Урок на тему «Проблема пьянства в литературе второй половины XIX века»
Миронова Любовь Станиславовна
Преподаватель русского языка и литературы высшей категории
ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж»
Использование педагогических технологий:
- развивающее обучение
- проблемное обучение
- использование поискового и исследовательского методов в обучении
- технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)
- здоровьесберегающие технологии
Проблема пьянства в литературе второй половины XIX века
Тема программы: Особенности развития литературы второй половины XIX века
Тема урока: Проблема пьянства в литературе второй половины XIX века
План содержания: отражение данной проблемы на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и статьи Л.Н.Толстого «Пора опомниться»; примеры из текста, раскрывающие данную проблему; отношение автора к проблеме пьянства русского народа, исследование его причин; противопоставление этой проблеме положительных примеров; актуальность проблемы в современном обществе
Цели урока:
Образовательная: умение видеть в произведении реальное отражение жизни народа и его проблем; отражение этих проблем автором в произведении; умение находить в тексте примеры, отражающие определённую проблему
Развивающая: развитие умений по актуализации полученных ранее знаний; развитие внимания, творческого и художественного мышления (анализ информации, выделение главного); развитие навыков выразительного чтения, речи; развитие функций целеполагания, рефлексивных способностей; развитие умения вести сравнительный анализ художественного текста, умения находить тезисы и аргументы в публицистической статье, умения обобщать и делать выводы
Воспитательная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, отрицательного отношения к употреблению алкоголя, стремления к здоровому образу жизни и стремления воспитать в себе личность, достойную уважения
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемный (ученическое практическое исследование)
Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснение, показ); репродуктивный (воспроизведение типовых действий); частично-поисковый (решение познавательных и проблемных задач)
Средства обучения: портреты Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого; карточки-задания для работы в мини-группах
Ход урока
Этапы урока. |
Содержание и структура. |
Время (мин.) |
Деятельность |
|
преподавателя |
учащихся |
|||
1. |
Организационный момент. |
2 |
Проверяет явку и готовность к уроку. |
Сообщение о готовности к уроку. |
2. |
Целеполагание и мотивация. Вопрос к учащимся. - Обратим внимание на эпиграф и постараемся сформулировать тему урока. |
3 |
Организует совместное целеполагание и мотивацию. Управляет познавательным процессом, оказывает помощь в формулировке темы и проблемы урока, путей её решения с помощью наводящих вопросов и уточнений. |
Вспоминают изученное ранее, воспроизводят информацию, делают выводы. Формулируют тему урока, проблему. |
3. |
Работа по теме урока. |
33 |
||
3.1. 3.2 |
Актуализация опорных знаний. Вопросы к учащимся. - Проблема пьянства имеет отношение к нашему, современному обществу? - Каков характер этой проблемы? Практическая часть. 1.Сравнительный анализ двух отрывков из «Пролога» поэмы. Определение художественно-выразительных средств, с помощью которых автор противопоставляет поведение крестьян, тем самым показывая негативное влияние пьянства (употребление алкоголя). 2.Исследовательская работа по карточкам-заданиям, включающим в себя тезисы из статьи Л.Н.Толстого «Пора опомниться» и творческое задание. |
3 15 15 |
Организует фронтальную работу, заслушиваются сообщения учащихся по теме урока; управляет познавательным процессом. Руководит работой; напоминает учащимся понятия: - смысловой подтекст; - эмоциональная окраска; -роль художественно-выразительных средств. Поясняет задание учащимся по выполнению практической работы. При необходимости дополняет и уточняет ответы учащихся. |
Отвечают на вопросы, приводят примеры. Слушают и участвуют в работе над сравнительным анализом. Стараются сделать вывод об отношении автора к данной проблеме. Выполняют практическое задание. После выполнения работы отвечают устно; дополняют и корректируют ответы друг друга; выделяют в ответах основные тезисы. |
4. |
Заключительная часть. Вопросы к учащимся. - Какая была тема урока? - Какие цели стояли перед нами? - Удалось ли решить поставленную проблему? - Какие затруднения встретились во время урока? Задание учащимся. - Оцените свою работу на уроке и работу всей группы. |
8 |
Организует обсуждение итогов на всех этапах урока, обсуждение встречавшихся в процессе работы затруднений, их причины и пути устранения. Привлекает учащихся к оценке работы на уроке. |
Рефлексия процесса и результата. |
1. Организационный момент: эмоциональный настрой, пожелание успешной работы
– Чтобы занять достойное место в жизненном пространстве, выпускнику профессионального училища необходимо стать личностью творчески активной, имеющий высокий уровень интеллектуального развития, владеющей навыками практической деятельности, умением решать жизненные и производственные проблемы. Для этого необходимы чёткость мышления и трезвый ум. Этому надо учиться на всех уроках, в том числе, на уроках литературы.
