12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Григорьева Эльза Рафаиловна17 |
Система мониторинга проектной деятельности гимназистов
С целью получения высокого качества образования и результативности ЕГЭ в условиях перехода на ФГОС в МБОУ «Гимназия №7» с 2005 г. осуществляется планомерная работа учащихся над экспериментально-исследовательскими проектами естественнонаучного направления на базе школьной исследовательской лаборатории Эйнштейна.
Объект исследования – система формирования культуры проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Гимназия №7».
Предметом исследования является анализ практики применения системы оценки ее качества.
Внутришкольная система формирования культуры проектной и исследовательской деятельности состоит из:
– элективного курса (учебного предмета), обеспечивающего ее целенаправленное формирование;
– базовых и профильных учебных предметов, способствующих ее реализации;
– исследовательской деятельности и образовательных проектов на базе Лаборатории Эйнштейна, как школьного компонента учебного плана;
– городской НПК им.М.В.Ломоносова;
- экспериментально-исследовательской работы в составе Школьной лиги РОСНАНО, как школа-партнер Лиги.
Важная роль в этом вопросе отводится системе оценки качества, состоящей из нескольких взаимосвязанных компонентов:
систематического мониторинга (соотнесенного с этапами циклограммы) процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности;
предварительной оценки проекта (исследования) учащегося экспертным советом школьного научного общества;
оценки защиты проектной (исследовательской) работы экспертным советом в ходе школьной конференции;
механизма обратной связи.
Мониторинг процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности, который реализуется в нашей школе на протяжении учебного года, является ведущим компонентом системы оценки качества. Как известно, первоначально термин «мониторинг» появился в социологии и экологии. В научно-педагогической литературе для определения сущности этого понятия используются различные определения.
Мониторинг – один из способов создания и использования новых механизмов и инструментов организации процесса проектной и исследовательской деятельности учащихся. В его ходе выстраивается не только характер развития исследования, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проекта.
Мониторинг – непрерывные контролирующие действия в системе «учитель–ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ребенка от незнания к знанию. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений, важнейшая часть и информационная база менеджмента.
Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Его объектами выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни этой сферы, управления, те или иные аспекты деятельности, знания и т.д.
Цель: оптимизация процесса принятия решений по улучшению организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
– регулярный сбор и обработка информации, проведение системного и сравнительного анализов;
– определение состояния процесса организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью выработки перспективы;
– установление уровней овладения школьниками умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;
– информирование участников школьного научного общества о текущем состоянии дел, обеспечение открытости объективной информации о результатах;
– выработка эффективного инструмента усовершенствования системы работы над проектами.
Этапы внедрения системы мониторинга:
0 цикл программы: 2005- 2009 гг.
создание материально-технической базы для занятий проектной деятельностью учащихся гимназии;
1этап: 2010-2012гг.
обобщение опыта работы школьного НОУ учащихся,
разработка комплексной программы проектной деятельности по оптимизации процесса обучения предметов естественнонаучного цикла,
создание экспертного совета учителей и кураторов проектной деятельности,
разработка комплексной программы развития проектной деятельности в гимназии,
создание единой базы проектных работ по различным направлениям деятельности,
организация занятий по направлениям;
2 этап: 2013-2015 гг.
обобщение опыта работы НОУ учащихся и учителей в публикациях,
разработка программы взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,
разработка и усовершенствование системы подготовки, проведения и экспертизы работ,
совместная работа в проекте Школьная Лига РОСНАНО,
Организация курсов усовершенствования учителей по программе ШЛ РОСНАНО,
Распространение и обобщение опыта работы учителей и организация ресурсного центра изучения инновационных технологий;
3 этап: 2016-2020 гг.
внедрение проектных технологий в практическое использование, как результат взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,
организация практикума учащихся старшего звена на предприятия-партнеры в проектной деятельности;
Организация курсов усовершенствования учителей по направлению внедрения проектного метода как итоговая аттестация школьника,
Формирование материально-технической базы ресурсного центра изучения инновационных технологий;
В МБОУ «Гимназия №7» для исполнения решений по созданию мониторинга проектной деятельности учащихся проведены следующие мероприятия:
0 цикл программы: 2005- 2009 гг.
создание материально-технической базы для занятий проектной деятельностью учащихся гимназии;
1этап: 2010-2012гг.
обобщение опыта работы школьного НОУ учащихся,
разработка комплексной программы проектной деятельности по оптимизации процесса обучения предметов естественнонаучного цикла,
создание экспертного совета учителей и кураторов проектной деятельности,
разработка комплексной программы развития проектной деятельности в гимназии,
создание единой базы проектных работ по различным направлениям деятельности,
организация занятий по направлениям;
2 этап: 2013-2015 гг.
обобщение опыта работы НОУ учащихся и учителей в публикациях,
разработка программы взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,
разработка и усовершенствование системы подготовки, проведения и экспертизы (оценки) проектных работ (таблица 1, таблица 2),
совместная работа в проекте Школьная Лига РОСНАНО,
Организация курсов усовершенствования учителей по программе ШЛ РОСНАНО,
Распространение и обобщение опыта работы учителей и организация ресурсного центра изучения инновационных технологий;
Таблица 1. Интегрированная оценка проектной (или исследовательской) работы
Фамилия, имя, класс автора работы | Тема | ФИО руководителя | Самооценка | Оценка руководителя | Участие в конкурсах, конференциях (результаты) | Оценка преподавателя элективного курса |
Таблица 2. Критерии оценки уровней сформированности культуры проектной и исследовательской деятельности
Фамилия, имя, класс автора работы | Тема | ФИО руководителя | Уровни (творческий, продуктивный, базовый) |
Применение механизма обратной связи – анкетирование авторов и руководителей проектов и исследований необходимо для анализа и совершенствования процесса. На базе гимназии организовано регулярное ежегодное, начиная с 2012г., системное мониторинговое исследование учащихся старшего звена на применение полученных знаний, умений и навыков практического использования в рамках Всероссийского мониторинга, под контролем ШЛ РОСНАНО. Председателем экспертной комиссии мониторинга является Елена Ивановна Казакова , научный руководитель программы ШЛ, председатель экспертного совета АНПО «Школьная лига», профессор, доктор наук.
Результаты мониторинга ШЛ РОСНАНО: ежегодно 30% анкетируемых учеников гимназии становятся призерами Всероссийского мониторинга ШЛ РОСНАНО.