Статья «Система дидактических игр и занимательных упражнений на уроках математики в 1 классе»
У ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», то есть запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу.
Известный педагог и психолог С.Т.Шацский отмечал, что игра – это «жизненная лаборатория детства». Он писал: «В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном периоде не потеряла своего значения и в школьном возрасте. Значит опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее эффективный метод включения детей в учебную работу.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Необходимым способом обучения детей в начальный период освоения ими знаний, умений и навыков, определенных учебной программой, являются дидактические игры. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.
Если мы принуждаем младшего школьника задумываться, размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, то принуждение лишь угнетает, а не возбуждает мыслительную деятельность ребенка. Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду может послужить интерес.
Дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения и навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей.
Наряду с дидактическими играми на уроках необходимо также использовать загадки, задачи-смекалки, задачи-шутки, упражнения на внимание, логические упражнения, ребусы и другой занимательный материал.
Твердая ориентация на игру как средство, метод, форму организации учебно-воспитательной деятельности маленьких школьников очень помогает мне в работе.
Возникла необходимость систематизировать игры и занимате-ный материал по математике по разделам программы.
На уроках подготовительного периода надо обобщать и пополнять знания, умения и навыки, которыми обладают дети, дать те знания, которые необходимы для перехода к изучению нумерации. За этот период должно быть отработано умение вести счет различных объектов, сравнивать предметы и группы предметов, уточняются пространственные представления, порядковые отношения.
На этом этапе я использую различные математические игры. Например, для выявления простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению помогает игра «Составим узор».
Содержание игры. Учитель предлагает детям у себя на парте составить узор. С этой целью он дает следующее задание: разместить по середине листа бумаги красный круг, вверху и внизу от круга два желтых треугольника, справа и слева – два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг по середине, два красных и два синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева – синие квадраты.
Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее правого узора, сосчитать число фигур в каждом из них.
Игра «Концовка» развивает у детей математическую речь, включает в их активный словарь термины: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Содержание игры. а) Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (можно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы). Например: «Если сосна выше березы, то береза… (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы… (тоньше ствола дуба)».
б) Учитель предлагает закончить сочетание, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок… (круглый), дядя Степа… (высокий), соломинка… (тонкая» и так далее.
Чтобы закрепить навык счета, развивать слуховое внимание используется игра «Наседка и цыплята».
На карточках изображено различное количество цыплят. Распределяются роли: дети – цыплята, один ученик – наседка. Наседку дети выбирают с помощью считалки:
Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка…
Вот и вся считалка.
Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Учитель обращается к детям:
Цыплята есть хотят
Мы накормить должны цыплят.
Наседка начинает свои игровые действия – стучит по столу несколько раз – созывает цыплят к зернышкам. Если наседка постучала три раза, ученик, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит три раза (пи-пи-пи) – его цыплята накормлены.
Эту игру я провожу на уроках физкультуры, иногда на переменах.
Также на этом этапе можно предлагать игры: «Что изменилось?», «Найди свое место», «Где звенит колокольчик?».
Дети всегда с увлечением отгадывают загадки. Здесь нужно обратить внимание на то, что загадки должны иметь какие – то математические элементы. Чаще всего таким элементом является число, которое содержится в загадке и служит одним из признаков, по которому происходит поиск ответа на эту загадку. Например.
Четыре ножки в
зеленой рогожке.
Кто это? (Лягушка).
У кого одна нога,
Да и та без башмака?
(У гриба).
При изучении раздела «Нумерация» используются, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего из чисел.
На этом этапе я применяю игру «Составим поезд». Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего.
Составим поезд.
Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, исполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, исполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плече ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: «Два да один – это три». И так далее. Потом вагоны (ученики отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного – два. Два без одного – один»). И так далее.На основе этой игры я предлагаю учащимся сосчитать число вагонов слева направо и справа налево и подвожу их к выводу: считать можно в любом направлении, не пропуская и не считая дважды один предмет.
При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью я провожу игры «Хлопки» (хлопать столько раз, сколько выставлено картинок, и показать нужную цифру), «Лучший счетчик», «Посчитаем лепестки у цветка».
