12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Работинская105
Россия, Вологодская обл., Великий Устюг

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»



Школа для родителей как ресурс для воспитания здоровой личности

Работа с родителями учащихся – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на формирование компетенций родителей в вопросах воспитания и обучения, сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребенка, что, в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Результатом ошибок, просчетов родителей в воспитании может стать асоциальное поведение ребенка, трудности, с которыми он столкнется при взрослении, отклонения психического и личностного развития.

В данной разработке предложен опыт работы психолога по направлениям «просвещение» и «консультирование», направленный на повышение педагогической культуры родителей, их ответственности за воспитание и обучение своих детей, активизацию их роли в жизни ребенка; на согласованность и объединение усилия педагога – психолога и семьи на создание условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Содержание занятий адресовано родителям (опекунам) будущих учащихся школ, возможно применение в работе с родителями дошкольников в период подготовки к обучению. Предложенную программу могут использовать в своей работе классные руководители, воспитатели детских домов и приютов, педагоги-психологи.​​​​​​​

Родители всегда были и остаются лучшими учителями своих детей. В наше время очень важно, чтобы родители были в состоянии поддержать ребенка. Постоянная поддержка должна стать частью их образа жизни.

В последнее время крайне актуальна проблема сопровождения родителей как участников образовательного и воспитательного процессов. Многие родители, не обладая на достаточном уровне педагогической и психологической грамотностью, не в состоянии создать оптимальные условия для учебы, воспитания и нормального развития личности ребенка. От того, насколько хорошо развиты коммуникативные умения и навыки родителей, могут ли они выстроить эффективное общение с ребенком, к которому зачастую оказывается совсем не просто найти подход, в немалой степени зависит успех в преодолении и предотвращении неблагоприятных тенденций в поведении ребенка определенного возраста. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Работу с семьями осложняют факты нехватки времени, незаинтересованности родителей в психологической помощи, отсутствие контакта со школьными специалистами, педагогами, классным руководителем и администрацией образовательного учреждения. В соответствии с этими трудностями необходима такая система психологического сопровождения родителей, чтобы она была ориентирована на получение максимального качественного результата.

Активизация роли родителей в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка для предотвращения его неблагополучия в различных сферах жизни является основной целью психологического сопровождения родителей. Данная цель достигается путем выполнения следующих задач:

повышение психолого – педагогической компетентности родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультативного характера;

повышение коммуникативной компетентности родителей, что предполагает работу по развитию навыков и умений эффективного общения с ребенком, управления собственным эмоциональным состоянием, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у детей.

Использование различных форм проведения просветительской и консультативной деятельности (семинар – практикум, круглый стол, деловая игра и др.) помогает родителям переосмыслить свои воспитательные установки; развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность и критически ее оценивать; находить причины своих собственных неудач и просчетов; выбрать методы воздействия на ребенка, соответствующие его возрастным и индивидуальным особенностям; подготовить ребенка к школе, исходя из требований образовательных учреждений.

Школа первоклассных родителей, как одна из эффективных форм работы с семьями, заинтересованными не только в решении проблем своего ребенка, но и в теплом неформальном общении с другими родителями и педагогами, реализует несколько функций:

1. коммуникативную – предполагающую создание и сплочение родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

2. личностно – ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

3. содержательную – нацеленную на решение проблем;

4. инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;

5. функцию развития умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Программа Школы ориентирована на потребности конкретных родителей и семей. При формировании коммуникативных умений и навыков родителей «открываются двери» обращения с детьми, увеличивается уверенность родителей в собственных возможностях и умениях своего ребенка, усиливается чувство тепла и доверия к детям, способность принять чувства ребенка такими, какие они есть.

Цель: формирование компетенций родителей в вопросах воспитания и обучения, направленных на сохранение психологического здоровья обучающихся

Задачи:

Повышение психолого - педагогической компетентности родителей, приобщение их к психологическим знаниям

Знакомство родителей с закономерностями психического развития детей 6-7 лет

Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско – родительского общения.

Активизация роли родителей в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка с учетом его индивидуально – психологических особенностей.

