Конспект урока окружающего мира «Звери-млекопитающие» (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа Орехово-Зуево Московской области
Конспект урока по предмету
"окружающий мир" в 1 классе.
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4
г.о. Орехово-Зуево
Лафанова Дарья
Юрьевна
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе.
Тема: Звери - млекопитающие
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: Познакомить детей с группой животных – звери (млекопитающие)
Задачи:
учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия;
создать условия для выявления существенных признаков группы млекопитающих (зверей);
развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам;
развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”;
воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-действие смыслообразования, ценностное отношение к образовательному процессу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД. - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД.- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, в группе, формулировать собственное мнение и позицию .
Познавательные УУД.- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .
Предметные:
-Понимать значение «животные», « звери», «млекопитающие».
-Знать отличия и сходство разных зверей.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» - автор Н. Ф. Виноградова, раздаточный материал: карточки с изображением зверей, таблицы, карточки с заданиями, игрушка- Мишка, плакаты-надписи, ИК-обеспечение.
Технология проведения |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа |
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. 2 мин. |
Приветствуют друг друга. |
Настраивает детей на работу. |
Ужасно интересно Все то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! А чтобы мы могли дружно сегодня поработать и узнать много нового, давайте пожмем друг другу руки и подарим улыбки. |
Личностные УУД Установление дружеских контактов; настрой на продуктивную деятельность. Регулятивные УУД Волевая саморегуляция. |
II этап . Актуализация знаний. Цель: закрепить знания о живой и неживой природе, о группах животных. 5 мин. |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации. |
Слышите, кто-то стучится! Здравствуйте! Здравствуй, Мишка! Посмотрите, у Мишки для нас послание! Он просит помочь ему отгадать ребус. Поможем ему? Какое же слово получилось? (природа) Какая бывает природа? (Живая и неживая) Чем отличается живая природа от неживой? (Рождение, движение, питание, рост, умирание) Назовите объекты неживой природы. (солнце, речка, камни, облака) - Объекты живой природы. (птицы, рыбы, растения, животные, человек ,насекомые) - Посмотрите на огромное разнообразие животного мира. На какие группы делятся животные? (Рыбы, птицы, насекомые, звери). |
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Развитие знаково – символических действий; умение обобщать и классифицировать по признакам. |
III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока Цель: мотивировать школьников на изучение отдельной группы животных – зверей. 6 мин. |
Участвуют в обсуждении представленного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока. |
Мишка нам хочет что то сказать! Ему так понравилось что вы так много уже знаете , и хочет попросить нас еще об одной просьбе! Раз мир животных такой разнообразный, как же мне найти моих родственников? Выполним просьбу Мишки? - А сейчас мы попробуем определить тему урока. Среди предложенных животных есть лишние, которые не являются родственниками Мишки. Кто они? Вы называете одного животного и доказываете, почему считаете его лишним. (Предлагаются следующие животные: бабочка, воробей, лягушка, собака, верблюд, заяц, дельфин. В результате работы убираются бабочка, воробей, лягушка.) - Как можно назвать оставшуюся группу животных? (Звери) Но все звери разные или одинаковые? - Какая же цель нашего урока?( узнать, что общего у зверей, а в чем их различие). Сегодня на уроке мы будем говорить о зверях. Узнаем их другое название и отличительные признаки от других животных. И поможем найти Мишке родственников! |
Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы. Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке. |
IV этап. Изучение нового материала. Цель: учить выделять главные признаки млекопитающих; 17 мин. |
Извлекают информацию из учебника, находят отличительные признаки млекопитающих. Под руководством учителя делают вывод. Анализируют характеристику животного, определяют его покров, способ передвижения, чем питаются. |
Организует работу по введению понятия: млекопитающие, подводит к выводу. Включает учащихся в групповую работу. Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работ. |
Как по другому можно назвать группу животных, которая называется – звери – «млекопитающие». Как вы думаете, почему? (Все звери кормят своих детенышей молоком.) Раньше молоко называли «млеко». Вот и получилось из 2 слов (млеко и питание) 1 – «Млекопитающие». - Вот это и есть общая особенность зверей. - А теперь вам необходимо найти отличия. По каким признакам можно разделить всех млекопитающих на группы. А поможет нам в этом ваш помощник-- учебник. Но сначала мы разделимся на команды . Каждая команда должна выбрать себе название в честь какого-либо зверя и выбрать капитана! Так же нарисуйте эмблему своей команды! Каждая команда работает по учебнику. Мишка нам принес конверты с заданием для каждой команды. Вам нужно прочитать задание , обсудить его в команде и заполнить таблицу. И рассказать всем какое открытие вы сделали! Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. Говорим вежливо, А наш Мишка будет наблюдать, как вы работаете. Молодцы , давайте повторим для Мишки, чем похожи и чем отличаются звери друг от друга.(Сходство в том что все звери -млекопитающие. Различия: покров тела, способ передвижения, тип питания)
Физкультминутка |
Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
V этап. Первичное закрепление . Цель — формировать умение из предложенных животных отбирать нужное. 5 мин. |
Дети выполняют работу на карточках, выбирают зверя, соответствующего описанию. |
Организует работу в парах, проверку. |
- Закрепим полученные знания. Из нескольких вариантов зверей выбери только одного, который подходит описанию. (дикобраз, нерпа, белый медведь, кенгуру, тигр ) Крупный сильный зверь с густой белой шерстью. Живёт среди снега и льда. (Белый медведь) Этот зверь очень любит своих детёнышей и долго не отпускает их от себя – носит в сумке. (Кенгуру) Рыжий полосатый хищник. Зверь осторожный и опасный. (Тигр) |
Познавательные УУД: Умение определять животного по внешним признакам. Регулятивные УУД Уметь работать в паре. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI этап Закрепление изученного. Цель — формировать умение строить монологическое высказывание от лица какого-то зверя. 10 мин. |
Строят высказывание по плану. |
Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь. |
Рассказ о млекопитающем по плану - Выберите себе роль млекопитающего и расскажите от его лица: 1) Кто такой? 2) Как тебя можно узнать? 3) Какие у тебя повадки? |
Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. 5 мин. |
Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности |
Если из гнезда упала птица – Мне не спится. Мишка благодарит нас за помощь, он отправляется в лес и расскажет всем о том кто такие звери- млекопитающие. Понравилось ли вам, как мы сегодня работали ? А что больше всего понравилось? Что было трудно? Кто лучше работал ? Достиг урок поставленных целей? (да) - Объясните значение понятия “млекопитающие”? (кормящие своих детенышей молоком) - Чему научились на уроке? (Научились сравнивать зверей, выделять различия и сходства, делить на группы) - Все молодцы! Спасибо за урок. |
Личностные УУД Формирование способности к самооценке. Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |