Классный час для учащихся 5–11 классов «Школьная близорукость: причины и профилактика»
Пояснительная записка к презентации
Классный час для учащихся 5-11 классов
ШКОЛЬНАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ:
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА
Цель: способствовать поддержанию хорошего зрения у учащихся и педагогов.
Арнольд Гезелла говорил: «Зрение - это не особая, изолированная функция. Это процесс, в котором участвует весь человеческий организм. Ребенок видит всем своим существом; зрение полностью интегрируется в его общую систему действий - это его манера держаться, его ловкость и его координация, его интеллект и его личность».
Принято считать, что причинами миопии является:
Наследственный фактор. Если ребенок, имеющий предрасположенность к близорукости попадает в неблагоприятные условия, то миопия у него разовьется быстрее.
Неполноценное питание. Известно, что привычка школьников насыщаться высокорафинированными углеводами – булочками, бутербродами пиццей - приводит к снижению инсулина – связывающего белка, который способствует гармоничному развитию глазного яблока и хрусталика.
Отрицательное влияние географической среды. Установлено что у нас на Севере, где организм меньше получает ультрафиолетовых лучей, близорукость более распространена, чем в южных районах.
Длительные болезни. Близорукость чаще развивается на фоне перенесенного рахита, ревматизма, у тех, кто часто болеет ОРЗ, гриппом, пневмонией, страдает аллергией, при заболевании печени и органов пищеварения.
Перенапряжение глазных мышц. Это недостаточное освещение, неправильная посадка при чтении, письме, злоупотребление просмотром телевизора и работой на компьютере.
Недостаточная физическая нагрузка. Доказано, что у ребят с недостаточным физическим развитием органы зрения отличаются слабостью цилиарной мышцы.
Раннее обучение. Цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7-8 годам.
Неблагоприятная среда (сенсорный голод). Лишь совсем недавно выяснилось, что наше психическое и физическое состояние определяется тем, что мы видим. Все, что нас окружает, называется визуальной средой, она бывает естественной (лес, луг, море) и искусственной (здания, интерьер помещения). Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная же во многих случаях вступает в противоречия с законом зрительного восприятия человека. Для повышения комфортности визуальной среды и снятия агрессивной школьные помещения озеленяют. На сегодняшний день влияние комнатных растений на человека изучено достаточно хорошо. Кроме того растения в интерьере способствуют снижения внутриглазного давления, уменьшают утомляемость глаз, увлажняют воздух, а также зеленый цвет растений замедляет психические процессы, успокаивает
Основные причины нарушения зрения
Неподвижный образ жизни — гиподинамия. Детренированность мышц глаза чаще всего является результатом детренированности мышц всего нашего тела.
Неправильная гигиена чтения: плохое освещение рабочего места, книга или монитор компьютера, слишком близко расположенные от глаз.
Неправильная осанка. Качество нашего зрения и осанка меняются одновременно. Сутулость
заставляет ребенка слишком низко склоняться над рабочим столом, провоцируя развитие близорукости. Асимметричная осанка заставляет один глаз напрягаться больше, чем другой, и также способствует нарушению зрения.
Злоупотребление очками с затемненными линзами. Наша радужка устроена так,
чтобы, сужаясь, блокировать доступ слишком большого количества света в глаза. Постоянное ношение очков с затемненными линзами детренирует радужку, способствуя ухудшению зрения.
Курение. Ученые установили, что для тех, кто курит, риск получить атрофию сетчатки в два с половиной раза выше, чем для некурящих. Кроме того, среди курильщиков более высокий риск развития катаракты. Это связано с постоянным спазмом мелких сосудов, который неизбежно возникает во время курения.
Неправильное питание. Необходимо чаще есть продукты, содержащие питательные вещества, обнаруженные в желтом пятне сетчатки; бета-каротин, витамины С и Е, селен, цинк, медь. К ним относятся:
темные покрытые листвой зеленые овощи типа шпината и капусты;
апельсины, черная смородина, плоды шиповника, ягоды рябины, перец, салат, капуста, картофель;
морковь и помидоры;
продукты, богатые витамином А (он обеспечивает зоркость в темноте): яичный желток, печень
морского окуня, трески, палтуса; листья петрушки, морковь, томаты, перец, свекла, абрикосы.
Следует помнить, что при напряженной зрительной работе потребность в витамине А значительно возрастает!
продукты, богатые витамином В2 (рибофлавин): дрожжи, черный хлеб, сыр, рыба. Этот витамин обеспечивает прозрачность роговицы.
Следующая причина наиболее характерна для нашего времени, и имя ее - компьютер. Наши глаза устроены так, чтобы мы могли смотреть вдаль. Исторически этот тип зрения был необходим для ориентации в пространстве, поиска пищи и ремесленных работ. Кроме того, наши глаза постоянно находятся в движении - все время меняется аккомодация, то есть перенастройка зрения с ближнего расстояния на дальнее. Глаза приспосабливаются к постоянно изменяющейся яркости освещения (адаптация), например, на солнце, в тени, на открытом воздухе, в помещении, в сумерках или в темноте.
При работе за компьютером глаза подвергаются особенному напряжению, которое противоречит естественному зрению. Из-за того, что глаза в течение длительного времени смотрят в определенном направлении и на определенное расстояние, взгляд становится неподвижным. Естественное движение глаз сокращается, область зрения сужается.
Во время работы за экраном монитора уменьшается мигание. При нормальном зрении глаза закрываются около 20-25 раз в минуту, при работе за монитором - только 1 -2 раза в минуту. Сокращение миганий приводит к высыханию тонкого слезного слоя и за счет этого - к снижению слезовыделения и недостаточному смазыванию. Возникает раздражение конъюнктивиты, роговой оболочки глаза, появляются типичные глазные недуги: покраснение, сухость, зуд.
Познакомившись с основными причинами нарушения зрения у школьников, перейдем к вопросу об основных принципах сохранения хорошего зрения, сделав особый акцент на психофизических тренировках.
Упражнения с использованием числовых пирамид. Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двухзначных чисел и ряда последовательных чисел, расположенного посередине. Каждое из них нумерует пару равноудаленных чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать цифры, расположенные по краям.
Таблицы Шульте (англ. Shultz tables) - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет улучшить периферическое зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.
Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25.
Правила тренировки на таблицах Шульте:
-Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.
- Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.
- При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25-30 см.
- Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.
При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.
/data/files/n1479140051.ppt (ШКОЛЬНАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ. ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА)