Система работы по изучению творчества Антона Павловича Чехова
Система работы по изучению творчества
Антона Павловича Чехова
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОВОРОВА Л.А.”Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Хузиахметова Лилия Наильевна
Антон Павлович Чехов выделяется среди других великих русских писателей неповторимым индивидуальным обликом. О. Л. Книппер-Чехова проникновенно отметила, что Чехов «глубокой, нежной человечностью был наполнен сам и насытил свое творчество такой же человечностью. Именно А. П. Чехову принадлежат слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли».
Можно смело утверждать, что как писатель Чехов был величайшим гуманистом своего времени, потому что в своем творчестве он возвеличил правду и красоту – именно те ценности, которые всегда составляли главное в человеческой жизни.
Достаточно вспомнить его знаменитую «Каштанку». Известно, что Каштанка – собирательный образ. Историю о собаке, случайно попавшей на цирковую арену, писателю рассказал таганрожец по происхождению всемирно известный цирковой артист А. Дуров. Рыжая собака по кличке Каштанка действительно жила в семье столяра Ефимьева, сын которого учился с Антоном Чеховым в одном классе. Но в истории, рассказанной А. Дуровым, собака остаётся «на вольных хлебах» в цирке, а чеховская Каштанка, услышав во время циркового представления голос хозяина, бросается к нему, пренебрегая своей жизнью и ласками циркового дрессировщика.
А. П. Чехов - талантливый педагог. Вспомните, в каком возрасте вы впервые услышали о приличиях? А Чехов учит этим правилам с раннего детства. Венцом же педагогической позиции А. П. Чехова явилось его письмо брату Николаю, написанное в юности: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны.
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.
Они уважают чужую собственность….
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках.
Если они имеют в себе талант, то уважают его…
Ученикам 9-10 классов предлагается работа по анализу пунктов письма Чехова своему брату. При необходимости ребята проводят словарную работу. По желанию учащимся предлагается написать письмо своим младшим братишкам или сестренкам.
«Инсаф! Запомни важное правило: воспитанные люди уважают окружающих. Они всегда и со всеми вежливы и добры. Не забывай, что в русском языке есть много слов, помогающих быть вежливыми: спасибо, пожалуйста, добро пожаловать и другие.
Если кто-то ошибся, что-то неправильно сделал, ты никогда не смейся и не осуждай. Объясни ошибку, не унижая человеческого достоинства. Если хочешь, чтобы тебя уважали, не стесняйся быть воспитанным. Есть мода на многое, но всегда будут уважаемы порядочность, воспитанность и вежливость. Прими к сведению мои советы и постарайся их придерживаться.
Твой старший брат Ильнар»
Знакомство с творчеством писателя мы начинаем со знакомства с его биографией. Сильные ученики получают задание подготовить небольшое выступление по данной теме. Остальные ребята должны дополнить их рассказ интересными фактами из жизни писателя, его творческого пути. Особое внимание уделяется культурным связям писателей с нашим городом. Ребята самостоятельно выяснили, что в самом городе Казани Чехов никогда не был. Однако, собираясь в свое известное путешествие на остров Сахалин, писатель решил часть пути проехать по Волге и Каме, а путь этот шел через Казань. Известен интересный факт. В письме к Ольге Книппер из Ялты Чехов писал: «получил из Казани длинное письмо от какого-то студента; умоляет о чем-то, клянется, что в Казани шел «Вишневый сад» великолепно и благодарит».
Предлагаем ученикам написать сочинение - рассуждение по высказываниям Чехова. Вот, например «Если бы каждый человек на клочке своей земли сделал что-то полезное, как прекрасна стала наша Земля». Некоторые выдержки из сочинений мы предлагаем вашему вниманию.
1) «Любящий свою страну человек согласится с этим высказыванием классика. Человек привык всегда брать, но ведь нужно уметь и отдавать. Люди пытаются исправить свои ошибки, создают заповедники или фонды по охране природы, но пока этого мало.» (Гильмуллина Р.)
2)»Хорошо было бы, если все люди придерживались этого правила. Что творится в нашем парке? Стоят скамейки, рядом с ними урны, а мусор валяется на земле. Лично я никогда не позволю себе такое.» (Королева К.)
3)»Земля – наш дом, мы должны относиться к ней бережно, охранять её. Хоть каждую весну и осень мы выходим на уборку территории, мусора меньше не становится. Как говорится, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.» (Галлямова А.)
4) «Неаккуратность людей, нежелание работать вредит, в первую очередь, самому человеку. Жизнь человека слишком коротка, чтобы растрачивать ее по пустякам, поэтому надо спешить делать добрые дела.» (Габдрахманов Э.)
5) «Это высказывание Чехова очень актуально для Казани. В 2013 году в нашем городе пройдет Универсиада. Поэтому предлагается много программ, призванных вдохнуть новую жизнь в наш город. Если мы сумеем хотя бы часть ее воплотить в жизнь, я думаю, наши потомки будут вспоминать нас с благодарностью.» (Халилова Л.)
