Урок на тему «Проблема пьянства в литературе второй половины XIX века»

2
0
Материал опубликован 6 December 2018

Миронова Любовь Станиславовна

Преподаватель русского языка и литературы высшей категории

ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж»

Использование педагогических технологий:

- развивающее обучение

- проблемное обучение

- использование поискового и исследовательского методов в обучении

- технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)

- здоровьесберегающие технологии

Проблема пьянства в литературе второй половины XIX века

Тема программы: Особенности развития литературы второй половины XIX века

Тема урока: Проблема пьянства в литературе второй половины XIX века

План содержания: отражение данной проблемы на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и статьи Л.Н.Толстого «Пора опомниться»; примеры из текста, раскрывающие данную проблему; отношение автора к проблеме пьянства русского народа, исследование его причин; противопоставление этой проблеме положительных примеров; актуальность проблемы в современном обществе

Цели урока:

Образовательная: умение видеть в произведении реальное отражение жизни народа и его проблем; отражение этих проблем автором в произведении; умение находить в тексте примеры, отражающие определённую проблему

Развивающая: развитие умений по актуализации полученных ранее знаний; развитие внимания, творческого и художественного мышления (анализ информации, выделение главного); развитие навыков выразительного чтения, речи; развитие функций целеполагания, рефлексивных способностей; развитие умения вести сравнительный анализ художественного текста, умения находить тезисы и аргументы в публицистической статье, умения обобщать и делать выводы

Воспитательная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, отрицательного отношения к употреблению алкоголя, стремления к здоровому образу жизни и стремления воспитать в себе личность, достойную уважения

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемный (ученическое практическое исследование)

Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснение, показ); репродуктивный (воспроизведение типовых действий); частично-поисковый (решение познавательных и проблемных задач)

Средства обучения: портреты Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого; карточки-задания для работы в мини-группах

Ход урока

Этапы урока.

Содержание и структура.

Время (мин.)

Деятельность

     

преподавателя

учащихся

1.

Организационный момент.

2

Проверяет явку и готовность к уроку.

Сообщение о готовности к уроку.

2.

Целеполагание и мотивация.

Вопрос к учащимся.

- Обратим внимание на эпиграф и постараемся сформулировать тему урока.

3

Организует совместное целеполагание и мотивацию. Управляет познавательным процессом, оказывает помощь в формулировке темы и проблемы урока, путей её решения с помощью наводящих вопросов и уточнений.

Вспоминают изученное ранее, воспроизводят информацию, делают выводы. Формулируют тему урока, проблему.

3.

Работа по теме урока.

33

   

3.1.

3.2

Актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся.

- Проблема пьянства имеет отношение к нашему, современному обществу?

- Каков характер этой проблемы?

Практическая часть.

1.Сравнительный анализ двух отрывков из «Пролога» поэмы. Определение художественно-выразительных средств, с помощью которых автор противопоставляет поведение крестьян, тем самым показывая негативное влияние пьянства (употребление алкоголя).

2.Исследовательская работа по карточкам-заданиям, включающим в себя тезисы из статьи Л.Н.Толстого «Пора опомниться» и творческое задание.

3

15

15

Организует фронтальную работу, заслушиваются сообщения учащихся по теме урока; управляет познавательным процессом.

Руководит работой; напоминает учащимся понятия:

- смысловой подтекст;

- эмоциональная окраска;

-роль художественно-выразительных средств.

Поясняет задание учащимся по выполнению практической работы.

При необходимости дополняет и уточняет ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Слушают и участвуют в работе над сравнительным анализом. Стараются сделать вывод об отношении автора к данной проблеме.

Выполняют практическое задание.

После выполнения работы отвечают устно;

дополняют и корректируют ответы друг друга; выделяют в ответах основные тезисы.

4.

Заключительная часть.

Вопросы к учащимся.

- Какая была тема урока?

- Какие цели стояли перед нами?

- Удалось ли решить поставленную проблему?

- Какие затруднения встретились во время урока?

Задание учащимся.

- Оцените свою работу на уроке и работу всей группы.

8

Организует обсуждение итогов на всех этапах урока, обсуждение встречавшихся в процессе работы затруднений, их причины и пути устранения. Привлекает учащихся к оценке работы на уроке.

