опыта работы классного руководителя)

«Кусочек сердца отдавать кому-то – такая , брат, у нас с тобой работа» , поется в известной бардовской песне. Я думаю, что эта песня о работе классного руководителя.

Я уже 22 года являюсь классным руководителем и поняла, что быть классным руководителем, значит беззаветно любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть; быть примером для них.

В институте нас не учат быть классным руководителем. Мы выходим специалистами- предметниками, зная о воспитательном процессе только из книг и небольшого жизненного детского опыта, если повезло с классным руководителем и наставником. Мне повезло! У меня был прекрасный классный руководитель –Кураш Федосья Николаевна. Она общалась с нами на равных, учила сочинять стихи, переделывать песни, составлять сценарии. Она была для нас примером во всем: как она одевалась, говорила, пела, играла на балалайке. Мы сами придумывали мероприятия, как нам казалось, но всё происходило под чутким руководством учителя, умело своё мнение предлагала нам так, что мы считали его своим.

В современной жизни классный руководителю нужно быть интересной разносторонней личностью, разбираться в моде, играть на музыкальном инструментах, рисовать, петь, танцевать, заниматься спортом, владеть информационными технологиями, быть культурным человеком. Ребята уважают духовно богатого, справедливого, имеющего свои принципы, умеющего защищать интересы ребят своего класса и свои собственные интересы. Обладание чувством юмора, умение выйти из трудной ситуации, понять и поддержать в трудную минуту – эти качества ценят ученики в своем классном руководителе.

Классный руководитель - необходимый человек для ребенка в школе.

Каким бы ученик не был в учёбе – он яркая, индивидуальная личность, здесь, в школе, его место для самовыражения и самореализации. Я стараюсь делать все, чтобы каждому ребенку в классе было уютно, комфортно, чтобы каждый мог проявить свои способности. Но только в совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно воспитать личность.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей,  укреплению сотрудничества с родителями.

Приоритетным направлением в своей работе считаю создание в классе единого коллектива детей, педагогов и родителей. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» - утверждал В.А.Сухомлинский. Именно я как классный руководитель являюсь связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. В работе с родителями я использую методику Е.В.Бачевой.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. Встречи с родителями проходят в нестандартной форме – это круглые столы, обмен опытом, тренинги, уроки родительской любви, дискуссии, а также совместные собрания с детьми. С родителями мы обсуждаем самые актуальные темы, например, «Первые трудности подросткового возраста», «Половое воспитание подростков», «Союз семьи и школы», «Традиции моей семьи», «Стили семейного воспитания», «О вреде сквернословия», «Подростковый суицид», «Наркомания – беда двадцать первого века», «Мой дом – моя семья». Наибольший интерес и активность родителей появляется в ходе дискуссий на темы, предложенные ими «Вредные привычки и как с ними бороться», «Почему ребенок уходит из дома», «О родительской любви», «Легко ли быть родителем», «Поощрение и наказание». Такие встречи помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт.

Родители заинтересованы в личностном развитии своих детей - участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий, сами бывают участниками конкурсов. Эти мероприятия интересны и детям и родителям, они позволяют увидеть ребенка в другой обстановке. Сплочению коллектива родителей и учащихся, укреплению семьи способствует работа над совместными проектами «Что в имени тебе моем», «Мое фамильное древо», «Профессии моей семьи».

На встречах с родителями всегда стараюсь говорить о достижениях и успехах детей, о каждом что-то хорошее, в этом мне помогает дневник наблюдений, дневник проведенных мероприятий. С 5 класса учащимися, педагогами и родителями ведется «Книга добрых слов», в которой каждый может высказать слова благодарности друг другу. Эта книга учит умению быть благодарными, видеть в человеке доброе, хорошее.

Помимо традиционных форм общения (индивидуальные беседы и консультации по телефону) применяю новую форму общения с родителями на сайте ВКонтакте.

Я считаю, что работа с родителями дает определенные результаты. По мнению родителей, наши встречи не оставляют их равнодушными, вызывают желание анализировать, думать, читать, любить, больше времени уделять своим детям. Благодаря организованной системной деятельности в классе сложился родительский актив, который является инициатором, организатором совместных мероприятий. Я ценю помощь и поддержку родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Так, третий год подряд мой класс становится победителем поселенческой игры «Зарница», благодаря помощи и участию родителей, которые помогают в подготовке к смотру песни и строя. Семья учащего моего класса стала победителем конкурса «Самая читающая семья-2016». Родители учащихся моего класса активные участники муниципального фестиваля «Мы вместе», с желанием и интересом участвуют в общешкольных мероприятиях: семинарах, конференциях. Разумное сочетание разнообразных форм совместной деятельности с родителями приводит к тому, что учащиеся и родители не боятся откровенно разговаривать на разные темы, все проблемы решаются в тесном сотрудничестве педагогов, детей и родителей.

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования нового поколения определена важность профориентации. В ФГОС прописано, что обучающиеся должны разбираться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах развития общества. Основная цель профориентации в школе - социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой [1].

Одно из важных решений, которое необходимо принять в подростковом возрасте – выбор профессии. К сожалению, выбирая профессию, подростки не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности. В сопровождении профессионального самоопределения учащихся стараюсь придерживаться позиции тьютора.

Совместно с учащимися и родителями разработана программа развития классного коллектива на 2016-2018 год «Правильный выбор – путь к успеху», рассчитанная на 8-9 класс. В ней, согласно цели программы развития школы,
обозначены приоритетные задачи по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.

Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества;

Сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру через проектирование подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Для профессионального самоопределения учащихся я веду курс по выбору «Я в мире профессий», который способствует формированию мотивации для выбора будущей профессии, помогает раскрыть способности учащихся. Также ребята проходят предметные практики по тем предметам, которые нужны для поступления и важны для успешной учебы в учебных заведениях. На школьном фестивале профессий «Мои достижения» ученики моего класса представили свои будущие профессии.

Профессиональному самоопределению учащихся моего класса способствует и работа по созданию школьной газеты. По инициативе детей с 5 класса выпускаем газету «Вестник», создан сайт класса.  Газета освещает жизнь класса, является визитной карточкой, лицом класса, источником информации о нём. Уже третий год учащимся нашего класса доверили выпуск школьной газеты «Ритм школы» - это, можно сказать, энциклопедия школьной жизни…

Об успешности нашего проекта говорят следующие достижения: 1, 2 места в муниципальном конкурсе школьных газет «Спроси у жизни строгой какой идти дорогой», 2 место в краевом конкурсе «Премия «Золотое перо-2016», редактор нашей газеты, Носков Виталий, занял 1 место в муниципальном конкурсе «Юный журналист», 2 место в краевом конкурсе видеороликов, диплом 1 степени за участие во Всероссийском конкурсе газет. Юные журналисты обучались в краевой школе «Арт-журналистика», приняли участие в краевом слете «Юнпресс».

В процессе работы над газетой у учащихся развиваются УУД, эрудиция, активное отношение к жизни, умение находить ответы на самые острые вопросы; учатся быть объективным и ответственным перед обществом, умение общаться с людьми, они приобретают начальные профессиональные навыки журналиста, фотокорреспондента, корректора, редактора, дизайнера.

В Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года сказано, что одно из основных направлений воспитания – это поддержка ученического самоуправления, которое способствует ответственности, самостоятельности.

В моем классе развито самоуправление. Мои воспитанники с удовольствием выполняют свои поручения, которые выбирают по желанию. В начале года мы проводим выборы мэра на конкурсной основе, в конце каждой четверти подводим итоги работы. Совет класса организует, планирует деятельность классного коллектива. Классные часы общения мы готовим вместе: собираем материал, выбираем форму проведения, дети готовят презентации, викторины, номера художественной самодеятельности. «Для чего нужны правила поведения?», «Учиться - всегда пригодится», «Я выбираю ЗОЖ», «Новогодний карнавал», викторина, «Своя игра», «Темперамент и профессия», «Отпусти вредные привычки», «Про мальчиков и девочек» - вот некоторые темы, интересующие ребят.

Учащимися с 5 класса формируется «Портфель достижений». Эта копилка успехов учеников отражает учебные и внеучебные результаты ребят, их интеллектуальные и творческие победы, интересы, склонности, личностные и профессиональные устремления, ученики ставят цели, определяют задачи на каждую четверть и анализируют свои успехи и неудачи.

Один из важных факторов развития личности ребенка является включение его в разнообразные виды деятельности. Это необходимо для того, чтобы обеспечить условия для самореализации потребностей ребенка и проявления его творческих возможностей.

Образовательные путешествия: походы и экскурсии на предприятия поездки на шоколадную фабрику и страусиную ферму, интеллектуальные и творческие конкурсы и новогодний и осенний марафоны, посещение кинотеатра, театра и музеев, библиотек и домов культуры, выставок направлены на развитие кругозора учащихся, эмоциональной сферы. Укреплению здоровья, мотивации на здоровый образ жизни способствуют соревнования, игры в пейнтбол и квазар. Трудолюбие и ответственность воспитываются через субботники, тимуровскую работу, участие в акциях «Столовая для птиц», «Посади свое дерево». Дебаты и дискуссии - «Зачем нужна школьная форма», «Что значит быть успешным» - учат коммуникативной культуре. Я думаю, моим ученикам будет что вспомнить и рассказать своим детям о школьной жизни. В нашем классе уже стало традицией проводить дни именинника, «Минуту Славы», «Звездный час», «Арбузник», «Осенний бал», семейные праздники, «День Матери» совместные с родителями выходы на костер и на каток. Результатом использования технологий интерактивной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, выработка активной жизненной позиции учащихся.

Мои дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях. Каждую четверть уже четвертый год подряд нам вручают грамоту за активную работу в жизни школы. Мы – победители различных общешкольных конкурсов: «Новогодняя оформление класса», «Новогодний плакат», «Самый читающий класс», «Самый любознательный класс», акции «Батарейка», занимаем 1-2 места в смотре строя и песни, Учащиеся моего класса активно участвуют в муниципальных, краевых конкурсах, где занимают призовые места. Так, например, команда нашего класса стала победителем краевой филологической недели. Дважды мой класс становился «Классом года-2014,2016».

Я стараюсь создавать благоприятный климат взаимного доверия, доброты и гармонии, понимать и видеть личность в каждом ребенке, узнать его интересы и склонности, осознавать потребности и причины его трудностей, оказывать своевременную помощь, предоставлять право выбора, замечать и поддерживать любые творческие проявления детей. Я разделяю позицию В. А. Сухомлинского, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», поэтому стараюсь создать такие условия, чтобы дети были вовлечены в разнообразную деятельность.

Я учу своих подопечных преодолевать трудности и добиваться успеха, быть целеустремленным, ответственным, трудолюбивым, добрым, человеком с чувством юмора, интересным для общения.

Я помогаю самоутвердиться и самореализоваться.

Я хочу, чтобы каждый из них стал личностью и был счастлив.

В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце», и я этим полностью согласна.

1. http://минобрнауки.рф/документы

2. Программа развития МБОУ «Менделеевская СОШ» «Школа успеха»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.