Урок на тему «Типы подчинительной связи в словосочетании»
План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»
Разработала учитель русского языка Абдульменова Ильмира Ягсуповна МКОУ «Чернская СОШ №1»
Чернского района Тульской области
Цели:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний;
- научить определять типы связи в словосочетаниях, конструировать их, дать понятие о синонимичных словосочетаниях; закрепить умение делать схемы;
- подготавливать учащихся к выполнению заданий В7 в ОГЭ по новой форме для 9-х классов;
-актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
Развивающие:
1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию;
2.развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие
речемыслительных способностей учащихся;
4.развивать монологическую и диалогическую речь;
Воспитательные:
1.- воспитание любви к русскому языку;
2.- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
3.-активизация познавательной деятельности,;
4.воспитание личной ответственности каждого учащегося за результат работы.
Задачи урока:
1.совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании;
2.формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании ;
3.дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ОГЭ;
4.развивать внимание, память;
5.воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.
Тип урока: изучение нового.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, выполнение тестовых заданий в сети Интернет
по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; исследовательский;
по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль, взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
На уроке используется презентация Power Point, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, необходимы ПК с выходом в Интернет. Раздаточный материал – таблица и тесты, компьютер, ноутбуки-4 шт., схема-кластер, видео физминутка, тесты- онлайн с сайта Захарьиной. Учебник русского языка по программе Львовой в 2 частях.
План урока
1-Этапы урока |
Временная реализация |
1. Организационный момент |
2 |
2.Опрос по домашнему заданию |
5 |
3. Целевая установка |
2 |
4.Подготовка к восприятию нового |
5 |
5.Включение новых знаний |
10 |
6.Первичное закрепление |
7 |
7.Физминутка |
1 |
8. Самостоятельная работа |
12 |
9. Рефлексия |
2 |
9. Домашнее задание |
2 |
10. Итоги урока |
3 |
45 минут
Ожидаемые результаты:
Личностные: готовность к самоанализу, самооценке и взаимооценке;
Метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
формирование способности использовать полученные знания на практике;
Предметные: закрепление учащимися в ходе урока полученных знаний по теме «Типы подчинительной связи в словосочетании» и их практическое применение.
Эффективность использования ИКТ: использование слайдов презентации помогает восстановить учащимся теоретические сведения по теме, экономит время, а презентации- тесты для самоконтроля позволяют охватить большой объём практических заданий. Презентация помогает при объяснении нового материала.
Подчинительная связь в словосочетании
PPT / 984.5 Кб
Ход урока.
О Организационный момент |
Здравствуйте гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас урок русского языка. Откройте тетради, запишите число. |
|
||||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности |
Ребята, скажите, над каким разделом языкознания мы начали работать? (Синтаксис и пунктуация) слайд №10 Что изучается в этом разделе? (Изучается словосочетание, предложение и расстановка знаков препинания в предложении) |
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают на них |
||||||||||||||||||||||||
Целеполагание |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение словосочетания и наша задача расширить и углубить представление о нём. Ребята, оцените свои знания по данной теме. слайд №11 Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. Слайд № |
Дети выбирают свой вариант оценки знания темы.
|
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. 1.Терминологический диктант. |
А что же мы знаем о словосочетании? Давайте обобщим наши знания. Проведём терминологический диктант. слайд №12 Я читаю определение, а вы записываете в тетрадь термин. 1.Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетания (синтаксис) 2.Образец, по которому строится словосочетание (схема), 3.Из каких слов состоит словосочетание? (главное и зависимое), 4.Виды словосочетаний по морфологическим свойствам (именные, глагольные, наречные). Давайте проверим ваши ответы. Слайд №13 |
Повторение терминологии раздела «Синтаксис» |
||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания. 1Выписать словосочетания разных видов из 2 главы повести «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. 2.Выявление места и причины затруднения
|
А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием. Что нужно было сделать? Слайд № 14 ( выписать из предложенного текста словосочетания с разными видами связи по морфологическим свойствам главного слова) Прочитайте текст. В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с палатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
1.Прослушивание словосочетаний, выписанных учащимися. В эту минуту предложил вожатому предложил чашку с кипящим самоваром предложил чаю вожатому нашему слез с палатей наружность его показалась мне сорока лет росту среднего чёрной бороде в бороде его оборванный армяк татарские шаровары Как вы выполнили задание? Почему возникли затруднения? Почему в этом тексте много именных словосочетаний? ( текст по типу описание) О ком шла речь в тексте? Давайте прослушаем ……, как он справился с заданием. |
Комментирование домашнего упражнения №247. Одновременно 1 ученик работает по индивидуальной карточке у доски, выполняет разбор словосочетаний.
