Урок литературного чтение во 2 классе: Шарль Перро «Кот в сапогах»

2
0
Материал опубликован 28 March 2023

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2Б.

Программа: УМК "Школа России".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Цель

Познакомить учащихся с творчеством и произведением Шарля Перро "Кот в сапогах".

Задачи

Образовательные:

1)Познакомить с биографией Ш.Перро и его произведением "Кот в сапогах".

2)Продолжать работу по формированию навыка отличать сказку от других жанров художественных произведений.

3)Учить читать по ролям, передавать интонацией, используя средства выразительности речи, отношение автора к герою, пересказывать текст.

4)Формировать умение работать с текстом и анализировать его.

Развивающие:

1)Развивать у учащихся интерес к литературе зарубежных авторов.

2) Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

3) Развивать речевые умения и творческие способности детей.

4)Развивать умение анализировать сказки.

Воспитательные:

1)Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

2) Воспитание норм морали, нравственности через художественное произведение.

3) Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

Принципы, методы обучения и воспитания

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

Деятельности;

Наглядности;

Систематичности;

Последовательности;

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.

Воспитание через творчество.

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение).

Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования).

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание).

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).

Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (Создание ситуации успеха).

Основные понятия, термины

Кот, выделенные слова в сказке для словарной работы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Узнать содержание сказки;

Формировать осознанное правильное, выразительное чтение;

Уметь выражать свое отношение к прочитанному и услышанному;

Уметь характеризовать героев;

Определять жанр произведения;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

Уметь извлекать из содержания сказки информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

Использовать учебник и словарь в качестве источников информации;

С помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

Анализировать поступки литературных героев на основе прочитанной сказки;

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Определять способ решения проблемы;

Планировать ход деятельности;

Контролировать выполнение плана;

Оценивать результат деятельности;

Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Отвечать на вопросы учителя, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

Допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками , умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Интерактивный комплекс; учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л.Ф. Климанова; раздаточный материал.



Ход урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формы организации
взаимодействия на уроке

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

1.Самоопределение к деятельности. (организационный момент)

Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на работу.


-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Мне очень приятно видеть ваш любознательный взгляд. Повернитесь друг к другу. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. А теперь тихо присаживайтесь за свои парты.


Включаются в урок, во взаимодействие с учителем и одноклассниками.




Взявшись за руки, создают положительный настрой на урок.

Фронтальная.

Личностные:

-создание условий для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

-настраивать себя на продуктивную работу.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

Речевая разминка.

Загадка.

Выявление уровня знаний.

Беседа.

Работа со словарем.


-Для того, чтобы урок у нас прошёл хорошо, вы должны выразительно читать. С этой целью мы проведем с вами речевую разминку.

- Давайте прочитаем все вместе.

ра – ра – ра – Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

- Сначала читаем медленно, протяжно.

- Теперь читаем в среднем темпе, выразительною

- А потом в скороговорном, быстром темпе.

Молодцы ребята!

-А сейчас отгадайте загадку:

- Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки.

- О каком звере идет речь в загадке?

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

- Что они обозначают? Какой частью речи являются?

- Объясните лексическое значение этого слова (толковый словарь)

-Назовите сказки, в которых героем был кот.


Слушают учителя.

Выполняют речевую разминку.


Читают все вместе:

ра – ра – ра – Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

Читают медленно, протяжно.

Читают в среднем темпе, выразительно.

Читают в скороговорном, быстром темпе.



Слушают загадку.




-О коте.


-"Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки", так обычно делают кошки и коты.

С помощью словаря объясняют лексическое значение слова.

-«Кот и лиса», «Дядя Федор, кот и пес», «Волшебное кольцо», «Алѐнушкины сказки», «Кот в сапогах».

Фронтальная.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

- выполнять пробные учебные действия;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- организовать выполнение заданий учителя.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Организация формулирования темы и цели урока учащимися.

Работа на карточках.

Беседа.

Статья - её анализ, заполнение таблицы по статье.

-Сейчас вам нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки и поработайте в парах. Соедините произведение и его автора, ранее нами изученные.


Э.Н. Успенский

Крокодил Гена и его друзья”

Б. В. Заходер

Кот в сапогах”

В. Д. Берестов

Винни-Пух”

Шарль Перро

Кисточка.”