При знакомстве с цифрами мы с ребятами обязательно фантазируем, на что похожа изучаемая цифра. И приятно видеть, с какой радостью и увлечением дети работают, и нет границ их фантазий, как
горят глаза, и светятся улыбкой лица буквально у всех до одного. А
далее дома или в группе продленного дня дети по желанию зарисовывают, на что похожа та или иная цифра.
Очень нравится детям игры «Левее, правее», «Веселый счет», а также « Найди число, которое спряталось».
Для каждой цифры у меня приготовлены стихотворения, которые заучиваются наизусть:
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.
(Г.Виеру)
Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
Шеей тонкой.
(Г.Виеру)
А вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
(С.Маршак)
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
(Г.Виеру)
А вот это – цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
(С.Маршак)
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!
(В.Бакалдин)
Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она.
(Г.Виеру)
Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
(С.Маршак)
Следующий раздел, предусмотренный программой – «Сложение и вычитание». На этом этапе дети должны научиться применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах десяти, знать состав чисел, доводить до автоматизма табличные случаи сложения и вычитания. Ребята начинают решать задачи, сравнивать число и выражение.
Для закрепления состава чисел я использую различные манипуляции с большими бусинами: говорю, что у меня «N» бусин, дети отгадывают, сколько бусин в одной коробочке (руке), а, сколько в другой; или когда известна сумма и одно из слагаемых, дети ищут втрое слагаемое и так далее.
Для этой же цели заселяем с ребятами дома:
5 6
Найди свою пару.
Дидактическая цель игры: закрепление знания о составе числа.
Содержание игры. Детям раздаются карточки с цифрами 1 – 9.
Учитель называет число, например – 7. К доске выходят дети с цифрами 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3 и встают парами. С теми, кто не нашел свою пару проводится индивидуальная работа.
Для закрепления примеров на сложение и вычитание в пределах 10, я использую игру «Самый быстрый почтальон».
Содержание игры. Учитель раздает нескольким ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами, (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот – самый быстрый почтальон.
Решение примеров проверяют все ученики.
Также в этот период обучения в своей работе я применяю такие игры: «Перекличка», «Молчанка», «Телефон», «Ромашка».
При ознакомлении с переместительным законом сложения можно использовать игру «Было – стало».
Закрепляется на доске рисунок елочки, на ее ветвях игрушки – слева три (красные шары), справа – две (синие шары). С помощью карточек раздаточного материала дети украшают также свои елочки на партах. На доске записывается: 3 + 2. После того, как будет решен пример, учитель просит детей закрыть глаза, и переставляет игрушки. Открыв глаза, дети отмечают, что изменилось, затем тоже изменяют свои рисунки. Составляется еще один пример на сложение: 2 + 3. Решив его, дети получают тот же ответ: 5.
Несколько раз, поменяв местами игрушки на елке и составив соответствующие примеры на сложение, можно подвести детей к выводу: «От перестановки слагаемых результат не меняется».
Для отработки навыков устного счета в моей методической копилке много задач в стихах. Вот некоторые из них:
Пять малышек – медвежат5 – 1 = 4. Мама уложила спать.
Одному из них не спится,
А скольким сон хороший снится?
А кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетели
3 + 2 = 5. Еще две синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Покажет на карточке
каждый из вас.
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
10 – 8 = 2. Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж?
Три ягненка дружно жили
3 + 4 = 7. Да козлят еще четыре.
(Посчитай-ка, сколько всех?)
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
7 – 3 = 4. Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок.
При решении задач включаю в условие лишние данные или спрашиваю о том, что уже дано в условии, или пропускаю какое-либо важное слово в задаче. Иногда включаю такие задачи в устный счет:
«Для поливки огорода Витя принес сначала два ведра, а потом еще два ведра и принес еще одну лейку. Сколько ведер воды принес Витя?»
«Мама положила на две тарелки яблоки. Сколько яблок положила мама?».
