Шустрый маленький зверек (Пособие о белке к уроках окружающего мира)
Шустрый маленький зверек
Пояснительная записка
Автор: Новикова Т.И., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №21» г.о. Электросталь Московской области
Название: Шустрый маленький зверек
Объект: на серии фотографий запечатлена белка – один из любимых зверей детей. На уроках в начальной школе учащиеся могут многое узнать об особенностях внешности и поведения белки, её характерных чертах, местах обитания, жилище. Также могут использовать этот яркий запоминающийся образ для составления рассказов и сказок.
Класс: 1-4
УМК: подходит к любому УМК
Предметы:
1) Окружающий мир (как иллюстративный материал)
Тема: «Животные леса» - 1-4 классы
2) Русский язык, развитие речи (как объект описания для сочинений, рассказов, сказок) – 3-4 классы
Тема: «Пишем сочинение-описание «Белка»
«Составляем рассказ об увиденном в парке шустром зверьке»
«Сочиняем сказку о белке»
3) Литературное чтение (как иллюстративный материал) – 1-4 классы:
И.С. Соколов-Микитов «Белки»
Л.Н. Толстой «Белка и Волк»
М. М. Пришвин «Беличья память»
Ю. Коваль «Белка»
4) Изобразительное искусство (как иллюстративный материал) – 1-3 классы:
Тема: «Рисуем белочку», «Бельчонок с пушистым хвостиком»
Фрагмент урока «Составление текста-описания «Шустрый маленький зверек»
Цель: составить текст-описание по предложенному объекту.
Задачи:
Работать над умением составлять и записывать предложения
развивать умение подбирать имена прилагательные
учить использовать эпитеты и сравнения
- Отгадайте загадку и узнаете главного героя нашего сочинения.
Хвост пушистою дугой —
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Правильно, белка.
- А по каким признакам вы догадались, что речь пойдет именно об этом зверьке? (Хвост дугой, острозубый, темноглазый, лазает по деревьям) Фото 1
- Давайте попробуем вместе описать внешний вид белки.
(Цвет меха, размер хвоста, ушек, лапки, глазки) Фото 2
- В сочинении-описании часто используют прием сравнения. С чем можно сравнить глазки белки? (бусинки, угольки) Фото 3
- Сейчас давайте опишем поведение белки, её повадки. Фото 4,5
(шустрая, резвая, проворная, запасливая, хлопотливая, хозяйственная, трудолюбивая)
- Чем питается белка? (семена растений, орехи, грибы) Фото 6,7
- Давайте вспомним ещё одно средство художественной выразительности, которое нам поможет выразить свое отношение к животному. Как другими словами можно назвать белку?
(Можно подобрать синонимы и использовать в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы)
- Составим план сочинения.
- Внеший вид.
- Повадки.
- Чем питается.
- Почему нравится.
- Самостоятельная запись текста
- Проверка, редактирование.
- Рефлексия
- Как вы считаете, удалось вам составить сочинение-описание?
- Если да, то отнесите орешек нашей белочке. Если нет, то прикрепите зеленый листик. Если кажется, что какая-то часть получилась, а какая-то нет, то прикрепите грибок.
- Посмотрим, какая картинка у нас получилась.
- Кто хочет, может прочитать свои работы.
На следующем занятии по развитию речи мы попробуем сочинить сказку про маленького бельчонка.