«Шаги к здоровью» (валеология) для учащихся 1-4 классов
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Г. Распутина»
2019г.
2019г.
2019г.
Программа курса
внеурочной деятельности
«Шаги к здоровью» (валеология)
для учащихся 1-4 классов
Авторы разработки:
Дементьева Елена Леонидовна,
высшая категория
Смолева Анна Анатольевна,
первая категория
г. Братск – 2019 г.
Пояснительная записка
1.1.Введение
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью, тем самым обязывая педагога создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся обуславливает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа по валеологии («валео»- быть здоровым, «логос»- наука) составлена на основе авторской программы Л.А.Обуховой и Н.А. Лемяскиной «Школа докторов природы» и включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся и является комплексной программой по формированию культуры здоровья, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Валеологическая программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников.
Нормативно-правовой и документальной базой программы
по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
1.2. Цель и задачи программы
Программа по валеологии может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
В её основу положены культурологический и личностно -ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и направлено на достижение следующей
цели:
формирование мотивации здоровьесбережения и поведенческих навыков здорового образа жизни у младших школьников. Цель конкретизирована следующими
задачами:
Формировать
позиции признания ребенком ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
представления детей о факторах, оказывающих влияние на здоровье(как положительное, так и отрицательное);
двигательную мотивацию ребенка, оптимизировать её;
потребность детей безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Обучать
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; простейшим навыкам релаксации;
Цели и задачи валеологической программы соответствуют ФГОС; целям и задачам основной образовательной программы НОО,
1.3. Особенности реализации программы
Программа по валеологии предназначена для использования классными руководителями в воспитательной работе на классных часах и преподавателями на занятиях по внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся во внеучебное время, продолжительность занятия 35 минут (в соответствии с СанПиН). Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, при необходимости — в столовой или в специально оборудованном учебном кабинете, или на свежем воздухе – в зависимости от тематики занятия. Валеологическая программа предназначена для обучающихся 1-4 классов в возрасте от 6 до 11 лет и рассчитана на 4 года в объеме 135 занятий, по 1 часу в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы – по 34 часа в год. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса рассчитана на использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры («скорая помощь», «доктора природы», «вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.; включает в себя обширный сказочный материал.
1.4. Основное содержание программы
Программа по валеологии состоит из четырёх частей:
1 класс «Первые шаги к здоровью
2 класс «Если хочешь быть здоров»
3 класс «По дорожкам здоровья
4 класс «Я, ты, он, она — мы здоровая семья»
1 класс «Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год
1 класс. Основное содержание. | Кол-во часов |
1. Дружи с водой. 2. Забота о глазах. 3. Уход за ушами. 4.Уход за зубами. 5. Уход за руками и ногами. 6. Забота о коже. 7.Как следует питаться. 8. Как сделать сон полезным. 9. Настроение в школе. 10.Настроение после школы. 11. Поведение в школе. 12. Вредные привычки. 13.Мышцы, кости и суставы. 14. Как закаляться. Обтирание и обливание. 15.Как правильно вести себя на воде. 16. Школа юных олимпийцев 17. Подвижные игры 18. Обобщение | 2ч. 1ч. 1ч. 3ч. 1ч. 3ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. |
2 класс «Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)
2класс. Основное содержание. | Кол-во часов | |
1. Почему мы болеем. 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. 3. Кто нас лечит. 4.Прививки от болезней. 5. Что нужно знать о лекарствах. 6. Как избежать отравлений. 7. Безопасность при любой погоде. 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. 9. Правила безопасного поведения на воде. 10. Правила обращения с огнём. 11. Как уберечься от поражения электрическим током. 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. 13. Как защититься от насекомых. 14.Предосторожности при обращении с животными. 15. Первая помощь при отравлении. 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. 17. Первая помощь при травмах. 18.Первая помощь при попадании в глаза инородных тел в глаза, ухо, нос. 19. Первая помощь при укусах 20. Сегодняшние заботы медицины | 3ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 3ч. 1ч. 1ч. 3ч. |
3 класс «По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категория слушателей: обучающиеся 3 классов(34 часа).
Срок обучения:1 год
Режим занятий:1 час в неделю
3класс. Основное содержание. | Кол-во часов |
1.Чего не надо бояться 2.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным 3.Почему мы говорим неправду 4.Почему мы не слушаемся родителей? 5.Надо уметь сдерживать себя 6.Вредные привычки 7.Как относиться к подаркам 8.Как следует относиться к наказаниям 9.Как нужно одеваться 10.Как вести себя с незнакомыми людьми 11.Как вести себя, когда что-то болит 12.Как вести себя за столом 13.Как вести себя в гостях 14.Как вести себя в общественных местах 15.«Нехорошие слова». «Недобрые шутки» 16.Что делать, если не хочется в школу 17.Чем заняться после школы 18.Как выбрать друзей 19.Как помочь родителям 20.Спешите делать добро 21.Повторение | 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 3ч. |
4 класс «Я, ты, он, она — мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 класса (34 часа).
Срок обучения:1год
Режим занятий: 1 час в неделю
4 класс. Основное содержание. | Кол-во часов |
1.Наше здоровье 2.Как помочь сохранить себе здоровье 3.Что зависит от моего решения? 4.Злой волшебник табак 5.Почему некоторые привычки называются вредными 6.Помоги себе сам 7.Злой волшебник алкоголь 8.Злой волшебник наркотик 9.Мы одна семья 10.Мое питание 11.Чистота и здоровье 12.Школа юных олимпийцев 13.Обобщение | 4ч. 3ч. 2ч. 2ч. 5ч. 1ч. 3ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 5ч. 1ч. |
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В процессе обучения и воспитания у детей происходит формирование собственных установок, потребностей, мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья. У обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по валеологии является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Вырабатывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Развивать способности к самоанализу, самопознанию, навыки ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Смогут использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; научатся толерантным взаимоотношениям в классном коллективе.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учиться адаптироваться и самореализовать свои творческие способности в социуме.
Учиться позитивно воспринимать окружающий мир.
2.1.Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
В результате реализации валеологической программы обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
основы рационального питания; знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; заботиться о своем здоровье;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
2.2. Формы учета знаний и умений планируемых результатов освоения программы
Программа по валеологии предполагает обучение на двух основных уровнях:
первый — информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Наиболее рациональным способом является подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, и т.д. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы может происходить путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
3.Тематическое планирование курса
Категория слушателей: обучающиеся 1- 4 класса
Срок обучения: 4года,135 часов
Режим занятий: 1 час в неделю
№ урока, неделя | Тема занятия, урока | Примечание |
1 класс | ||
Дружи с водой | ||
1 | Советы доктора Воды | |
2 | Друзья Вода и Мыло | |
Забота о глазах | ||
3 | Глаза – главные помощники человека | |
Уход за ушами | ||
4 | Чтобы уши слышали | |
Уход за зубами | ||
5 | Почему болят зубы? | |
6 | Чтобы зубы были здоровыми | |
7 | Как сохранить улыбку здоровой | |
Уход за руками и ногами | ||
8 | «Рабочие инструменты» человека | |
Забота о коже | ||
9 | Зачем человеку кожа | |
10 | Надежная защита организма | |
11 | Если кожа повреждена | |
Как следует питаться | ||
12 | Питание – необходимое условие для жизни человека | |
13 | Здоровая пища для всей семьи | |
Как сделать сон полезным | ||
14 | Сон – лучшее лекарство | |
Настроение в школе | ||
15 | Как настроение? | |
Настроение после школы | ||
16 | Я пришел из школы | |
Поведение в школе | ||
17-18 | Я — ученик | |
Вредные привычки | ||
19-20 | Вредные привычки | |
Мышцы, кости и суставы | ||
21 | Скелет – наша опора | |
22 | Осанка – стройная спина! | |
Как закаляться. Обтирание и обливание | ||
23 | Если хочешь быть здоров | |
Как правильно вести себя на воде | ||
24 | Правила безопасности на воде | |
Школа юных олимпийцев | ||
25-29 | В стране Олимпиоников | |
Подвижные игры | ||
30-31 | Русские народные игры | |
32-33 | Доктора природы (Обобщающий) | |
2 класс | ||
Почему мы болеем | ||
1 | Причина болезни | |
2 | Признаки болезни | |
3 | Как здоровье? | |
Кто и как предохраняет нас от болезни | ||
4 | Как организм помогает себе сам? | |
5 | Здоровый образ жизни | |
Кто нас лечит | ||
