Школьная форма в Англии и России

1
0
Материал опубликован 7 March 2022

Муниципальная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее, Иркутский район»












Школьная форма

в Англии и России













Автор: Шебохоева Кира, 3 класс Б

МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

Иркутского района


Руководитель: Пичугина Алена Юрьевна,

учитель английского языка МОУ ИРМО

«Дзержинская НШДС»













Иркутский район

2020 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. История создания школьной формы в Англии……………………………………………..4

2. Внешний вид современного школьника в Англии…………………………………………5

3. История появления школьной формы в России……………………………………………9

4. Внешний вид современного школьника в России…………………………………………10

5. Социологический опрос учеников МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС………………...11

Заключение……………………………………………………………………………………..12

Приложение…………………………………………………………………………………….13

Использованная литература…………………………………………………………………...14









Красивая качественная школьная форма воспитывает стиль,

помогает в будущем формировать вкус в одежде.

Дети должны с детства приобщаться к тому,

что костюм – это нечто большее, чем просто одежда.

От того, как ты выглядишь,

зависит как с тобой будут общаться окружающие.

(Вячеслав Зайцев, модельер)


Введение


Изучая иностранный язык в школе, мы знакомимся с новыми словами и правилами. Но также очень важно знать культуру страны изучаемого языка, ее традиции, а также бытовые нормы и правила поведения.              

Английский язык я изучаю второй год и мне всегда было интересно как живут школьники в Великобритании, какие предметы они изучают, какие правила существуют в английских школах, распорядок дня и все, что касается школьной жизни.

Я посещаю факультативные занятия по английскому языку и на одном из уроков мы коснулись темы школьной формы. Меня заинтересовал этот вопрос. Я решила изучить его более детально и сравнить школьную форму в Англии и России (на примере школ города Иркутска).

Уже много лет вопрос формы актуален в российских школах, в Англии же – это давно устоявшиеся нормы. Английские школьники носят форму с гордостью, демонстрируя принадлежность к определенной школе. Для того, чтобы узнать отношение к школьной форме российских учеников я провела социологический опрос учеников нашей школы (МОУ ИРМО «Дзержинская школа-детский сад»).

Цель исследования:

- исследовать историю возникновения школьной формы в Англии и России;

- изучить современный вид школьника в Англии и России;

- узнать отношение к школьной форме российских и английских школьников;

- провести социологический опрос учеников МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС».

Объект исследования: школьная форма в Англии и России.

Методы исследования:

- работа с научной литературой;

- поиск информации в Интернете.


1. История создания школьной формы в Англии


Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Англия – первая страна в мире, где появилась школьная форма. Это произошло во время правления короля Генриха VIII в середине XVI века.  За основу было взято солдатское обмундирование. Эта форма представляла собой длинный плащ-пальто синего цвета. Синяя краска в то время была самой дешёвой и доступной, и должна была указывать детям на смирение.

Первой школой, которая ввела у себя данную форму, стал Госпиталь Христа. Это была благотворительная школа для мальчиков из бедных семей.

В 1870 году школьную форму приняли в большинстве английских школ. В тот период Великобритания была большой страной и владела колониями в Австралии, на Кипре, в Ирландии и Канаде, в восточной части Северной Америки. В школах этих стран ношение формы также стало обязательным. Школьная форма выступила в роли инструмента, вырабатывающего у учеников дисциплину, а также способствовала формированию отношений между учащимися.

        Англия – страна, где ценят традиции, это отражается на внешнем виде школьников.   Очень долго форму для мальчиков составляли: пиджак-блейзер, серая фланелевая рубашка (белая летом или по праздникам), темно-серые брюки или шорты, серые гольфы, темно-синий плащ, черные ботинки. В холодную погоду одевали пуловер с треугольным вырезом, кепка с логотипом школы и фирменный галстук.

Однако со временем возникали школы на частной платной основе.  В этом случае школьная форма нужна была не для того чтобы приравнять всех учащихся, а наоборот, чтобы показать свое отношение к более высокому слою общества. В это же время определяются некоторые правила ношения школьной формы, которые позволяют определить престижность ученика внутри школьного заведения. Например, на пиджаке застегивает обозначенное число пуговиц или форменная кепка одевается под определенным углом; шнурки в ботинки шнуруются специальным способом; школьная сумка одевается через плечо или носится за одну ручку и прочее. Обычными прохожими это может и не замечалось, но среди своих это показывало определенную иерархию.

В английских школах, где принята школьная форма, имеются в наличии всегда разные размеры. Школьная форма, включая две пары обуви, плащ, кепку и десять пар носков, выдается ученикам, принадлежащим этому учебному заведению совершенно бесплатно.

Костюмы мальчиков, которые учились в начальных классах, состояли из шорт преимущественно тёмно-серого цвета и блейзеров (пиджаков). С шортами всегда носились гольфы. Они также были серыми. Под пиджак всегда надевалась рубашка такого же цвета. На праздничные дни или какие-то особые мероприятия ученики приходили в белой. Для подростков были одобрены обычные длинные брюки. На ногах ученики носили классические чёрные ботинки. С наступлением холодов каждый школьник надевал на рубашку пуловер с вырезом на груди в виде треугольника. Школьная форма для девочек включала в себя обыкновенные блузку, платье и передник. Чуть позднее, примерно на рубеже 20-го столетия, девочки стали носить платья-сарафаны. Английская школьная форма продолжала трансформироваться и изменяться вплоть до 1950-х годов. Именно в этот период в стране произошли реформы, и среднее образование стало общедоступным. Тогда зародилась идея сделать один стандарт строгой одежды для всех учебных заведений. Так появилось разделение формы на «летнюю» и «зимнюю». На самом деле, оно было заметно больше для девочек. Ведь в тёплый период они носили на учёбу простые платья, а с наступлением холодов переодевались в утеплённые сарафаны. И, конечно же, изюминка английской школьный формы – логотип. Все ученики с гордостью носили знак отличия своего учебного заведения. Чаще всего он был вышит на галстуке или пиджаке. Гораздо реже его размещали на специальных форменных кепках.

В настоящее время не только в школах, но и в университетах Англии ученики и студенты обязательно носят униформу.


2. Внешний вид современного школьника в Англии


Англия продолжает соблюдать традиции и придерживаться установленных правил и в настоящее время. В каждом уважающем себя учебном заведении есть строгий дресс-код. Каким он будет, учреждение решает самостоятельно, но опираясь на установленные стандарты. В некоторых городах Англии, например, до сих пор внешний вид одежды зависит от возраста учеников, которые её носят. Также сохранилась традиция сезонной школьной формы для девочек. В современной форме присутствует гораздо большее разнообразие цветов. Теперь не обязательно ходить исключительно в тёмных и синих тонах. Стало разрешено использовать более яркие оттенки. Например, красный или бордовый. Девочки могут позволить себе рубашки в клетку, заменяя ими обычные блузки. А помимо кепок появились школьные береты.

На сегодняшний день форма учеников в Британии выглядит примерно следующим образом:
- строгий пиджак, блейзер или свитер с эмблемой учебного заведения;
- рубашка, соответствующая расцветке, которой обладает школьная форма;
- строгий галстук (как для девочек, так и для парней);
- строгие брюки для парней, длинные и строгие юбки для девушек;
- лакированные туфли для парней, туфли с небольшим каблуком для девушек.

В современной Англии существует несколько вариантов формы. Ежедневная форма служит школьнику в процессе обучения, однако к празднику большинство британских учеников одеваются в праздничные наряды, которые состоят из более строгих вещей, а также подразумевают наличие фрака. В комплект некоторых форм, к слову, используются традиционные для заведения предметы одежды – соломенные шляпы, запонки или галстуки-бабочки.

В Великобритании сегодня осталось лишь 10% государственных школ. Школьная форма – обязательный атрибут практически каждой престижной британской школы. В связи с этим она во многих государственных и частных школах имеет и общие черты и, конечно же, весьма заметные и интересные различия.

Школьная форма отличается лишь дизайном, который определяет само учебное заведение и также эмблема школы. В некоторых школах мальчики до 14 лет ходят в шортах, старше 14 – в брюках. Для девочек варианты сезонны: летом – легкие платья, а осенью – теплые сарафаны. В некоторых графствах форма приближена к классическому стилю – пиджак-блейзер, серая рубашка, брюки или шорты в цвет пиджака, серые гольфы, темно-синей плащ, черные ботинки. Обязательные являются кепка с логотипом школы и фирменный галстук.

Мальчики, например, носят черные или серые брюки, белые рубашки поло и красные свитера. Девочки - черные или серые юбки, светлые блузки, красные жилетки, свитера, пиджаки, блейзеры. Вариаций красного цвета множество: от морковного до глубоко бордо. Поэтому, кажется, что во всех государственных школах форма разная, а получается - одинаковая.

