Статья «Использование дидактических игр на уроках математики при изучении сложения и вычитания в пределах 10»

2
2
Материал опубликован 20 March 2018 в группе

Использование дидактических игр на уроках математики при изучении сложения и вычитания в пределах 10.

 

Автор: Ахметдинова Виктория Александровна

 

Введение

Сейчас в педагогике происходит изменение практики и методов работы, широкое распространение получают игры. Введение в практику игровых методик напрямик связано с некоторыми социокультурными процессами, которые направленны на поиск новых форм общественной организованности и культуры взаимодействий между учителем и учеником.

Скорость роста объема учебного материала диктует свои условия к тому, как применять методы обучения младших школьников. А сами методы часто направлены на количество изученного материала, а не на его качество. Естественно, такой подход, не помогает успешному усвоению программного материала и увеличению уровня количества знаний. Скорее наоборот, материал, который плохо усвоен учащимися, не может быть надежной опорой для усвоения новых знаний. Но решение данной проблемы скрыто в использовании таких методов обучения младших школьников, которые основываются на передовых представлениях детской психологии. Здесь на помощь учителям приходит игра – один из древнейших, но актуальных методов обучения.

Игра является для ребенка не просто интересным времяпрепровождением, но и способом моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, в ходе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Ребята сами придумывают интересные игры, которые переносят их в загадочный мир приключений и помогают понять самые банальные, бытовые вещи.

На данный момент появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, в которой игра считается ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью игры можно легко включить любого ребенка в учебную работу и найти эмоциональный отклик.

При обучении математике ставится задача - применить полученные знания в меняющихся условиях. Для того, чтобы поставленная задача была реализована по максимуму нужно выбрать методы и приёмы обучения, целесообразно их сочетать и правильно использовать в учебном процессе. Цель дидактических игр - развить интерес к изучаемому материалу; закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 10; развить и скорректировать познавательные процессы.

В связи с вышесказанным, считаю, что актуальность рассматриваемой темы «Использование дидактических игр при изучении сложения и вычитания в пределах 10» полностью обоснована.

Понятие о дидактической игре и её видах.

Игра имеет особое значение в жизни каждого ребенка. С.А.Шацкий писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.” [4; с.3]

А философы считают, что: “Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”. [12; с.7]

Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:

особое отношение ребёнка к окружающему миру;

особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;

социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;

деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;

социально-педагогическая форма организации всей детской жизни. [6; с.26]

Игра может помочь ребенку снять неприятные переживания, стресс, помочь в умственном и нравственном воспитании.

Давайте рассмотрим, какое значение имеет игра? В ходе игры у детей формируется привычка сосредотачиваться, думать самостоятельно, развивается внимание. Когда дети увлечены, они не замечают, что учатся: запоминают новое, познают, пополняют запас представлений, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, и стараются не подвести товарищей по команде.

Из всего многообразия видов игр, именно дидактические больше всего связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. [7; с.17]

Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. [3; с.10]

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры». [4; с. 12]

Главным отличием дидактической игры от другой деятельности является то, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре главным типом деятельности является учебная.

Главной чертой дидактических игр является обучающая задача. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

Можно выделить следующие основные структурные компоненты дидактической игры:

- игровой замысел (выражен, как правило, в названии игры)

- правила игры (определяют порядок действий и поведения учащихся)

- игровые действия (регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры)

- познавательное содержание (заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой)

- оборудование (включает в себя оборудование урока, а также различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы)

- результат (выступает в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение).

Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Прежде чем проводить игру нужно доступно изложить сюжет, поставить перед детьми познавательную задачу, распределить роли, сделать нужные записи на доске, подготовить необходимое оборудование. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если в игре активно участвует часть класса, то остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителя и т.п. Игра может быть проведена на любом этапе урока.

Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. [9; с. 13]

Существует множество разнообразных взглядов на классификации игр, рассмотрим одну из них. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры. [12; с. 20]

Данная группа игр показывает их направленность на познавательную деятельность детей, их обучение, но не раскрывает в полной мере основы дидактической игры. Можно выделить несколько типов дидактических игр, которые сгруппированы по виду деятельности учащихся.

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия похожи со сказкой. Игра-путешествие показывает реальные факты или события, простое раскрывает через загадочное, обычное - через необычное, необходимое — через интересное, трудное — через преодолимое. Все это происходит в игре, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Игры-путешествия обостряют внимание, осмысление игровых задач, наблюдательность, облегчают достижение успеха и преодоление трудностей.

Игры-поручения похожи на игры – путешествия по структуре, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения "Что бы я сделал..." или "Что было бы..?", "Кого бы выбрал в друзья?" или "Кем бы хотел быть и почему?". Иногда началом игры может быть картинка. Дидактическое содержание заключается в том, что создается ситуация и ставится задача, которая требует осмысления последующего действия. Задача игры заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...".

Игры-загадки. Раньше загадки использовались для проверки знаний, находчивости. В настоящее время загадки рассматриваются как вид обучающей игры. Основной признак загадки - замысловатое описание, которое нужно отгадать. Главной отличительной чертой загадок является логическая задача.

Игры-беседы (диалоги). Основным является общение (детей друг с другом, педагога с детьми). Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. [8; с. 26]

Еще игры делятся на творческие и игры с правилами.

     

Значение дидактических игр на уроках математики

Наиболее трудным, а для некоторых детей на первых годах обучения нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано, с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать, в то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у части детей ещё недостаточно развиты. [7; с. 12]

Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков, в игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д. [1; с. 45]

Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников по однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, т.к. она доступна и понятна ребёнку. [2; с. 57]

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. [13; с. 7]

Дидактические игры помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку, подобрать посильные задания, учесть умственные и психофизические возможностей, максимально развивать способности каждого.