В учебнике математики для первого класса имеются задачи геометрического содержания, в процессе выполнения которых дети усваивают круг знаний, умений и навыков: учатся различать и называть знакомые геометрические фигуры, сравнивать их, выявлять свойства, присущие той или иной фигуре. Часто на уроках я использую счетные палочки для выполнения упражнений следующих видов:
Сколько надо палочек, чтобы составить треугольник? квадрат?
Какими по величине должны быть палочки для квадрата?
Посмотрите внимательно на фигуру. Из скольких палочек она составлена? Сложите такую же фигуру на пальцах.
Возьмите семь палочек. Сложите из них две фигуры. Какие фигуры вы сложили? И так далее.
Такие задания повышают интерес у детей. Знания усваиваются
сознательно и прочно, если учащиеся выполняют познавательные действия. К ним относятся упражнения в узнавании и различении геометрических фигур:
Сравнить: что общего в данных фигурах? В чем их различие?
2. Из каких геометрических фигур составлены елочки? Чем они отличаются друг от друга? В какой елочке больше треуголь-
ников и на сколько?
Из каких геометрических фигур составлена каждая картинка?
Чем отличается одна картинка от другой?
ИГРЫ:
«Загадки Буратино».
Буратино нарисовал
Как называются фигуры, которые он нарисовал?
Кого нарисовал Буратино? Из каких фигур состоит цыпленок? Сколько кругов вы видите? Сколько треугольников? Сколько прямоугольников?
Найдите одинаковые фигуры. Какие это фигуры?
Аналогичную работу провожу по другим условным рисункам.
«Придумай еще».
На магнитной доске закрепляется круг (треугольник, квадрат). Дети предлагают, какие предметы можно нарисовать из круга (треугольника, квадрата).
Обе игры развивают наблюдательность, смекалку, позво-
ляют проводить сравнения предметов по форме и размеру. Кроме того, работа с геометрическим материалом развивает у детей сообразительность, творчество, логическое мышление.
На уроках математики необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Они позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся
с р а в н и в а т ь математические объекты, выполнять простейшие виды а н а л и з а и с и н т е з а.
С р а в н е н и е – это такой логический прием, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
При обучении прием сравнения всегда используется для какой-то познавательной цели. Исходя из целей сравнения, могут выделяться соответствующие сходные и отличительные признаки.
А н а л и з – это логический прием, состоящий в мысленном расчленении математического объекта на составные элементы, каждый из которых затем может исследоваться в отдельности как часть расчлененного целого, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема – с и н т е з а – в целое, обогащенное новыми знаниями.
Каждый объект, даже самый простой, имеет бесчисленное множество признаков. Запомнить и выделить все эти признаки невозможно, нужно выделить только некоторые, существенные. Это такие
признаки, каждый из которых отдельно взятый является совершенно необходимым, а все выделенные вместе окажутся достаточными для того, чтобы по ним можно было отличить данный объект от всех остальных, познать его с какой-то точки зрения.
Чаще всего логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Приведу примеры некоторых логических упражнений.
1. Закончите рисунок
2. На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из крайних на другую сторону).
3. Из каких геометрических фигур составлены человечки? Какой человечек «лишний»? Чем он отличается от остальных?
4. Скажите «да», если высказывание верное, и «нет» – если оно ложное.
Все домики без окон.
Некоторые домики без окон.
Есть домик, у которого не одно окно.
У каждого домика одно или два окна.
Если у домика не одно окно, то у него вообще нет окна.
5. Разберите следующие фигуры по какому-либо признаку:
Периодически в устные упражнения я ввожу и такие логические
задачи:
На ветке сидели три синицы и пять воробьев. Четыре птички
улетели. Улетел ли хоть один воробей? (Ответ: да, улетел, так как синиц всего три, и если все они улетели, то и тогда среди улетевших птичек должен быть воробей.)
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?
Четверо играли в домино пять минут. Поскольку минут играл каждый?
Коля и Петя живут в соседних домах. Идя в школу, Коля вышел и дома одновременно с Петей, значит, Петя вышел из дома… (одновременно с Колей.)
Развитие логического мышления способствуют задачи-шутки,
вопросы-шутки. Например:
Сколько горошин может войти в один стакан?
Мой приятель шел,
Пять рублей нашел.
Мы вдвоем пойдем,
Сколько найдем?
