Нестандартные задания
Власова Н.Н.
1.Далеко не секрет, что связная и логичная речь современных школьников, привыкших к тестам, далека от совершенства. Поэтому и появился в моем арсенале такой тип заданий, как «Опровергни или уточни».
Пример 1. Часто в ответах учащихся встречаются высказывания, которые являются неполными, неточными или ошибочными. Проанализируйте высказывания и определите их верность, ошибочность или неточность. Поясните ответы с точки зрения физики.
А) Только в твердом состоянии тело сохраняет объём.
Б) Молекулы веществ притягиваются.
В) Чем сильнее полировать поверхность, тем более скользкой оно становится.
Г) В твердом состоянии тело сохраняет объём.
Д) У Земли два полюса.
Ответ.
А) Объём тело сохраняет и в жидком состоянии. Слово «только» здесь лишнее.
Б) Молекулы вещества одновременно притягиваются и отталкиваются.
В) Сначала при полировке, пока сглаживаются неровности, скользкость увеличивается, но при некоторой гладкости из-за молекулярного взаимодействия плотно прилегающих поверхностей скользкость уменьшается.
Г) В твердом состоянии тело сохраняет и объём и форму.
Д) У Земли два географических и два магнитных полюса.
2. Для учащихся старших классов задания подобного рода называю «Научный миф» и связываю их с теоретическими вопросами, границами использования законов. Технология использования такова. Вопрос озвучивается на уроке. Если ответ учащиеся формулируют частично или не формулируют, переадресую его группе желающих сделать на следующем уроке сообщение. Так создается копилка «Современные научные мифы».
Пример 2. В век нанотехнологий число научных мифов не уменьшается, а даже растет. Оцените достоверность высказывания.
А) Ртуть – единственный металл, который при комнатной температуре остается жидким.
Ответ.
А) Всего существуют четыре металла, находящихся при температурах, близких к комнатной, в жидком состоянии. Это ртуть, цезий, галлий, франций (учащиеся приводят сведения о каждом металле, демонстрируют презентацию).
3. Сложным для многих школьников является сравнение, группировка и классификация объектов. Такой род заданий условно называю «Фильтр».
Пример 3. Найдите логические взаимосвязи между понятиями, назовите их общим термином, исключите лишнее понятие.
А) метр, масса, литр, градус.
Б) плотность, объём, метр, длина, масса, литр, Вольт, давление.
Ответ.
А) Единицы измерения: метр, литр, градус.
Б) Физические величины: плотность, объём, длина, масса, давление.
Единицы измерения: метр, литр, Вольт.
Школьники часто объединяют термины «плотность, объём, масса» («умножив плотность на объём, находим массу») или термины «объём, литр» («объём измеряется в литрах»).
4. Как вариант заданий, направленных на поиск, преобразование и развитие внимания, умения анализировать и осуществлять синтез, использую задания, условно названные «Сито».
Пример 4. Выпишите из списка неповторяющиеся буквы, из них составьте термин. Дайте его толкование.
А) пеакпакафавпкппафпаспаа
Б) вфовлфтовуфпиопувофспнат
В) уфмлкмфрлмлофумлуяфзутлафулд
Ответ.
А) Не повторяются три буквы, из которых составлено слово «вес».
Б) Не повторяются четыре буквы, из которых составлено слово «сила».
В) Не повторяются восемь буквы, из которых составлены слова «ток» и «заряд».
Резюме. Подобные задания способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, расширению кругозора. Учащиеся занимают активную позицию, взаимодействуют при работе в малых группах, генерируют идеи, сами составляют такие задания.
Лихина Елена Викторовна
власова Наталья Николаевна
Лихина Елена Викторовна
власова Наталья Николаевна
Rudzyty
Елена Сергеевна
Синяк Татьяна Ивановна
Трунтаева Светлана Юрьевна
Омарова Альмира Шигаповна
Кустова Марина Михайловна
власова Наталья Николаевна