«Школа гражданской зрелости»
Школа № 17 имени Анатолия Алексеевича Герасимова – школа с большой и интересной историей, славными традициями и инновационными идеями. Директор школы, Серебрякова Светлана Владимировна, успешно представляла на конкурсе профессионального мастерства «Директор года России – 2024» нашу образовательную организацию с проектом «Школа гражданской зрелости» и получила высокую оценку.
Название проекта смелое, даже дерзкое. Возлагает на коллектив школы огромную ответственность. Что же определяет это широкое, многогранное понятие? В динамически развивающемся обществе человеку, ученику, гражданину необходимы основы мировосприятия, духовные скрепы и четкие поведенческие принципы. Школа, как один из основных социальных институтов, может и должна оказать поддержку учащимся, стать основой в формировании гражданственно-ориентированной личности. Образование – это целенаправленная подготовка, во время которой молодёжь учат с пониманием и достоинством контактировать со своим окружением, а также адаптироваться к существующим условиям. Мы живем в замкнутых системах, в социальных группах: семья, город, школьный класс, клуб по интересам, чат. Школа — это тоже микромир со своими видимыми и невидимыми пространствами, возможностями, опасностями. В школе ребенок не только приобретает знания, умения и навыки, но и учится учиться, учится жить, учится учиться жизни.
СОШ № 17 имени А.А. Герасимова функционирует далеко не в идеальных условиях: 12 % детей с ОВЗ, есть учащиеся с ЛУО, есть оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, находящиеся на разных видах учёта, много детей с нарушением поведенческих норм. Реальность такова, что для достижения успешности каждого (и учителя, и ученика) нужно оперативно и адекватно реагировать на внешние изменения. «Единство разных» – это наша реальность.
В разные периоды вызовами для школы стали пандемия, попадание в кластер ШНОР, тотальный дефицит кадров. Несмотря на сложности, с которыми мы столкнулись, в течение года мы с 67 места в рейтинге по региону поднялись на 17. В 2023 году вошли в ТОП-10 по Ярославской области по независимой экспертизе оценки качества образовательной организации. Что же стало для школы трамплином?
Болезненной реальностью сейчас является низкая культура, искаженные нравственные нормы и ценности молодёжи. В школьной жизни, как и в жизни общества, множество сфер, поэтому и результаты разноплановые. Главный наш результат — выпускник, от него зависит будущее страны. «Некачественный продукт» в лице выпускника содержит в себе угрозу развитию государства. Одним из инструментов, шансом наших детей стать достойными людьми, стало участие ОО во Всероссийском проекте «Самбо в школу», концептуальные основы которого затрагивают именно формирование Гражданина на основе философии самбо. Проект гармонично вписался в воспитательную систему школы. Борьба – умение стойко управлять своим телом, умение падать, умение противостоять. От самозашиты до самосовершенствования – так проект выходит на умение управлять собой, на саморегуляцию, контроль своего поведения. СОШ № 17 имени А.А. Герасимова имеет весомый опыт работы в режиме опорной школы по формированию гражданской грамотности и гражданской культуры. Одним из способов формирования личностных результатов стала реализация системы воспитания, сконцентрированная на основах самосовершенствования именно средствами самбо. Уникальность проекта в том, что это не столько элементы спорта (ГТО, турниры, ДЕМО), сколько возможность для становления сознательной, добропорядочной, толерантной, гармоничной личности.
Мы апробировали 3 варианта включения детей в проект: через учебную деятельность (модуль «школьное самбо» за счет 3 часа предмета «физическая культура» на уровне НОО), дополнительное образование и деятельность места тестирования (подготовка к выборному нормативу ГТО), через клубную деятельность (отделение самбо ШСК «Олимп» 5-11 класс).
Сейчас школа стремится к 3 уровню гражданского образования, для которого характерны гражданское, патриотическое, культурное, нравственное самоопределение. Суть гражданской зрелости в осознании и активной реализации конкретной позиции в конкретных делах и поступках: как учащиеся будут действовать в штатных и нестандартных ситуациях. Важны не столько количественные показатели, сколько качественные приросты.
Интересным шагом в сторону «Школы гражданской зрелости» стало включение детей в социально значимые виды деятельности, ставшее эффективным ресурсом повышения их социальной нужности, востребованности, необходимости: волонтерство, наставничество. Команды – участники проекта «Самбо в школу» неоднократно представляли Ярославскую область на всероссийском уровне, не только приобретая при этом медали, но и укрепляя командный дух, научившись дружбе, взаимовыручке, уважению. Спортивные победы способствуют формированию лидерских качеств школьников, устойчивой мотивации к достижению спортивных и социально значимых целей, выступают важным фактором развития личности ребенка, его социализации и истоком гражданственности.
То, что происходит в стенах ОО, очень влияет на мировоззрение наших детей. Наш выбор — гражданское образование, воспитание на принципах философии единоборств.
Конечную цель команда школы видит в намеренной детской саморегуляции, высокой мотивации в поведении, деятельности. Именно саморегуляция может обеспечить адекватность, безопасность поведенческих реакций детей, и, как следствие, готовность к обеспечению безопасности и защите Родины.