Деловая игра «Безопасное путешествие» для учащихся 5–6 классов
Деловая игра «Безопасное путешествие»
для учащихся 5-6-х классов
Игра предполагает перемещение команд по станциям, каждая из которых имеет своё название: «Большая переменка», «Пешеходная», «Транспортная», «Пожарная», «Один дома», «Водная». Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Командам необходимо обойти все станции и выполнить задания, соответствующие названию данной станции. Для того, чтобы все команды находились в равных условиях, набор заданий на станциях не меняется (остается одинаковым для всех команд). Каждая команда на каждой из станций выполняет задания, стараясь заработать в итоге большее количество баллов (жетонов).
Баллы команды, полученные на каждой станции, суммируются и вносятся в путевой лист (см. приложение) команды (он выдаётся командам в начале перемещения по станциям и сдаётся в жюри в конце этого перемещения). Команде, прошедшей все станции быстрее других, начисляется дополнительный балл. Жюри по сумме баллов в путевых листах определяет победителя. В качестве экзаменаторов на станциях, ведущих, членов жюри и помощников, можно привлекать учащихся старших классов.
Предлагается следующий порядок проведения мероприятия:
Вступительное слово ведущих.
Представление команд.
Конкурс капитанов.
Прохождение станций.
Подведение итогов и награждение победителей.
Конкурс капитанов «Знакомство с маршрутом»
Капитанам команд предлагается игровое поле, ячейки которого соответствуют названиям станций. Участникам необходимо как можно быстрее закрыть ячейки соответствующими карточками – стихами.
Игровое поле
Станция «Большая переменка» | Станция «Пешеходная» | Станция «Транспортная» |
Станция «Пожарная» | Станция «Один дома» | Станция «Водная» |
Карточки для заполнения игрового поля
По школе ты ходи спокойно, По классу тоже не беги, Всегда веди себя достойно, Своё здоровье береги! | Я по городу иду, Я в беду не попаду. Потому что твердо знаю- Правила я выполняю. | Подошёл автобус, |
Неисправную гирлянду Лучше не включать. Чтоб пожарных и врачей В дом не вызывать! | Дома мы одни остались Расшалились, разыгрались, Слышим вдруг - звенит звонок. Смотрим мы скорей в «глазок». | Когда вокруг грохочет гром И молния сверкает, Не лезь в открытый водоем, Ведь всякое бывает… |
Станция «Большая переменка»
Командам предлагается составить памятку, отражающую основные правила безопасного поведения учащихся на переменах. Памятка может быть представлена в виде тезисов, рисунка, плаката, стихотворения, слогана, частушек.
Правила
- Не нарушать дисциплину.
- Быть внимательным и осторожным при передвижении по лестницам, кафельному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твёрдом покрытии может привести к серьёзной травме.
- Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы. Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.
- Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.
- Не применять самодельных и покупных пиротехнических изделий и каких–либо взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.
- Не подходить близко к котлованам, траншеям, открытым люкам, ямам.
- Не дразнить животных, оказавшихся на территории школьного двора.
- Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.
- Избегать опасностей, прогнозировать их развитие и выживать в них.
Станция «Пешеходная»
Варианты заданий
А. Ребятам предлагается набор карточек с изображением ситуаций на дороге, отражающих нарушение правил дорожного движения пешеходами. Командам необходимо проанализировать изображенные ситуации и сформулировать нарушенное правило.
Б. Командам предлагается заполнить пропуски в тексте. Пропущенные слова ребята могут формулировать сами или выбирать из предложенного перечня.
Вставь пропущенные слова
Пешеходы должны двигаться по ______ (1), а при их отсутствии — по ______ (2). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти _______ (3) движению транспортных средств. Лица, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать ______ (4) движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в (5) суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы ______ (6) и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Пешеходы должны пересекать проезжую часть _______ (7), в том числе по подземным и надземным.
1 – тротуарам
2 - обочинам
3 – навстречу
4 - по ходу
5 - темное время
6 - со световозвращающими элементами
7 - по пешеходным переходам
В. Школьникам предлагается самостоятельно составить правила дорожного движения для пешеходов, каждый пункт которых должен начинаться определенными словами (Прежде чем.., Никогда.., Нельзя.., Переходить дорогу.., Оценивайте.., Будьте предельно внимательны.., Недопустимо…).
Правила
- Прежде чем перейти дорогу, необходимо внимательно осмотреть проезжую часть. Сначала посмотрите налево, а затем направо. Убедитесь в отсутствии поблизости транспортных средств и быстро перейдите дорогу.
- Никогда не идите на красный сигнал светофора.
- Нельзя неожиданно выходить, тем более выбегать, на проезжую часть.
- Нельзя отвлекаться разговорами при переходе через дорогу, оглядываться назад. Нужно быть собранным и внимательным.
- Нельзя задерживаться на проезжей части дороги, даже если вы что-то уронили.
- Переходить дорогу нужно только в установленном месте, а не по кратчайшему пути.
- Не пытайтесь перебежать дорогу перед близко идущим транспортом.
- Оценивайте степень опасности до выхода на дорогу.
- Будьте предельно внимательны на дороге в условиях неблагоприятной погоды и плохой видимости.
