Статья на тему «Вера и суеверие крестьян первой половины XIX века»
Отношение крестьянина к храму и священнику
Возрождение России немыслимо без освоения богатейших культурных традиций населяющих ее народов, в том числе – русского народа. Между тем многие из традиций с завидным упорством выкорчевывались на протяжении последних семи с лишним десятилетий. Если говорить о традиционной деревенской культуре, то в ней вообще не усматривали какого-либо позитивного содержания – в литературе (научной, публицистической, художественной) и в общественно-политической практике господствовала трактовка русского крестьянства как невежественной, забитой силы. А ведь именно этим крестьянством в значительной мере генерировалась и воспроизводилась русская национальная культура [1].
Научное осмысление особенностей религиозного сознания русского народа требует обращения к духовным традициям крестьянства, которое составляло подавляющее большинство населения Российской империи и являлось одним из главных носителей русской православной культуры, русской религиозности и нравственности. Интерес специалистов к православной культуре русских крестьян обусловлен также тем, что эта исследовательская проблема вписывается в разработку «антропологически-ориентированной истории», в которой обращается внимание, прежде всего на изучение человека в истории, мотивов его поведения, представлений, ментальных норм и ценностей, повседневного бытия. Православие являлось неотъемлемой частью традиционной культуры русского народа, составляло ее религиозно-духовную основу. Православная религия определяла мировоззрение и поведение русских крестьян, а также всю систему ценностных ориентаций человека, общественную, хозяйственную, этическую и другие стороны жизни русских. Между тем недостаточно исследованной остается проблема места и роли православия в повседневной жизни русских крестьян [2].
Особую роль в жизни крестьян играл храм. Его важность определялась теми функциями, которые храм выполнял в качестве «дома Божьего»: именно здесь происходило освящение основных этапов жизненного цикла крестьянина; в храме крестьянин обычно исполнял христианский долг исповеди и причастия, здесь же молились и поклонялись святым иконам и, отчасти, изваяниям. Время и посещение крестьянами храма определялось множеством факторов. В основном, ходили в церковь в воскресные дни и праздники, особенно в великие. Многое зависело от того, как далеко находился храм от крестьянского местожительства, т. к. плохое состояние дорог и необеспеченность транспортом препятствовали регулярному посещению церкви, особенно весной и осенью. От этого крестьяне страдали, не имея возможности выполнить свои христианские потребности и обязанности, что говорит о том месте, которое занимал храм в крестьянской жизни. Желание крестьян внести свою лепту в дело обеспечения храма всем
необходимым, его ремонта, а также строительства новых церквей,
свидетельствует о том, что храм воспринимался как здание, имеющее земное
происхождение, построенное во многом на средства самих крестьян, их руками и нуждавшееся в «заботе»[3]. При этом храмы возводились, главным образом, при поддержке и по инициативе прихожан [4].
Характер отношений к священнику определялся тем, насколько пастырь соответствовал тому образу идеального священника, который бытовал в крестьянской среде: это служитель церкви, выполнявший ряд важных в крестьянской повседневной жизни функций, которые кроме него никто осуществлять не мог. При этом крестьяне считали, что священник должен был стремиться вести жизнь, близкую к безупречной, в смысле нравственности и моральных норм [5].
Понятно, что представители сельского духовенства жили практически в тех же условиях, что и крестьяне, часто испытывая обычные материальные и житейские трудности. Наблюдая за этим, крестьяне понимали, что священник – это человек и член общины, пусть и находившийся выше их по социальному и образовательному уровням, но также стремившийся материально обеспечить себя и свою семью. Нужно отметить, что в том случае, если священник соответствовал идеальному образу, который сложился в крестьянском восприятии, т. е. был добрым, отзывчивым, вежливым, добросовестно выполнял свои служебные обязанности, вел нравственную жизнь, то крестьяне привыкали к нему настолько, что стремились оставить его в своем приходе [6].
Воспринимая священника в качестве члена общины и односельчанина,
крестьяне относились к нему также строго, как и, например, к своему соседу. Так, например, крестьянское недовольство вызывали попытки священника навязать какие-либо агрономические новинки, улучшения в области земледелия, скотоводства и промыслов. Несмотря на значимость фигуры пастыря, крестьяне в силу своей традиционности, не стремились подражать или следовать его сельскохозяйственному примеру.
Вывод:
Православие составляло основу крестьянского бытия, и сельская повседневность буквально пронизана содержанием христианской веры. Слабое знание крестьянами православной догматики, приверженность жителей села обрядовой стороне веры не противоречили способности к глубокому духовному познанию Божественного откровения. Многообразные проявления христианского милосердия жителей села в повседневной жизни убеждают в отнюдь не формальном характере крестьянской веры.
[1] Миненко Н. А., Рабцевич В. В. Любовь и семья у крестьян в старину. Челябинск, 1997. С. 3.
[2] Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество в России. М.: 1997. С. 140-141.
[3] Лавринов В. А. Люди. Храмы. М. 2001 С. 7,9.
[4] Там же. С. 8.
[5] Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество в России. М. 1997. С. 131.
[6] Там же. С. 135.
Коротких Светлана Николаевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Курганова Лариса Николаевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»