6 | Какие врачи нас лечат | |
Прививки от болезней | ||
7 | Инфекционные болезни | |
8 | Прививки от болезней | |
Что нужно знать о лекарствах | ||
9 | Какие лекарства мы выбираем | |
10 | Домашняя аптечка | |
Как избежать отравлений | ||
11 | Отравление лекарствами | |
12 | Пищевые отравления | |
Безопасность при любой погоде | ||
13 | Если солнечно и жарко | |
14 | Если на улице дождь и гроза | |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | ||
15 | Опасность в нашем доме | |
16 | Как вести себя на улице | |
Правила безопасного поведения на воде | ||
17 | Вода наш друг | |
Правила общения с огнем | ||
18 | Чтобы огонь не причинил вреда | |
Как уберечься от поражения электрическим током | ||
19 | Чем опасен электрический ток? | |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | ||
20 | Травма | |
Как защититься от насекомых | ||
21 | Укусы насекомых | |
Предосторожности при общении с животными | ||
22 | Что мы знаем о собаках и кошках | |
Первая помощь при отравлении | ||
23 | Отравление ядовитыми веществами | |
24 | Отравление угарным газом | |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | ||
25 | Как помочь себе при тепловом ударе | |
26 | Если ты обморозился | |
Первая помощь при травмах | ||
27 | Растяжение связок и вывих костей | |
28 | Переломы | |
29 | Если ты ушибся или порезался | |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | ||
30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет | |
Первая помощь при укусах | ||
31 | Укус змеи | |
Сегодняшние заботы медицины | ||
32 | Расти здоровым | |
33 | Воспитай себя | |
34 | Я выбираю движение | |
3 класс | ||
Чего не надо бояться | ||
1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие? | |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | ||
2 | Учимся думать | |
3 | Спеши делать добро | |
Почему мы говорим неправду | ||
4 | Поможет ли нам обман? | |
5 | «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках | |
Почему мы не слушаемся родителей? | ||
6 | Надо ли прислушиваться к советам родителей? | |
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? | |
Надо уметь сдерживать себя | ||
8 | Все ли желания выполнимы? | |
9 | Как воспитать в себе сдержанность | |
Вредные привычки | ||
10-11 | Как отучить себя от вредных привычек | |
Как относиться к подаркам | ||
12 | Я принимаю подарок | |
13 | Я дарю подарки | |
Как следует относиться к наказаниям | ||
14 | Наказание | |
Как нужно одеваться | ||
15 | Одежда | |
Как вести себя с незнакомыми людьми | ||
16 | Ответственное поведение | |
Как вести себя, когда что-то болит | ||
17 | Боль | |
Как вести себя за столом | ||
18 | Сервировка стола | |
19 | Правила поведения за столом | |
Как вести себя в гостях | ||
20 | Ты идешь в гости | |
Как вести себя в общественных местах | ||
21 | Как вести себя в транспорте и на улице | |
22 | Как вести себя в театре, кино, школе | |
«Нехорошие слова». «Недобрые шутки» | ||
23 | Умеем ли мы вежливо общаться | |
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону? | |
Что делать, если не хочется в школу | ||
25 | Помоги себе сам | |
Чем заняться после школы | ||
26 | Умей организовать свой досуг | |
Как выбрать друзей | ||
27 | Что такое дружба | |
28 | Кто может считаться настоящим другом | |
Как помочь родителям | ||
29 | Как доставить родителям радость | |
Спешите делать добро | ||
30 | Если кому-нибудь нужны твоя помощь | |
31 | Как помочь больным и беспомощным | |
Школа юных олимпийцев | ||
32-34 | В стране Олимпиоников | |
4 класс | ||
Наше здоровье | ||
1 | Что такое здоровье? | |
2 | Что такое эмоции? | |
3 | Чувства и поступки | |
4 | Стресс | |
Как помочь сохранить себе здоровье | ||
5 | Учимся думать и действовать | |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | |
7 | Умей выбирать | |
Что зависит от моего решения? | ||
8 | Принимаю решение | |
9 | Я отвечаю за свое решение | |
Злой волшебник табак | ||
10 | Что мы знаем о курении | |
Почему некоторые привычки называются вредными | ||
11 | Зависимость | |
12 | Умей сказать НЕТ | |
13 | Как сказать НЕТ | |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь нет? | |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | |
Помоги себе сам | ||
16 | Волевое поведение | |
Злой волшебник алкоголь | ||
17 | Алкоголь | |
18 | Алкоголь – ошибка | |
19 | Алкоголь – сделай выбор | |
Злой волшебник наркотик | ||
20 | Наркотик | |
21 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | |
Мы одна семья | ||
22 | Мальчишки и девчонки | |
23 | Моя семья | |
24 | Дружба | |
Мое питание | ||
25 | Умеем ли мы правильно питаться? | |
26 | Я выбираю кашу | |
Чистота и здоровье | ||
27 | Чистота и порядок | |
28 | Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) | |
