Разработка урока МХК за 10 класс «Шедевры русского искусства II половины XIX века»

0
0
Материал опубликован 14 December 2015

Разработка урока

Предмет: МХК

Класс: 10 класс

Тема: Достижения отечественной культуры II половины XIX века

Цели:

- обучающие: сформировать представления о русской художественной культуре 2-ой половины XIX века, познакомить учащихся с известными творениями русских деятелей искусства, научить обобщать и систематизировать знания, умения и навыки;

развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности, научить анализу, самооценке и рефлексии учебно-познавательной деятельности, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

-воспитательные: организовать активную мыслительную деятельность учащихся; воспитывать бережное и уважительное отношение к культурному наследию, ценностные идеалы, чувство прекрасного.

Задачи:

научить анализу художественного произведения;

развить умение публичного выступления

Приемы работы: анализ, сравнение, обобщение, систематизация материала

Тип урока: урок-экскурсия

Технология: поисково-исследовательская

Форма урока: собеседование, презентация

Оборудование: презентация произведений отечественной архитектуры и скульптуры, репродукции картин русских художников, портреты русских композиторов, музыкальные произведения.

Организационный этап: приветствие, психологический настрой учащихся

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок в форме экскурсии. А совершим мы экскурс в русскую художественную культуру 2-ой половины XIX века, познакомимся с произведениями искусства, ставшими шедеврами мировой художественной культуры.

Разминка

Канон – это

Эклектика – это…

Ракурс – это…

Передвижники - это…

Увертюра – это…

Экспрессия – это…

Путешествие по «музейным залам»

Учитель: А сейчас мы с вами перенесемся в «виртуальный» музей отечественного искусства и познакомимся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, музыки. Итак, начинаем нашу экскурсию. Слово экскурсоводу (учащийся) зала архитектуры.

На экране проецируются слайды с изображением зданий: храма Христа Спасителя, церкви Воскресения на крови в Петербурге, Исторического музея.

Экскурсовод-архитектуровед:

Одним из главных факторов, определивших состояние архитектуры 2-ой половины XIX века, является развитие капиталистических отношений в пореформенной России. Оно способствовало внедрению в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствованию строительной техники, появились новые типы сооружений: железнодорожные вокзалы, доходные дома, крытые торговые помещения. 2-ая половина XIX века была временем господства эклектики - смешения стилей. Строили в мавританском, готическом, ренессансном стилях. Наблюдался псевдорусский стиль, возникший под влиянием древнерусского зодчества, крестьянской архитектуры.

Стиль эклектики первоначально ограничивался временной архитектурой выставочных павильонов, садово-парковыми постройками, но со временем получил широкое развитие. Из деревянной был перенесен в каменную архитектуру. К концу 80-ых годов вырабатывается особый стереотип здания в национальном стиле. Этими чертами отмечены здания храма Христа Спасителя, церкви Вознесения на крови в Петербурге, Исторического музея и др. Разные по значению, эти здания имеют однотипную внешнюю оболочку. Планировочная структура отличается простотой, ясностью, соответствует требованиям удобства.

Учитель: Композиция следующего «зала» посвящена скульптуре. Здесь представлены «макеты» памятников знаменитых скульпторов А.М. Опекушина и М.М. Антокольского.

На экране проецируется фотография памятника А.С.Пушкину скульптора А.М. Опекушина.

Экскурсовод-скульптуровед:

В эпоху «бесстилия» распадается былой синтез искусств, традиции монументальной скульптуры забываются, утрачивается чувство ансамбля. Чуть не единственным образцом монумента II половины XIX века является памятник А.С.Пушкину в Москве (1880) скульптора А.М. Опекушина (1828-1932). Скульптор сумел наделить свое произведение чертами жанровости и интимности, представив поэта в одиноком раздумье. Пьедестал памятника, изготовленный из темно-серого и темно-красного гранита, бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника выполнены по проекту архитектора И.С.Богомолова. Высота памятника вместе с фигурой составила около 11 метров. Писатель А.Ф. Писемский, бывший свидетелем и участником открытия памятника поэту, писал: «…особенно хорошо то, что во всей фигуре поэта, стоящего на ногах, чувствуется как бы движение, он на пьедестале своем не окаменел, а как бы двинуться хочет…».

