Лингвистическая игра для учащихся 5–6 классов «Фразеологический турнир»

6
1
Материал опубликован 3 April 2016

Пояснительная записка к презентации

 

Фразеологический турнир

(лингвистическая игра для учащихся 5- 6-х классов)

Пояснительная записка

Фразеология – один из самых интересных для изучения разделов русского языка, который позволяет не только проникнуть в историю устойчивых выражений, но и расширить кругозор учащихся, способствует развитию образного мышления, пополнению словарного запаса, формированию связной, выразительной речи.

Однако, как показывает практика работы, ученики, с восторгом воспринимающие данную тему, спустя некоторое время благополучно забывают о существовании в речи идиоматических выражений. Пользуясь ими постоянно и встретив вопрос в части В ЕГЭ по русскому языку, большинство выпускников не могут найти фразеологизмы в предложенном для анализа тексте. Причина, на мой взгляд, банальна: поговорив 2 часа в 5-ом классе, мы лишь изредка возвращаемся к этой теме, потому что нам, учителям, кажется, что фразеология - это настолько просто и несущественно по сравнению с той же орфограммой, что и времени жалко, и повторим потом, перед экзаменом.

Именно поэтому я в своей работе ввела в практику проводить в конце 6-го и 8-го класса «Фразеологические турниры».

Естественно, что их проведению предшествует определенная работа: от каждого класса параллели выбирается команда знатоков (от 6 до 10 человек), им даются задания, типа:

Познакомившись со списком фразеологизмов (библейских, мифологических, литературных), выяснить их этимологию;

Придумать иллюстрации к трем известным фразеологизмам;

Инсценировать любое из идиоматических выражений;

Выбрать название для своей команды и нарисовать эмблему.

Из числа старшеклассников и учителей формируется судейская и арбитражная коллегии, для турнира в 8 классе готовятся также 2-3 научных сообщения теоретического плана. Турнир проводится обычно в актовом зале, на него приглашаются все учащиеся параллели. По результатам игры выставляются баллы, распределяются места, вручаются грамоты и сувениры.

Цели и задачи: углубление и расширение (посредством игровой и исследовательской деятельности) знаний о фразеологии, формирование навыка использования идиоматических выражений в речи

Оборудование: судейские листы, карточки с фразеологизмами, иллюстрации

Этапы игры:

1. Слайд № 1

Представление команд (название, эмблема, мах – 3 балла)

2.Разминка (каждый верный ответ приносит 0,5 балла,

мах –7баллов)

А) Закончите стихотворение фразеологизмом ( письменно):

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

(Водой не разольешь)

Мы исходили городок

Буквально (вдоль и поперек)

И так устали мы в дороге,

Что (еле волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни (уши вянут)!

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись,

Не дразнись, не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, (ни пуха ни пера)!

Ответы на слайде № 2

Б) Шуточные вопросы (слайды №3-10):

Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не одна пара ног? (Бежать со всех ног)

Согласно какому фразеологизму и у книги, и у газеты есть ноги? (читать вверх ногами)

Что вешают, приходя в уныние? (нос)

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают? (уши)

Его советуют искать в поле (Ищи ветра в поле)

В каком случае и рак становится рыбой? ( на безрыбье)

Что общего у слов «дуга», «бараний рог» и «три погибели»? (все они, сочетаясь со словом «согнуться», образуют фразеологизм)

3. Конкурс капитанов (8 табличек с фразеологизмами, необходимо объяснить значение, происхождение фразеологизма; каждый верный, полный ответ – 5 баллов, мах – 10 баллов, капитаны тянут по две таблички):

Авгиевы конюшни, кануть в Лету, на седьмом небе от счастья, Сизифов труд, блудный сын, троянский конь, бить баклуши, Дамоклов меч (ответы на слайдах № 17-24)

4. В это время рекламная пауза « Информация к просвещению» ( старшеклассники рассказывают о происхождении фразеологизмов, связанных с историей, обычаями нашей страны) Слайды № 11-16

5. «Перевертыши» слайд № 25(по 1 баллу, максимум – 6 баллов)

