Урок литературного чтение во 2 классе: Шарль Перро «Кот в сапогах»
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2Б.
Программа: УМК "Школа России".
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема | Шарль Перро «Кот в сапогах». | |
Цель | Познакомить учащихся с творчеством и произведением Шарля Перро "Кот в сапогах". | |
Задачи | Образовательные: 1)Познакомить с биографией Ш.Перро и его произведением "Кот в сапогах". 2)Продолжать работу по формированию навыка отличать сказку от других жанров художественных произведений. 3)Учить читать по ролям, передавать интонацией, используя средства выразительности речи, отношение автора к герою, пересказывать текст. 4)Формировать умение работать с текстом и анализировать его. Развивающие: 1)Развивать у учащихся интерес к литературе зарубежных авторов. 2) Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения. 3) Развивать речевые умения и творческие способности детей. 4)Развивать умение анализировать сказки. Воспитательные: 1)Воспитывать интерес к чтению художественной литературы. 2) Воспитание норм морали, нравственности через художественное произведение. 3) Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей. | |
Принципы, методы обучения и воспитания | Принципы обучения и воспитания: Принципы обучения: Деятельности; Наглядности; Систематичности; Последовательности; Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. Воспитание через творчество. Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Методы обучения и воспитания: Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение). Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования). Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание). Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример). Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (Создание ситуации успеха). | |
Основные понятия, термины | Кот, выделенные слова в сказке для словарной работы. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Узнать содержание сказки; Формировать осознанное правильное, выразительное чтение; Уметь выражать свое отношение к прочитанному и услышанному; Уметь характеризовать героев; Определять жанр произведения; Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. | Познавательные УУД: Уметь извлекать из содержания сказки информацию в соответствии с поставленной учебной задачей; Использовать учебник и словарь в качестве источников информации; С помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию; Анализировать поступки литературных героев на основе прочитанной сказки; Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; Определять способ решения проблемы; Планировать ход деятельности; Контролировать выполнение плана; Оценивать результат деятельности; Осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы учителя, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; Допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками , умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная. | |
Оборудование | Интерактивный комплекс; учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л.Ф. Климанова; раздаточный материал. |
Ход урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации | Формируемые умения (универсальные | ||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности. (организационный момент) | Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на работу. | -Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Мне очень приятно видеть ваш любознательный взгляд. Повернитесь друг к другу. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. А теперь тихо присаживайтесь за свои парты. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем и одноклассниками. Взявшись за руки, создают положительный настрой на урок. | Фронтальная. | Личностные: -создание условий для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: -настраивать себя на продуктивную работу. | ||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | Речевая разминка. Загадка. Выявление уровня знаний. Беседа. Работа со словарем. | -Для того, чтобы урок у нас прошёл хорошо, вы должны выразительно читать. С этой целью мы проведем с вами речевую разминку. - Давайте прочитаем все вместе. ра – ра – ра – Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. - Сначала читаем медленно, протяжно. - Теперь читаем в среднем темпе, выразительною - А потом в скороговорном, быстром темпе. Молодцы ребята! -А сейчас отгадайте загадку: - Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапах коготки. - О каком звере идет речь в загадке? - Какие слова вам помогли отгадать загадку? - Что они обозначают? Какой частью речи являются? - Объясните лексическое значение этого слова (толковый словарь) -Назовите сказки, в которых героем был кот. | Слушают учителя. Выполняют речевую разминку. Читают все вместе: ра – ра – ра – Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. Читают медленно, протяжно. Читают в среднем темпе, выразительно. Читают в скороговорном, быстром темпе. Слушают загадку. -О коте. -"Нападает на клубки, Прячет в лапах коготки", так обычно делают кошки и коты. С помощью словаря объясняют лексическое значение слова. -«Кот и лиса», «Дядя Федор, кот и пес», «Волшебное кольцо», «Алѐнушкины сказки», «Кот в сапогах». | Фронтальная. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: - выполнять пробные учебные действия; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - организовать выполнение заданий учителя. | ||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организация формулирования темы и цели урока учащимися. Работа на карточках. Беседа. Статья - её анализ, заполнение таблицы по статье. | -Сейчас вам нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки и поработайте в парах. Соедините произведение и его автора, ранее нами изученные.