Другой учащийся работает с тестовым заданием
Комментирование домашнего задания
.
Проверка учащегося у доски |
||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация прежних знаний. ( Стадия вызов-задача: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме)
|
Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетаниями слайд №15 Итак, обобщим имеющиеся знания. Рассмотрим схему-кластер. Слайд №16-17 Что мы знаем о словосочетании? Что для нас новое? устная работа по кластеру. Раздаю графическую таблицу Слайд №18 «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Заполните две первые графы. Что мы знаем о словосочетании?
|
Фронтальная работа – устное повторение пройденного материала через анализ представленной схемы.
Монологическая речь учащихся.
Проверка теоритической подготовленности учащихся
Проговаривают правило, дополняют друг друга |
||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. (Стадия осмысления- задача: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями) Включение новых знаний
Слово учителя.
Работа по слайдам, исследование темы
|
Слайд №19 Вы сами определили, работая с кластером и заполняя таблицу, что вам необходимо узнать о словосочетании, чтобы расширить представлении о нём. . Как будет называться тема урока? Формулирование темы урока (запись в тетрадь): «Типы подчинительной связи в словосочетании». Слайд №20 Целеполагание. Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовиться к решению таких задач на итоговой аттестации. Составлять схемы с разными типами словосочетаний, отличать словосочетания от несловосочетаний. Научиться производить замену словосочетания на синонимичное. Объяснение нового материала. Слайд №21 Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя видами подчинительной связи. Раздаю незаполненные таблички каждому ученику. Работа с таблицей Слайд №22 Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании бывает подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание.
Как разобраться, какое словосочетание будет иметь определённый тип? Дело в том, что при определении вида, мы рассматривали вид словосочетания по главному слову, а при определении типа, мы будем рассматривать зависимое слово, какой частью речи оно выражено. Выпишите словосочетания. Слайд №23, 24 Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась. Согласование. Работа со словосочетанием деревянного мостика (слайд №26-30 ) Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже) - Вывод: согласование. Есть ли еще такие словосочетания среди записанных нами (запутанные нитки, с обеих сторон) Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово. Занесем в таблицу. Управление. Словосочетания играть на рояле (слайд № 31-36 ) Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (оно остается в том же падеже) Вывод – управление, главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи (скучаю по вам) Какими частями речи выражены главное и зависимое слово? Запись в таблицу. Примыкание. Словосочетания поворот налево. (слайд № 37-41 ) Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?) Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова? Запись в таблицу. (слайд) Формулируем вывод. Сверяем с правильным ответом.(слайд) Какими частями речи чаще всего выражены главное и зависимое слово в разных типах словосочетания? Слайд №42 (дорабатываем таблицу и делаем вывод) Заполните до конца графическую таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал » и предлагаю заполнить две первые графы.
