В образовательной практике используется множество педагогических технологий. Широкое распространение получили технология проектной деятельности, модульная технология, аудиовизуальные, информационные, личностно-ориентированные, развивающие технологии, технологии проведения учебных дискуссий и многие другие. Основу выбора педагогических технологий для обучения составляют: индивидуальные особенности и исходный уровень знаний обучающихся; отбор видов деятельности, адекватных целям усвоения и возрастному развитию обучающихся. Оптимально выбранные технологии позволяют наилучшим образом решать поставленные задачи обучения, а также способствовать развитию личности учащихся.
«Техника аквариума» - одна из форм учебной дискуссии, особый вариант организации коллективного взаимодействия. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержащим противоречия, конфликты, разногласия. Он интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации.
Цель: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
«Техника аквариума» выглядит следующим образом:
1. Выдвигаем проблему. Учитель сам предлагает ученикам проблему для обсуждения.
2.Класс делится на группы. Учитель может сам распределить в группы, но я предпочитаю, чтобы это сделали ученики.
3.Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя. Этот ученик будет представлять позицию группы всему классу.
4.Группы обсуждают проблему и определяют общую точку зрения. Время на работу дается небольшое.
5. Представители групп собираются в центре класса. Они высказывают, и защищают позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
6.Учитель может разрешить представителям и группам, взять перерыв для консультаций.
7. Такое обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
8.После обсуждения проводится его критический разбор.
Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями.
Например, я использую «Технику аквариума» на уроках в 9 классе «Свободное падение тел», в 10 классе «Тепловые двигатели».