В коллективных играх, формируются качества личности детей. Дети учатся сдерживать свои желания, учитывать интересы своих товарищей, у них воспитываются воля и характер, развивается чувство ответственности.

Дидактическую игру можно успешно использовать на уроках математики и как средство коррекционно - воспитательной работы с младшими школьниками, для более успешного вовлечения детей, испытывающих трудности в обучении математики, в серьёзную учебную деятельность. [13; с. 6]

Итак, подведу итог о значении дидактических игр в процессе обучения:

Игры формирует способности ребенка, способствуют его общему развитию.

Игры являются средством нравственного и эстетического воспитания.

Игра - средство формирования знаний, умений и навыков, развития речи.

Игра помогает развитию высших и внешних чувств ребёнка.

Игра- это средство формирования самостоятельности в процессе поиска знаний.

Игра - путь познания, способствующий ускорению интеллектуального развития.

Игра- это учение без принуждения.

Игра- общение ребёнка со сверстниками, учителем.

Игра- «школа морального поведения».

Игра помогает организовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Теперь аксиома - роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности - умственной, физической, нравственной, эстетической. По сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, т.е. не требует никаких способов насилия над личностью ребёнка в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который дала человеку природа. [14; с. 29]

 

Требования к подбору и подготовке игр для урока:

1. Цели игры должны быть четко определены заранее. Игры не должны носить случайный характер. Учитель должен знать и понимать, какие результаты он ожидает. Это поможет направить игру в нужное русло.

2. Игра должна быть посильной и понятной, базироваться на опыте и знаниях детей. Игра не должна утомлять. Не сложная игра пробуждает интерес не только к игровому действию, но и к дидактической задаче, позволяет ребенку проявить себя. Заставляет учеников управлять своим поведением и эмоциями, каждый ученик чувствует ответственность за свои действия, игра мобилизует на оказание помощи своим товарищам по команде.

На значимость этого требования указывает и Минкин Е.М. «Игры обязательно должны быть доступны детям. Но что считать критерием доступности при выборе игры?... Для одних игра может показаться слишком сложной, для других - доступной. Индивидуальные различия бывают часто значительно большими, чем различие возрастное. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная игра подходит очень трудно, а иногда и невозможно. Подбирать игры надо применительно к каждому ребёнку индивидуально. Однако это относится лишь к играм, основанным на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении».

В познавательных играх, где на главный план выступает наличие ЗУНов. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную игру.

Интерес к решению задач, к играм, которые требуют напряжения мысли, появляется не у всех детей и не всегда сразу, поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Игрой можно только увлечься, заставить детей играть нельзя.

Развивающие игры требуют в этом отношении особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Здесь особенно необходимо создать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребёнку удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута. [10; с. 23]                                                       

3. План проведения игры должен разрабатываться заранее с учётом дидактических целей.

4. Правила игры должны быть чётко сформированы, их должно быть немного.

5. Игры должны быть в меру разнообразными.

Но не следует увлекаться частой сменой игр, лучше всего использовать ранее известные игры, изменяя в них содержание или игровой материал, правила, дидактическую задачу, а потом постепенно вводить новые игры, не отвлекать от сути решаемой проблемы.

Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей группами предметов или рисунками.

На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение действий, вычислительных приёмов и свойств. В этом случае нужно ограничить использование наглядности, а усилить внимание к вычислительному приёму и громкому проговариванию правила, свойств.

 В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. [10; с. 23]

 

2.2 Использование дидактических игр на уроках математики в 1 классе.

Игра является одним из важных средств в развитии и воспитании учащихся, усвоении знаний. Игра может быть применена в разных методах обучения.

Приведу для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения.

Сюда относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания. [11; с. 40]

Приведу пример игры учащихся I класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел без перехода через десяток.

Искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющихся задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу. При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний. На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия. [11; с. 4]

Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание. [6; с. 27]

Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. [5; с. 45]

Способы использования дидактических игр при закреплении материала

На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры. [8; с. 38]

Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. [8; с. 40] (Примеры игр см. в приложении)

Заключение

Сейчас, очень широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование профессиональной и общеобразовательной школы нацеливает на использование всех ресурсов и возможностей, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Не все педагогические ресурсы используются в сфере развития и воспитания ребенка. К ним относится игра.

Для эффективного использования игр, как средства воспитания и развития ребенка, при организации и проведении игр нужно выполнение следующих условий:

Содержание игры должно служить воспитанию и развитию. Игры обязательно должны быть:

эмоциональными (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему радость, удовольствие);

обучающими и познавательными (ребенок должен что-то узнавать, учиться чему-то новому, решать, мыслить);

игры должны быть социально ориентированными.

Главная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

                                                          
 
                                                         Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. –М.,2005

2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.,2000

3. Выготский Л.С. Игра, ее роль в психическом развитии ребенка.//Вопросы психологии.2006, № 6

4. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк.,2005, №11

5. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 57-62

6. Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2005

7. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М.,2003

8. Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М.,2002

9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 2000 стр.12-13

10. Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике // Начальная школа. - 2004

11. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики//Начальная школа,2001,№5

12. Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М., 2007

13. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003

14. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. М.,2004

 

 

Приложения

 

28

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Ярко получилось у Вас

11 April 2018

Спасибо за материал!!!!!!!!!!!!!!

11 April 2018