-Определите тему нашего урока.

- Какая цель нашего урока?

-А как вы догадались?

-Какие задачи будем решать на протяжении всего урока?

Я знаю

+

Для меня новое

!





- Ребята, что вы знаете о Шарле Перро? А, что для вас будет новое? Прочитайте статью о писателе и сделайте соответствующие пометки.

-Молодцы!




Слушают задание учителя.












Выполняют задание, соединяют произведение и его авторов.





-Тема нашего урока - Ш.Перро - "Кот в сапогах".

-Других авторов и их произведения, которые есть в таблице, мы уже изучали.

Ставят перед собой задачи, проговаривают их.

Слушают задание.


Читают статью, анализируют информацию и заполняют таблицу.

Фронтальная. Индивидуальная.


Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

- планировать свою деятельность на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по новой теме урока.

Биография.

Беседа.

Работа со словарем.

Работа с учебником.

Чтение сказки. Вопросы по сказке.

- Мы познакомимся с произведением, которое называется – «Кот в сапогах» и с биографией его автора.

- Обратите внимание на портрет.

- Шарль Перро родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок. В первый сборник вошли восемь сказок: «Сказки матушки Гусыни», «Золушка», «Синяя борода», «Кот в сапогах» и др. Позднее он написал ещё два сборника сказок.

- А какие сказки написал Шарль Перро? Какие вы из них читали?

-Прежде чем мы познакомимся со сказкой "Кот в сапогах" нам нужно выполнить словарную работу.

Мельник, мельница, нотариус,

наследство, муфта, отруби,

заячья капуста, коварство,

простак, маркиз, милосердие,

дичь, косцы, покои, жнецы, жнец, учтивость, черепица,

проворно, вельможей.

Попробуйте предположить, о чем может пойти речь, опираясь на опорные слова из текста.

Верны ли ваши предположения, вы узнаете, если прослушаете сказку.

- Откройте учебник на странице 182.

- Сейчас я начну читать, а вы слушаете внимательно.

После прочтения я буду задавать вопросы.

(Читаю со слов: было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего мельницу… до

и вы увидите, что вас не так уж и обделили, как вам это сейчас кажется.)

-Сколько у мельника было сыновей? Найди в тексте и зачитай.

- Как поделили братья наследство? Найди в тексте и зачитай.

- Обрадовался ли младший брат наследству? Найди в тексте и зачитай.

- Прочитайте как утешал хозяина кот. Найди в тексте и зачитай.

-Что попросил кот у хозяина? Найди в тексте и зачитай.

-Как вы думаете, что сделал кот, чтобы доказать, что младшего брата не так уж обделили, отдав в наследство кота?

- Читаем дальше по абзацу.

Все следят.

(…..) начинает читать

(Читают по абзацам со слов: Хозяин кота и сам не знал….. до будто бы убитую на охоте его хозяином, маркизом де Карабасом.)

- Куда отправился кот, получив пару сапог? Найди в тексте и зачитай.

- Кого он поймал в лесу? Найди в тексте и зачитай

- Куда он отправился с добычей? Найди в тексте и зачитай.

- Какое имя он выдумал для хозяина? Найди в тексте и зачитай.

-Кого кот поймал через несколько дней? Найди в тексте и зачитай.

-Куда он отнес куропаток? Найди в тексте и зачитай.

- Что делал кот в течении двух-трех месяцев? Найди в тексте и зачитай.



Слушают учителя.



Рассматривают и анализируют портрет.





Внимательно слушают, анализируют и запоминают биографию.











-"Золушка", "Красавица и чудовище", "Мальчик-с-пальчик", "Красная шапочка".

Слушают задание.




Выполняют словарную работу. Ищут значение каждого слова в словаре и зачитывают его.




Рассуждают, дают ответы.





Открывают учебник, готовятся к чтению сказки.



Внимательно слушают чтение.







-Было у мельника 3 сына.

-Старшему досталась мельница. Среднему осёл. Ну а уж младшему пришлось взять себе кота.

-Бедняга долго не мог утешиться, получив такую жалкую долю наследства.

- Не печальтесь, хозяин.

- Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог, чтобы было легче бродить по кустарникам, и вы сами увидите, что вас не так уж обидели, как это вам сейчас кажется.