Школа юных олимпийцев | ||
29-33 | В стране Олимпиоников | |
34 | Обобщение. Урок-КВН «Наше здоровье» | |
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебные пособия:
натуральные пособия;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз» и др.;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Список использованной литературы
1. Валеология. Учеб. Пособие / под ред. проф. В.П. Соломина, Ю.Л. Варламова. Спб., 2005
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тенинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.ВАКО, 2004
3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2005
4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Спб.,2006
5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Спб., 2007
6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. Спб., 2008
7. Зайцев Г.К.Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение, Спб., 2007
8. Лазарев М.Л. Здравствуй: программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. М., 2007
9. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: учеб. пособие по валеологии для начальной школы. Спб., 2008
10. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. Спб., 2007
11. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. 2003
12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004
13. Ослепительная улыбка на всю жизнь: методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы / под ред. Г.М. Королева, М.: 2006
14. Путешествия Джуно. Приключения в стране «Здоровья»: учеб. для 2кл. / К.А. Пармз, Л. Р. Либерман, К.В. Кроун. М., 2003
15. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 1-9 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости; под ред. А.И. Сизанова, Мн. 2008
16. Соковня-Семенова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учеб. пособие для студентов средних педагогических заведений 2-е изд; стереотипное. М., 2007
17. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т. Н. Валеология. Основы безопасности ребенка. Пособие к курсу валеология «Я и мое здоровье для школы первой ступени. Спб., 2007
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. М., 2006
19. Физкультура для всей семьи / сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. М., 2009
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»1.Как часто в течение дня Вы питаетесь?
а) Три раза в день.
б) Два раза.
в) Один раз.
2.Всегда ли Вы завтракаете?
а) Всегда.
б) Не всегда.
в) Никогда.
3.Из чего состоит Ваш завтрак?
а) Каша и чай.
б) Мясное блюдо и чай.
в)Чай.
4.Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
а) Никогда.
б) Один-два раза в день.
в)Три раза и более.
5.Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?
а) Три раза в день.
б) Один-два раза в день.
в) Два-три раза в неделю.
6.Как часто Вы едите жареную пищу?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
7.Как часто Вы едите выпечку?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
8.Что Вы намазываете на хлеб?
а) Маргарин.
б) Масло с маргарином.
в) Только масло.
9.Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?
а) Три-четыре раза.
б) Один-два раза.
в) Один раз и реже.
10.Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?
а) Менее трёх раз в неделю.
б) От 3 до 6 раз в неделю.
в) За каждой едой.
11.Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?
а) Одну-две.
б) От трёх до пяти.
в) Шесть и более.
12.Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с мяса нужно:
а) убрать весь жир;
б) убрать часть жира;
в) оставить весь жир.
Ключ: а — 2 балла, б -1 балл, в — 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:
0-13 баллов— будьте внимательны, есть опасность для здоровья;
14 -17 баллов— надо улучшить питание;
18 — 24 балла— отличный режим и качество питания
Диагностика «Что мы знаем о здоровье»
1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?
а) инфекция
б) эпидемия
в) аллергия
2. Как не передаются кишечных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с грязными руками
3. Что вредит здоровью?
а) игры на свежем воздухе
б) малоподвижный образ жизни
в) плавание, катание на лыжах
4.Что не вредит здоровью?
а) курение
б) закаливание
в) спиртное
5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с водой
6. Какое заболевание не относится к инфекционным?
а) грипп
б) дизентерия
в) ветрянка
7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?
а) никотин
б) алкоголь
в) наркотики
8. Что не поможет организму стать сильнее?
а) занятие спортом
б) закаливание
в) вкусная пища
9. Какое питание нельзя назвать здоровым?
а) регулярное
б) без спешки
в) однообразное
Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)
8-9 баллов— ты хорошо осведомлён о здоровье
5-6 баллов– тебе надо задуматься о здоровье
Меньше 5– твоё здоровье в опасности.