Урок русского языка в 9 классе «Синтаксический и пунктуационный анализ»
Тест
Вопрос 1
Синтаксический анализ. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых содержатся верные утверждения. Запишите номера ответов.
(1)Но думать пришлось недолго. (2)В сквер, словно метеор, влетела Светка Королькова, а за ней её брат Тимка. (3)Светка остановилась, приняла грозную позу и стала поджидать брата. (4)Тот, увидев это, сбавил ход и издали заорал.
Варианты ответов
1) Предложение 1 простое односоставное безличное.
2) Предложение 2 имеет три грамматических основы.
3) В составе предложения 2 есть неполное предложение.
4) Предложение 3 сложносочинённое.
5) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством.
Вопрос 2
Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий (5) основал свою усадьбу-крепость (6) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (7) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (8) на месте прежних белокаменных в конце XV века (9) а колокольня Ивана Великого (10) самое высокое здание на Руси тех времён.
Варианты ответов
1 2 8 9
1 9
1 10
Вопрос 3
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Чаще всего преломление лучей света в воздухе незначительно, а вот ложка в стакане чая кажется нам сломанной. (2)Причина заключается в различной плотности воды и воздуха. (3)Переходя из одной среды в другую, лучи света преломляются, изменяют прямолинейный путь, отклоняясь по закону физики в сторону более плотной среды.
Варианты ответов
1) преломление незначительно (предложение 1)
2) ложка кажется сломанной (предложение 1)
3) причина заключается в плотности (предложение 2)
4) лучи преломляются изменяют (предложение 3)
5) отклоняясь по закону (предложение 3)
Вопрос 4
Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Среди писателей конца ХХ века (1) именно (2) В.М. Шукшин (3) вновь обратился к народной теме. Люди (4) которые сохранили народные «корни» (5) по мнению писателя (6) тянутся к духовному началу (7) заложенному (8) в народном сознании.
Варианты ответов
3456
4567
3567
Вопрос 5
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.Укажите варианты ответов, в которых верно указана грамматическая основа предложения. Укажите номера правильных ответов.
(1)Было четыре часа, но небо было облачно, и на землю как будто спустились сумерки. (2)Можно уже собираться на охоту. (3)Летом охота на зверя возможна только утром, на рассвете, и в сумерки — до темноты. (4)Днём зверь лежит где-нибудь в чаще, и найти его трудно. (5)Мы с казаком Мурзиным взяли ружья и разошлись в разные стороны. (6)На всякий случай я захватил с собой на поводок Лешего.
Варианты ответов
1) НЕБО БЫЛО ОБЛАЧНО (предложение 1)
2) МОЖНО СОБИРАТЬСЯ (предложение 2)
3) ОХОТА ВОЗМОЖНА (предложение 3)
4) НАЙТИ (предложение 4)
5) МЫ ВЗЯЛИ (предложение 5)
Вопрос 6
Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Целыми днями (1) бродил я по лесу (2) забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле. Я представлял себе тигра (3) лежащим в зарослях (4) дикого винограда. Вот он встал (5) встряхнулся и зевнул (6) потом подошёл к тополю (7) поднялся на задние лапы (8) выгнул спину и потянулся (9) как кошка (10) царапая кору дерева.
Варианты ответов
1245679
2456789
25678910
Вопрос 7
Синтаксический анализ. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.
(1)Тёртые ракушки, измельчённое стекло, уголь, какао, соль — вот чем люди пытались почистить зубы в разные времена, нанося их гусиными перьями, листьями и тряпочками. (2)А в египетских гробницах найдены острые палочки, явно похожие на зубочистки. (3)Ухаживать за зубами начали давно: для свежего дыхания жевали смолу и веточки. (4)Японским самураям их кодекс строго-настрого предписывал начищать зубы утром и вечером, до и после еды. (5)А у китайцев ещё тысячу лет назад появились зубные метёлки из конского волоса, первая зубная щётка тоже была привезена в Европу из Китая.
Варианты ответов
1) Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением.
3) В состав предложения 3 входят два односоставных неопределённо-личных предложения.
4) В предложении 4 грамматическая основа КОДЕКС ПРЕДПИСЫВАЛ НАЧИЩАТЬ.
5) Предложение 5 сложноподчинённое
Вопрос 8
Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
"На широкой площади возвышается Петровский театр (1) произведение новейшего искусства (2) огромное здание с плоской кровлей и величественным портиком (3) на коем возвышается алебастровый Аполлон (4) неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлёвскую стену (5) которая ревниво отделяет его от древних святынь России!" (6) – так писал М.Ю. Лермонтов о московском Большом театре в своём юношеском сочинении " Панорама Москвы" .
Варианты ответов
1245
12345
1345