Специфика подготовки к научно-исследовательской работе, олимпиадам по экологии
Методическая разработка: Система работы с учащимися. Специфика подготовки к научно- исследовательской работе, олимпиадам по экологии. Технологии, методы, приемы, позволяющие повысить эффективность усвоения знаний. Учитель географии МБОУ СОШ № 19, Бубнова Л.В.
Актуальность: Сегодня как никогда экономическое развитие нашей страны формирует повышенный спрос на интеллектуально развитых, обладающих креативным критическим мышлением специалистов, с высоким творческим потенциалом, который позволяет решать многие, в том числе и междисциплинарные проблемы. Выявление, обучение и сопровождение детей с повышенным уровнем интеллектуального развития является важным и приоритетным направлением системы образования.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в разделе 4 «Развитие образования» отмечено, что для реализации стратегической цели государственной политики в области образования – повышения доступности качественного образования – предполагается решение приоритетных задач, в числе которых «создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи». Поэтому необходима системная работа с такими учащимися, создание образовательной среды, в которой возможно развитие и реализация потенциала ребенка.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам. Олимпиады готовят к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Также любому человеку необходимо уметь выделять проблемы, осуществлять рациональный поиск методов и путей решения, развитию таких навыков способствует исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности. Именно исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира, он связан с развитием интеллекта. (Рассадина)
Цель: Формирование развивающей образовательной среды для учащихся через использование активных личностно-ориентированных методов и приемов с целью эффективного усвоения знаний при подготовке к олимпиадам и выполнении исследовательских работ.
Задачи: 1.Создать комфортное развивающее интеллектуальное пространство для развития интереса и актуализации знаний. 2. Использование активных личностно-ориентированных технологий и приемов для формирования творческого и научного мышления.3.Развитие мотивации, самостоятельности, инициативы, выбор результативных методов обучения при групповой и индивидуальной форме обучения. 4. Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс подготовки учащихся к олимпиадам и научно – исследовательским конференциям. Предмет: содержательные личностно – ориентированные формы, технологии, методы подготовки к олимпиадам и конференциям.
Гипотеза: Использование системной работы с использованием активных форм, методов, приемов позволят повысить эффективность усвоения знаний учащимися.
Планируемые результаты: Знакомство с методами, приемами и технологиями, позволит преподавателям помочь обучающимся овладеть необходимой системой знаний, умений, навыков. Что можно достичь: качественно освоить большой объем материала, развивать индивидуальные способности для решения олимпиадных заданий, разобрать основные типы заданий, отработать специфику подготовки к различным типам олимпиадных заданий, помочь сформировать умение к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, освоить навыки критического вдумчивого чтения, анализировать материал, работать с различными источниками, планировать свою деятельность, ставить цели, корректировать пути их достижения, освоить основы методологии исследовательской деятельности;
I.Подготовка к олимпиадам
1.Общие вопросы и первые поэтапные шаги при подготовке школьников к участию в олимпиадах по экологии.
Долгое время, занимаясь, подготовкой учащихся к олимпиадам, хочется поделиться своим опытом, в надежде, что эта статья окажется полезной заинтересованным людям, которые занимаются той же самой сложной кропотливой работой. С чего начинается такая работа, конечно с поиска, с поиска тех, кто проявляет интерес, задает больше вопросов, сам пытается, размышляя, найти ответы. Когда дети найдены, у нас формируется определенная группа - команда учащихся для подготовки к олимпиадам, группа может быть разной как одновозрастной, так и разновозрастной. Второй вариант более удачный, можно сразу пытаться сформировать разновозрастную группу.