Изучив внешний вид школьников в различных учебных заведениях в Англии, я выбрала для примера три школы, которые мне показались наиболее интересными. Это школа Элизабет Гаррет Андерсон, Итон и школа Мере Брау.

В Лондонской школе Элизабет Гаррет Андерсон школьникам предоставляется уникальная возможность выразить свои творческие идеи и пожелания относительно школьной формы. Так, каждый ученик принимает участие в создании уникальной униформы. Таким образом можно учесть индивидуальное пожелание каждого ребенка и создать такой школьный наряд, который будет не только отличаться удобством, но и оригинальным внешним видом. Для пошива одежды применяется самая разнообразная палитра. Сама по себе форма может быть более приглушенного цвета, а вот некоторые вставки будут пестрить самыми яркими цветами. Девушкам позволяется вместо привычного и более строгого пиджака надевать более свободного кроя блейзер. Также не накладывается строго ограничения на длину юбки, однако в случае коротких юбок обязательно соблюдение правил приличия. Мальчики могут надеть под блейзер обычную белую или светлую футболку. Обувь для всех имеет низкую подошву, девочки носят мокасины, мальчики - туфли со шнурками. (Приложение 1)

В школе Мере Брау форму изготавливают из специально переработанного полиэстера, который сами школьники собирают в близлежащих районах в течение всего года, отвозят на завод по переработке и участвуют в процессе переработки. Около70% пластиковых бутылок Англии идёт на изготовление школьной формы. Так как это не дорогое сырье, то цена на одежду – соответствующая, хотя по виду ничем не отличается от тканевой. (Приложение 2)

Итон (Eton College) – престижнейшая, высоко-привилегированная частная школа для мальчиков, где обучаются дети только из самых богатых семей Великобритании.

Девочек туда не принимают, так что форма предполагается только мужская. Сегодня это: сюртук старомодного кроя, "утренние" брюки, бабочка и самый экстравагантный жилет, который только удастся заполучить. (Приложение 3)

В частных школах, с одной стороны, стараются проявлять к детям максимально индивидуальный подход, создавать мягкие и доброжелательные условия для учебы. С другой, чтобы школа оставалась школой и не превращалась в балаган - они строже, чем в государственных школах отстраивают внешний каркас дисциплины - форма, посещения и т.д. В старшей школе существует система наказаний. За опоздания, включенный в школе мобильник, неопрятность в одежде и т.д. можно получить отработку. Несколько отработок равны исключению из школы на 1 день. Существует ряд нарушений (начиная с курения в форме школы, даже если и не на ее территории), за которые можно быть исключенным насовсем.

Кембридж и Оксфорд - сторонники обязательной школьной формы. В этих учебных заведениях введен Кодекс Поведения - при отсутствии формы ученика сразу исключают без возможности восстановления.

В Англии детям очень тяжело следовать моде в школьной форме. Всё из-за того, что там един не только цвет, но и фасон одежды. В стране консерваторов Англии форма близка к классическому стилю во все времена. Все продумано до мелочей, даже обувь и носки. Поэтому, трудно прийти в школу модным, а не в форме, это грозит наказанием не только детям, в виде общественно-полезных работ, но и материально наказывают родителей. Озвучивание наказания происходит на общих собраниях, при этом школьники не считают, что нарушены их права. Тоже самое касается учащихся школ Уэльса, Ирландии и Шотландии. Школьная форма для детей в этих странах приравнена к спецодежде. Такое развитие событий прослеживается на протяжении многих лет, даже веков.

Поскольку Великобритания – страна многонациональная, существуют также и варианты формы, соответствующие вероисповеданию ученика. В исламе, к примеру, девушкам принято носить хиджаб, поэтому во многих школах разрешено добавлять к форме этот предмет одежды. В еврейских же школах, которые размещены на территории Великобритании, кипа является обязательным предметом одежды.

Английское правительство очень пристально следит за своими традициями. И школьная форма также является традицией. Поэтому по сей день всем своим ученикам каждое учебное заведение предоставляет форму. Причем не только костюм, но ещё и верхнюю одежду, а также мелкие детали гардероба: носки, галстук и прочее. Более того, школьная форма в Англии имеется в наличии в любом размере и выдается каждому ученику совершенно бесплатно.