Рефлексия процесса и результата.

1. Организационный момент: эмоциональный настрой, пожелание успешной работы

Чтобы занять достойное место в жизненном пространстве, выпускнику профессионального училища необходимо стать личностью творчески активной, имеющий высокий уровень интеллектуального развития, владеющей навыками практической деятельности, умением решать жизненные и производственные проблемы. Для этого необходимы чёткость мышления и трезвый ум. Этому надо учиться на всех уроках, в том числе, на уроках литературы.

Эпиграф к уроку:

Вином жажду не запьёшь – ещё больше наживёшь.

Народная пословица.

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство…

Л.Н.Толстой

2. Совместное целеполагание и мотивация

- Творчество русских писателей 19 века удивительным образом связано с жизнью народа и его проблемами. Творчество Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова - не исключение, а доказательство того, что писателей не просто волновали проблемы русского народа. Они исследовали их, пытались разрешить в соответствии своей эпохи.

- А сейчас обратим внимание на эпиграф и постараемся сформулировать тему урока.

( проблема пьянства в творчестве писателей 2-ой половины 19 века)

3. Работа по теме урока

3.1. Актуализация опорных знаний

- Проблема пьянства имеет отношение к нашему, современному обществу? (да, она актуальна и в наше время)

- В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических средств стало проблемой, представляющую серьёзную угрозу здоровью и жизни.

Согласно заключению РАЕН, состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды и на 50% - от образа жизни конкретного индивида.

- Каков характер этой проблемы? (проблема многовековая, актуальная, тревожная, страшная, уничтожающая народ)

- Наверное, стоит задать такой вопрос: а кто создал эту проблему вообще? (сами люди)

- Совершенно верно. Люди создали эту проблему не один век назад, и не один век пытаются её разрешить. Русские писатели, разумеется, это тоже знали, понимали и старались бороться с этим доступными им средствами, то есть – через своё творчество.

Сегодня мы на примере произведений Льва Толстого и Некрасова посмотрим, как они не только говорили об этой проблеме, но и при этом пропагандировали трезвый, здоровый образ жизни.

3.2. Практическая часть

1. Сравнительный анализ двух отрывков из «Пролога» из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

- Вспомним, как часто пьющие и пьяные, пропившиеся до гроша, до нитки, до безумия, появляются на страницах поэмы. Но не следует думать, что поэт просто рисует черту народного быта. Всё, что говориться о пьянстве, имеет точный смысловой подтекст, ясную эмоциональную окраску.

Сейчас мы вместе проведём сравнительный анализ отрывков из поэмы и убедимся, что это действительно так.

- Для начала давайте вспомним, с какого момента проблема пьянства появляется в поэме? (в «Прологе», то есть в самом начале поэмы)

- Коротко вспомним сюжет пролога (семеро крестьян решают отправиться в путешествие, чтобы найти человека, которому «живётся весело, вольготно на Руси?»)

- Сразу ли крестьяне приходят к такому решению? (нет, сначала они долго спорили, успели даже передраться и только потом пришли к согласию)

- Для сравнения я предлагаю вам два отрывка из «Пролога» поэмы

Образец карточки-задания.

Практическая работа №1 (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Сравнительный анализ отрывков из «Пролога» поэмы

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков …

Сошлися – и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! –

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю …

Давно пора бы каждому

Вернуть своей дорогою –

Они рядком идут!

«Домой теперь ворочаться –

Устали, не дойдём;

Присядем, - делать нечего,

До солнца отдохнём!..»

Зажгли костёр, сложилися,

За водкой двое сбегали,

А прочие покудова

Стаканчик изготовили,

Бересты понадрав.

Приспела скоро водочка,

Приспела и закусочка –

Пируют мужички!

Косушки по три выпили,

Поели – и заспорили

Опять: кому жить весело,

Вольготно на Руси?

Роман кричит: помещику,

Демьян кричит: чиновнику,

Лука кричит: попу;

Купчине толстопузому, -

Кричат братаны Губины,

Иван и Митродор;

Пахом кричит: светлейшему

Вельможному боярину,

Министру государеву,

А Пров кричит: царю!

Ругательски ругаются,

Не мудрено, что вцепятся

Друг другу в волоса …

Гляди – уж и вцепилися!

