Технологическая карта урока «Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании» (Русский язык, 8 класс)

3
0
Материал опубликован 6 December 2021


 

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.

Составила: Бичегкуева Валентина Сергеевна

Дата: 05.10.19

Тема: Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

Авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, М: «Просвещение», 2015 г.

Цель: Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении, отработать трудные случаи управления и примыкания.

Задачи: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новыми знаниями по теме и их первичному закреплению; развивать интерес к предмету, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе в процессе актуализации знаний по данной теме.

Технологии: ИКТ, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения, технология развития критического мышления (ТРКМ).

Планируемые результаты:

Предметные:

Образовательные: распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, находить главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Личностные: формировать мотивацию к самостоятельному поиску знаний, уметь отстаивать собственную позицию; слушать других, уважать их мнение; договариваться и приходить к общему выводу в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление логических операций; умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 

Метапредметные: уметь определять тему урока; понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и планировать пути её решения; находить причину своих ошибок.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, карточки, оценочные листы (у каждого учащегося).

 

п/п

Название этапа урока

Цель и задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Этап мотивации

 

Организовать обучающихся на урок

Создание эмоционального настроя

 

Готовность к уроку

 

Делятся на пары

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения

 

2

Проверка домашнего задания.

 

Формирование умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему.

Фронтальный опрос по теоретическим понятиям, изученным на предыдущем уроке

Взаимопроверка домашнего задания, нахождение ошибок, устранение обнаруженных пробелов.

 

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: уметь проявлять себя.

 

 

 

 

3

Создание проблемной ситуации.

Создать ситуацию мотивации к обучению

 

Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи: Морозный день,

Напишу письмо, заразительно смеётся. - Чем похожи и чем отличаются данные пары слов?
 

Читают запись, анализируют, делают выводы.

 

Ученики определяют тему – «Словосочетание».
 

Полная запись темы урока «Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании».

Познавательные: воспринимать информацию;

осуществлять логические операции, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества.

4

Целеполагание.

 

Поиск решения проблемы

 

 

 

 

 

Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

- Предположите, какой цели должны достигнуть на уроке.

 

Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент: (оценочный лист)

 

 

Повторяют имеющиеся знания по теме «Словосочетание»:

- Что такое синтаксис?

- Что вы знаете о словосочетании?

- Какие словосочетания называются синонимичными?

- Как произвести синтаксический разбор словосочетания? (слайды 1-6)

 

Систематизация сведений по изучаемой теме: отвечают на вопросы, записывают в тетради 3словосочетания для анализа.

Познавательные: Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц; наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Осуществлять определение типов связей.

Предметные: Формирование понятий и

организация действий с опорой на алгоритм.

Регулятивные: умение составлять план действий

Коммуникативные:

реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

 

5

Ознакомление с новым материалом

Познакомиться с различными видами подчинительной связи в словосочетаниях.

Презентация по теме урока с комментариями.

Представление опорного конспекта

Осуществление записей в тетради по ходу презентации.

Сравнение своих записей с опорным конспектом, предложенным учителем. (Сл. 7-9). Тренировочные упражнения: Определить виды связи слов в словосочетаниях Сл. 10-11)

 

Предметные: Формирование понятий и

организация действий

Регулятивные: Уметь выполнять несколько видов деятельности одновременно, выбирать главное в потоке информации для записи в тетради.

 

Актуализация знаний

 

Смена видов деятельности (работа у доски)

Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами,

 

2.Образовательная:

Формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании»

Повторение знаний по орфографии и пунктуации.

Продолжение презентации по теме:

1. Работа с трудными случаями управления и примыкания.

Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с поиском в предложениях словосочетаний со связью согласование и управление, примыкание.

 

2.Замена словосочетаний синонимичными с другим видом связи

(задание № 4 ОГЭ)

Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с заменой одного вида связи другим.

 

Работа с учебником, чтение правила. Дополнение записей в тетради.

Работа у доски с предложением. Задача учащихся -научиться вычленять из него словосочетания со связью согласование, управление, определять, какой частью речи выражено зависимое слово. Проверяют работы друг у друга.

(Слайды 12-18).

