12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбунова Наталия Алексеевна2333
Моё педагогическое кредо: Многому я научилась у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников. Педагогический стаж 27 лет. Работаю по УМК "Школа России". Вовлекаю детей в исследовательскую деятельность.
Россия, Тамбовская обл., Моршанский район
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Статья «Использование дидактических игр на уроках русского языка и чтения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ

Горбунова Н. А., учитель начальных классов,

МБОУ Сокольниковская СОШ

Моршанского района Тамбовской обл.

По содержанию, особенности организации, развивающему и воспитательному влиянию игры чрезвычайно разнообразны.

Дидактические игры на уроках чтения и русского языка направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Среди дидактических игр различаются игры с условной ситуацией; игры, построенные на основе стихотворений, и игры интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады). Близки по педагогическому значению к дидактическим играм различные занимательные задания, иначе их называют игровыми.

Результативность таких игр зависит от методики и планомерности их проведения. Как адекватное возрастным особенностям учащихся средство решения программных задач дидактические игры полезно использовать не только на уроках или внеурочных заданиях, но и во всей системе работы с детьми.

Задачи игр по обучению грамоте, закрепление навыков чтения непосредственно связаны с программными задачами. В отдельных играх углубляются знания о том, что элементом речи является слово, в других – закрепляется умение составлять из букв слова, в третьих – отрабатывать навыки чтения отдельных слов или предложений.

Игровые элементы позволяют спрятать от детей дидактическую задачу и, таким образом, облегчить трудный для них процесс приобретения знаний.

На уроках обучения грамоте, русского языка и чтения используют такие виды игр:

кроссворд - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов;

ребус – это загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв или знаков;

метаграмма – это загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причём в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова. Например:

Я с «П» - кругла, желта, на вкус приятна

И прячусь под поверхностью земли,

А с «К» я – то мала, рто необъятна

И поднимаю часто корабли. (Репа – река);

анаграммы – это слова из одних и тех же букв, но обозначающие названия разных предметов (пила – липа, весна – навес);

шарады – загадки, в которых загаданное слова делится на несколько частей, представляющих, в свою очередь, отдельное слово;

Слог первый – восклицание,

Второй – достоин порицания,

А все – на севере далёком обитает

И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень)

«Весёлая азбука» - короткие образные стихотворения, помогающие детям быстрее запомнить буквы и отличать их по внешним характерным признакам;

Слова-перевертыши и предложения-перевертыши необычны тем, что при чтении слева направо и справа налево имеют один и тот же смысл;

Загадки с омонимами, как и другие виды игр с загадками, опираются на организацию мыслительной деятельности учащихся. Они способствуют развитию логического мышления, обогащают словарный запас и при составлении ответа из букв закрепляют навыки чтения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

1. Волшебницы - буквы.

Цель: формировать умения составлять и преобразовывать слова.

Содержание игры: в слове «рой» замени букву, обозначающуюпервы согласный звук, на «п» (пой); в слове «пей» - на «л». В слове «лай» замени первую букву на «м». В слове «май» замени гласную на «о». (мой)


 

2. Узнай букву.

Цель: усвоить начертание печатных букв, развить умение составлять из букв слова.

Содержание игры: детям предлагаются буквы, вырезанные из плотного картона. Одному ребёнку завязывают глаза. Он должен ощупать букву и назвать е1ё. После называния всех букв дети составляют из них ( р, с. а, у, к. ), слова (рука, сук, мак, рак, лук)


 

3. Дополни до целого слова.

Цель: изучить новую букву, формировать умения и навыки правильного чтения слогов с новой буквой.

Содержание игры: в гости прилетела Гаркуша и приносит детям слоги: ка, ко, ки, ку. Дети учатся читать слоги, подбирают слова, в которых эти слоги есть ( кино, карандаш, картина, кукушка, яблоко, кошка)


 

4. Вкусные слова»

Цель: формировать умения и навыки составлять из букв, слогов слова.

Содержание игры: Буратино шёл к детям в гости. ОН нёс «вкусные слова». Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова (яблоко, слива, груша). После чтения по цепочке или хором дети приходят к выводу, что Буратино нёс фрукты.


 

5. Маячки.

Цель: формировать умения находить безударную гласную в корне слова.

Содержание: проводится звуковой анализ данных слов с составлением схемы, в которой обозначают опасные места, кладут красные сигналы (кружки) под опасными местами.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.