Роман тузит Пахомушку,

Демьян тузит Луку.

А два братана Губины

Утюжат Прова дюжего –

И всяк своё кричит!

Вопросы и задания:

1. Обратите внимание на поведение мужиков во время спора, и чем заканчивается спор

- в начале «Пролога»?

- в ходе действия «Пролога», во время отдыха?

2. Обратите внимание на глаголы, которые употребляет автор в данных отрывках.

Какие они по эмоциональной окраске?

3. Чем обусловлено такое разное поведение героев?

4. Каков смысловой подтекст отрывков?


 

Ответы на вопросы к практической работе № 1

1. Каждый из крестьян высказывает свою точку зрения, при этом слушая другого; возникает желание тоже принять участие в споре и высказать своё мнение, потому что тема спора вызывает искренний интерес.

Мужики стараются перекричать друг друга, и вскоре спор перерастает в драку. И хотя тема спора остаётся прежней, но участвовать в нём нет никакого желания – страшно!

2. Не случайно автор употребляет соответствующие глаголы. В первом отрывке спокойные, доброжелательные, располагающие к общению - сошлися, заспорили, сказал, молвил, идут, устали, отдохнуть. Во втором отрывке пугающие, агрессивные – кричат, ругательски ругаются, вцепились, тузит, утюжат.

3. Такое разное поведение героев обусловлено тем. Что в первом случае перед нами трезвые люди, которых захватил спор, а во втором случае – мужики выпили и потеряли контроль над своим поведением.

4. Отсюда и смысловой подтекст: водка туманит разум, человек перестаёт контролировать себя, становится агрессивным, и чаще всего в результате – конфликт.

*Не случайно, наверное, Некрасов так ярко показывает нам этот спор в двух вариантах, потому что всё понимается в сравнении, и автор очень хочет, чтобы читатель сделал для себя правильный вывод и понял его, авторскую, позицию: пьянство – это общее горе, беда, это проблема общества, о которой нельзя молчать и с которой народ должен справиться.

*На протяжении всей поэмы автор противопоставляет пьянству трезвый образ жизни. Некрасов назвал поэму «Кому на Руси жить хорошо» «эпопей народной жизни». Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы – русский народ. Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов считал крестьянство.

Русское крестьянство предстаёт в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается прежде всего в массовых сценах. В главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Пир на весь мир» Некрасов создаёт ряд массовых сцен, в которых крестьянство изображено единым целым в различных, но при этом типичных для него ситуациях: на празднике, в пьяном застолье, на базаре, на сельском сходе. Стержнем любой массовой сцены становится то состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое, несмотря на все конкретности, объединяет их в целое. Например, в главе «Пьяная ночь» таким состоянием является «пьянство дикое – чумной порок России», в главе «Сельская ярмонка» - настроение оживления, праздника.

Практическая работа № 2 (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Сравнительный анализ отрывков из глав «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»

Пришли на площадь странники:

Товару много всякого

И видимо-невидимо

Народу! …

Играет солнце вешнее…

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебёдками плывут!

А есть ещё затейницы,

Одеты по столичному –

И ширится, и дуется

Подол на обручах!

Пошли по лавкам странники:

Любуются платочками,

Ивановскими ситцами,

Шлеями, новой обувью,

Издельем кимряков.

Широкая дороженька,

Берёзками обставлена,

Открылась тут как тут.

По будням малолюдная,

Печальная и тихая,

Не та она теперь!

 

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам,

Докуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,

И стоном стон стоял!

Скрипят телеги грузные,

И, как телячьи головы,

Качаются, мотаются,

Победные головушки

Уснувших мужиков!

Народ идёт – и падает,

Как будто из-за валиков

Картечью неприятели

Палят по мужикам!

Вопросы и задания.

1. Озаглавить отрывок

2. Определить смысловой подтекст

3. Какова эмоциональная окраска отрывков?

Ответы к практической работе № 2

К главе «Сельская ярмонка»

1) «Веселое гулянье»

2) Смысловой подтекст: люди любят и умеют радоваться отдыху, празднику, но в этой многокрасочной картине веселья уже появляется картины хмельного праздника.