Эпиграф к уроку:
Вином жажду не запьёшь – ещё больше наживёшь.
Народная пословица.
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство…
Л.Н.Толстой
2. Совместное целеполагание и мотивация
- Творчество русских писателей 19 века удивительным образом связано с жизнью народа и его проблемами. Творчество Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова - не исключение, а доказательство того, что писателей не просто волновали проблемы русского народа. Они исследовали их, пытались разрешить в соответствии своей эпохи.
- А сейчас обратим внимание на эпиграф и постараемся сформулировать тему урока.
( проблема пьянства в творчестве писателей 2-ой половины 19 века)
3. Работа по теме урока
3.1. Актуализация опорных знаний
- Проблема пьянства имеет отношение к нашему, современному обществу? (да, она актуальна и в наше время)
- В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических средств стало проблемой, представляющую серьёзную угрозу здоровью и жизни.
Согласно заключению РАЕН, состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды и на 50% - от образа жизни конкретного индивида.
- Каков характер этой проблемы? (проблема многовековая, актуальная, тревожная, страшная, уничтожающая народ)
- Наверное, стоит задать такой вопрос: а кто создал эту проблему вообще? (сами люди)
- Совершенно верно. Люди создали эту проблему не один век назад, и не один век пытаются её разрешить. Русские писатели, разумеется, это тоже знали, понимали и старались бороться с этим доступными им средствами, то есть – через своё творчество.
Сегодня мы на примере произведений Льва Толстого и Некрасова посмотрим, как они не только говорили об этой проблеме, но и при этом пропагандировали трезвый, здоровый образ жизни.
3.2. Практическая часть
1. Сравнительный анализ двух отрывков из «Пролога» из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Вспомним, как часто пьющие и пьяные, пропившиеся до гроша, до нитки, до безумия, появляются на страницах поэмы. Но не следует думать, что поэт просто рисует черту народного быта. Всё, что говориться о пьянстве, имеет точный смысловой подтекст, ясную эмоциональную окраску.
Сейчас мы вместе проведём сравнительный анализ отрывков из поэмы и убедимся, что это действительно так.
- Для начала давайте вспомним, с какого момента проблема пьянства появляется в поэме? (в «Прологе», то есть в самом начале поэмы)
- Коротко вспомним сюжет пролога (семеро крестьян решают отправиться в путешествие, чтобы найти человека, которому «живётся весело, вольготно на Руси?»)
- Сразу ли крестьяне приходят к такому решению? (нет, сначала они долго спорили, успели даже передраться и только потом пришли к согласию)
- Для сравнения я предлагаю вам два отрывка из «Пролога» поэмы
Образец карточки-задания.
Практическая работа №1 (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Сравнительный анализ отрывков из «Пролога» поэмы |
|
В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков … Сошлися – и заспорили: Кому живётся весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! – Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю … Давно пора бы каждому Вернуть своей дорогою – Они рядком идут! «Домой теперь ворочаться – Устали, не дойдём; Присядем, - делать нечего, До солнца отдохнём!..» |
Зажгли костёр, сложилися, За водкой двое сбегали, А прочие покудова Стаканчик изготовили, Бересты понадрав. Приспела скоро водочка, Приспела и закусочка – Пируют мужички! Косушки по три выпили, Поели – и заспорили Опять: кому жить весело, Вольготно на Руси? Роман кричит: помещику, Демьян кричит: чиновнику, Лука кричит: попу; Купчине толстопузому, - Кричат братаны Губины, Иван и Митродор; Пахом кричит: светлейшему Вельможному боярину, Министру государеву, А Пров кричит: царю! Ругательски ругаются, Не мудрено, что вцепятся Друг другу в волоса … Гляди – уж и вцепилися! Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего – И всяк своё кричит! |
Вопросы и задания: 1. Обратите внимание на поведение мужиков во время спора, и чем заканчивается спор - в начале «Пролога»? - в ходе действия «Пролога», во время отдыха? 2. Обратите внимание на глаголы, которые употребляет автор в данных отрывках. Какие они по эмоциональной окраске? 3. Чем обусловлено такое разное поведение героев? 4. Каков смысловой подтекст отрывков? |
Ответы на вопросы к практической работе № 1
1. Каждый из крестьян высказывает свою точку зрения, при этом слушая другого; возникает желание тоже принять участие в споре и высказать своё мнение, потому что тема спора вызывает искренний интерес.