Комплектация группы для занятий происходит в конце учебного года в ходе совместной работы психолога с воспитателями и классными руководителями. На вводном занятии определяются расписание и режим работы Школы первоклассных родителей ( первая половина дня в субботу). Главные участники клуба – родители будущих первоклассников; в их числе родители – опекуны, родители, воспитывающие в неполной семье; родители, стоящие на патронаже школьной Службы. Цель занятий для данной категории участников — самоактуализация, самораскрытие, личностный рост.

В проведении тренинговых занятий используются авторские разработки "Школа первоклассного родителя". Темы постоянно обновляются, их выбор связан с потребностями и необходимостью при решении выявляемых проблем нашего контингента родителей и учащихся.

Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и образовательным учреждением, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно важно в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

В основу новизны положена практическая помощь семьям (индивидуальные консультации для родителей; клуб для родителей).

Разрабатывая программу взаимодействия с семьей мы опирались на труды Ю. Хямяляйнен, Т.Н. Дороновой, В.В. Серикова, Ю.П. Сокольникова, Д.Я. Райгородского, Н.Е. Щурковой (терминология, теория воспитательного пространства, проектирование педагогических систем, процессы личностного развития, принципы взаимодействия, психология семьи).

Теоретически и технологически обеспечивая взаимодействие школы с семьей, мы опирались на работы: В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаева, Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко, Л.М Сенникова и Т.М. Русиновой, П.И. Третьякова и К.Ю. Белой (вопросы технологии взаимодействия и управления образовательным процессом). Идея создания единой, неразрывной и преемственной системы воспитания детей в социуме, создания на базе образовательного учреждения целостного социально-воспитательного комплекса, безусловно, не нова: в России существует несколько социально-педагогических центров. Опыт описан в педагогической литературе (7,8,9 по теме: «Педагогика как наука»)

Для выработки целей, задач и содержания программы по работе с семьей концептуальное значение имеют основные принципы построения образовательного и воспитательного процесса:

1. Принцип личностно - ориентированного подхода.

При разработке занятий мы стараемся учитываем особенности каждой семьи: индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка( при его участии).

2. Принцип систематичности и последовательности.

Систематически формируем у родителей навыки психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей разного возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, последовательно обогащаем знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни.

3. Принцип доступности.

Учитываем психофизиологические особенности и индивидуальные различия родителей, их интересы, уровень воспитанности, а также жизненный опыт, тщательно продумываем задачи, содержание, формы и методы работы с родителями.

4. Принцип целостности.

Мы стремимся в полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно. Процесс обучения родителей согласовываем с педагогами, классными руководителями, завучем по УВР

5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.

Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями.


Оценка эффективности работы:

У посещающих заседания Школы первоклассных родителей наблюдается рост коммуникативной открытости и качества общения, участники овладевают навыками конструктивного социального взаимодействия с детьми. У родителей постепенно меняется отношение к своему окружению, они «начинают больше ценить простые человеческие отношения», «становятся внимательней и заботливей к окружающим».

На протяжении работы Школы увеличилось количество частных обращений родителей за консультацией к специалистам школы (социальному педагогу, психологу). Отмечается, что больше детей приходят в школу подготовленными, растет посещаемость на практикумах психолога в период проведения Школы первоклассника и количество обращений для консультирования с диагностикой.

Эффективность программы подтверждается результатами мониторингового исследования. Результаты анкетирования по вопросу удовлетворенности родителей занятиями по детской психологии и педагогике дали « положительную» оценку (средний балл- 4,4). Необходимо отметить, что посещение занятий является эмоционально привлекательным как для детей, так и родителей (60 % родителей из 50 участвовавших в исследовании указали, что им нравится посещать занятия Школы). Ключевыми ценностями в ее работе родители выделяют направленность на ребенка, создание условий для развития его личности, профессионализм специалистов. Удовлетворенность взаимодействием со специалистами службы школы лишь 68 % родителей была охарактеризована как оптимальная и достаточная. Остальные не смогли выразить свою удовлетворенность общением со специалистами либо сочли его недостаточным. Таким образом, можно сформулировать вывод об определенной внутренней готовности родителей к сотрудничеству в пользу ребенка ( и школы). Родители из другой части группы, готовые сотрудничать, выразили готовность помочь передать опыт, рекомендовать занятия Школы первоклассных родителей другим.