Семьям, у которых нет возможности приобрести школьную форму, государство выделяет специальное пособие для ее приобретения 2 раза в год. У желающих есть возможность взять форму в воскресных школах или пунктах выдачи одежды нуждающимся бесплатно.

Вещи можно купить у того же родительского комитета, а можно и в любом универмаге, они стоят совсем недорого. Семьям с доходом ниже определенного уровня и форму, и обеды оплачивает государство.




3. История появления школьной формы в России


        В нашей стране школьная форма для мальчиков была введена лишь в середине XIX века, а для девочек в конце XIX века. Форма мальчиков изначально имела полувоенный вид. Сходные по фасону, кепи и фуражки, брюки и пальто, шинели и, мундиры-полукафтаны-а позднее, и рубахи-блузы-гимнастёрки — отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. Общий вид формы менялся несколько раз. Основным цветом гимназической формы был темно- зеленый, затем синий во всех его оттенках, серый цвет встречался редко. Воспитанницы в гимназиях носили закрытые коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. В частных женских гимназиях и пансионах форма могла быть разного цвета (кофейного, белого, синего, серого). После революции 1917 г. единая школьная форма была упразднена, и введена снова после окончания Великой Отечественной войны в 1948 году.

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

В 2012 году президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

 В настоящее время единой формы для среднеобразовательных школ и учебных учреждений России не принято, хотя ношение школьной формы как совокупности предметов стиля для учеников внутри каждой конкретной школы обязательно. Решение о ношении тех или иных предметов школьной формы с той или иной установленной расцветкой или символикой принимается обычно на уровне отдельных школ, их попечительских советов, родителей и педагогов.


4. Внешний вид современного школьника в России


В настоящее время (2012 годединой формы для школ России не приняторешение о ношении школьной формы принимается обычно на уровне отдельных школ. Поэтому в своей работе я решила проанализировать внешний вид современного школьника на примере школ города Иркутска.

В МБОУ ООШ № 8 г. Иркутска школьная форма темно-синего цвета из костюмной ткани. Форма одежды для мальчиков: жилет, однотонная рубашка с коротким или длинным рукавом, брюки, туфли. Для девочек – жилет, однотонная блузка с коротким или длинным рукавом, юбка или сарафан, однотонная блузка, туфли на низком каблуке или на сплошной подошве. На жилетах с левой стороны имеется шеврон с эмблемой школы. Школа имеет договор со швейной астерской «Жемчужина», где родители заказывают форму по индивидуальным размерам. (Приложение 4)

В МБОУ СОШ № 14 г. Иркутска школьная форма темно-синего цвета для мальчиков и серая с клетчатым рисунком для девочек. Форма одежды для мальчиков: трикотажный жилет, белая рубашка с коротким или длинным рукавом, бордовый галстук с эмблемой школы, брюки, туфли. Для девочек – сарафан, однотонная блузка с коротким или длинным рукавом, туфли на низком каблуке или на сплошной подошве. Волосы должны быть заплетены, разрешаются банты. Родители приобретают форму самостоятельно. (Приложение 5)

В МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС», где я и учусь, школьная форма серого цвета для мальчиков и серая с клетчатым рисунком для девочек. Форма одежды для мальчиков: жилет, однотонная рубашка с коротким или длинным рукавом, брюки, туфли. Для девочек – сарафан, однотонная блузка с коротким или длинным рукавом, туфли на низком каблуке или на сплошной подошве. Родителям предоставляется право выбрать способ покупки формы: индивидуально или коллективно (в этом случае приглашается в школу мастер, снимает мерки с каждого ученика и оформляется заказ). (Приложение 6)

5. Социологический опрос учеников МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС


Для того, чтобы узнать отношение учеников к школьной форме, я решила провести социальный опрос. Мною была составлена анкета, состоящая из 10 вопросов, с вариантами ответов. Социальный опрос я проводила в своей школе МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС». Опрошено было 84 ученика: из 2-го класса – 22; из 3-х классов – 35; из 4-х классов – 27. Дата проведения социального опроса 27.02.2020г. Результаты опроса оформлены в виде диаграмм. (Приложение 7-14)


Результаты социологического опроса учащихся 2-4-х классов в МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»


1. да – 64 нет – 1 иногда – 19

2. да – 59 нет - 25

3. да – 77 нет – 7

4. черная – 24 Серая – 32 Синяя – 14 Бордовая – 8

Белая – 8 Голубая – 1 Красная – 1

5. Жилетка рубашка брюки – 20

Пиджак рубашка брюки – 47

Пиджак рубашка жилетка брюки – 17

6. Платье фартук – 12

Сарафан блузка – 34

Жилетка блузка юбка – 38

7. да – 66 нет – 18

8. у всей школы – 24 у каждого класса – 60

9. Дисциплинирует - 42

Прививает вкус - 16

Снимает проблему - 18

Не знаю – 10

10. да – 35 нет – 49

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что ученики нашей школы положительно относятся к школьной форме и регулярно ее носят.

