Интенсификация образования в пропедевтическом курсе «Физика. Химия»: теория и практика
"Следует поставить во главу угла не столько проблему
разработки интенсивных методов, …
сколько проблему интенсификации любого обучения"
А. Н. Леонтьев, 1975 год
Современная школа призвана развивать в учениках не просто умение «видеть» возникающие в различных сферах жизни проблемы, а готовность решать их самому – этот постулат у всех на слуху. Работающий сегодня учитель в арсенале должен иметь такие педагогические технологии, применение которых обеспечит необходимую интенсификацию процесса образования с учетом индивидуальных особенностей первичного восприятия новой информации и мышления обучающегося. Такой подход к работе, уверена, позволит учителю не стать «очередной бедой образования» [1].
Процесс совершенствования познаний ребенка в области естественных наук не может быть результативным без применения технологий интенсификации деятельности обучающихся, в основе которых – использование моделей: схемных и знаковых. Исследователи особенностей мышления человека обращают нас к тому, что реальный окружающий нас мир в мозге каждого человека отражается индивидуально, особенно, по-своему. Причина этого – существование и действие двух разных психофизиологических механизмов, один из них обеспечивает формирование и непрерывное пополнение запасов новых понятий ученика, второй – формирует представление и вывод новых для ребёнка суждений и умозаключений [2].
Принципы, лежащие в основе таких технологий обучения, таковы:
- принцип системного квантования, он основан на особенностях «работы» мышления человека, который использует для этого всевозможные знаковые системы: символьную, языковую, графическую;
- принцип когнитивной визуализации, вытекающий из особенностей психологии человека, согласно ему можно повысить эффективность усвоения новой информации, если в обучении используется наглядность, несущая как иллюстративную, так и когнитивную функции.
Таким образом, приступая с пятиклассниками к освоению пропедевтического курса «Физика. Химия», исхожу из объективной необходимости деления новой для детей информации на фрагменты, порции, сопровождая их небольшим пояснительным текстом. Определив психолого-педагогической задачей курса – создание условий для формирования основ естественнонаучных метапредметных знаний учащихся через интенсификацию обучения, использую на уроках физики рифмованные строки, загадки, кроссворды.
В курсе «Физика. Химия» интенсифицировать процесс самообразования помогают, на мой взгляд, опыты и простые исследования, творческие задания, которые, по личному желанию ребёнка, он может выполнить дома. Не требующее значительных временных затрат и какого-то специального оборудования, выполнение этих заданий, становясь продолжением образовательной деятельности в лицее, обеспечивает развитие познавательной активности ребёнка; учитель же имеет возможность на этом этапе выявлять детей, интересующихся естественными науками. [3]
Приведу лишь один пример: после изучения темы «Сила упругости» предложила детям, используя предметы в собственной квартире, исследовать зависимость деформации тела от приложенной силы. На следующем уроке обсуждали, сколько ёлочных игрушек можно подвесить на небольшую ветку, чтобы она не сломалась.
Такие исследования в домашних условиях всегда творческие: выполняя их, ребенок не только находит решение проблемы, он сам планирует ход эксперимента, оценивает, получив результат, практическую значимость собственного исследования. Возможно, научная ценность таких домашних опытов и исследований невелика, но… сколько изобретений, неординарных открытий в физике начиналось с детских исследований!
Следует отметить, что появление у лицеистов нового учебного предмета на два года раньше, чем у остальных детей, действительно увеличивает объем новой образовательной информации, которую им необходимо принять и понять, осмыслить и преобразовать в собственные умения. В этих условиях для учителя приоритетным становится поиск технологий, приемлимых и эффективных на начальном этапе освоения физики и химии. Годичный эксперимент в пятых классах показал, что технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей, в частности, технология «интеллект – карта», могут стать основными на этом этапе «физического» образования лицеистов.
Во все времена учеными и исследователями, психологами и учителями создавались и апробировались, внедрялись и совершенствовались эффективные технологии обучения. В методической системе «5«Д», используя педагогическую идею и метод В. Ф. Шаталова, технологию опорных сигналов (конспектов) применяю на уроках, требующих высокой самоорганизации учащихся и большого объема, например, справочной информации. Шаталовский метод интенсификации обучения сочетаю с разработкой и использованием УДЕ (по методу П. М. Ердниева) на уроках обобщения в средней школе. Их применение при освоении физики в 7 – 11 классах побуждает каждого ребенка к активному образовательному труду, поиску наиболее удобного для себя способа представления информации, умению наблюдать, обобщать разрозненные факты, мыслить критически, анализируя полученные результаты. Таким образом, логическое, последовательное раскрытие темы при изложении нового материала учителем, самообразование при подготовке ученика к урокам, из урока в урок работает на совершенствование предметных компетентностей учащихся, служит, в конечном итоге, развитию творческой личности ребёнка.
«Владение» информацией, её эффективное использование для самообразования – разве не актуально в области образования? Но как ребенку десяти – двенадцати лет обрести себя в океане информации? Как определить, какой способ кодирования и воспроизведения её именно твой? Только методом поиска и проб, не забывая о том, что именно «мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первичной сигнальной системы» [5]. Поэтому при обработке информации для человека предпочтительным всё больше становится радиантный метод, идущий на смену малоэффективному линейному.
Человек, существуя в информационном пространстве, воспринимает, запоминает и использует новые для себя сведения свойственным ему образом. Решение возникающей при этом проблемы индивидуального представления единого окружающего нас мира кроется в главенствующем для этого человека способе «прочтения» информации. Если учитель - сценарист современного урока, то предлагаемые или моделируемые им образы, являются результатом деятельности его правополушарных компонентов мышления.
Вспомните фразу, в которой заложены основные принципы восприятия информации: когда в первый раз встречаете незнакомую вам информацию, то обычная на неё реакция: - "Этого не может быть!", во второй раз: - "В этом что-то есть!...", в третий раз: - "Да это всем известно!!!" [4]
Известно, что на начальном или пропедевтическом этапе освоения школьного предмета активизируется познавательная деятельность ученика, основным результатом которой становятся сформированные у ребёнка базовые умения классификации и выбора, поиска и обработки необходимой информации с целью её дальнейшего использования, как в образовательных целях, так и в повседневной жизни. Учителю – координатору в таких условиях необходимо работать над созданием оптимальных условий не только на уроке для того, чтобы поэтапное создание системы естественнонаучных взглядов, оставаясь индивидуальной, потому неповторимой, имело научную основу и служило формированию убеждений, обретению ценностей ребёнком. Именно в таких условиях деятельности педагогика и психология обеспечивают метапредметные образовательные результаты.
Интеллект, как свод умственных способностей человека, связан с его мышлением, обрабатывающим внешнюю информацию. Знакомство с теориями мышления в психологии позволило классифицировать его по видам: [5]
Начало изучения основ любой науки становится мощным импульсом для развития наглядно-образного, значит, оценочного мышления ребенка. Вывод: новая для ребёнка информация должна им восприниматься и кодироваться, исходя из ассоциаций и собственного «видения» изучаемого объекта. Поэтому в системе «5«Д» появилась «интеллект – карта» - технология, интенсифицирующая мышление учащихся, стимулирующая проявление и развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Использованию технологии предшествуют опросы, результаты которых ежегодно подтверждают, что освоение значительных объёмов новой информации упрощается, если основным способом её представления является символы, рисунки или некие схемы. Объяснение этому простое: восприятие объекта или процесса становится целостным, когда активно работает правое полушарие головного мозга, так как «каждый бит информации, поступающий в мозг,…может быть представлен в виде… объекта…» [6].
Лицеисты имеют возможность ознакомиться с алгоритмом составления и примерами интеллект-карт по физике на страницах блога «Мир физики» (адрес: uroki-v-licee.blogspot.ru). Работая над картами, дети используют учебник, так как в нем красочный рисунок – основное средство подачи учебного материала.
Каждая интеллект-карта, выполненная учеником, индивидуальна, подобно модели, описывающей объективную реальность такой, какой её воспринимает именно этот человек. В ней составитель «ставит» акценты на то, что после получения и осмысления новой информации значимо и интересно именно ему, символами и линиями представляя понятия, формулы, взаимосвязь величин.
Приведу пример. После первичного освоения понятия «Сила» на этапе рефлексия предлагаю учащимся, изъявившим желание работать над составлением карты, изобразить в центре листа найденный «образ» силы. Обращаясь к учебнику, используя рабочую таблицу «Силы в природе», дети составляют карты, работа над которыми продолжается вне лицея, становясь домашним заданием.
На следующем уроке авторская интеллект-карта для ученика - подсказчик и помощник в ответах, полученные же навыки собственного представления информации используются детьми в проектной, исследовательской, изобретательской деятельности.
В основе методической системы «5«Д», которая совершенствуется в течение пяти последних лет, такие технологии и личностно - деятельностный подход. Идея «Создать образовательную среду, доступную каждому ребёнку, обеспечить движение от простого к сложному через учебную деятельность, дифференциацию образовательного процесса на основе использования образовательных технологий интенсификации обучения, что должно вести к достижению ребенком максимального образовательного результата» делает обучение интегрированным, исключает разобщение дисциплин естественнонаучного цикла, формируя универсальные действия и определяя личностные результаты образования.
Литература
Куркин Е. Б. Как нам избавиться от старой школы? // Народное образование, № 5, 2012 с. 44-50
Ивашкина Д. А. Освоение метода познания на уроках физики. //«Физика», № 14, 2011, с. 25-27
Немов Р.С. Психология образования М., Просвещение, 1995
Бьюзен Тони. Интеллект – карты. Практическое руководство. Мн., Попурри, 2010, 352 с.