Мужики стараются перекричать друг друга, и вскоре спор перерастает в драку. И хотя тема спора остаётся прежней, но участвовать в нём нет никакого желания – страшно!
2. Не случайно автор употребляет соответствующие глаголы. В первом отрывке спокойные, доброжелательные, располагающие к общению - сошлися, заспорили, сказал, молвил, идут, устали, отдохнуть. Во втором отрывке пугающие, агрессивные – кричат, ругательски ругаются, вцепились, тузит, утюжат.
3. Такое разное поведение героев обусловлено тем. Что в первом случае перед нами трезвые люди, которых захватил спор, а во втором случае – мужики выпили и потеряли контроль над своим поведением.
4. Отсюда и смысловой подтекст: водка туманит разум, человек перестаёт контролировать себя, становится агрессивным, и чаще всего в результате – конфликт.
*Не случайно, наверное, Некрасов так ярко показывает нам этот спор в двух вариантах, потому что всё понимается в сравнении, и автор очень хочет, чтобы читатель сделал для себя правильный вывод и понял его, авторскую, позицию: пьянство – это общее горе, беда, это проблема общества, о которой нельзя молчать и с которой народ должен справиться.
*На протяжении всей поэмы автор противопоставляет пьянству трезвый образ жизни. Некрасов назвал поэму «Кому на Руси жить хорошо» «эпопей народной жизни». Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы – русский народ. Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов считал крестьянство.
Русское крестьянство предстаёт в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается прежде всего в массовых сценах. В главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Пир на весь мир» Некрасов создаёт ряд массовых сцен, в которых крестьянство изображено единым целым в различных, но при этом типичных для него ситуациях: на празднике, в пьяном застолье, на базаре, на сельском сходе. Стержнем любой массовой сцены становится то состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое, несмотря на все конкретности, объединяет их в целое. Например, в главе «Пьяная ночь» таким состоянием является «пьянство дикое – чумной порок России», в главе «Сельская ярмонка» - настроение оживления, праздника.
Практическая работа № 2 (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Сравнительный анализ отрывков из глав «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь» |
|
Пришли на площадь странники: Товару много всякого И видимо-невидимо Народу! … Играет солнце вешнее… Хмельно, горласто, празднично, Пестро, красно кругом! Штаны на парнях плисовы, Жилетки полосатые, Рубахи всех цветов; На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебёдками плывут! А есть ещё затейницы, Одеты по столичному – И ширится, и дуется Подол на обручах! Пошли по лавкам странники: Любуются платочками, Ивановскими ситцами, Шлеями, новой обувью, Издельем кимряков. |
Широкая дороженька, Берёзками обставлена, Открылась тут как тут. По будням малолюдная, Печальная и тихая, Не та она теперь!
По всей по той дороженьке И по окольным тропочкам, Докуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные, И стоном стон стоял! Скрипят телеги грузные, И, как телячьи головы, Качаются, мотаются, Победные головушки Уснувших мужиков! Народ идёт – и падает, Как будто из-за валиков Картечью неприятели Палят по мужикам! |
Вопросы и задания. 1. Озаглавить отрывок 2. Определить смысловой подтекст 3. Какова эмоциональная окраска отрывков? |
Ответы к практической работе № 2
К главе «Сельская ярмонка»
1) «Веселое гулянье»
2) Смысловой подтекст: люди любят и умеют радоваться отдыху, празднику, но в этой многокрасочной картине веселья уже появляется картины хмельного праздника.
