Интеллектуальная игра для учащихся 5–6 классов «Эколого-биологический алфавит»

21
9
Материал опубликован 4 July 2018 в группе

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с. Карагай, Пермский край

Интеллектуальная игра

«Эколого-биологический алфавит»

5-6 класс, УМК любой

Автор:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай - 2018

Цель: Создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи:

Расширение кругозора учащихся.

Развитие внимания и быстроты реакции.

Внедрение новых игровых форм проверки знаний.

Оборудование: ручки, листы бумаги, жетоны (карточки с буквами).

Пояснение к игре

Вопросы составлены и распределены по порядку таким образом, что первые буквы ответов соответствуют порядку русского алфавита. Игру можно проводить как для команд, так и для индивидуальных игроков. Количество команд и игроков не ограничено. Временной отрезок игры также определяется организаторами.

Правила игры:

1 вариант. Ведущий задает вопросы, а игроки пишут ответы на специально подготовленных листах, которые потом сдаются помощникам и проверяются. Ответы могут сданы после каждого вопроса или нескольких (в зависимости от удобства проверки). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Вместо вопросов с ответами на буквы Й, Ь, Ъ, Ы – следуют блиц-вопросы, т.е. немного сложнее, чем остальные, и ответ может быть на любую букву алфавита, за правильные ответы на эти вопросы начисляется 2 балла.

2 вариант. Игра проводится в устном варианте. Тогда игрокам, правильно ответившим на вопрос, выдается жетон с буквой. Для разнообразия можно 1 раунд провести устно, а второй - письменно. В конце игры подводятся итоги, лучшие игроки награждаются. Между раундами проводится рекламная пауза, в ходе которой рекламируются книги и периодические издания экологической тематики, исполняются номера художественной самодеятельности, в которых упоминаются названия растений, животных, природных объектов или явлений, о которых шла речь в вопросах.

В этом варианте проводится второй тур. Из полученных жетонов с буквами команды или игроки должны составить за 3 минуты самое длинное слово – 3 балла. За скорость добавляется 1 балл. Победители определяются по результатам двух туров.

 

Раунд 1

  1. А- Название какого цветкового растения переводится как «звезда» (астра)
  2. Б- Наука о растениях (ботаника)
  3. В– Растение, которое любят кошки (валериана)
  4. Г– Коллекция засушенных растений (гербарий)
  5. Д– Одна из жизненных форм растений (дерево)
  6. Е– Хвойное новогоднее дерево (ель)
  7. Ё Ё - Колючий любитель грибов (ёж)
  8. Ж- Уборка зерновых культур (жатва)
  9. З- Какая птица предсказывает дождь (зяблик)
  10. И- Донные отложения (ил)
  11. Й - Вещество, содержащееся в коре березы, которое придает ей белый цвет (бетулин)
  12. К- Листья какого растения покрыты жгучими волосками (крапива)
  13. Л- Из коры какого дерева наши предки плели лапти (липа)
  14. М- Огромное соленое водохранилище (море)
  15. Н- Накая сова носит видовое название уральская (неясыть)
  16. О- Из какого дерева делают спички (осина)
Раунд 2 
  1. П– Индейцы Южной Америки называли это растение «след белого человека» (подорожник)
  2. Р- растение на поверхности воды (ряска)
  3. С– Белый мох, в стеблях которого найдено вещество, обладающее бактерицидными свойствами. Этот мох использовали во время войны в качестве перевязочного материала (сфагнум)
  4. Т– Продукт длительного разложения растительных останков под действием воды и солнца (торф)
  5. У- Граница между Европой и Азией (Урал)
  6. Ф– процесс образования органических веществ в растениях(фотосинтез)
  7. Х– Зеленый цвет растениям придает…(хлорофилл)
  8. Ц- Из корней этого растения делают заменитель кофе (цикорий)
  9. Ч– Тонизирующий напиток, родом с Цейлона (чай)
  10. Ш– Дикая роза (шиповник)
  11. Щ- Исполнительница желаний (щука)Ь - Самый большой и дурно пахнущий цветок (раффлезия)
  12. Ы– Леса с преобладанием какого дерева называют «листвяги» (лиственница)Ъ - Выделяемые растениями вещества, которые уничтожают или сокращают количество вредных микроорганизмов, бактерий, насекомых (фитонциды)
  13. Э– Вид, встречающийся только в какой-то одной местности (эндемик)
  14. Ю- пальмовидное комнатное растение (юкка)
  15. Я– Рептилия местных лесов (ящерица)

В конце игры проводится рефлексия:

Что нового узнали в ходе игры?
Что понравилось ?
Что поразило во время игры? Чему ты удивился?
Ваши предложения.

По итогам игры проводится награждение победителей.

Разработка составлена автором с использованием «Нового иллюстрированного энциклопедического словаря» / под ред. В.И.Бородулина, А.П.Горкина, А.А.Гусева, Н.М.Ланда и др. – Большая российская энциклопедия, 2005.

Литература для учащихся

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994;

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991;

Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей._ М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Я познаю мир: ботаника. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003;

Я познаю мир: загадочные растения. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за идею! Такую игру можно провести и в начальной школе!

4 July 2018

Спасибо, Анастасия Алексеевна, думаю, и для учащихся начальной школы такая игра будет интересной!

28 August 2018

И мне понравилась идея! Спасибо за интересный игровой ресурс,Раиса Поликарповна!

28 July 2018

Такую игру можно провести по любому предмету. Желаю успехов, Марина Юрьевна!

28 August 2018

Большое спасибо за экологическую игру!!!

26 October 2018

И Вам спасибо за внимание к моим материалам! Успехов Вам в работе!

5 November 2018

Интересная форма игры! Спасибо, Раиса Поликарповна!

3 March 2019

Это моя давняя авторская придумка! Спасибо за отзыв!

3 March 2019

Ценная разработка!!!!!!!!!!!!!

24 March 2019