Росло четыре березы. На каждой березе по четыре больших ветки. На каждой большой ветке по четыре маленьких. На каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок? (ни одного. На березах яблоки не растут.)
Своеобразными логическими задачами на выявление предмета
по некоторым признакам являются народные загадки. Они всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В
загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Также подбираются загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет.
Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
Какие цифры могут сказать о себе: «повернешь меня вниз головой, и я стану другой»? (Это демонстрируется учениками на карточках с цифрами 6 и 9.)
Одна нога и шапка, а головы нет. Что это такое? (Гриб.)
Под крышей – четыре ножки,
а на крыше - суп да ложки.
Что это такое? (Стол.)
Кто в году четыре раза переодевается (Земля.)
Всегда с интересом дети принимаются за отгадывание простых ребусов. При этом надо предлагать не какие угодно ребусы, а только те, которые имеют определенную связь с математикой: либо в его изображении встречаются математические знаки, либо в ответе содержится математический термин. Например
Па 3 от – патриот По 2 л – подвал
7 я – семья С 3 ж – стриж
Ви 3 на – витрина 6 - шест
3 буна – трибуна 5 ница – пятница
Ак 3 са – актриса
И так, загадки, ребусы, задачи-шутки, занимательные вопросы приобщают детей к активной умственной деятельности, вырабаты- вают умение выделять главное, существенные свойства, замаскиро-
ванные внешними несущественными данными. Они подбираются сог-
ласно цели урока и служат средством активизации мыслительной деятельности, переключения внимания интеллектуального отдыха.
Очень важны для процесса обучения задания, направленные на развитие памяти и внимания. Эти задания я усложняю по мере прохождения программы, включая их в устные упражнения в начале урока. Например, упражнение «Заметь все!». Выставляю на наборном полотне 7 – 8 предметных картинок. Предлагаю детям рассмотреть их. Через десять секунд закрываем и прошу учеников перечислить все, что они запомнили. Игра имеет несколько вариантов. Можно попросить детей назвать последовательность картинок; можно поменять их местами и спросить, что изменилось; можно убрать одну и попросить ее описать.
Эту игру можно проводить с теми же заданиями, но заменив предметы геометрическими фигурами:
Какие фигуры изображены?
Сколько их?
Какого они цвета?
В какой последовательности они изображены?
Затем фигуры меняем местами, некоторые из них убираем,
спрашиваю детей, что изменилось и т.д. Такую же игру провожу с цифрами:
Какие цифры вы заметили?
Назовите соседей цифры…
Сколько всего цифр выставлено?
Какие две первые цифры? (две последние?) и т. д.
Для развития памяти можно использовать и такой прием: вне-
запно, никого не предупредив, провести соревнование «Кто точнее скажет».
Сколько шкафов стоит в конце класса?
Кто выше Аня или Рома?
Какого цвета вчера была кофта у Оли? и т. д.
С этой же целью я использую игру с геометрическими фигура-
ми. Беру, например, только треугольники и круги и показываю детям по одной фигуре, не придерживаясь никакого порядка, а дети должны запомнить, сколько треугольников и сколько кругов.
В начале учебного года на уроках внеклассного чтения мы с ребятами читали книгу Н.Грибачева «Волшебные очки». На протяжении всего года герои сказок этого автора учатся вместе с детьми. Они стали настоящими друзьями. Заяц Коська, белка Ленка, еж Кирюха приносят различные задания детям. Даже обычную задачу детям интереснее решать, если они знают, что, решив ее, помогут Коське спастись от лисы Лариски.
При изучении нумерации чисел второго десятка учащиеся должны понять, как образуются числа второго десятка, усвоить порядок следования чисел при счете, научиться их записывать и читать.
Кроме того, закрепляются навыки сложения и вычитания в пределах 10. На этом этапе я использую те же упражнения, что и раньше, но с усложнением, а также ввожу некоторые новые игры. Такие как: «Стук-стук», «Будь внимателен» и другие.
В результате широкого применения игрового и занимательного материала, учебная программа по математике усваивается лучше, повышается интеллектуальный уровень развития детей.