Интеллектуальная игра для учащихся 5–6 классов «Эколого-биологический алфавит»
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
с. Карагай, Пермский край
Интеллектуальная игра
«Эколого-биологический алфавит»
5-6 класс, УМК любой
Автор:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Карагай - 2018
Цель: Создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Расширение кругозора учащихся.
Развитие внимания и быстроты реакции.
Внедрение новых игровых форм проверки знаний.
Оборудование: ручки, листы бумаги, жетоны (карточки с буквами).
Пояснение к игре
Вопросы составлены и распределены по порядку таким образом, что первые буквы ответов соответствуют порядку русского алфавита. Игру можно проводить как для команд, так и для индивидуальных игроков. Количество команд и игроков не ограничено. Временной отрезок игры также определяется организаторами.
Правила игры:
1 вариант. Ведущий задает вопросы, а игроки пишут ответы на специально подготовленных листах, которые потом сдаются помощникам и проверяются. Ответы могут сданы после каждого вопроса или нескольких (в зависимости от удобства проверки). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Вместо вопросов с ответами на буквы Й, Ь, Ъ, Ы – следуют блиц-вопросы, т.е. немного сложнее, чем остальные, и ответ может быть на любую букву алфавита, за правильные ответы на эти вопросы начисляется 2 балла.
2 вариант. Игра проводится в устном варианте. Тогда игрокам, правильно ответившим на вопрос, выдается жетон с буквой. Для разнообразия можно 1 раунд провести устно, а второй - письменно. В конце игры подводятся итоги, лучшие игроки награждаются. Между раундами проводится рекламная пауза, в ходе которой рекламируются книги и периодические издания экологической тематики, исполняются номера художественной самодеятельности, в которых упоминаются названия растений, животных, природных объектов или явлений, о которых шла речь в вопросах.
В этом варианте проводится второй тур. Из полученных жетонов с буквами команды или игроки должны составить за 3 минуты самое длинное слово – 3 балла. За скорость добавляется 1 балл. Победители определяются по результатам двух туров.
Раунд 1
- А- Название какого цветкового растения переводится как «звезда» (астра)
- Б- Наука о растениях (ботаника)
- В– Растение, которое любят кошки (валериана)
- Г– Коллекция засушенных растений (гербарий)
- Д– Одна из жизненных форм растений (дерево)
- Е– Хвойное новогоднее дерево (ель)
- Ё Ё - Колючий любитель грибов (ёж)
- Ж- Уборка зерновых культур (жатва)
- З- Какая птица предсказывает дождь (зяблик)
- И- Донные отложения (ил)
- Й - Вещество, содержащееся в коре березы, которое придает ей белый цвет (бетулин)
- К- Листья какого растения покрыты жгучими волосками (крапива)
- Л- Из коры какого дерева наши предки плели лапти (липа)
- М- Огромное соленое водохранилище (море)
- Н- Накая сова носит видовое название уральская (неясыть)
- О- Из какого дерева делают спички (осина)
- П– Индейцы Южной Америки называли это растение «след белого человека» (подорожник)
- Р- растение на поверхности воды (ряска)
- С– Белый мох, в стеблях которого найдено вещество, обладающее бактерицидными свойствами. Этот мох использовали во время войны в качестве перевязочного материала (сфагнум)
- Т– Продукт длительного разложения растительных останков под действием воды и солнца (торф)
- У- Граница между Европой и Азией (Урал)
- Ф– процесс образования органических веществ в растениях(фотосинтез)
- Х– Зеленый цвет растениям придает…(хлорофилл)
- Ц- Из корней этого растения делают заменитель кофе (цикорий)
- Ч– Тонизирующий напиток, родом с Цейлона (чай)
- Ш– Дикая роза (шиповник)
- Щ- Исполнительница желаний (щука)Ь - Самый большой и дурно пахнущий цветок (раффлезия)
- Ы– Леса с преобладанием какого дерева называют «листвяги» (лиственница)Ъ - Выделяемые растениями вещества, которые уничтожают или сокращают количество вредных микроорганизмов, бактерий, насекомых (фитонциды)
- Э– Вид, встречающийся только в какой-то одной местности (эндемик)
- Ю- пальмовидное комнатное растение (юкка)
- Я– Рептилия местных лесов (ящерица)
В конце игры проводится рефлексия:
Что нового узнали в ходе игры?Что понравилось ?
Что поразило во время игры? Чему ты удивился?
Ваши предложения.
По итогам игры проводится награждение победителей.
Разработка составлена автором с использованием «Нового иллюстрированного энциклопедического словаря» / под ред. В.И.Бородулина, А.П.Горкина, А.А.Гусева, Н.М.Ланда и др. – Большая российская энциклопедия, 2005.
Литература для учащихся
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994;
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991;
Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей._ М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Я познаю мир: ботаника. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003;
Я познаю мир: загадочные растения. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.
Новикова Анастасия Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Екатерина Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Буньков Андрей Владимирович