Урок «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях»

4
0
Материал опубликован 12 December 2022

Открытый урок русского языка в 8 классе

Тема: «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) .

Подготовка к заданию 7 ОГЭ

 

Разработчик: Цаликова Залина Солтановна

Место работы: ГБОУ школа-интернат г. Алагира РСО-Алания Должность: учитель русского языка и литературы

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 7 ОГЭ

Задачи урока:

Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий и задания 7 ОГЭ

Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-практикум Методы: словесный, практический, интерактивный Формы: индивидуальная, в группах

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, интерактивное оборудование MimioStudio

Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада сегодня всех вас видеть!

-Ребята, обратите внимание на слова А.С. Пушкина, написанные на доске, «Язык неистощим в соединении слов».

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Подберите синоним к слову «соединение»-сочетание. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

-Вы спросите, почему мы возвращаемся к теме, которую изучили? Поговорим об этом чуть позже. А пока вспомним теорию.

II/ Проверка теоретических знаний о словосочетании

-Что такое словосочетание? (Это синтаксическая единица, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью)

-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Грамматическая основа предложения, сочетание предлога с самостоятельной частью речи, два равноправных слова)

-Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вам известны? (Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно... (согласование, управление, примыкание

) -А теперь вспомним каждый способ связи отдельно. (Ученики у доски делают сообщения). По ходу вспоминаются трудные случаи (когда зависимое слово выражено притяжательными местоимениями её, его, их) - Мне бы хотелось еще рассмотреть словосочетания с притяжательными местоимениями. Дело в том, что это особо хитрая тема, потому что эти местоимения могут вступать в разные виды связи.

Его ответ- это местоименное прилагательное: его ответа- его ответу- его ответом- оно не согласуется с существительным, а застыло в одной и той же форме, оно примыкает. Встретить его. (это здесь личное местоимение он в род. падеже

. Закрепление материала.

Самостоятельная работа по группам.

группа. Выпишите словосочетания со связью управление.

группа. Выпишите словосочетания со связью согласование.

группа. Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, сдать экзамен, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Самопроверка

Согласование: большое желание, отличные успехи, успешный труд, высокая цель.

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, стремление добиться, закончить досрочно, говорил

Улыбаясь (слайд)

2. Работа с текстом в парах. Выписать из отрывка стихотворения Коста Хетагурова «Горе» все словосочетания.

ГОРЕ

Горы родимые, плачьте безумно.

Лучше мне видеть вас черной золой.

Судьи народные, падая шумно,

Пусть вас схоронит обвал под собой.

Пусть хоть один из вас тяжко застонет,

Горе народное, плача, поймет.

Пусть хоть один в этом горе потонет,

В жгучем страданье слезинку прольет.

Учащиеся зачитывают, записанные словосочетания.

Согласование: горы родимые, черной золой, судьи народные, горе народное, в жгучем страдании.

Управление: схоронит вас, потонет в горе, слезинку прольет, видеть вас. Примыкание: плачьте безумно, падая шумно, тяжко застонет, плача поймет.

Работа с интерактивным оборудованием MimioStudio

-Ребята, у вас на столах пульты. Возьмите их в руки, пожалуйста. Мы еще раз проверим наши знания, выполнив небольшой тест. На экране вы видите вопрос, к которому дается три варианта ответов. Вы выбираете один из вариантов и нажимаете на нужную кнопку. На каждый вопрос вам дается 15 секунд.

-Проверим результаты (учитель знакомит учащихся с процентом выполнения заданий. (1-25-«2», 26-50-«3», 51-75-«4», 76-100-«5»)

ПОДГОТОВКА к заданию7 ОГЭ

Ребята, вы, наверное, задаетесь вопросом, что у вас на столах? Это, ребята сборники ОГЭ для подготовки к основному государственному экзамену(ОГЭ) по русскому языку 2019 года. И сегодня я хочу познакомить вас с заданием 7 из этого сборника. Откройте первый ким и найдите задание 7. Давайте прочитаем его (один из учеников зачитывает задание) -Как видите это задание на тему синтаксис, т.е. построение словосочетаний. Попробуем разобраться в вопросе. Обратим внимание на ключевые слова в формулировке задания. Первое слово это синонимичным. Синонимичное-это близкое или совпадающее по значению словосочетанию. В этом задании упоминаются виды подчинительной связи, которые мы сегодня вспомнили (согласование, управление, примыкание).В задании от нас требуется данное словосочетание заменить синонимичным с другим видом связи.

Колючие сорняки-сорняки с колючками (стр. 9)

Усилием воли-волевым усилием (стр.39)

На правом берегу-на берегу справа (стр. 51)

Заорал радостно- Заорал с радостью (стр.92.)

Как нужно выполнять это задание:

-Во-первых мы должны найти главное слово. Главное слово мы оставляем без изменения. Чтобы заменить синонимичным, нам нужно изменить другое слово­зависимое. Какие синонимичные слова мы можем подобрать к нашему зависимому слову? Колючие-колючки. Значит сорняки с чем? с колючками. Зависимое слово ставим в тв. падеж и это уже связь-управление, т.е. к словосочетанию со связью согласование мы подобрали синонимичное со связью управление.

В следующем словосочетании мы действуем так же. Данное словосочетание со связью управление мы должны заменить на синонимичное со связью согласование.

-Далее согласование меняем на примыкание

-Еще одно словосочетание со связью примыкание мы заменяем на синонимичное со связью управление. Действуем точно так же как и в предыдущих случаях. Находим главное слово, которое оставляем без изменения и включаем его в новое словосочетание. И поскольку нам нужно словосочетание со связью управление, нужно, чтобы зависимое слово стояло в определенном падеже. Если в падеже, то это- существительное.

-Итак, чтобы выполнить задание 7 ОГЭ нужно. В данном словосочетании найти главное слово, его не трогать, не изменять, а от зависимого слова образовать однокоренное, родственное и с ним составить словосочетание и не забывать о том, что при согласовании зависимое слово изменяется по родам, числам и падежам. При связи управление Зависимое слово стоит в определенном падеже, а при связи примыкание зависимое слово является не изменяемым.

Самостоятельная работа

-А теперь посмотрим, ребята, как вы усвоили новую информацию. Выясним как вы справитесь с данным заданием. Перед каждым из вас работа, которую вы должны выполнить самостоятельно.

-А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу.

Ключ: 1. Гусиная стая, 2. Оружейный склад, 3. Дорога без конца, 4. Городские сады, 5.Президент России, 6. Кольцо из серебра, 7. Смотрел с удивлением, 8. Шарф в клетку, 9. Сентябрьское утро, 10. Человек без души (слайд)

Подведение итогов

Так как вы думаете, почему мы сегодня вспоминали виды связи слов в словосочетании? ( Чтобы познакомиться с заданием 7 ОГЭ)

-Ребята, как вы думаете теперь вы справитесь с заданием 7 ОГЭ?

-Так ли страшно ОГЭ, как вам казалось раньше?

Рефлексия сегодня я узнал... было трудно...

я понял, что... я научился... теперь я могу

было интересно узнать, что...

Домашнее задание.

Выписать из 1 главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» словосочетания с разными видами свя

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации