12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Григорьева Эльза Рафаиловна17
Система мониторинга проектной деятельности гимназистов Учитель физики, заведующая исследовательской лабораторией Эйнштейна Григорьева Эльза Рафаиловна

С целью получения высокого качества образования и результативности ЕГЭ в условиях перехода на ФГОС в МБОУ «Гимназия №7» с 2005 г. осуществляется планомерная работа учащихся над экспериментально-исследовательскими проектами естественнонаучного направления на базе школьной исследовательской лаборатории Эйнштейна.

Объект исследования – система формирования культуры проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Гимназия №7».

Предметом исследования является анализ практики применения системы оценки ее качества.

Внутришкольная система формирования культуры проектной и исследовательской деятельности состоит из:

– элективного курса (учебного предмета), обеспечивающего ее целенаправленное формирование;

– базовых и профильных учебных предметов, способствующих ее реализации;

– исследовательской деятельности и образовательных проектов на базе Лаборатории Эйнштейна, как школьного компонента учебного плана;

– городской НПК им.М.В.Ломоносова;

- экспериментально-исследовательской работы в составе Школьной лиги РОСНАНО, как школа-партнер Лиги.

Важная роль в этом вопросе отводится системе оценки качества, состоящей из нескольких взаимосвязанных компонентов:

систематического мониторинга (соотнесенного с этапами циклограммы) процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности;

предварительной оценки проекта (исследования) учащегося экспертным советом школьного научного общества;

оценки защиты проектной (исследовательской) работы экспертным советом в ходе школьной конференции;

механизма обратной связи.

Мониторинг процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности, который реализуется в нашей школе на протяжении учебного года, является ведущим компонентом системы оценки качества. Как известно, первоначально термин «мониторинг» появился в социологии и экологии. В научно-педагогической литературе для определения сущности этого понятия используются различные определения.

Мониторинг – один из способов создания и использования новых механизмов и инструментов организации процесса проектной и исследовательской деятельности учащихся. В его ходе выстраивается не только характер развития исследования, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проекта.

Мониторинг – непрерывные контролирующие действия в системе «учитель–ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ребенка от незнания к знанию. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений, важнейшая часть и информационная база менеджмента.

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Его объектами выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни этой сферы, управления, те или иные аспекты деятельности, знания и т.д.

Цель: оптимизация процесса принятия решений по улучшению организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

– регулярный сбор и обработка информации, проведение системного и сравнительного анализов;

– определение состояния процесса организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью выработки перспективы;

– установление уровней овладения школьниками умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;

– информирование участников школьного научного общества о текущем состоянии дел,  обеспечение открытости объективной информации о результатах;

– выработка эффективного инструмента усовершенствования системы работы над проектами.

Этапы внедрения системы мониторинга:

0 цикл программы: 2005- 2009 гг.

создание материально-технической базы для занятий проектной деятельностью учащихся гимназии;

1этап: 2010-2012гг.

обобщение опыта работы школьного НОУ учащихся,

разработка комплексной программы проектной деятельности по оптимизации процесса обучения предметов естественнонаучного цикла,

создание экспертного совета учителей и кураторов проектной деятельности,

разработка комплексной программы развития проектной деятельности в гимназии,

создание единой базы проектных работ по различным направлениям деятельности,

организация занятий по направлениям;

2 этап: 2013-2015 гг.

обобщение опыта работы НОУ учащихся и учителей в публикациях,

разработка программы взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,

разработка и усовершенствование системы подготовки, проведения и экспертизы работ,

совместная работа в проекте Школьная Лига РОСНАНО,

Организация курсов усовершенствования учителей по программе ШЛ РОСНАНО,

Распространение и обобщение опыта работы учителей и организация ресурсного центра изучения инновационных технологий;

3 этап: 2016-2020 гг.

внедрение проектных технологий в практическое использование, как результат взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,

организация практикума учащихся старшего звена на предприятия-партнеры в проектной деятельности;

Организация курсов усовершенствования учителей по направлению внедрения проектного метода как итоговая аттестация школьника,

Формирование материально-технической базы ресурсного центра изучения инновационных технологий;



Исполнение решений по созданию системы мониторинга проектной деятельности гимназистов

В МБОУ «Гимназия №7» для исполнения решений по созданию мониторинга проектной деятельности учащихся проведены следующие мероприятия:

0 цикл программы: 2005- 2009 гг.

создание материально-технической базы для занятий проектной деятельностью учащихся гимназии;


1этап: 2010-2012гг.

обобщение опыта работы школьного НОУ учащихся,

разработка комплексной программы проектной деятельности по оптимизации процесса обучения предметов естественнонаучного цикла,

создание экспертного совета учителей и кураторов проектной деятельности,

разработка комплексной программы развития проектной деятельности в гимназии,

создание единой базы проектных работ по различным направлениям деятельности,

организация занятий по направлениям;


2 этап: 2013-2015 гг.

обобщение опыта работы НОУ учащихся и учителей в публикациях,

разработка программы взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,

разработка и усовершенствование системы подготовки, проведения и экспертизы (оценки) проектных работ (таблица 1, таблица 2),

совместная работа в проекте Школьная Лига РОСНАНО,

Организация курсов усовершенствования учителей по программе ШЛ РОСНАНО,

Распространение и обобщение опыта работы учителей и организация ресурсного центра изучения инновационных технологий;

Таблица 1. Интегрированная оценка проектной (или исследовательской) работы

Фамилия, имя, класс автора работы

Тема

ФИО руководителя

Самооценка

Оценка руководителя

Участие в конкурсах, конференциях (результаты)

Оценка преподавателя элективного курса

  Таблица 2. Критерии оценки уровней сформированности культуры проектной и исследовательской деятельности

Фамилия, имя, класс автора работы

Тема

ФИО руководителя

Уровни (творческий, продуктивный, базовый)

Применение механизма обратной связи – анкетирование авторов и руководителей проектов и исследований необходимо для анализа и совершенствования процесса. На базе гимназии организовано регулярное ежегодное, начиная с 2012г., системное мониторинговое исследование учащихся старшего звена на применение полученных знаний, умений и навыков практического использования в рамках Всероссийского мониторинга, под контролем ШЛ РОСНАНО. Председателем экспертной комиссии мониторинга является Елена Ивановна Казакова , научный руководитель программы ШЛ, председатель экспертного совета АНПО «Школьная лига», профессор, доктор наук. 

Результаты мониторинга ШЛ РОСНАНО: ежегодно 30% анкетируемых учеников гимназии становятся призерами Всероссийского мониторинга ШЛ РОСНАНО.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.