Хотя общеизвестно, что приоритетной формой работы по подготовке школьников к олимпиадам была и остается индивидуальная работа, нельзя сбрасывать со счетов и групповую. Важно использовать их вместе. Каждая несет свою функцию, выполняет свою роль. В группе единомышленников, в таком своеобразном центре, дети чувствуют себя комфортно. Они помогают друг другу, делятся знаниями, учатся правильно формулировать свои мысли, происходит погружение постоянное общение, поиск, обсуждение проблем, определенная закалка и тренировка. Постоянно находясь в таком интеллектуальном пространстве, они обсуждают разнообразные вопросы, несколько раз проговаривают термины, тем самым лучше и прочнее запоминают, устанавливают цепочку причинно-следственных связей, приобретая новые знания, также формируется определенный психологический настрой, они не бояться ошибаться, рассуждать, сделать что-то не так, учатся что немаловажно и самоорганизации. Таким образом, работает в полной мере групповой эффект. Специфика подготовки к олимпиаде по экологии заключается в том, что этот предмет в школе не изучается, поэтому у учащихся не сформирована понятийно-теоретическая база, а имеются отрывочные знания по некоторым темам, иногда и общие представления. Поэтому на первом этапе подготовки мы должны получить базовую системную сумму знаний по предмету экология. Что для этого необходимо сделать. Конечно, сначала необходимо учителю дать представление о предмете, показать место экологии в системе биологических наук, отметив междисциплинарность.
Методы и стратегии: интенсификация, ускорение, индивидуализация, проблемное, исследовательское обучение, мозговой штурм. Методические приемы: есть вопрос – найду ответ, я-лектор - информатор, расскажи мне – а я тебе, давай попробуем вместе, я узнал, круглый стол, а что если, продолжи фразу.
1.Работа с терминами. Важная и большая работа - это работа с терминами, которых очень много в экологии. Поэтому необходимо ученику составить словарь. Первое что мы делаем выделяем ключевые (экосистема, биоценоз, биогеоценоз, экотоп, экологическая ниша и т.д.) Эффективной является работа - распределение терминов по темам, блокам, модулям, например Биосфера, экологические факторы (сциофиты, гелиофиты и т.д.).
«Объясни понятно мне» - ученик выступает в роли специалиста, объясняет значение термина, иллюстративная карточка - составление графических схем, схематичных рисунков и т.п. Метод конструирования понятий, взаимопроверка, ученики задают вопросы друг другу на объяснение терминов «Ты мне – я тебе», цепочка, нужно назвать и объяснить термины объединенные одним блоком, одной темой, например взаимодействия организмов - симбиоз, кооперация, мутуализм, комменсализм.
2. Законы. Есть много законов, правил, принципов в экологии, которые необходимо проработать и знать, уметь применять, демонстрируя не только знания, но и творческий подход. Делаем таблицу, две колонки, в одну записываем автор, закон, а во вторую – пример, ребята составляют таблицу самостоятельно. Как легче выучить эти законы, в группе. Тренируются ребята, таким образом, называют друг другу по цепочке первый ученик - автор, второй - закон, третий – приводит пример. Потом по кругу один называет все: и автора и закон и пример, если не справился, остальные проверяют, дополняют, потом следующий. Потом думаем над классификацией, на какие группы можно разделить законы, что будет заложено в основу, какой признак. Используем также и метод «ключевое слово», нужно назвать закон и главное ключевое слово, например принцип Гаузе – конкуренция, закон Шелфорда – минимум и максимум.
На что еще нужно обратить внимание при подготовке к олимпиадам
1.Планирование своей деятельности, провести диагностику, составить план развития, диагностика результатов, оценка собственных достижений.
2.Занятия проектно-исследовательской деятельностью помогают интеллектуальному развитию ученика, тем более для участия в Региональном и Заключительном этапе требуется выполненная проектная работа. Хорошо развивает и тренирует ученика, его исследовательские, творческие способности работа с цифровым оборудованием, обработка данных с использованием различных программ и приложений.
3. Интегративная форма подготовки (используем и опираемся на знания из различных областей). Опережающее обучение, дистанционное взаимодействие с различными ресурсами, категориями. Поддержать, дать уверенность, не бояться делать ошибки (главная установка – не ошибается то, кто ничего не делает). Конструктивный анализ. Если ошибся, то почему, на каких фактах основывался мой вывод. Погружение очень эффективно (занимаемся целый день, постоянно каждый день, изучаем только один крупный блок, крупную тему или несколько тем).