12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болдырева Анастасия Валерьевна801
Россия, Кемеровская обл., Кемерово

Конспект урока литературного чтения

Тема: Шарль Перро «Рики с хохолком»

Цель: Подвести учащихся к выводу о том, что внутренний мир человека важнее, чем его внешность.

Задачи:1. Углубить знания о творчестве Ш. Перро. Познакомить со сказкой «Рики с хохолком»

2. Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.

Развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное; развивать связную речь, умение давать полные ответы; расширять словарный запас;

3. Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока

этапы

содержание

примечание

 

Вступительная часть.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Маргарита Александровна. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся. Садитесь.

Основная часть.

-Как бы мне хотелось (1 слайд)

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

Сплетничают ночью

Обо всём, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

Создает уют

И на книжной полке

Чудеса живут,

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой – Шарль Перро

-Сегодняшняя наша встреча посвящена замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.

– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого).

Работа с портретом

-Ребята посмотрите на портрет писателя и попробуйте его охарактеризовать. Обратите внимание на его глаза, мимику, одежду, черты лица. Попробуйте охарактеризовать его характер, внутренний мир, посмотрите на его окружение…

- Пудреный парик, завитый по моде, высокий лоб, голова немного откинута. На лице гордое надменное выражение. Еще бы – он известный адвокат, архитектор, признанный ученый, поэт, член французской академии. Он служит при дворе короля. И ему уже 68 лет. «Не подумайте, что я могу заниматься делом малым и несерьезным» - говорит нам его взгляд! Но он, конечно, лукавит, также как тогда, когда издал сборник своих сказок под именем своего сына… «Сказки Матушки Гусыни» - так он назвал свою книгу. Может быть поэтому, что сказки были написаны гусиным пером в далекие волшебные времена.

- Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

- Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, узнаем, кто из вас является знатоком его сказок.

 

1 Послала как-то мать своего сына проведать бабушку. Взял он корзинку с пирожками и горшочком масла и пошел через лес. Шел он, шел и заблудился в чаще.

2 Долго блуждал он по лесу и увидел на тропинке белые камешки. Пошел он, куда камешки указывали. Смотрит – на поляне дом стоит.

3 В нем жил Людоед. Вернулся вечером Людоед домой, нашел принца, хотел его съесть, но отложил до утра. Велел жене накормить его хорошенько, чтоб не похудел, и уложить спать.

Тут в дом постучал кот. Он сказал, что шел мимо и решил выразить Людоеду свое почтение.

Людоед принял его радушно. Кот был почтителен и хотел убедиться, что Людоед может превращаться в любых животных. Людоед, желая удивить гостя превратиться сначала в льва, а потом в мышь. Кот поймал мышь и съел ее.

4 Теперь принц свободен и снова пошел по лесу. Скоро он набрел на старый замок в чаще леса. В замке все спали. Принц увидел прекрасную принцессу, поцеловал ее. Она проснулась и сразу полюбила его.

5 Добрая фея подарила ей прекрасное бальное платье и хрустальные туфельки.

(по сказкам: 1«Красная шапочка»

2«Мальчик с пальчик»

3«Кот в сапогах»

4«Спящая красавица»

5«Золушка»).

-Сегодня мы будем знакомиться с еще одной сказкой Ш.Перро «Рике с хохолком»

Первичное чтение

- Давай те послушаем сказку, читает Бернар Катрин. ( вкл. Аудиозапись)

-Какие эмоции вызвала у вас эта сказка?

-Может быть, вы пережили какие то чувства, переживания с одним из героев сказки?

Вторичное чтение

Литературоведческий анализ

-Какие характерные черты у Рики? Охарактеризуйте его.

-А как вы охарактеризуете старшую сестру?

-Подумайте, что важнее: быть некрасивым и умным или быть красивым, но глупым? Почему?

- Как вы думаете можно ли назвать старшую принцессу несчастной?

- Почему старшая принцесса идет плакать именно в лес? Что он символизирует?

-А что делал Рики в лесу?

- Подумаете, что чувствовал Рики при встрече с принцессой?

-Как вы считаете, почему принцесса согласилась на свадьбу с Рики?

-А как вы думаете, что младшая сестра чувствовала по отношения к старшей, когда та стала умнее?

- Почему тогда старшая сестра продолжала ходить в лес?

-Выполнила свое ли она обещание?

-Хотела ли она выполнить то, что обещала? Почему?

-А когда она вышла замуж за Рики, что она чувствовала?

-Как вы думаете, какую тему можно выделить в этой сказке?

-Как вы считаете, что автор хотел донести нам с помощью этой сказки? Какова главная мысль сказки?

-Какие проблемы мы можем выделить актуальные на сегодняшний день?

Творческие задания по микрогруппах

1.Кроссворд

   

З

О

Л

У

Ш

К

А

   
     

А

Л

М

А

З

     
       

К

А

Р

А

Б

А

С

     

О

С

Ё

Л

       
 

В

О

С

Е

М

Ь

       


 

 

С

А

П

О

Г

И

     
   

Ф

Е

Я

         
   

Д

Р

О

В

О

С

Е

К

   

К

Р

Ё

С

Т

Н

А

Я

Л

Ю

Д

О

Е

Д

       

Девочка, у которой были хрустальные туфельки

Какой драгоценный камень падал с губ доброй девушки в сказке «Подарки феи»?

Какое имя выдумал для своего хозяина Кот в сапогах?

Что досталось в наследство среднему брату в сказке «Кот в сапогах»?

Сколько всего фей пришли на день рождения к принцессе в сказке «Спящая красавица»?

Что потребовал для себя Кот от своего хозяина?

Кем была тетка принцессы по прозвищу «Ослиная шкура»?

Кем был отец Мальчика с пальчик?

Кем был хозяин домика, куда привел Мальчик с пальчик своих братьев и сестер?

2- Перевертыши. Отгадай, что за сказки спрятались за перевертышами.

«Черный берет» («Красная шапочка»)

«Собачка в кроссовках» («Кот в сапогах»)

«Пьер без чёлочки» («Рике с хохолком»)

«Красные усы» («Синяя борода»)

«Девочка-великанша» («Мальчик-с-пальчик»)

«Недремлющая ведьма» («Спящая красавица»)

3. Наборщик

Жемчуг, розы, колодец, вежливость, грубость, жабы, лягушки (Золушка)

Глупая красавица, умный принц, фея, портрет (Рике с хохолком)

Колечко, сундук, шкура, король, пирог, осёл (Ослиная шкура)

Братья, лес, людоед, белые камешки, золотые веночки (Мальчик-с пальчик)

4.Придумайте карту путешествия и постарайтесь наиболее точно изобразить сказку.

5.Покажите одного главного и охарактеризуйте его, как можно точнее.

6.Подумайте, как автор мог еще назвать сказку и придумайте свое продолжение сказки.

Итог

-С каким автором мы сегодня познакомились?

-Что нового вы узнали о нем?

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Что нового вы взяли для себя?

Домашнее задание

1.Девочки пишут рассказ от лица главной героини старшей сестры(ее переживания, чувства, мысли).

Мальчики пишут рассказ от лица главного героя Рики(его чувства, переживания, мысли).

2. Изменить сюжет сказки.

-Спасибо, урок закончен. Мне было приятно работать с вами.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.