На экране - фотографии скульптур М.М. Антокольского.

Экскурсовод-скульптуровед:

Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента, в нивелировке качеств материала. И эти черты присущи самому значительному скульптору второй половины 19 века М.М. Антокольскому (1843-1902). Отсутствие монументальных средств выражения автор как бы компенсирует изображением монументальных личностей: «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Ермак» (1891), «Христос» (1874) и др. Своих героев скульптор представляет в тот момент, когда они целиком сливаются со своей исторической репутацией. Историческая заслуга Антокольского состояла в том, что он стремился сохранить за скульптурой право говорить о возвышенном и значительном, противопоставляя себя экспансии бытовизма.

Учитель: А теперь нам предстоит экскурсия по картинной галерее художников-передвижников, но сначала послушайте рассказ об истории зарождения движения передвижников, которое получило в истории русской культуры название «Бунта 14-ти».

Что есть прекрасное и в чем его проявление в жизни и в искусстве? Что есть искусство и каковы его задачи? Эти вопросы испокон веков волновали отечественных деятелей культуры. Г.Р.Чернышевский утверждал: «Прекрасное есть жизнь… Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его, часто произведения имеют и значение приговора о явлениях жизни…». Эти положения революционно-демократической эстетики стали знаменем нового русского искусства – национального и реалистического, правдиво воссоздающего картины жизни народа, активно отстаивающего его интересы, выражающего его взгляды, мысли и чувства. И это хорошо понимали будущие художники, которых стали называть передвижниками. В Академии художеств наиболее способных студентов допускали к традиционному конкурсу на золотые медали. Победителей ожидала прекрасная перспектива: поездка за границу, бесплатная мастерская, стипендии, субсидии и т.д. Но… картины нужно было писать только на традиционные исторические, мифологические, евангельские сюжеты. Неожиданно для всех 14 студентов подали коллективное ходатайство в совет Академии с просьбой о дозволении свободного выбора сюжета для конкурсной работы. Такого еще не было, им в просьбе отказали. Тогда «бунтари» попросили «покорнейше освободить» их от конкурса и выдать дипломы. Во главе стоял Иван Николаевич Крамской. Порвав с Академией, Крамской с товарищами организовали артель свободных художников и зажили свободной жизнью, изображая на своих полотнах жизнь народа, самих представителей народа. Позднее артель превратилась в Товарищество передвижных художественных выставок. Первая выставка состоялась в Петербурге 28 октября 1871 года. Художники стали разъезжать по российским городам и весям, показывая свои полотна народу и получая горячий отклик на них. Эти картины имели огромную популярность, потому что они стали отражением жизни простого народа. Лидерами передвижников были Иван Крамской, Василий Перов, Илья Репин, пейзажисты Саврасов, Шишкин и другие. Всего в разных городах России состоялось 48 выставок с 1871 по 1923 год.

Учитель: Сейчас вам будут представлены картины самых известных художников-передвижников В.Перова, И.Репина, В.Сурикова творчество которых в основном посвящено русской истории.

На экране – картины В. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду», «Проводы покойника», картины И.Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», В.Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».

Аннотации к картинам

Учащиеся делают к картинам художников небольшие сообщения-аннотации.

Учитель: А теперь перейдем в следующий зал, где познакомимся с выдающимися мастерами русской музыкальной культуры.

На экране – портреты деятелей «Могучей кучки»

Экскурсовод-музыковед:

На рубеже 50-60 годов XIX века, в период общественно-демократического подъема и расцвета русской культуры возникло творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка» («Балакиревский кружок», «Новая русская музыкальная школа»). Раньше других с Балакиревым сблизился военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Ц.А.Кюи (1856), затем к ним присоединился офицер Преображенского полка М.П.Мусоргский (1857). В 1861 году группу пополнил молодой выпускник Морского офицерского корпуса Н.А.Римский-Корсаков, а в 1862 году к ним присоединился молодой адъютант-профессор Медико-хирургической академии А.П.Бородин. Тематика собраний кружка была разнообразной и насыщенной. Много внимания уделялось изучению лучших произведений классического наследия и современной музыки (Шумана, Листа, Берлиоза, Шопена, Глинки). Высоко ценили творчество Бетховена. «Могучая кучка» была школой профессионального мастерства. На собраниях читались и анализировались произведения мировой классической литературы, обсуждались политические, исторические события, изучались статьи критиков Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена. Жизнь народа стала главной темой творчества кружка.

Аннотации к портретам композиторов

Учащиеся делают к портретам композиторов сообщения-аннотации.

На экране – портрет П.И.Чайковского

Экскурсовод-музыковед:

П.И.Чайковский не был членом кружка «Могучая кучка», но он, как никто другой из русских композиторов, оставил глубокий след в истории отечественной музыки 2-ой половины XIX века.

Выступление ученика с кратким сообщением о жизни и творчестве П.И.Чайковского (звучит фрагмент балета «Лебединое озеро»).

Вывод: Итак, мы с вами завершили виртуальную экскурсию в русскую культуру 2-ой половины XIX века, познакомились с выдающимися произведениями отечественной культуры, прослушали интересные сообщения из жизни и творчества великих людей, оставивших нам бесценное наследие. Пожалуйста, ваши впечатления (высказывания, мнения учащихся).

Учитель: Мы познакомились лишь с малой частью великих творений русской культуры 2-ой половины XIX века, и я надеюсь, что эти произведения произвели на вас неизгладимое впечатление, что в дальнейшем вы будете еще глубже изучать прекрасные произведения великих мастеров русской культуры, проявите искренний интерес к истории культуры нашей страны. И завершим наш урок размышлением над великими словами великого писателя Ф.И.Достоевского «Красота спасет мир».

Какой глубинный смысл появляется в строках «Мир спасет красота» и «Красотою спасется мир»?

Что есть красота?

Домашняя работа:

Выполнение теста по теме «Русская культура 2-ой половины XIX века»

Оценивание

Приложение 1

Тест проверочный

Эклектика – это…

А) господствующий стиль в европейской архитектуре 2-ой половины XIX века

Б) одно из названий русского стиля

В) смешение приемов и элементов разных стилей в одном произведении

Передвижники – это…

А) профессионально-коммерческое объединение художников

Б) товарищество художников в России 2-ой половины XIX века

В) артель архитекторов в России 2-ой половины XIX века

Отметьте художников, являвшихся членами «Товарищества передвижных выставок»: И.Е. Репин, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.Г.Перов, П.А.Федотов, О.А.Кипренский, И.Н.Крамской, К.Моне, А.К.Саврасов, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, П.М.Третьяков, Н.Н.Ге.

 

Основные черты творчества передвижников – это…

А) неприятие академизма

Б) романтизм

В) свобода творчества

Соотнесите картину и ее автора:

И.Е.Репин а) «Грачи прилетели»

А.К.Саврасов б) «Тройка»

В.И.Суриков в) «Некрасов в период «Последних песен»

В.Г.Перов г) «Бурлаки на Волге»

И.Н.Крамской д) «Утро стрелецкой казни»

Самым популярным драматургом 60-70 годов XIX века был:

А.К.Толстой, А.С.Грибоедов, А.Н. Островский, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев

 

«Могучая кучка» – это…

А) профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на позиции критического реализма

Б) театральный кружок режиссеров и актеров

В) группа композиторов в России 2-ой половины XIX века, занимавшаяся развитием русской национальной музыки.

Отметьте организатора и теоретика «Могучей кучки»:

М.П.Мусоргский, М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Ц.А.Кюи.

Отметьте композиторов, входивших в состав «Могучей кучки»:

М.П.Мусоргский, М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, А.А.Алябьев.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.