Квест-игра для учащихся 5–6 классов «Мы, ребята, деловые»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»
(МАОУ «СОШ №2»)
Квест-игра
«Мы, ребята, деловые»
для учащихся 5-6 классов
Разработала: Козлова О.С. учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 2»
г. Заводоуковск, 2022 г.
Квест-игра «Мы, ребята, деловые»
Данная квест-игра позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся 5-6 классов. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок. Игра предназначена для учащихся 5-6-го класса и рассчитана на 2 часа.
Игровой вариант занятия выбран не случайно.Дети этого возраста еще очень восприимчивык такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
Цели:
Образовательные:
сформировать представление обучающихся о деньгах, операциях с ними, о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;
определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;
расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;
Развивающие:
продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
содействовать общему развитию обучающихся, развивать мышление;
Воспитательные:
продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
Задачи:
закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
Методы:
эвристический;
проблемный
исследовательский.
Вид: игра по станциям
Тип: применение знаний.
Оборудование: раздаточный материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, маршрутные листы, путевой дневник); цветная бумага, ножницы, клей; бумага формата А-4, фломастеры; смайлики; мяч; бейджики с фамилиями виртуальных семей.
Участники: 4 команды по 6 человек.
Подготовительный этап:
Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.
ХОД ИГРЫ
Настрой на игру:Упражнение «Пожелание»
Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.
Материал: мяч
Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день».
Начало игры:Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.
А сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в игру «Мои первые шаги в мире финансов». Для этого мы разобьемся на группы. Каждая группа получит свой маршрутный лист и путевой дневник, который необходимо будет заполнять по ходу нашей игры.
Деление на группы проходит следующим образом. Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.
Ведущий сообщает, что участники объединились в «семьи».Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, 3 детей). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей.Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать:
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить путевой дневник.
Каждая «семья» получает маршрутный лист и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все команды встретились на последней станции. На каждом этапе стоит координатор (учащиеся -помощники). Задача которого, объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.
Данные для группы №1
Семья Богдановых СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, дедушка, 3 детей (студент, школьник, ребёнок д/сада) Семья проживает в собственной квартире. У семьи есть свой приусадебный участок. Однако выплачивают потребительский кредит в размере 2500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 тысяч в год. Дочь учится в 11 классе. Маленький сын посещает детский сад. ДОХОДЫ СЕМЬИ: Заработная плата папы 25 000 рублей Заработная плата мамы 18 000 рублей Пенсия дедушки 8 000 рублей Пособие на ребенка 700 рублей |
Данные для группы №2
Семья Сидоровых СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, студент ,школьник) Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе в общежитие (оплата общежития 1200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь учится в одном городе на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 11 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). Семья мечтает отправить бабушку на курорт подлечиться . ДОХОДЫ СЕМЬИ: Заработная плата папы 27 000 рублей Заработная плата мамы 22 000 рублей Пенсия бабушки 9 000 рублей Стипендия старшей дочери 2850 рублей Зарплата средней дочери 5500 рублей Плата за сданный в аренду гараж 3500 рублей |
Данные для группы №3
Семья Ивановых СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, дедушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада) Семья живет в собственной квартире. Старший сын ученик 11 класса, средний сын ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает автокредит в размере 5000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1500 рублей в месяц), дочь занимается в Школе ремесел (оплата 1200 рублей в месяц). ДОХОДЫ СЕМЬИ: Заработная плата папы 32 000 рублей Заработная плата мамы 20 000 рублей Пенсия дедушки 9 000 рублей Плата за сданную в аренду квартиру 5500 рублей |
Данные для группы №4
Семья Перевозкиных СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада) Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12 рублей в месяц. Кроме того семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8500 рублей в месяц. Старшая дочь учится в 11 классе, средний сын в 10 классе, младший сын посещает детский сад. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе. ДОХОДЫ СЕМЬИ: Прибыль от предпринимательской деятельности папы 50 000 рублей Заработная плата мамы 28 000 рублей Пенсия бабушки 12 000 рублей Плата за сданный в аренду дом 8500 рублей |
Станция № 1 “Угадай, кто сказал?”. В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь и показать знание истории мультфильмов и кинофильмов своей страны. Командам необходимо записать ответы на листке в столбик. После чего ответы будут озвучены и проверены, за каждый правильный ответ команды получают по две монеты – 2 руб. Каждая команда получает карточку с вопросами. Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:
1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино")
2. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")
3. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")
4. "А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду" (Матроскин из "Простоквашино")
5. "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")
Станция № 2 «Магазин». Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Командам необходимо расположить по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
A). Выложить продукты из тележки. Б). Получить сдачу.
В). Проверить сроки годности. Г). Выбрать продукты. Д). Проверить чек Е). Оплатить покупки. Ё). Занять очередь в кассу. Ж). Взять тележку
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж |
| | | | | | | |
Станция № 3 «Продовольственная корзина». Участникам необходимо выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины «семьи» на месяц из 17 предложенных. При выборе продуктов, необходимо учитывать условия именно виртуальной семьи, роль которой они играют. Также участникам необходимо сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».Если 10 основных продуктов выбраны участниками правильно, то на приобретение продовольственной корзины они потратят от 2000 рублей до 10000 рублей.
Свой выбор игроки должны обосновать. Во всех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:
1) хлеб;2)сахар;3)масло;4)мясо;5)рыба;6) молоко;7) яйцо; 8) картофель;9) 9)овощи;10) фрукты. Продовольственная корзина
№ | Наименование продуктов | Стоимость | Стоимость выбранных продуктов (на месяц) |
1 | хлеб | от 10 руб | |
2 | сахар | от 30 руб / кг | |
3 | минеральная вода | от 12 руб | |
4 | масло сливочное | от 100 р/кг | |
5 | кукурузные хлопья | 35 руб | |
6 | масло растительное | от 40 руб | |
7 | рыба | от 100 руб | |
8 | газированные напитки | | |
9 | молоко | от 15 руб | |
10 | яйцо | от 30 руб | |
11 | картофель | от 15 руб | |
12 | овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др) | от 17 руб/кг | |
13 | сухофрукты | от 10 – 30 руб/кг | |
14 | соль | от 100 руб | |
15 | кондитерские изделия | от 50 руб | |
16 | сало копченое | от 100 руб | |
17 | мясо | от 200 руб | |
Станция № 4 «Скоро Новый год!!!». Участникам игры предлагается выбрать наиболее приемлемый для их«семьи» вариант подготовки Нового года для всех членов «семьи» с учетом размера их доходов и количества 10 - 15 человек. Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».
Варианты празднования Нового года.
1. Вы самостоятельно готовите программу праздника, покупаете продукты, на оптовом рынке, сами готовите праздничные блюда. Расходы составят 7000 руб.
2. Вы арендуете кафе; расходы составляют 700 руб. на человека, но конкурсную программу готовите самостоятельно.
3. Вы арендуете хороший ресторан, нанимаете аниматоров и ведущих, полностью освобождая себя от хлопот, и шума, расходы составят 7000 руб. на человека.
Станция № 5 «Путешествие». Участникам предлагается выбрать один из вариантов отпуска семьи, исходя из доходов «семьи». Ответ необходимо обосновать и сделать запись о расходах в таблице «бюджет семьи».
Задание: Выберите наиболее приемлемый вариант отдыха для семьи.
1. В г. Сочи, Республика Крым (пятизвездочная гостиница, завтрак и обед включен в стоимость путевки, три экскурсии по достопримечательностям города – 15500 руб. с взрослого и 10500 руб. с ребенка)
2. В г. Сочи, Республика Крым (трехзвездочная гостиница, завтрак включен в стоимость путевки, одна экскурсия по городу– 10500 руб. с взрослого и 6500 с ребенка)
3. В г. Сочи, Республика Крым (аренда жилья - коттеджа, завтрак и обед включен в стоимость аренды жилья – 60500 руб. аренда жилья на всю семью)
4. В г. Сочи, Республика Крым (аренда двухместной комнаты, завтрак и обед включен в стоимость аренды комнаты – 25500 руб. аренда двухместной комнаты )
Станция № 6 «Копим на мечту». Командам-участникам, используя исходные данные для каждой конкретной «семьи» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты – покупка автомобиля. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.
Мечта | Необходимая сумма на осуществление мечты | Варианты экономии семейного бюджета | Возможные сроки осуществления мечты |
Покупка автомобиля | 1 000 000 руб. | | |
Станция № 7 «Подведем итоги». На этой станции встречаются все команды. «Семьи» заполняют оставшиеся статьи расходов в таблице «бюджет семьи», согласно исходных данных в карточках семей. Подсчитывают итог по доходам и расходам, подводят итог бюджета своей семьи. Анализируют полученный результат.
Рефлексия
На доске висит плакат, на котором записано «Было интересно…», «Было трудно…», «Теперь я могу…», «Я научился…», «Меня удивило…», «Мне захотелось…». Каждому участнику игры раздаются наборы смайликов, на которых предлагается закончить одно из предложений и приклеить смайлик напротив этого предложения.
Использованные источники:
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
Обществознание: учебное пособие для общеобразовательных организаций./Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет – источники:
https://fmc.hse.ru/ - Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс);
http://www.iloveeconomics.ru -Сайт «Экономика для школьника».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
П риложение 2.
Путевой дневник семьи __________________________________ Участники: 1.______________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________ 6.______________________________________________________________________ Таблица фиксации знаний по теме
Станция 1. «Угадай, кто сказал?» Вопросы, которые вызвали затруднение:________________________________________________________________________ Вопросы, которые вызвали интерес: ________________________________________________________________________ Сумма заработанных баллов на данном этапе:_____________________________ Станция 2. «Магазин» Командам необходимо расположить по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб. A. Выложить продукты из тележки. Б. Получить сдачу. В. Проверить сроки годности. Г. Выбрать продукты. Д. Проверить чек. Е. Оплатить покупки. Ё. Занять очередь в кассу.
Станция 3. «Продовольственная корзина» Продовольственная корзина
Укажите сумму, которую составила ваша «Продовольственная корзина»: __________________ Станция 4. « Скоро Новый год!!!» Укажите выбранный вами вариант празднования Нового года и объясните свой выбор: ________________________________________________________________________ Станция 5. «Путешествие» Укажите выбранный вами вариант получения образования ребенком и объясните свой выбор: _______________________________________________________________________ Станция 6. «Копим на мечту»
Бюджет семьи ___________________________ (заполняется по ходу игры) Укажите все возможные статьи расходов данной семьи на 1 месяц, исходя из данных полученных в начале игры на карточке с описанием семьи. Не забудьте внести статьи расходов «Новый год», «Здоровая семья», «Образование», «На мечту», «Продовольственная корзина» (данные вы получили в ходе игры). Произведите расчеты. Подведите итог бюджета своей семьи. Проанализируйте полученный результат и предложите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
|