3) Эмоциональная окраска: картина многозвучная, весёлая, многоцветная.
К главе «Пьяная ночь»
1) «Бедовая дорога»
2) Смысловой подтекст: желание забыть свою нищую, бесправную жизнь пересиливает все остальные желания, и крестьянин находит выход в пьянстве
3) Эмоциональная окраска: тёмная, мрачная, неприглядная; в тоже время жаль этих несчастных мужиков
- Отношение автора к данной проблеме? (Чётко прослеживается отношение автора к данной проблеме – оно негативное, отрицательное, потому что он знает, сколько сил таится в русском народе, и ему больно и страшно, что эти силы гибнут)
- Какой художественный приём использует Некрасов (приём противопоставления)
- Как вы думаете: почему именно приём противопоставления использует автор?
(Некрасов не позволят ни себе, ни читателю стать пессимистом, именно поэтому картинам пьянства он противопоставляет другие, проникнутые гордостью за русского человека. И таких картин и героев в поэме гораздо больше. Особенно, конечно, в этом плане показательна последняя часть поэмы «Пир на весь мир» и её герой Григорий Добросклонов. Именно эта часть проникнута оптимизмом, верой в Россию и русского человека)
2. Исследовательская работа по статье Л.Н.Толстого «Пора опомниться»
- В произведениях Л.Н.Толстого вопросы здоровья людей занимают видное место: брак и взаимоотношения между мужчиной и женщиной, наследственность, алкоголизм, воспитание детей. Всё мы это видели на примере романа «Война и мир». Писатель подходил к анализу этих проблем как с эстетической, художественной стороны, так и с точки зрения охраны здоровья. Зная биографию Толстого, «одного из выдающихся трезвенников», можно сделать вывод о том, что имея внутренний стержень, человек не зависит от чужих решений и случайных обстоятельств.
- Обсуждение статьи Л.Н.Толстого «Пора опомниться».
Учащиеся работают в парах по карточкам-заданиям.
Образец карточки-задания.
Карточка задание по статье Л.Н.Толстого «Пора опомниться». |
Тезис из статьи. Сказать, что вино полезно для здоровья – тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали, что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден. |
Задание. 1. Найти аргумент, сформулированный автором в данном тезисе о свойстве вина. 2. Подчеркнуть ключевую фразу, раскрывающую пагубное влияние алкоголя на человека. 3. Ваше отношение к данной проблеме. 4. Нарисуйте эскиз по данной проблеме. |
Вывод.
1. «Пьяница никогда не идёт вперёд ни в умственном, ни в нравственном отношении».
2. Ещё раз обращаем внимание на эпиграфы урока. Созвучие народной мудрости и высказывания Л.Н.Толстого по отношению к пьянству.
3. «Невоздержание в вине – самое опасное, потому что убивает совесть», - считал Лев Толстой и призывал всех разумных людей объединиться для борьбы с этим «страшным злом». По его инициативе в декабре 1887 года было создано первое общество трезвости в России «Согласие против пьянства». Задачи этого общества Толстой сформулировал позднее в статье «Пора опомниться»: «…Если сцепились рука с рукой люди пьющие и торгующие вином и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их детей не споили заблудшие люди. Пора опомниться!»
4. Заключительная часть урока: рефлексия процесса и результата
Вопросы учащимся
- Какая была тема урока?
- Какие цели перед нами стояли?
- Удалось ли нам рассмотреть поставленную проблему?
- Какие затруднения встретились во время работы?
Задание учащимся.
- Оцените свою работу на уроке и работу всей группы.
*Таким образом, мы видим, что проблема пьянства – это давняя и больная проблема нашего общества. Писатели-реалисты не боялись говорить об отрицательных явлениях в русском обществе. Они считал своим долгом привлечь внимание к этой проблеме и найти пути её решения.
К сожалению, проблема пьянства или алкоголизма, как мы сейчас говорим, актуальна и в наши дни. Наша с вами задача – если нам не суждено искоренить эту проблему, то давайте не молчать об этом и своим примером пропагандировать трезвый образ жизни.
5. Домашнее задание
1. Индивидуальные задания: сообщение по теме «Что противопоставляют пьянству русские писатели в своих произведениях? (подобрать примеры из произведений русских писателей XIX века)