Статья на тему «Вера и суеверие крестьян первой половины XIX века»

3
0
Материал опубликован 29 September 2015

Отношение крестьянина к храму и священнику

Возрождение России немыслимо без освоения богатейших культурных традиций населяющих ее народов, в том числе – русского народа. Между тем многие из традиций с завидным упорством выкорчевывались на протяжении последних семи с лишним десятилетий. Если говорить о традиционной деревенской культуре, то в ней вообще не усматривали какого-либо позитивного содержания – в литературе (научной, публицистической, художественной) и в общественно-политической практике господствовала трактовка русского  крестьянства как невежественной, забитой силы. А ведь именно этим крестьянством в значительной мере генерировалась и воспроизводилась русская национальная культура [1].

    Научное осмысление особенностей религиозного сознания русского народа требует обращения к духовным традициям крестьянства, которое составляло подавляющее большинство населения Российской империи и являлось одним из главных носителей русской православной культуры, русской религиозности и нравственности. Интерес специалистов к православной культуре русских крестьян обусловлен также тем, что эта исследовательская проблема вписывается в разработку «антропологически-ориентированной истории», в которой обращается внимание, прежде всего на изучение человека в истории, мотивов его поведения, представлений, ментальных норм и ценностей, повседневного бытия. Православие являлось неотъемлемой частью традиционной культуры русского народа, составляло ее религиозно-духовную основу. Православная религия определяла мировоззрение и поведение русских крестьян, а также всю систему ценностных ориентаций человека, общественную, хозяйственную, этическую и другие стороны жизни русских. Между тем недостаточно исследованной остается проблема места и роли православия в повседневной жизни русских крестьян [2]

    Особую роль в жизни крестьян играл храм. Его важность определялась теми функциями, которые  храм выполнял в качестве «дома Божьего»: именно здесь происходило освящение основных этапов жизненного цикла крестьянина; в храме крестьянин обычно исполнял христианский долг исповеди и причастия, здесь же молились и поклонялись святым иконам и, отчасти, изваяниям. Время и посещение крестьянами храма определялось множеством факторов. В основном, ходили в церковь в воскресные дни и праздники, особенно в великие. Многое зависело от того, как далеко находился храм от крестьянского местожительства, т. к. плохое состояние дорог и необеспеченность транспортом препятствовали регулярному посещению церкви, особенно весной и осенью. От этого крестьяне страдали, не имея возможности выполнить свои христианские потребности и обязанности, что говорит о том месте, которое занимал храм в крестьянской жизни. Желание крестьян внести свою лепту в дело обеспечения храма всем

необходимым, его ремонта, а также строительства новых церквей,

свидетельствует о том, что храм воспринимался как здание, имеющее земное

происхождение, построенное во многом на средства самих крестьян, их руками и нуждавшееся в «заботе»[3]. При этом храмы возводились, главным образом, при поддержке и по инициативе прихожан [4].

     Характер отношений к священнику определялся тем, насколько пастырь соответствовал тому образу идеального священника, который бытовал в крестьянской среде: это служитель церкви, выполнявший ряд важных в крестьянской повседневной жизни функций, которые кроме него никто осуществлять не мог. При этом крестьяне считали, что священник должен был стремиться вести жизнь, близкую к безупречной, в смысле нравственности и моральных норм [5].

     Понятно, что представители сельского духовенства жили практически в тех же условиях, что и крестьяне, часто испытывая обычные материальные и житейские трудности. Наблюдая за этим, крестьяне понимали, что священник – это человек и член общины, пусть и находившийся выше их по социальному и образовательному уровням, но также стремившийся материально обеспечить себя и свою семью. Нужно отметить, что в том случае, если священник соответствовал идеальному образу, который сложился в крестьянском восприятии, т. е. был добрым, отзывчивым, вежливым, добросовестно выполнял свои служебные обязанности, вел нравственную жизнь, то крестьяне привыкали к нему настолько, что стремились оставить его в своем приходе [6].

    Воспринимая священника в качестве члена общины и односельчанина,

крестьяне относились к нему также строго, как и, например, к своему соседу. Так, например,  крестьянское недовольство вызывали попытки священника навязать какие-либо агрономические новинки, улучшения в области земледелия, скотоводства и промыслов. Несмотря на значимость фигуры пастыря, крестьяне в силу своей традиционности, не стремились подражать или следовать его сельскохозяйственному примеру.

 

Вывод:

    Православие составляло основу крестьянского бытия, и сельская повседневность буквально пронизана содержанием христианской веры. Слабое знание крестьянами православной догматики, приверженность жителей села обрядовой стороне веры не противоречили способности к глубокому духовному познанию Божественного откровения. Многообразные проявления христианского милосердия жителей села в повседневной жизни убеждают в отнюдь не формальном характере крестьянской веры.

 

 

[1] Миненко Н. А., Рабцевич В. В. Любовь и семья у крестьян в старину. Челябинск, 1997.  С. 3.

 

[2] Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество в России. М.: 1997.   С. 140-141.

[3] Лавринов В. А. Люди. Храмы. М. 2001  С. 7,9.

[4] Там же. С. 8.

[5] Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество в России. М. 1997.  С. 131.

[6] Там же. С. 135.

Комментарии

Замечательный конкурс! Рада за коллег, что могут принять участие в нем.Очень бы хотелось подобный конкурс для педагогов школы и преподавателей СПО. Или конкурсы по ТРИЗ для ребят, особенно старших классов, к сожалению, конкурсов по этой возрастной категории меньше. Спасибо за внимание.

18 February 2019

Внимание! Уважаемые участники, этап приёма работ продлевается на 14 дней, т.к. на конкурс было направлено минимальное количество публикаций. С уважением, администрация.

17 April 2019

Конкурс замечательный . Спасибо большое организаторам.

20 May 2019

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗЫ ПОЛУЧАЮТ: Янова Татьяна Викторовна – Сценарий мероприятия «Книги – мои друзья» Россиева Антонина Владимировна – Конспект урока на тему «С.В. Михалков «Если. Рисунок» Зарипова Альфия Мидхатовна – Конспект занятия «Зимующие птицы» В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призерами в ближайшее время. С уважением, администрация.

29 May 2019