3) Эмоциональная окраска: картина многозвучная, весёлая, многоцветная.

К главе «Пьяная ночь»

1) «Бедовая дорога»

2) Смысловой подтекст: желание забыть свою нищую, бесправную жизнь пересиливает все остальные желания, и крестьянин находит выход в пьянстве

3) Эмоциональная окраска: тёмная, мрачная, неприглядная; в тоже время жаль этих несчастных мужиков

- Отношение автора к данной проблеме? (Чётко прослеживается отношение автора к данной проблеме – оно негативное, отрицательное, потому что он знает, сколько сил таится в русском народе, и ему больно и страшно, что эти силы гибнут)

- Какой художественный приём использует Некрасов (приём противопоставления)

- Как вы думаете: почему именно приём противопоставления использует автор?

(Некрасов не позволят ни себе, ни читателю стать пессимистом, именно поэтому картинам пьянства он противопоставляет другие, проникнутые гордостью за русского человека. И таких картин и героев в поэме гораздо больше. Особенно, конечно, в этом плане показательна последняя часть поэмы «Пир на весь мир» и её герой Григорий Добросклонов. Именно эта часть проникнута оптимизмом, верой в Россию и русского человека)

2. Исследовательская работа по статье Л.Н.Толстого «Пора опомниться»

- В произведениях Л.Н.Толстого вопросы здоровья людей занимают видное место: брак и взаимоотношения между мужчиной и женщиной, наследственность, алкоголизм, воспитание детей. Всё мы это видели на примере романа «Война и мир». Писатель подходил к анализу этих проблем как с эстетической, художественной стороны, так и с точки зрения охраны здоровья. Зная биографию Толстого, «одного из выдающихся трезвенников», можно сделать вывод о том, что имея внутренний стержень, человек не зависит от чужих решений и случайных обстоятельств.

- Обсуждение статьи Л.Н.Толстого «Пора опомниться».

Учащиеся работают в парах по карточкам-заданиям.

Образец карточки-задания.

Карточка задание по статье Л.Н.Толстого «Пора опомниться».

Тезис из статьи.

Сказать, что вино полезно для здоровья – тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали, что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден.

Задание.

1. Найти аргумент, сформулированный автором в данном тезисе о свойстве вина.

2. Подчеркнуть ключевую фразу, раскрывающую пагубное влияние алкоголя на человека.

3. Ваше отношение к данной проблеме.

4. Нарисуйте эскиз по данной проблеме.

Вывод.

1. «Пьяница никогда не идёт вперёд ни в умственном, ни в нравственном отношении».

2. Ещё раз обращаем внимание на эпиграфы урока. Созвучие народной мудрости и высказывания Л.Н.Толстого по отношению к пьянству.

3. «Невоздержание в вине – самое опасное, потому что убивает совесть», - считал Лев Толстой и призывал всех разумных людей объединиться для борьбы с этим «страшным злом». По его инициативе в декабре 1887 года было создано первое общество трезвости в России «Согласие против пьянства». Задачи этого общества Толстой сформулировал позднее в статье «Пора опомниться»: «…Если сцепились рука с рукой люди пьющие и торгующие вином и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их детей не споили заблудшие люди. Пора опомниться!»

4. Заключительная часть урока: рефлексия процесса и результата

Вопросы учащимся

- Какая была тема урока?

- Какие цели перед нами стояли?

- Удалось ли нам рассмотреть поставленную проблему?

- Какие затруднения встретились во время работы?

Задание учащимся.

- Оцените свою работу на уроке и работу всей группы.

*Таким образом, мы видим, что проблема пьянства – это давняя и больная проблема нашего общества. Писатели-реалисты не боялись говорить об отрицательных явлениях в русском обществе. Они считал своим долгом привлечь внимание к этой проблеме и найти пути её решения.

К сожалению, проблема пьянства или алкоголизма, как мы сейчас говорим, актуальна и в наши дни. Наша с вами задача – если нам не суждено искоренить эту проблему, то давайте не молчать об этом и своим примером пропагандировать трезвый образ жизни.

5. Домашнее задание

1. Индивидуальные задания: сообщение по теме «Что противопоставляют пьянству русские писатели в своих произведениях? (подобрать примеры из произведений русских писателей XIX века)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.