6.Конкурс « Ты – мне, я – тебе» слайд № 26-29 ( команды обмениваются иллюстрациями к фразеологизмам, задача – верно угадать зашифрованное выражение, каждое угаданное – 1 балл)

7. Конкурс «Зоосад» слайд № 30(от команд требуется вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых употреблены названия животных, игра идет по кругу, каждый ответ – 1 балл): как кошка с собакой, как с гуся вода, метать бисер перед свиньями, черепашьим шагом, оказать медвежью услугу, мухи не обидит, кот наплакал, кот в мешке, куры не клюют, брать быка за рога, на безрыбье и рак рыба, куда Макар телят не гонял, стреляный воробей, собаку съел, делать из мухи слона, гусь свинье не товарищ, попал как кур в ощип и т.д.)

8. «Пойми меня» (конкурс пантомимы, в котором команда должна показать по одному фразеологизму, показ – 2 балла, угадывание – 1 балл)

9. Пока судьи подводят итоги игры, ведущий беседует с командами и залом:

Что же такое фразеологизм?

Зачем эти выражения нужны в речи?

Чем похожи и в чем отличие между словом и фразеологизмом?

Какой конкурс или вопрос Вам больше всего понравился, запомнился?

Или задает вопросы (слайд № 32-33)

10. Подведение итогов, награждение победителей


Здесь будет файл: /data/edu/files/p1459701078.ppt (презентация)

Предварительный просмотр презентации

Фразеологический турнир

водой не разольешь водой не разольешь вдоль и поперек еле волочили ноги медвежью услугу уши вянут ни пуха ни пера

Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не одна пара ног? Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не одна пара ног? Согласно какому фразеологизму и у книги, и у газеты есть ноги? Что вешают, приходя в уныние? Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают? Его советуют искать в поле В каком случае и рак становится рыбой? Что общего у слов «дуга», «бараний рог» и «три погибели»?

Шутливое высказывание о высоком человеке. Во время царствования Алексея Михайловича «верста» означало «ряд, линия, порядок». В 17 веке по распоряжению царя на дороге между Москвой и его летней резиденцией в селе Коломенском был наведен порядок: заново проведено измерение расстояний и установлены версты (верстовые столбы) такой высоты, каких на Руси еще не видывали. Дорога получила название столбовой, а «коломенской верстой» стали называть очень высоких людей

Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда Словом «нос» в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память, так появилось выражение «зарубить на носу». Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае если долг не возвращали, то, по меткому выражению народа, кредитор «оставался с носом», то есть с дощечкой вместо денег.

Безрассудно, не думая о последствиях По древним суевериям, защититься от злых духов можно было, очертив чем-либо вокруг себя круг. Древние воины перед схваткой с противником очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча. Считалось, что этот обряд убережет воина от ударов врага и сохранит его невредимым. После этого воины бесстрашно устремлялись в бой, считая, что теперь их жизнь под охраной добрых духов. Из этого обряда и возникло выражение «очертя голову» — то есть «безрассудно, с отчаянной решимостью».

Человек, занимающий невысокое общественное положение; неавторитетный человек Выражение пришло из крестьянского обихода. В русских северных землях соха — это крестьянская община от 3 до 60 дворов. А мелкой сошкой называли очень бедную общину, а затем и ее бедных и бесправных обитателей. Позже мелкой сошкой стали называть и чиновников, занимающих низшее положение в государственной структуре.

Обманывать, вводить в заблуждение В недавние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетому в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и заставляло их выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. Со временем выражение стало применяться в более широком смысле — «вводить в заблуждение кого-либо».