 

 

 

Конструирование словосочетаний путём замены одного вида связи другим с взаимопроверкой по образцу, предложенному учителем.

(Сл.19-20)

Предметные: Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности,

Регулятивные: формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам,

Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

7

Первичная проверка понимания

Дать оценку работы одноклассника и своей.

Выявить причины затруднения

Разъяснение вариантов выполнения задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении

Воспроизведение новых знаний по опорному конспекту. Выполнение задания. Оценка работ.

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Прогнозирование.

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

8

Применение знаний обучающимися.

 

Повторение посредством выполнения индивидуальных заданий.

Объективное оценивание выполненных заданий.

Объясняет (организует повторение)

Выполняет роль эксперта и консультанта.

 

1.Работают в группах, составляя лингвистический текст с характеристикой определенного словосочетания

2.Выполняют упражнение из учебника.

3. Составляют схему «Виды подчинительной связи в словосочетании».

Познавательные: извлекать нужную информацию для построения связного текста на лингвистическую тему; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли

Личностные: осознание себя как индивидуальности и члена общества.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

9

Рефлексия.

Этап подведения итогов

 

 

Обобщить проделанную работу

Оценивание и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

 

Выбирают «Свою оценку» работы на уроке. Повторная работа с оценочными листами. Продолжить предложения

Сегодня я узнал…

Было трудно

Было интересно…

Я выполнил задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Я смог…(Сл.22)

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

 

9

Домашнее задание.

1.Организационно-методическая:

проектирование способов и форм индивидуально-личностной деятельности

Опорный конспект. Предварительно - по учебнику. Возможны индивидуальные задания повышенной сложности (по результатам урока)

Оценка работы класса.

(Сл.21)

Коммуникативные УУД: обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 

 

 

Карточка № 1

Замените словосочетание, построенное на основе согласования,

синонимичным словосочетанием со связью управление.

Куриный бульон, скифские курганы, книжный переплѐт, иллюстрированный

журнал, каменный истукан, деревянный шкаф, садовые цветы, глиняный

кувшин, картонная папка, папин дом, арбузная корка, клюквенный кисель.

Карточка №2

Замените словосочетание, построенное на основе согласования,

синонимичным словосочетанием со связью управление.

Фарфоровая чашка, телефонный звонок, каучуковое изделие, егерский костюм,

картофельное пюре, пионерский галстук, плавательный бассейн, краеведческий

музей, книжный стенд, стеклянный шкаф, аквариумная рыбка, черноморский

берег.

Карточка №3

Замените словосочетание, построенное на основе согласования,

синонимичным словосочетанием со связью управление.

Кофейный напиток, хлебная крошка, земляничное варенье, сливовый джем,

стиральный порошок, квасное сусло, компьютерный диск, цветочная рассада,

мраморная лестница, солнечное затмение, мельничный жернов, героический

поступок.

Карточка №1

Замените словосочетание, построенное на основе управления,

синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Куча земли, книжка для записей, щѐтка для одежды, бассейн для плавания,

крем для увлажнения, халат для дома, цветы из сада, листок бумаги, дом из

бревѐн, кувшин из глины, волшебство ночи, капли дождя, куст возле дороги,

зелень лугов, слѐзы радости.

Карточка №2

Замените словосочетание, построенное на основе управления,

синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Преданья старины, по тропинкам леса, время после обеда, туман перед

рассветом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки, ухаживать за садом, дом из

камня, шапка отца, повадки лисы, книга из библиотеки, листья дуба, жители

села, улыбка ребѐнка.

 

Карточка №3

Замените словосочетание, построенное на основе управления,

синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Колье с бриллиантами, ошейник для собаки, тетрадь ученика, замок для двери,

следы зверя, писк комара, лапы гуся, день торжества, обязанности по

хозяйству, укус муравья, платье из шерсти, работы под землѐй, день с ветром,

изделия из кожи.

Оценочный лист

 

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) _________________________________________­­__

2. Сегодня на уроке я научился(лась) _____________________________________

3. Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать ___________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше _____________________________

6. Осталось непонятным   _________________________________________________

7. Мне захотелось _______________________________________________________

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации