12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гамаева Зинаида Ивановна24
Учитель русского языка и литературы в государственном бюджетном образовательном учреждении "Общеобразовательная школа-интернат интернат среднего общего образования г. Алагир"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., г.Алагир
0

Конспект зачетного урока «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях»

 «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) .

Подготовка к заданию 4 ОГЭ

(Открытый урок  русского языка в 8 классе)

 

Разработчики: Гамаева Зинаида Ивановна , Дзугкоева Заира Георгиевна

Место работы: ГБОУ школа-интернат г. Алагира РСО-Алания Должность: учитель русского языка и литературы

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

Цель: Повторить и закрепить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании . Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 4 ОГЭ

Задачи урока:

Образовательная:

  • закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.
  • Отработать умения  определять способы связи слов в словосочетваниях.
  • Дать практические советы по выполнению заданий , связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типав рамках подготовки к ГИА и ОГЭ

Развивающая:

  • формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
  • Развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
  •  Развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательная:

  • Воспитание любви к русскому языку,  культуре общения, чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.
  • Активация познавательной деятельности

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-практикум .Методы работы,: продуктивный,  словесный, практический, интерактивный.

Формы: работа в паре, коллективная работа, индивидуальная, в группах

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, интерактивное оборудование MimioStudio

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • -поздороваться с детьми и гостями.
  • -Ребята, обратите внимание на слова А.С. Пушкина, написанные на доске, «Язык неистощим в соединении слов».
  • Подберите синоним к слову «соединение»-сочетание.
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
  • Сегодня тема нашего урока «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях. Подготовка к заданию 4 ОГЭ
  • . Вы спросите, почему мы возвращаемся к теме, которую изучили? Поговорим об этом чуть позже. А пока вспомним теорию.

II/ Проверка теоретических знаний о словосочетании

  • Ребята на доске написано предложение . необходимо выполнить синтаксический разбор предложения:

Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой  следующую кочку, мы  продвигались вперед

Задание всему классу. Выписать из этого предложения  словосочетания.

Тяжелые ветви, колючие ветви,  раздвигая ветви, следующая кочка, продвигаясь вперед.

  • Почему это словосочетания?
  • Назовите необходимые условия словосочетания?
  • Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
  • Так что  же такое словосочетание? (Это синтаксическая единица, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью)
  • -Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Сочетания подлежащего и сказуемого

Формы сравнительной степени прилагательных и наречий, формы будущего времени, повелительного и условного наклонений глаголов

Однородные члены предложения, связанные сочинительной связью

Сочетания со служебными частями речи)

  •  -Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вам известны? (Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание. В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием. Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.)
  • Виды подчинительной связи в словосочетании примеры

согласование управление примыкание

  • Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
  • согласование
  • управление
  • примыкание

Примеры:

  • озером голубым – согласование,
  • любоваться озером – управление,
  • любоваться долго – примыкание.

К какому типу подчинительной связи относится словосочетание новый микрорайон?

  • Новый микрорайонмикрорайон (какой?) новый — согласование, имя прилагательное согласуется с именем существительным в м. р., ед. ч., им. п., окончание -ый. Улицы столицы: улицы (чего?) столицы — управление, зависимое слово стоит в род. п., как того требует главное слово, окончание -ы

         2. Работа с текстом в парах. Выписать из отрывка стихотворения Коста Хетагурова «Горе» все словосочетания.

ГОРЕ

Горы родимые, плачьте безумно.

Лучше мне видеть вас черной золой.

Судьи народные, падая шумно,

Пусть вас схоронит обвал под собой.

Пусть хоть один из вас тяжко застонет,

Горе народное, плача, поймет.

Пусть хоть один в этом горе потонет,

В жгучем страданье слезинку прольет.

Учащиеся зачитывают, записанные словосочетания.

         Согласование: горы родимые, черной золой, судьи народные, горе народное, в жгучем страдании.

       Управление: схоронит вас, потонет в горе, слезинку прольет, видеть вас. Примыкание: плачьте безумно, падая шумно, тяжко застонет, плача поймет.

ПОДГОТОВКА к заданию 4 ОГЭ

         Как я вам уже говорила, что данная тема встречается в ЕГЭ и ГИА.

В ГИА, которую вы будете выполнять в 9 классе задание на эту тему в части В2, которое оценивается в 1 балл.

Познакомимся с этими заданиями и алгоритмами его выполнения (работа с заданиями на карточках по алгоритму):

Алгоритм работы над заданием ГИА В2

Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление.

Алгоритм действий

1. Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.

Определи тип связи. (Согласование)

1. Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:

какая?                                                 из чего?

1. Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:

какая?                                                 из чего?

серебряная ложка из серебра

Серебряная и из серебра - однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: ложка из серебра.

Запомни:

  •  для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,
  •  для замены управления на согласования - какой? чей?,

Самостоятельная работа

-А теперь посмотрим, ребята, как вы усвоили новую информацию. Выясним как вы справитесь с данным заданием. Перед каждым из вас работа, которую вы должны выполнить самостоятельно.

-А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу.

Ключ: 1. Гусиная стая, 2. Оружейный склад, 3. Дорога без конца, 4. Городские сады, 5.Президент России, 6. Кольцо из серебра, 7. Смотрел с удивлением, 8. Шарф в клетку, 9. Сентябрьское утро, 10. Человек без души (слайд)

  1.  Подведение итогов

Так как вы думаете, почему мы сегодня вспоминали виды связи слов в словосочетании? ( Чтобы познакомиться с заданием 4 ОГЭ)

-Ребята, как вы думаете теперь вы справитесь с заданием 4 ОГЭ?

-Так ли страшно ОГЭ, как вам казалось раньше?

  1.  Рефлексия сегодня я узнал... было трудно...

я понял, что... я научился... теперь я могу

было интересно узнать, что...

  1.  Домашнее задание.

Выписать из 1 главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» словосочетания с разными видами связи

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.