-Определите тему нашего урока. - Какая цель нашего урока? -А как вы догадались? -Какие задачи будем решать на протяжении всего урока?
-Молодцы! | Слушают задание учителя. Выполняют задание, соединяют произведение и его авторов. -Тема нашего урока - Ш.Перро - "Кот в сапогах". -Других авторов и их произведения, которые есть в таблице, мы уже изучали. Ставят перед собой задачи, проговаривают их. Слушают задание. Читают статью, анализируют информацию и заполняют таблицу. | Фронтальная. Индивидуальная. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; Регулятивные: - планировать свою деятельность на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; | ||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний. | Работа по новой теме урока. Биография. Беседа. Работа со словарем. Работа с учебником. Чтение сказки. Вопросы по сказке. | - Мы познакомимся с произведением, которое называется – «Кот в сапогах» и с биографией его автора. - Обратите внимание на портрет. - Шарль Перро родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок. В первый сборник вошли восемь сказок: «Сказки матушки Гусыни», «Золушка», «Синяя борода», «Кот в сапогах» и др. Позднее он написал ещё два сборника сказок. - А какие сказки написал Шарль Перро? Какие вы из них читали? -Прежде чем мы познакомимся со сказкой "Кот в сапогах" нам нужно выполнить словарную работу. Мельник, мельница, нотариус, наследство, муфта, отруби, заячья капуста, коварство, простак, маркиз, милосердие, дичь, косцы, покои, жнецы, жнец, учтивость, черепица, проворно, вельможей. – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь, опираясь на опорные слова из текста. – Верны ли ваши предположения, вы узнаете, если прослушаете сказку. - Откройте учебник на странице 182. - Сейчас я начну читать, а вы слушаете внимательно. После прочтения я буду задавать вопросы. - (Читаю со слов: было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего мельницу… до и вы увидите, что вас не так уж и обделили, как вам это сейчас кажется.) -Сколько у мельника было сыновей? Найди в тексте и зачитай. - Как поделили братья наследство? Найди в тексте и зачитай. - Обрадовался ли младший брат наследству? Найди в тексте и зачитай. - Прочитайте как утешал хозяина кот. Найди в тексте и зачитай. -Что попросил кот у хозяина? Найди в тексте и зачитай. -Как вы думаете, что сделал кот, чтобы доказать, что младшего брата не так уж обделили, отдав в наследство кота? - Читаем дальше по абзацу. Все следят. (…..) начинает читать (Читают по абзацам со слов: Хозяин кота и сам не знал….. до будто бы убитую на охоте его хозяином, маркизом де Карабасом.) - Куда отправился кот, получив пару сапог? Найди в тексте и зачитай. - Кого он поймал в лесу? Найди в тексте и зачитай - Куда он отправился с добычей? Найди в тексте и зачитай. - Какое имя он выдумал для хозяина? Найди в тексте и зачитай. -Кого кот поймал через несколько дней? Найди в тексте и зачитай. -Куда он отнес куропаток? Найди в тексте и зачитай. - Что делал кот в течении двух-трех месяцев? Найди в тексте и зачитай. | Слушают учителя. Рассматривают и анализируют портрет. Внимательно слушают, анализируют и запоминают биографию. -"Золушка", "Красавица и чудовище", "Мальчик-с-пальчик", "Красная шапочка". Слушают задание. Выполняют словарную работу. Ищут значение каждого слова в словаре и зачитывают его. Рассуждают, дают ответы. Открывают учебник, готовятся к чтению сказки. Внимательно слушают чтение. -Было у мельника 3 сына. -Старшему досталась мельница. Среднему осёл. Ну а уж младшему пришлось взять себе кота. -Бедняга долго не мог утешиться, получив такую жалкую долю наследства. - Не печальтесь, хозяин. - Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог, чтобы было легче бродить по кустарникам, и вы сами увидите, что вас не так уж обидели, как это вам сейчас кажется. -Едва только кот получил всё, что ему было надобно, он живо обулся, молодецки притопнул, перекинул через плечо мешок и, придерживая его за шнурки передними лапами, зашагал в заповедный лес, где водилось множество кроликов. А в мешке у него были отруби и заячья капуста. -Долго ждать ему не пришлось: какой-то молоденький доверчивый простачок кролик сразу же прыгнул к нему в мешок. -После этого, гордый своей добычей, он отправился прямо во дворец и попросил приёма у короля. - Государь, вот кролик из лесов маркиза де Карабаса (такое имя выдумал он для своего хозяина). -Несколько дней спустя кот пошёл на поле и там, спрятавшись среди колосьев, опять открыл свой мешок. На этот раз к нему в ловушку попались две куропатки. -Он живо затянул шнурки и понёс обеих королю. -Так прошло два или три месяца. Кот то и дело приносил королю дичь, будто бы убитую на охоте его хозяином, маркизом де Карабасом. | Фронтальная. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Познавательные: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; Коммуникативные: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); Регулятивные: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - принимать и сохранять учебную задачу; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; | ||||||||||||||
5.Физкультминутка. | Восстановление физических и духовных сил обучающихся. | - Сейчас мы немного отдохнём, встаём со своих мест. Смотрим на меня и повторяем движения. -То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед - Это делает зарядку Наш Маркиз - Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит. | Смотрят на учителя и повторяют движения. | Фронтальная. | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; -самостоятельная оценка правильности выполнения действия. | ||||||||||||||
6.Первичная проверка понимания. | Работа с учебником. Чтение сказки. Вопросы по сказке. Беседа. | - Продолжаем дальше читать по абзацам. (…..) начинает, все следят. (Читают по абзацам со слов: и вот как – то раз от узнал, что…. до и даже пригласил сесть в карету и принять участие в прогулке.) - Куда собирался король со свой дочкой? Найди в тексте и зачитай. - Какой совет дал кот своему хозяину? Найди в тексте и зачитай. - Как Маркиз де Карабас оказался в карете? Перескажите. - Читаем дальше также по абзацам. (….) начинает, остальные следят. (Читают по абзацу со слов: Кот был в восторге от того, что всё идёт как….до скромно ответил маркиз). - Был ли удовлетворен кот своим поступком? Найди в тексте и зачитай. - Кого увидел кот первыми на пути? Что делали крестьяне? Найди в тексте и зачитай. - Что кот крикнул крестьянам. Найди в тексте и зачитай. - Сказали ли крестьяне то, что просил кот? Найди в тексте и зачитай. - Продолжай (…) дальше читать, остальные следят. (Читают по абзацам со слов: А между тем кот бежал всё вперёд и вперёд…до что в замке гостит король.) - Куда прибежал кот? Найди в тексте и зачитай. - Кто там жил? Найди в тексте и зачитай. - В кого превращался людоед? - Как кот расправился с людоедом? Перескажи. - Дальше читает (….), все следят. (Читают по абзацу со слов: Король был очарован достоинствами….до конца) -Почему король предложил маркизу жениться на его дочери? Найди в тексте и зачитай. - Кем стал кот в сапогах? Найди в тексте и зачитай. - Оправдался ли прогноз? | -И вот как-то раз узнал кот, что король вместе со своей дочкой, самой прекрасной принцессой на свете, собирается совершить прогулку в карете по берегу реки. -Согласны вы послушаться моего совета? - спросил он своего хозяина. - В таком случае счастье у нас в руках. Всё, что от вас требуется, это пойти купаться на реку, туда, куда я вам укажу. Остальное предоставьте мне. -Кот был в восторге оттого, что все идёт как по маслу, и весело побежал перед каретой. -По пути он увидел крестьян, косивших на лугу сено. -Эй, люди добрые, - крикнул он на бегу, - если вы не скажете королю, что этот луг принадлежит маркизу де Карабасу, вас всех изрубят в куски, словно начинку для пирога! Так и знайте! Тут как раз подъехала королевская карета, и король спросил, выглянув из окна: - Чей это луг вы косите? - Маркиза де Карабаса!- в один голос отвечали косцы, потому что кот до смерти напугал их своими угрозами. -И вот, наконец, кот прибежал к воротам прекрасного замка. -Тут жил один очень богатый великан-людоед. -В льва и в мышь. -Король был очарован достоинствами господина маркиза де Карабаса почти так же, как его дочка. -А кот стал знатным вельможей и с тех пор охотился на мышей только изредка - для собственного удовольствия. | Фронтальная. | Познавательные: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные: - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. Регулятивные: - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу. | ||||||||||||||
7. Первичное закрепление. | Анализ сказки. Беседа. Самостоятельная работа. Работа с текстом. Деление текста на части. Кроссворд. | -Сейчас мы с вами сделаем анализ сказки. -Есть ли автор у сказки или она относится к устному народному творчеству? -Если сказку написал автор, то какая это сказка? - К какому виду сказок она принадлежит? - Без чего не может существовать волшебная сказка? - Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах». - Без чего еще не может существовать волшебная сказка? -Сколько раз Людоед превращался в животных и в каких? - Есть ещё другие мнения по поводу того, без чего не может существовать сказка? - Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя? -Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим? -Какие волшебные предметы из сказки стали частью нашей реальной жизни? -Кто главные герои? кто второстепенные? -Назовите положительных и отрицательных героев этой сказки. -Перечислите основные черты характеров героев. -О чем говорится в сказке? -Какая главная мысль (идея) сказки? -Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев? -А теперь выполните самостоятельно задание. Вам нужно разбить текст на смысловые части и каждую часть озаглавить. -На столах у вас лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача разгадать его и сдать на проверку вместе с первым заданием. -Молодцы. | Слушают учителя. -У сказки есть автор. Рассуждают, отвечают. -Волшебная. -Без волшебных предметов. -Сапоги. -Без волшебных превращений. -Два: в льва, в мышь. -Без злых и добрых героев. -Да, можно. Рассуждают, дают ответы. -Сапоги. -Главные герои: Кот в сапогах, младший сын мельника. Второстепенные: король, принцесса, людоед, мельник, старший брат, средний брат. Дают характеристику героев. -Внешний вид - не признак, по которому можно судить кого-либо. Например, хозяин не видел толку от кота, но глубоко ошибался. Приводят примеры других сказок, которые чем-то близки по сюжету и характеру одного из героев. Выполняют самостоятельно задание. Разбивают текст на части. Подбирают заголовок к каждой части. Разгадывают кроссворд. Сдают задания на проверку. | Фронтальная. Индивидуальная. | Познавательные: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план. Коммуникативные: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - ориентироваться в содержании предмета; - контролировать и корректировать свою деятельность; | ||||||||||||||
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Объяснение домашнего задания. Задания на отработку и закрепление пройденного материала. | -Дома вам нужно будет подобрать прилагательные, характеризующие главных героев. Нарисовать иллюстрацию или составить синквейн о любом герое из этой сказки. -Записать вопросы, которые можно задать по содержанию сказки в рабочую тетрадь. | Внимательно слушают домашнее задание. Записывают в дневник. | Фронтальная. | Регулятивные: - выделение и осознание того, что нужно усвоить. Коммуникативные: -постановка вопросов, умение слушать. | ||||||||||||||
9.Рефлексия (Подведение итогов занятия) | Организация самооценки деятельности, осознание изученного алгоритма. Беседа. | -Что нового вы сегодня узнали? -Удалось ли нам достичь поставленных целей и задач? -Чему научились? -Было ли вам интересно? -Что понравилось / не понравилось? -Хотите продолжать знакомство со сказками Ш.Перро? -А теперь давайте оценим деятельность на уроке и сам урок. "Восхождение на пик знаний". -На доске у нас висит изображение горы. У каждого из вас есть флажок. -Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, отлично поработали и разобрались в изученной теме, то прикрепите флажок на вершину горы. -Если вы считаете, что получили недостаточно знаний и работали не в полную силу, то прикрепите флажок в середине горы. -А если вы ничего нового сегодня не узнали, не работали или работали очень плохо, то прикрепите флажок в самом низу горы. -Молодцы! | -Сегодня мы познакомились с Ш.Перро, изучили его биографию. Подробно познакомились со сказкой "Кот в сапогах". -Мы достигли поставленных целей и задач. Рассуждают, дают ответы на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. Слушают учителя. Прикрепляют флажок к горе. | Фронтальная. | Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Познавательные: -обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. |
20