|
|
||||||||||||||||||||||||
Работа с теоретическим материалом учебника |
Откройте учебник на Стр.77-78. Допишите сведения в таблицу. Управление зависимое выражается им сущ, или словом его заменяющим. Примыкание-наречие , деепричастие, инфинитив, несклоняемые сущ, неизменяемые прил, притяжательные местоимения его, её, их Результатом нашей работы стала таблица, которую мы заполнили. Слайд № 42 Прочитайте пункт №4.Теоретической статьи на стр.78. Что нового мы должны запомнить? Слайд № 19 |
|
||||||||||||||||||||||||
Физминутка. Коррекция зрения |
Видеопросмотр с выполнением заданий по коррекции зрения Слайд №43 |
|
||||||||||||||||||||||||
Тренировочные упражнения
Развитие речи. Работа с текстом. Метапредметная связь. Повторение типов речи. |
Слайд № 44 Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. Выпишите словосочетания. Каких словосочетаний получилось больше всего? Почему? Текст по типу описание. -Назовите произведение и автора. О ком шла речь? - Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? - Попробуй сделать это с выписанными словосочетаниями. сальными свечами- свечи из сала Слайд № 45 офицера из Оренбурга- оренбургский офицер встретить с торжеством- торжественная встреча золотою бумагою- бумага из золота |
|
||||||||||||||||||||||||
Подготовка к ГИА Устная работа, замена словосочетания на синонимичное. |
Алгоритм работы над заданием ГИА В 7 Слайд №46-49 Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление. Алгоритм действий Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово. Определи тип связи. (Согласование)
Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа: какая? из чего? Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос: какая? из чего?
серебряная ложка из серебра Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление. Ответ: ложка из серебра. Подобные варианты: Замени управление«в доме родителей» на синонимичное согласование. чьём? кого? родительском в доме родителей Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме» Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление. чьё? кого? мамино возвращение мамы Ответ: «возвращение мамы» Запомни: для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом, для замены управления на согласования – какой? чей?, для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом |
|
||||||||||||||||||||||||
Самопроверка. Работав онлайн режиме с тестами по теме урока. Сайт Захарьиной |
Работа с информационными технологиями. Интернет. Слайд№ 50 Подключитесь к сайту Захарьиной Е.А, начните выполнять задания в онлайн режиме. Выберите любой вариант Какие оценки получили? |
|
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия
|
Слайд№ 51 Заканчивается урок . Что нужно сделать? (Подвести итог) Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовиться к решению таких задач на итоговой аттестации. Научиться составлять схемы словосочетаний, отличать словосочетания от не словосочетаний.
Что нового вы узнали на уроке? Что показалось легким, а что самым трудным? (Мы научились определять тип подчинительной связи в словосочетании, научились самостоятельно работать с тестами онлайн , и можем теперь самостоятельно работать дома. Что нам помогло преодолеть затруднения? (работа по таблицам, текстом, презентация, объяснение учителя) |
|
||||||||||||||||||||||||
оценка за работу на уроке. |
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Слайд № 52 Оценки за урок: |
|
||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа |
Параграф 10, стр76-78 теоретический материал, упр.129,1,2,3 ( по выбору), работа по теме с тестами на печатной основе к учебнику. Поработать с тестами в Интернете Слайд № 53
|
|
Приложение к уроку.
Индивидуальная карточка.
Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании
Радостное событие
Перепрыгнуть через лужу
Искреннее слово Громко чихнуть Прочитать оглавление
|
Поставьте вопрос Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу: Какой? х Прил. + сущ. Яблочное пюре
|
Тестовая работа. Найди словосочетания, объясни выбор.
1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл и думал г) у юннатов д) поздним вечером
2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в) летел и кружился г) около дома д) на мокрой террасе
3. а) по лесной тропинке б) около дома в) побежал к реке г) искрится звезда д) по дороге
4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в) у дома г) расшумелись дерев ья д) к дремучему лесу
5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в) налетел ветер г) от тучи д) закружил и разбросал
Таблица №1«Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Знаю |
Хочу узнать
|
Узнал(а) |
|
|
|
Таблица №2
Тип подчинительной связи |
Главное слово |
Зависимое слово |
Согласование |
Самостоятельная часть речи
|
|
Управление |
Самостоятельная часть речи
|
|
Примыкание
|
Самостоятельная часть речи
|
|
Самостоятельная работа с текстом. (А.С.Пушкин)
Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством.
Выпишите словосочетания. Каких словосочетаний получилось больше всего?
Почему?
Текст по типу описание.
Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?
Попробуй сделать это с выписанными словосочетаниями.
-Из какого произведения А.С.Пушкина данный текст?
Текст домашней работы.
Задание: выписать словосочетания, определить вид по главному слову, составить схемы словосочетаний.
В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.( А.С.Пушкин)
Ирина Владимировна Казарцева
Пролубщикова Наталья Владимировна