6) «Важно, чтобы эти слова переросли в дела. Чтобы каждый человек делал полезное не только для себя, но и для других. Ведь даже в одной известной сказке фея отказалась подарить мальчику волшебную палочку, потому что он делал все с пользой для себя. И только после благих дел для других он заслужил похвалу феи.»(Петров Д.)
Учащиеся 5-7 классов после изучения произведений А.П.Чехова охотно рисуют персонажей его рассказов, сопровождая устным рассказом. Интересно услышать, какими им запомнились чеховские герои.
Особый интерес вызывают задания на создание тестов по текстам. Ученикам, успешно справившимся с заданием, предоставляется возможность провести тесты в классе, подвести итоги и огласить результаты.
А в старших классах мы стали практиковать составление на основе текстов А.П.Чехова тестов ЕГЭ по русскому языку(. Конечно, данное задание повышенной степени трудности, не все с первого раза успешно справляются успешно, но ребята стараются.
Закончить свое выступление мне хотелось бы слова Антона Павловича Чехова: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее».
Тест по творчеству А.П. Чехова.
В каком городе родился А.П.Чехов?
А) в Таганроге;
Б) в Тамбове;
В) в Туле.
2.На каком факультете университете он учился?
А) юридический
Б) философский.
В) медицинский;
3. В каком году вышла его первая книга?
А) 1884;
Б) 1886;
В) 1887.
4. Сотрудником какого журнала стал Чехов в 1883 году?
А) «Сатирикон»;
Б) «Осколки»;
В) «Современник».
5.Как называлась вторая книга?
А) «Пестрые рассказы»;
Б) «Пестрая лента»;
В) «Пестрый вагон»
6. Произведения каких жанров, по признанию Чехова, он не писал?
А) стихи и доносы;
Б) водевили и пьесы;
В) рецензии и анекдоты.
Правильными являются 1-А,2-В,3-А,4-Б,5-А, 6-А.
Тест по содержанию рассказа «Хамелеон»
Какие конфискованные ягоды лежали в решете у городового?
А) клубника;
Б) смородина;
В) крыжовник.
2. Назовите профессию Хрюкина.
А) золотых дел мастер;
Б) часовщик;
В) лавочник.
3.Что обещался показать Очумелов хозяину собаки, от которой пострадал Хрюкин?
А) Кузькину мать;
Б) золотые горы;
В) где раки зимуют.
4. По какой причине, по мнению Очумелова, шла у Хрюкина кровь?
А) расцарапала кошка;
Б) порезался на работе;
В) расковырял палец гвоздиком.
5. Каких собак, по мнению городового, любит генерал?
А) дворняжек;
Б) легавых;
В) овчарок.
6. Сколько раз меняет Очумелов свое решение относительно собаки?
А) 6;
Б) 4;
В) 3.
Правильными являются 1-В,2-А,3-А,4-В,5-Б,6-А.
Тест по содержанию рассказа «Злоумышленник»
1.В каком преступлении обвиняли Дениса Григорьева?
А) с умыслом учиненное повреждение железной дороги;
Б) воровство на железной дороге;
В) оскорбление личности.
2. Для чего использовали крестьяне гайки?
А) укрепляли мебель;
Б) использовали в сельском хозяйстве;
В) делали грузила.
3.Какая рыба не водится, по признанию Дениса Григорьева, в их реке?
А) окунь;
Б) шилишпер;
В) лещ.
4. Кому продает невода Митрофан Петров?
А) господам;
Б) крестьянам;
В) попу.
5. По какой причине необходимо было попасть Денису Григорьеву на ярмарку?
А) продать товар;
Б) долг получить;
В) купить товар.
6. Какое наказание ожидает Дениса Григорьева?
А) ссылка в каторжные работы;
Б) удары плетью;
В) общественные работы.
Правильными являются 1-А,2-В,3-Б,4-А,5-Б,6-А.
Тест по содержанию рассказа «Толстый и тонкий»
Какую садовую ягоду напоминали губы толстого после принятия пищи на вокзале?
А) спелые вишни;
Б) смородину;
В) крыжовник.
2. Чем пахло от толстого?
А) одеколоном;
Б) ветчиной и кофейной гущей;
В) кислыми щами.
3. Как звали тонкого?
А) Петр;
Б) Павел;
В) Порфирий.
4. Как звали толстого?
А) Максим;
Б) Михаил;
В) Мирон.
5. Как дразнили толстого?
А) Герострольдом;
Б) гномом;
В) графом.
6. Как дразнили тонкого?
А) Эрастом;
Б) Эфиальтом;
В) Эрнестом.
7. Что изготовляет и продает тонкий?
А) деревянную мебель;
Б) деревянные портсигары;
В) деревянную посуду.
8. Кем служил толстый?
А) тайный советник;
Б) коллежский асессор;
В) статский советник.
Правильными являются 1-А,2-Б,3-В,4-Б,5-А,6-Б,7-Б, 8-А.