Данное сочетание происходит от старой легенды. Вавилон, гордый владыка мира, клонился к упадку. Однажды последний царь вавилонского царства, Валтасар, собрал приближенных на пир. Рекой лилось вино, и разгульные бражники славили чужих богов. Вдруг на стене появилась огненная рука и начертала таинственные слова: «Менэ-тэкел-фарэс». Призвали мудреца Даниила; он разъяснил: «Менэ» значит: «бог подвел итог»; «тэкел» - «ты призван легковесным»; «фарэс» - «твое царство будет завоевано персами». Данное сочетание происходит от старой легенды. Вавилон, гордый владыка мира, клонился к упадку. Однажды последний царь вавилонского царства, Валтасар, собрал приближенных на пир. Рекой лилось вино, и разгульные бражники славили чужих богов. Вдруг на стене появилась огненная рука и начертала таинственные слова: «Менэ-тэкел-фарэс». Призвали мудреца Даниила; он разъяснил: «Менэ» значит: «бог подвел итог»; «тэкел» - «ты призван легковесным»; «фарэс» - «твое царство будет завоевано персами». В ту же ночь Валтасар погиб в схватке с осаждавшими город персами, а Вавилон перестал существовать. Таково предание. Конечно на самом деле конец Вавилона был совершенно не таким, как в легенде. Но когда мы говорим "пир Валтасара", мы подразумеваем шумное веселье накануне беды.

Это выражение пришло из древнегреческой легенды. Боги пили и ели чудесную пищу — амброзию и нектар. Она помогала сохранять вечную молодость, силу и здоровье. Тантал хотел похитить их со стола богов и принести на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Посреди роскошного сада, стоя по горло в воде, он умирал от голода и жажды. Только открывал он рот, чтобы напиться, как вода исчезала; только протягивал руку к плодам — ветка отстранялась от него. О человеке, который перенес лишения и муки, часто говорят: «Он претерпел танталовы муки».

Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издавался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь. Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издавался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь. Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.

неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус - бог времени, а также всякого начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым вперед, старым - назад, в прошлое. неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус - бог времени, а также всякого начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым вперед, старым - назад, в прошлое.

Есть евангельский сюжет о легкомысленном сыне, который ушел из отцовского дома, испытал множество несчастий, а когда вернулся, был радостно встречен всё простившим родителем. «Притча о блудном сыне» очень трогательна; ее уже много столетий знает весь мир, и повсюду слова «блудный сын» означают человека, который по легкомыслию пренебрег своими близкими, променял дом, семью, родину на чужбину. Есть евангельский сюжет о легкомысленном сыне, который ушел из отцовского дома, испытал множество несчастий, а когда вернулся, был радостно встречен всё простившим родителем. «Притча о блудном сыне» очень трогательна; ее уже много столетий знает весь мир, и повсюду слова «блудный сын» означают человека, который по легкомыслию пренебрег своими близкими, променял дом, семью, родину на чужбину.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что небо состоит и семи неподвижных кристальных сфер, на которых якобы покоятся звезды, планеты. Седьмое небо, по его мнению, было обиталищем ангелов, раем. Древнегреческий философ Аристотель считал, что небо состоит и семи неподвижных кристальных сфер, на которых якобы покоятся звезды, планеты. Седьмое небо, по его мнению, было обиталищем ангелов, раем.

Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда. Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда. Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.

Дамоклов меч - (книжн.) о постояннно грозящих кому-либо опасностях. Желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч - символ постоянных опасностей, угрожающих властителю. Дамоклов меч - (книжн.) о постояннно грозящих кому-либо опасностях. Желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч - символ постоянных опасностей, угрожающих властителю.

1. Ночью без воды потеряешь 1. Ночью без воды потеряешь 2. Короткий доллар 3. Ангел руку починит 4. Над стулом на самолёте летать 5. Опускать под слёзы 6. Лечь без правой руки 1. Днём с огнём не найдёшь 2. Длинный рубль 3. Чёрт ногу сломит 4. Под стол пешком ходить 5. Поднимать на смех 6. Встать с левой ноги

1.Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ... 2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить… 3. Бросились искать приезжего. а его и след ... 4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... 5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… 6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... 7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как …

1. Не зги не видно 1. Не жалея сил 2. Обводить вокруг пальца 2. Яблоку негде упасть 3. Работать засучив рукава 3. Хоть глаз выколи 4. В одно мгновение 4. Не успел оглянуться 5. Как сельдь в бочке 5. И след простыл 6. Как ветром сдуло 6. Сломя голову 7. От мала до велика 7. Водить за нос 8. Со всех ног 8. Все как один

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, полезный материал.

15 July 2016