Заключение

В заключении я хотела бы отметить, что любое учебное заведение, независимо от страны, в которой оно находится, стремится приучить детей к строгой дисциплине, и школьная форма для этого лучший помощник.

Англия имеет большой опыт и древнюю историю в «становлении» школьной формы в учебных заведениях. Великобритании близка к классическому стилю во все времена, и она практически не меняется веками. Но всё же существуют различия между формой в государственных учреждениях и частных школах. Также, важно отметить, что в понятие школьной формы входит не только костюм, но и верхняя одежда. Введение школьной формы в современной Британии обосновано тем, что представители Министерства образования считают, что единый фасон школьной формы помогает соблюдать дисциплину, а также влияет на положительное поведение школьника. Также школьная форма стирает грань между учащимися всех рас и сословий. Школьники Англии с большим уважением относятся к форме и даже искренне гордятся ею.

 В настоящее время единой формы для среднеобразовательных школ и учебных учреждений России не принято, хотя ношение школьной формы как совокупности предметов стиля для учеников внутри каждой конкретной школы обязательно. Решение о ношении тех или иных предметов школьной формы с той или иной установленной расцветкой или символикой принимается обычно на уровне отдельных школ, их попечительских советов, родителей и педагогов. Большинство учеников отказываются носить школьную форму, считая, что они выглядят в ней недостаточно привлекательно и современно.

В процессе исследования, я задумалась о том, что школьная форма действительно необходима в любом учебном заведении. И мы могли бы перенимать опыт развития школьной «моды» у Англии.

Практическая значимость заключается в том, что данная исследовательская работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках английского языка в начальной и основной школе или материала на факультативных занятиях.



Использованная литература


1. Сайт министерства образования Российской Федерации, минобрнауки.рф

2. Сайт «Весеая школа», www.veselajashkola.ru

3. Сайт «Учеба.ру», www.ucheba.ru

4. Сайт «Big picture», www.bigpicture.ry

5. Сайт «FB», www.fb.ru

6. Сайт «Cosmopolitan», www.cosmo.ru

7. Сайт «Mere Brow Village», www.merebrow.com

8. Сайт «Elizabeth Garrett Anderson School», www.egaschool.co.uk

9. Сайт «Eton College», www.etoncollege.com

10. Сайт «Project Britain», www.projectbritain.com

11. Сайт «BBC News», www.bbc.com

12. Газета «Моя любимая школа», Издательский дом «Комсомольская правда», г. Иркутск – 2018. - № 1





Приложение 1. Школьная форма в школе Элизабет Гаррет Андерсон. Англия.



t1646625550aa.jpg































Приложение 2. Школьная форма в школе Мере Брау. Англия.



t1646625550ab.jpg



Приложение 3. Школьная форма в школе Итон. Англия.



t1646625550ac.jpg





Приложение 4. Школьная форма в МБОУ ООШ № 8. г. Иркутск, Россия.t1646625550ad.jpg







Приложение 5. Школьная форма в МБОУ СОШ № 14. г. Иркутск, Россия.

t1646625550ae.jpg



Приложение 6. Школьная форма МБОУ «Дзержинская НШДС». п. Дзержинск, Иркутский район, Иркутская область, Россия.

t1646625550af.jpg



Приложение 7. Результаты социологического опроса.

t1646625550ag.gif



t1646625550ah.gif



Приложение 8. Результаты социологического опроса.





t1646625550ai.gif




Приложение 9. Результаты социологического опроса.



t1646625550aj.gif



Приложение 10. Результаты социологического опроса.



t1646625550ak.gif



Приложение 11. Результаты социологического опроса.



t1646625550al.gif



Приложение 12. Результаты социологического опроса.



t1646625550am.gif



t1646625550an.gif



Приложение 13. Результаты социологического опроса.



t1646625550ao.gif



Приложение 14. Результаты социологического опроса.



t1646625550ap.gif











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.