-Едва только кот получил всё, что ему было надобно, он живо обулся, молодецки притопнул, перекинул через плечо мешок и, придерживая его за шнурки передними лапами, зашагал в заповедный лес, где водилось множество кроликов. А в мешке у него были отруби и заячья капуста.

-Долго ждать ему не пришлось: какой-то молоденький доверчивый простачок кролик сразу же прыгнул к нему в мешок.

-После этого, гордый своей добычей, он отправился прямо во дворец и попросил приёма у короля.

- Государь, вот кролик из лесов маркиза де Карабаса (такое имя выдумал он для своего хозяина).

-Несколько дней спустя кот пошёл на поле и там, спрятавшись среди колосьев, опять открыл свой мешок. На этот раз к нему в ловушку попались две куропатки.

-Он живо затянул шнурки и понёс обеих королю.

-Так прошло два или три месяца. Кот то и дело приносил королю дичь, будто бы убитую на охоте его хозяином, маркизом де Карабасом.

Фронтальная.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Познавательные:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Коммуникативные:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

5.Физкультминутка.

Восстановление физических и духовных сил обучающихся.

- Сейчас мы немного отдохнём, встаём со своих мест. Смотрим на меня и повторяем движения.

-То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.










Смотрят на учителя и повторяют движения.


Фронтальная.

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: 

-осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя;

-самостоятельная оценка правильности выполнения действия.

6.Первичная проверка понимания.

Работа с учебником. Чтение сказки.

Вопросы по сказке.

Беседа.

- Продолжаем дальше читать по абзацам.

(…..) начинает, все следят.

(Читают по абзацам со слов: и вот как – то раз от узнал, что…. до и даже пригласил сесть в карету и принять участие в прогулке.)

- Куда собирался король со свой дочкой? Найди в тексте и зачитай.

- Какой совет дал кот своему хозяину? Найди в тексте и зачитай.

- Как Маркиз де Карабас оказался в карете? Перескажите.

- Читаем дальше также по абзацам.

(….) начинает, остальные следят.

(Читают по абзацу со слов: Кот был в восторге от того, что всё идёт как….до скромно ответил маркиз).

- Был ли удовлетворен кот своим поступком? Найди в тексте и зачитай.

- Кого увидел кот первыми на пути? Что делали крестьяне? Найди в тексте и зачитай.

- Что кот крикнул крестьянам. Найди в тексте и зачитай.

- Сказали ли крестьяне то, что просил кот? Найди в тексте и зачитай.

- Продолжай (…) дальше читать, остальные следят.

(Читают по абзацам со слов: А между тем кот бежал всё вперёд и вперёд…до что в замке гостит король.)

- Куда прибежал кот? Найди в тексте и зачитай.

- Кто там жил? Найди в тексте и зачитай.

- В кого превращался людоед?

- Как кот расправился с людоедом? Перескажи.

- Дальше читает (….), все следят.

(Читают по абзацу со слов: Король был очарован достоинствами….до конца)

-Почему король предложил маркизу жениться на его дочери? Найди в тексте и зачитай.

- Кем стал кот в сапогах? Найди в тексте и зачитай.

- Оправдался ли прогноз?

-И вот как-то раз узнал кот, что король вместе со своей дочкой, самой прекрасной принцессой на свете, собирается совершить прогулку в карете по берегу реки.

-Согласны вы послушаться моего совета? - спросил он своего хозяина. - В таком случае счастье у нас в руках. Всё, что от вас требуется, это пойти купаться на реку, туда, куда я вам укажу. Остальное предоставьте мне.

-Кот был в восторге оттого, что все идёт как по маслу, и весело побежал перед каретой.

-По пути он увидел крестьян, косивших на лугу сено.

-Эй, люди добрые, - крикнул он на бегу, - если вы не скажете королю, что этот луг принадлежит маркизу де Карабасу, вас всех изрубят в куски, словно начинку для пирога! Так и знайте!

Тут как раз подъехала королевская карета, и король спросил, выглянув из окна:

- Чей это луг вы косите?

- Маркиза де Карабаса!- в один голос отвечали косцы, потому что кот до смерти напугал их своими угрозами.

-И вот, наконец, кот прибежал к воротам прекрасного замка.

-Тут жил один очень богатый великан-людоед.

-В льва и в мышь.

-Король был очарован достоинствами господина маркиза де Карабаса почти так же, как его дочка.

-А кот стал знатным вельможей и с тех пор охотился на мышей только изредка - для собственного удовольствия.

Фронтальная.

Познавательные:

- ориентироваться в содержании предмета;

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Коммуникативные:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Регулятивные:

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу.


7. Первичное закрепление.


Анализ сказки.

Беседа.

Самостоятельная работа.

Работа с текстом.

Деление текста на части.

Кроссворд.

-Сейчас мы с вами сделаем анализ сказки.

-Есть ли автор у сказки или она относится к устному народному творчеству?

-Если сказку написал автор, то какая это сказка?

- К какому виду сказок она принадлежит?

- Без чего не может существовать волшебная сказка?

- Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».

- Без чего еще не может существовать волшебная сказка?

-Сколько раз Людоед превращался в животных и в каких?

- Есть ещё другие мнения по поводу того, без чего не может существовать сказка?

- Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?

-Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

-Какие волшебные предметы из сказки стали частью нашей реальной жизни?

-Кто главные герои? кто второстепенные?

-Назовите положительных и отрицательных героев этой сказки.

-Перечислите основные черты характеров героев.

-О чем говорится в сказке?

-Какая главная мысль (идея) сказки?

-Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

-А теперь выполните самостоятельно задание. Вам нужно разбить текст на смысловые части и каждую часть озаглавить.

-На столах у вас лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача разгадать его и сдать на проверку вместе с первым заданием.

-Молодцы.

Слушают учителя.



-У сказки есть автор.



Рассуждают, отвечают.


-Волшебная.


-Без волшебных предметов.



-Сапоги.


-Без волшебных превращений.


-Два: в льва, в мышь.


-Без злых и добрых героев.


-Да, можно.



Рассуждают, дают ответы.




-Сапоги.

-Главные герои: Кот в сапогах, младший сын мельника.

Второстепенные: король, принцесса, людоед, мельник, старший брат, средний брат.

Дают характеристику героев.

-Внешний вид - не признак, по которому можно судить кого-либо. Например, хозяин не видел толку от кота, но глубоко ошибался.

Приводят примеры других сказок, которые чем-то близки по сюжету и характеру одного из героев.

Выполняют самостоятельно задание. Разбивают текст на части. Подбирают заголовок к каждой части.

Разгадывают кроссворд.

Сдают задания на проверку.


Фронтальная. Индивидуальная.

Познавательные:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;

- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- ориентироваться в содержании предмета;

- контролировать и корректировать свою деятельность;


8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Объяснение домашнего задания.

Задания на отработку и закрепление пройденного материала.

-Дома вам нужно будет подобрать прилагательные, характеризующие главных героев. Нарисовать иллюстрацию или составить синквейн о любом герое из этой сказки.

-Записать вопросы, которые можно задать по содержанию сказки в рабочую тетрадь.

Внимательно слушают домашнее задание.

Записывают в дневник.

Фронтальная.

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что нужно усвоить.

Коммуникативные:

-постановка вопросов, умение слушать.

9.Рефлексия (Подведение итогов занятия)

Организация самооценки деятельности, осознание изученного алгоритма.

Беседа.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Удалось ли нам достичь поставленных целей и задач?

-Чему научились?

-Было ли вам интересно?

-Что понравилось / не понравилось?

-Хотите продолжать знакомство со сказками Ш.Перро?

-А теперь давайте оценим деятельность на уроке и сам урок.

"Восхождение на пик знаний".

-На доске у нас висит изображение горы. У каждого из вас есть флажок.

-Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, отлично поработали и разобрались в изученной теме, то прикрепите флажок на вершину горы.

-Если вы считаете, что получили недостаточно знаний и работали не в полную силу, то прикрепите флажок в середине горы.

-А если вы ничего нового сегодня не узнали, не работали или работали очень плохо, то прикрепите флажок в самом низу горы.

-Молодцы!


-Сегодня мы познакомились с Ш.Перро, изучили его биографию. Подробно познакомились со сказкой "Кот в сапогах".

-Мы достигли поставленных целей и задач.

Рассуждают, дают ответы на вопросы.






Оценивают свою деятельность на уроке.



Слушают учителя.









Прикрепляют флажок к горе.

Фронтальная.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные:

-обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.





20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.