Таким образом, позитивным опытом организации Школы первоклассных родителей в нашей школе можно считать следующие моменты:

- родители приглашаются на занятия заранее, в удобное время;

- традиционно проводятся практикумы (дискуссии, тренинговые занятия и т.д.) и групповые консультации по преемственности;

- встречи со специалистами сближают родителей и школу в решении общих проблем в обучении детей;

- занятия мотивируют родителей на активное участие в жизни детей; на более тесное общение родителей с педагогами и сотрудничество с ними.

- помогают наладить общение и поддержку родителями друг друга;

- помогают изучить приемы, позволяющие активно участвовать в обучении детей, и применять их на практике.


Организация взаимодействия школы и семьи осуществляется с целью создания условий для полноценного развития и социализации личности ребенка в период подготовки к обучению в школе, в период сопровождения дальнейшего обучения ( в том числе и на сложных возрастных этапах). Родители нуждаются в педагогической помощи с целью повышения воспитательного потенциала семьи, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки инновационных технологий и методик взаимодействия школы и семьи, а также модели интеграции педагогического взаимодействия между образовательным учреждением и всеми заинтересованными структурами в микрорайоне.

Анализ проведения мероприятий по работе с родителями подтвердил результативность избранной формы взаимодействия. Родители регулярно (и с удовольствием) посещали предлагаемые им мероприятия. Они стали чаще включаться в педагогический процесс, чаще обращаться к специалистам школы: психологу, социальному педагогу.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат ( особенно в 1 классах): они стали активными участниками всех дел классов, непременными помощниками педагогов. Нам представляется важным дальнейшее продолжение нашей работы по взаимодействию службы школы с семьей ( Клуб для родителей «группы риска»), а также отработка механизмов взаимодействия с другими образовательными и социальными институтами и организациями в интересах детей и семьи.




Список литературы:


для работы по теме: «Психология взаимоотношений в семье»

1.Семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллер М. – 1990г Брезгунова И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. - М., 2005.

2. Популярная психология для родителей /Под редакцией А.А. Бодалева/ М. – 1989г.

3. Психология семейных отношений С.В. Ковалёв М. – 1987г.

4. Родители и дети З. Матейчик М. – 1992г.

5.Семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллер М. – 1990г

6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с детьми, как? - М, 2004.

7.Желдан И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. - М., 2006.

8. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. - М., 2003,2006.

по теме: «Детско-родительские отношения».

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений) - М.,2003.

2. Бэндрер Р., Гриндер Д, Сатир В. Семейная терапия. -Воронеж,2003.

3. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- ярославль: Академия развития:Академия Холдинг: 2002.-160 с.:ил. -(Практическая психология в школе).

по темам: «Педагогика как наука». «Психология»

1 . Корчак Я. Как любить ребёнка. - М., 2000.

2. Курганов СЮ. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. - М., 2009.3

3.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия/ Художник А.А.Селиванов.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг:2002- ил. – (Практическая психология в школе).

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.:ВЛАДОС, 2001.- 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе).

5.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в

школе. - М., Владос, 2007.

6.Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт. – сост. Н.А.Алымова, Н.А.Белибихина. –Волгоград: Учитель, 2008.

7. //Справочник педагога – психолога. Школа №8,2013

8. Социально-педагогический центр в микрорайоне – г. Киров / Н.А. Катаева «Межведомственный социально-педагогический центр в микрорайоне: перспективная модель» – М., 1996

9. Центр интеграции воспитательных сил микрорайона в оказании помощи семье. – Верещагинский район Пермской области / Л.М. Сенников, Т.М. Русинова «Интеграция воспитательных сил микрорайона в оказании помощи семье». – М., 1991

10. Центр семейного воспитания, центр психолого-педагогической и социальной реабилитации детей / Социальная и психолого-педагогическая поддержка детства – Составитель Л.Я. Олиференко. – М., 1995.



по теме: «Досуг в семье».

1. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. - М, 1966.

2. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.


Электронный ресурс А. Ю. Коркина // Детская психология для родителей.–Режим доступа: http://psyparents.ru/index.phpview=articles&sc=35&cat=5&item=2700&full=yes





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.