Внеклассное мероприятие «Школьное расследование. Ваня потерялся»
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное мероприятие для младших школьников
по Правилам дорожного движения
«Школьное расследование «Ваня потерялся»
Автор:
Чуркова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 4»
г. Смоленска
Возраст: 9 – 10 лет
Количество участников: 25 человек (предварительно разделить и рассадить в группы по 5 человек).
Время проведения: 40 – 45 минут.
Цель: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
проверка и расширение знаний детей о Правилах дорожного движения;
закрепление навыков безопасного поведения на дороге;
развитие познавательной деятельности, внимания, мышления, умения разрешать проблемные ситуации;
воспитание общей культуры поведения на улице, взаимопомощи учащихся в коллективе.
Оборудование:
мультимедийная презентация,
разрезанные на части дорожные знаки (по количеству групп),
иллюстрации дорожных ситуаций (по количеству групп),
плакат «Дорожный кроссворд»,
медали для награждения.
Ход мероприятия
Организационный момент (1 мин)
- Ребята, когда вы перешагнули порог этого класса, вы вступили в тайное сообщество «Школьные детективы». И сегодня мы с вами должны провести одно необычное расследование…
Вводная часть (1 мин)
- Жил-был мальчик Ваня. Он учился на одни пятерки, играл на скрипке, занимался плаванием и знал все Правила дорожного движения, т. к. мечтал стать водителем большегруза. Однажды в выходной день Ваня отпросился у мамы к другу на 2 часа. Мама отпустила, взяв с сына обещание вернуться вовремя. Но через 2 часа Ваня не пришел. Через 3 часа его тоже не было. Тогда мама Вани обратилась к ребятам с просьбой помочь ей найти сына. Ну что ж, поможем?
Основная часть (35 - 40 мин)
- Мы с вами отправимся в нелегкое путешествие. И помните, что Ваня Правил дорожного движения никогда не нарушал!
- Начнем искать от дома Ваниного друга. Напротив подъезда по разные стороны висят два дорожных знака. (Слайд 2) Как вы думаете, в сторону какого знака пошел Ваня? Почему вы так решили? (Идет обсуждение. Ваня пошел в сторону дорожного знака «Пешеходная зона», т. к. второй знак обозначает, что движение пешеходов запрещено. По щелчку показывается название знаков.)
- Значит, идем налево. На лавочке сидит старушка и читает газету. Она видела похожего мальчика, но скажет, куда он пошел, только после того, как вы выполните ее задание и отгадаете ребусы в газете. (Слайды 3- 7. Ответы по щелчку.)
- Идя по дорожке, на которую указала старушка, мы вышли к заброшенной улице. Мастер устанавливал столбы, а рядом были разбросаны обломки дорожных знаков. Мастер попросил помочь ему их собрать, и тогда он расскажет, куда пошел мимо проходящий мальчик. (Каждой группе дается конверт с разрезанным знаком. По команде ученики собирают знак, вспоминают его название и группу, к которой он относится.)
- Идя по пути, указанному мастером, мы вышли к перекрестку. На перекрестке висит видеокамера. Она зафиксировала 5 мальчишек. Давайте подумаем, на каком кадре может быть Ваня. (Каждой группе дается иллюстрация с дорожной ситуацией: 4 иллюстрации – с нарушением ПДД, а 1 - с правильным поведением на перекрестке. Идет обсуждение в группе, потом коллективное. (Слайд 8 – 12) Дети вспоминают, что Ваня всегда придерживался ПДД, и выявляют нарушителей. При разборе дорожных ситуаций следует объяснять, как именно ребята нарушили Правила дорожного движения).
- Мы с вами на верном пути. Впереди еще один перекресток и сломанный светофор. На перекрестке стоит регулировщик. Что означают его сигналы? (Слайд 13 – 16. После каждого изображения дается верное пояснение к действиям регулировщика.)
Рука регулировщика поднята вверх. (Запрещается движение пешеходов и всех транспортных средств во всех направлениях).
Регулировщик стоит к нам грудью или спиной (руки опущены или вытянуты в стороны). (Путь пешеходам закрыт).
Регулировщик стоит к нам боком. (Путь пешеходам открыт слева и справа от него по пешеходным дорожкам через проезжую часть).
Правая рука регулировщика вытянута вперед. (Разрешается проход только за его спиной, а спереди путь закрыт).
- Молодцы, ребята! Мы перешли дорогу и подошли к посту ДПС. Давайте обратимся к инспектору ДПС. Но сначала ответьте, а кто этот человек? (Слайд 17)(Специалист, который контролирует выполнение Правил дорожного движения).
- Перед тем, как помочь нам, инспектор решил проверить, насколько хорошо вы знаете транспортные средства и термины дорожной азбуки. (Загадки - приложение 1, плакат «Дорожный кроссворд» - приложение 2, ключ к кроссворду выводится на экран – слайд 18).
Заключительная часть (1 мин)
- Инспектор ДПС объяснил, что видел похожего мальчика. Он его остановил, спросил, почему он один и куда идет. Тот ответил, что делает доброе дело. Оказалось, что, выходя из дома друга, Ваня встретил маленького щенка без хозяина, совсем одного. На ошейнике был написан адрес, и Ваня решил отнести щенка домой. (Слайд 19) Пока инспектор рассказывал, вдалеке показался сам Ваня. Он шел к нам навстречу и радостно улыбался. Видимо, щенок был найден своими хозяевами. Ну а мы нашли Ваню!
Рефлексия (2 мин)
- Ребята, интересным ли было для вас расследование?
- Что нового вы узнали?
- Вы все – молодцы! И награждаетесь медалями за успешную работу! (Награждение шоколадными или картонными медальками).
Ковалева Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н. В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. – С. 37
Ватолина Светлана Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Лещёва Светлана Николаевна