- Нельзя ожидать транспорт в неразрешенных местах.
- Нельзя играть на дороге.
- Недопустимо преодоление проезжей части бегом, поскольку во время бега взгляд направлен вперёд и человек не может контролировать обстановку вокруг.
Станция «Транспортная»
Ребятам предлагаются наборы карточек разных цветов. Из слов, записанных на карточках одного цвета, необходимо собрать предложения – правила поведения пассажиров городского транспорта.
Пассажирам запрещается: отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.
Пассажирам запрещается: открывать двери транспортного средства во время его движения.
Пассажиры обязаны: при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими.
Пассажиры обязаны: при поездке на мотоцикле быть в застёгнутом мотошлеме.
На выходе не создавайте давку, помогайте друг другу.
Садитесь в транспортное средство только после его полной остановки, открывания дверей, выхода пассажиров.
Не мешайте водителю.
Не высовывайтесь из окон и люков во время движения.
Не пытайтесь покинуть транспортное средство во время его движения.
Не перевозите в общественном транспорте легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.
Не катайтесь на ступеньках и других выступающих частях транспортного средства.
Станция «Пожарная»
Варианты заданий
А. Из предложенных карточек командам необходимо выбрать те, которые содержат неверную информацию (карточки № 2, 6, 8, 9). Ребята могут получить дополнительные баллы, если «исправят» ошибки в выбранных карточках.
Не паниковать.
Вызвать пожарных и спасателей по телефону 03 (по телефону 01).
Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землёй, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя.
Отключить электрические и газовые приборы.
В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тканью или залить водой через вентиляционные отверстия.
Открыть (закрыть) все окна и двери.
Найти и вывести детей, стариков, пострадавших.
Быстро, без давки покинуть опасную зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту. Если такой возможности нет, подняться на самое высокое место в комнате (лечь на пол), ждать помощи или передвигаться к выходу ползком.
Дышать через сухую (мокрую) ткань, всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.
Для защиты от огня и теплового излучения использовать влажную плотную ткань.
Б. Командам предлагается соединить две половинки пословицы, представленные на карточках разного цвета.
От искры | пожар рождается |
И малая искра | сжигает города |
Спички не игрушка, | огонь не забава |
Дыма без огня | не бывает |
В руках спичка была, | да изба сплыла |
Огонь не вода | охватит, не выплывешь |
В огне | и железо плавко |
Дорого при пожаре | и ведро воды |
С огнем воюют, | а без огня горюют |
От огня | и камень треснет |
Водой пожар тушат, | а умом - предотвратят |
Станция «Один дома»
Команды вытягивают карточки с правилами поведения ребенка дома. Далее им необходимо очень кратко и убедительно доказать, что данное правило действительно нужно соблюдать.
- Не открывай дверь чужим людям.
- Не садись в лифт с незнакомыми людьми.
- Не забывай ключи снаружи двери.
- Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми.
- Не входи в лифт спиной.
- Не играй и прыгай в лифте.
- Не катайся по перилам.
- Будь осторожен с открытой форточкой.
- Не перевешивайся за перила балкона.
- Будь осторожен с кипящей водой.
- Не ешь бесконтрольно витамины.
- Не играй со спичками – это опасно!
- Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками.
- Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку.
Станция «Водная»
Командам предлагается ответить на вопросы викторины «да» или «нет», заполнив при этом соответствующее поле Х (да) или 0 (нет).
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 |
Х | 0 | Х |
0 | Х | 0 |
0 | Х | 0 |
Х | Х | 0 |
Правила поведения на воде:
Не заходить в воду (особенно в глубоких местах), не умея плавать (да).
Купаться можно в любых местах (нет, только в разрешенных, хорошо известных местах).
Нельзя купаться вблизи водосбросов, шлюзов, пристаней, мостов, водоворотов, в судоходном фарватере, вблизи плавсредств, в местах скопления водорослей (да).
Входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приёма пищи, в состоянии утомления можно (нет, нельзя).
Запрещается прыгать в воду в незнакомых местах, проводить игры в воде, связанные с захватами (да).
Не умея плавать, можно находиться в воде на надувном матраце или камере (нет, нельзя).
Находиться в воде можно столько, сколько тебе хочется (нет, нельзя, особенно в холодной).
Нельзя купаться в штормовую погоду и во время грозы (да).
Заниматься подводным плаванием или подводной охотой можно и без разрешения врача (нет, нельзя).
Ходить зимой по тонкому льду водоёмов очень опасно! (да).
При возникновении любой опасной ситуации необходимо громко звать на помощь (да).
Игры в водоеме абсолютно безопасны (нет).
Приложение
Деловая игра «Безопасное путешествие»
Путевой лист ___ класса
№ | конкурс, станция | количество баллов | подпись ответственного |
1 | Представление команд | ||
2 | Конкурс капитанов «Знакомство с маршрутом» | ||
3 | Станция «Большая переменка» | ||
4 | Станция «Пешеходная» | ||
5 | Станция «Транспортная» | ||
6 | Станция «Пожарная» | ||
7 | Станция «Один дома» | ||
8 | Станция «Водная» | ||
9 | Дополнительные баллы |
Общее количество баллов - __________
Ивлиева Наталия Алексеевна