Лингвистическая игра для учащихся 5–6 классов «Фразеологический турнир»
Пояснительная записка к презентации
Фразеологический турнир
(лингвистическая игра для учащихся 5- 6-х классов)
Пояснительная записка
Фразеология – один из самых интересных для изучения разделов русского языка, который позволяет не только проникнуть в историю устойчивых выражений, но и расширить кругозор учащихся, способствует развитию образного мышления, пополнению словарного запаса, формированию связной, выразительной речи.
Однако, как показывает практика работы, ученики, с восторгом воспринимающие данную тему, спустя некоторое время благополучно забывают о существовании в речи идиоматических выражений. Пользуясь ими постоянно и встретив вопрос в части В ЕГЭ по русскому языку, большинство выпускников не могут найти фразеологизмы в предложенном для анализа тексте. Причина, на мой взгляд, банальна: поговорив 2 часа в 5-ом классе, мы лишь изредка возвращаемся к этой теме, потому что нам, учителям, кажется, что фразеология - это настолько просто и несущественно по сравнению с той же орфограммой, что и времени жалко, и повторим потом, перед экзаменом.
Именно поэтому я в своей работе ввела в практику проводить в конце 6-го и 8-го класса «Фразеологические турниры».
Естественно, что их проведению предшествует определенная работа: от каждого класса параллели выбирается команда знатоков (от 6 до 10 человек), им даются задания, типа:
Познакомившись со списком фразеологизмов (библейских, мифологических, литературных), выяснить их этимологию;
Придумать иллюстрации к трем известным фразеологизмам;
Инсценировать любое из идиоматических выражений;
Выбрать название для своей команды и нарисовать эмблему.
Из числа старшеклассников и учителей формируется судейская и арбитражная коллегии, для турнира в 8 классе готовятся также 2-3 научных сообщения теоретического плана. Турнир проводится обычно в актовом зале, на него приглашаются все учащиеся параллели. По результатам игры выставляются баллы, распределяются места, вручаются грамоты и сувениры.
Цели и задачи: углубление и расширение (посредством игровой и исследовательской деятельности) знаний о фразеологии, формирование навыка использования идиоматических выражений в речи
Оборудование: судейские листы, карточки с фразеологизмами, иллюстрации
Этапы игры:
1. Слайд № 1
Представление команд (название, эмблема, мах – 3 балла)
2.Разминка (каждый верный ответ приносит 0,5 балла,
мах –7баллов)
А) Закончите стихотворение фразеологизмом ( письменно):
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(Водой не разольешь)
Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек)
И так устали мы в дороге,
Что (еле волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни (уши вянут)!
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись!
Поспеши, уже пора,
Ну, (ни пуха ни пера)!
Ответы на слайде № 2
Б) Шуточные вопросы (слайды №3-10):
Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не одна пара ног? (Бежать со всех ног)
Согласно какому фразеологизму и у книги, и у газеты есть ноги? (читать вверх ногами)
Что вешают, приходя в уныние? (нос)
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают? (уши)
Его советуют искать в поле (Ищи ветра в поле)
В каком случае и рак становится рыбой? ( на безрыбье)
Что общего у слов «дуга», «бараний рог» и «три погибели»? (все они, сочетаясь со словом «согнуться», образуют фразеологизм)
3. Конкурс капитанов (8 табличек с фразеологизмами, необходимо объяснить значение, происхождение фразеологизма; каждый верный, полный ответ – 5 баллов, мах – 10 баллов, капитаны тянут по две таблички):
Авгиевы конюшни, кануть в Лету, на седьмом небе от счастья, Сизифов труд, блудный сын, троянский конь, бить баклуши, Дамоклов меч (ответы на слайдах № 17-24)
4. В это время рекламная пауза « Информация к просвещению» ( старшеклассники рассказывают о происхождении фразеологизмов, связанных с историей, обычаями нашей страны) Слайды № 11-16
5. «Перевертыши» слайд № 25(по 1 баллу, максимум – 6 баллов)
6.Конкурс « Ты – мне, я – тебе» слайд № 26-29 ( команды обмениваются иллюстрациями к фразеологизмам, задача – верно угадать зашифрованное выражение, каждое угаданное – 1 балл)
7. Конкурс «Зоосад» слайд № 30(от команд требуется вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых употреблены названия животных, игра идет по кругу, каждый ответ – 1 балл): как кошка с собакой, как с гуся вода, метать бисер перед свиньями, черепашьим шагом, оказать медвежью услугу, мухи не обидит, кот наплакал, кот в мешке, куры не клюют, брать быка за рога, на безрыбье и рак рыба, куда Макар телят не гонял, стреляный воробей, собаку съел, делать из мухи слона, гусь свинье не товарищ, попал как кур в ощип и т.д.)
8. «Пойми меня» (конкурс пантомимы, в котором команда должна показать по одному фразеологизму, показ – 2 балла, угадывание – 1 балл)
9. Пока судьи подводят итоги игры, ведущий беседует с командами и залом:
Что же такое фразеологизм?
Зачем эти выражения нужны в речи?
Чем похожи и в чем отличие между словом и фразеологизмом?
Какой конкурс или вопрос Вам больше всего понравился, запомнился?
Или задает вопросы (слайд № 32-33)
10. Подведение итогов, награждение победителей
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1459701078.ppt (презентация)
Сафонова Елена Валерьевна