План-конспект урока-презентации по русскому языку «Словосочетания. Виды связи слов в словосочетаниях»
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока «Словосочетания. Виды связи слов в словосочетаниях»
Предмет, класс: Русский язык, 10 класс
Тема урока: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
развитие познавательной самостоятельности;
овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку
формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
УУД:
ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока:повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ЕГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания,разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование:раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.
Русский язык: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2008.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Сегодня мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Орфоэпическая разминка (слайд 2)
Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.
Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.
(Взаимопроверка Слайд 3)
Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин) (Слайд 4)
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»
Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании…
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание.Связь слов в словосочетании» (Слайд 5)
Учитель:А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
-
Проверка работы с одновременным заполнением кластера (Слайд 6-7)
Учитель: Коллективная работа. Каждая пара заполняет по одному пропуску в схеме-кластере.
Ученики:
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание и предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.
СИНТАКСИС
строение
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
Проверка (слайд 7)
главное слово зависимое слово
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
именное глагольное наречное согласование управление примыкание)
Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: А теперь давайте вспомним, что представляет собой каждый вид подчинительной связи. На экране словарь примеров «Способы связи» (Слайд 8)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd02f10c-e4d9-447f-8475-5bd360d1ba27/%5BRUS8_158%5D_%5BTD_170%5D.htm
Учитель: Давайте проверим себя (Слайд 9). На экране интерактивная таблица. Способы подчинительной связиhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf
Проблемная ситуация.
Учитель: Словосочетание в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части – морфемы – слиты воедино: непроницаемый для воды – водонепроницаемый; в пять этажей – пятиэтажный.
Отдельно взятое словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения.
Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.
Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
Работа в группах: каждой группе предлагается список слов с заданием:время на выполнение – 5 минут.
Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.
1. а) на письменном столе б) корабль отплыл в) прыгнули с моста г) громко засмеялся |
2. а) постучать в дверь б) жить по-новому в) вследствие опоздания г) в первых рядах |
3. а) платье в клетку б) проснуться утром в) пропущенный урок г) бить баклуши |
4. а) будем работать б) сидел молча в) сомневаться в сказанном г) за интересной книгой |
Вывод (записываем в тетради): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями (Слайд 10):
1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным;
3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение;
4) составные словоформы.
Индивидуальная работа.
Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.
Время на выполнение – 5 минут.
Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.
Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).
Карточка 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).
Выборочный диктант (Слайд 11):
Выпишите только словосочетания
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.
Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере
Давайте потренируемся (Слайд 12-14):
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
Разминка «Веришь ли ты?»
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите правую руку, если неверное – левую.
Веришь ли ты, что…
Учитель:
Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы?(Да)
Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)
Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?(Да)
Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением? (Да)
Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)
Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» – управление?(Нет, грамматическая основа предложения)
Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)
V. Итог урока.
1. Беседа. Алгоритмизация.
Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
Ученики:
1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
Учитель: И напоследок, давайте восстановим правило (Слайд 15).
Интерактивная таблица.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html
VI. Домашнее задание.
Упр. 333, 334 (стр. 228)