12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алёна21
Новосибирская обл.

Научно-исследовательская работа

 

Тема


 

Анализ системы подготовки кадров для сферы питания

Введение

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.

При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В общественном питании, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.

Цель: провести анализ состояния системы подготовки кадров в сфере питания и дать понятие инновационным технологиям.

Задачи:

провести анализ состояния системы подготовки кадров в сфере питания;

дать понятие инновационным технологиям.

Объект: современные образовательные технологии, которые применяются в учебном процессе.

Предмет: эффективность использования современных образовательных технологий (педагогических технологий) в учебной деятельности в условиях современного образовательного учреждения .


 

Раздел 1. Инновационные технологии

В формировании инновационной экономики страны важнейшую роль играет подготовка высококвалифицированных специалистов. Однако в последние два десятилетия в стране сложился существенный дисбаланс в подготовке и потребности различных отраслей экономики в квалифицированных кадрах, особенно рабочих специалистов.

На современном этапе для развития инновационной экономики в Кемеровской области ключевое значение приобретают специалисты в области геологии и разработки полезных ископаемых, энергетики, металлургии, машиностроения, строительства, технологии продовольственных и потребительских товаров и т. п.

Согласно государственной программе Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы (с изменениями на 4 мая 2018 года) стратегической целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона и рост благосостояния жителей Кузбасса. Достижение этой цели во многом зависит от эффективности системы образования, её интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами, активного привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и инноваций. Ключевая роль системы образования - обеспечить качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы, актуальных и перспективных потребностей рынка труда [6].

  1. Понятие инновационных технологий

«Инновационная педагогика» как термин и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США ещё в середине 60-х гг. прошлого века. В России только в течение последних трёх лет созданы Центр и Институт педагогических инноваций.

Инновации, иными словами, нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа, внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Инновация в системе образования связана с внесением изменений в цели, содержания, методы и технологии, формы организации совместной деятельности учителя и учащихся, в систему контроля и оценки качества образования и систему управления.

Итак, давайте, рассмотрим понятия инновация, технология и инновационные технологии.

Таблица Понятие инновационных технологий (1)

Характеристика термина

Автор

Источник

Примечание

Инновация — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях

Й. Шумпетер

https://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация#cite_note-1

 

Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез 2 слов - investio (одеваю) и novatio (обновляю).

Свободная энциклопедия Википедия

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/940270

 

Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.

Словарь педагогических терминов

https://studfiles.net/preview/5674604/page:33/

 

Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Словарь педагогических терминов

https://studfiles.net/preview/5674604/page:33/

 

Технология - Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.

С. И. Ожегов

Толковый словарь Ожегова https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/241446

 

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства

Новый словарь иностранных слов

https://slovar.cc/rus/inostr-nov/1431740.html

 

Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность.

 

https://studfiles.net/preview/5947301/page:2/

 

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Ягяджик С. С.

Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 548-551.

 

Инновационная технология – инструмент области знаний, охватывающей методологические и организационные вопросы инновационной деятельности.

Т. Зозуля, 26.01.2014

http://fb.ru/article/127727/sovremennaya-innovatsionnaya-tehnologiya-opredelenie-i-sfera-primeneniya

 

Инновационные технологии — набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность.

Колосов В.Г.

Колосов В.Г. Введение в инноватику. - СПб., 2002. С. 15

 

Рассматривая микроструктуру инновационного процесса, учёные выделяют концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс, протекающий во времени. В этом процессе выделяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема деления инновационного процесса на этапы.

Блок-схема «Этапы инновационного процесса» (1)

Приведённая выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развития. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.

1.2. Инновации в педагогике

Методика обучения в настоящее время переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой ФГОС нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти особенности требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит преподавателю:

отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий [35].

В современной педагогической практике активно используется понятие педагогические технологии. В общепринятом понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов. По мнению Г. К. Селевко понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами [26].

Блок-схема «Аспекты педагогических технологий» (2)

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Современное образование направлено, в первую очередь, на развитие личности, повышение её активности и творческих способностей, следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения. Всего этого можно добиться только при наличии интереса у студентов к изучению предмета.

Некоторые авторы считают, что познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению [16].

Несомненно, каждому преподавателю хотелось бы, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у студентов, чтобы они умели не только бездумно писать лекции, но и понимать о чём идет речь, умели логически мыслить, чтобы каждое занятие было не в тягость, а в радость и студентам и преподавателю. Мы привыкли, что преподаватель рассказывает, а студент слушает и усваивает, но слушать готовую информацию — один из самых неэффективных способов обучения.

Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал — усвоил). Следовательно, необходимо сделать из студента активного соучастника учебного процесса. Студент может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому преподавателю необходимо забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора, координатора познавательной деятельности студента, и организовать на занятии для студента все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность студента соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен.

В результате учебной деятельности, студент самостоятельно должен приходить к каким-либо выводам, сам для себя добывать знания. Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание обучающимся не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной преподавателем определенной познавательной деятельности. Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды педагогических технологий. Систематическая работа с активным применением инновационных педагогических технологий повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду, а также активизирует преимущественно репродуктивную деятельность учащихся. Важная особенность обучения — создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации.

Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на занятиях в активных участников. Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к студенту и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и студенты: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности [35].

Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии, такие как: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; педагогика сотрудничества[8].

Инновационный подход в образовании должен включать в себя следующее (см. Блок-схему 3«Виды инноваций»).

Синтез литературы показал, что внедрение инновационных образовательных технологий в высшие учебные заведения, возможно в двух вариантах:

приспособление отдельных инновационных технологий к традиционным для вузов формам занятий;

использование качественно новых форм обучения.

Основными препятствиями более глубокой интеграции инновационных технологий в образовательный процесс является отсутствие необходимых навыков инновационной работы у преподавателей вузов и недостаточное материально-техническое обеспечение вузов.

Блок – схема «Виды инноваций» (3)

Внедрение образовательных инновационных технологий в образовательный процесс, считается, особенно, важным и актуальным. В связи с тем, что инновационные технологии направлены, прежде всего, на повышение качества подготовки в высших учебных заведениях путём развития у студентов творческих, креативных способностей и самостоятельности, которую они проявляют в процессе принятия решений. Это, в конечном счёте, приведет к повышению личностной и профессиональной самооценки будущего специалиста, передаст ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества [21].

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современной лекции необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Таким образом, использование инноваций в высшей школе сегодня — это прямой путь к интеграции образования, науки и практики (бизнеса). Целью, инновационной деятельности высших учебных заведений, становится качественное изменение личности учащихся по сравнению с используемой на протяжении многих лет традиционной системой, которая представляет собой прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту. Кроме того, инновации должны стать основным инструментом улучшения качества образования в современном вузе.

Раздел 2. Анализ системы подготовки кадров для сферы питания

В настоящее время отрасль «Торговля и общественное питание» находится на том уровне развития, когда определяющим компонентом успешного ведения бизнеса становится человеческий капитал. Спрос на рынке труда на квалифицированные кадры, обладающие знаниями и навыками, необходимыми в современной торговле и общественном питании, сегодня особенно велик и существующие на данный момент предложения пока не могут перекрыть все потребности динамично развивающегося рынка. Большинство предприятий торговли и общественного питания испытывают нехватку кадров как квалифицированных, так и неквалифицированных. При этом в перспективе дефицит рабочей силы будет ощущаться все явственней [25].

Работодатели испытывают острую потребность в работниках определенных профессий и уровня квалификации, которых не хватает на рынке труда. Тем временем учебные заведения региона выпускают квалифицированных рабочих и специалистов, в которых работодатели и экономика в целом не нуждаются или же спрос на них уже удовлетворен.

Большинство работодателей Кемеровской области готово принимать на работу выпускников учебных заведений только на низшие должности с минимальной заработной платой, обещая им взамен перспективы дальнейшего профессионального роста. Кадровые службы предприятий отмечают серьезный разрыв между знаниями, которые дают в учебных заведениях, и работой в реальных условиях, поэтому считают, что новый сотрудник приобретет необходимый ему опыт и с честью поднимется по карьерной лестнице, только начав трудиться с самой первой ступени.

2.1. Средне специальное образование

Система СПО с момента создания исторически носила отраслевой характер и была тесно связана с потребностями экономики и социальной сферы индустриального Кузбасса. Практически она создавалась по заказу крупных предприятий и организаций, которые и являлись основными потребителями выпускаемой «продукции» – квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

История среднего профессионального образования в Кемеровской области начинается с Постановления СНК СССР об открытии Щегловского индустриального техникума, принятого в июле 1929 года. Это был период первой пятилетки, начало строительства Кузнецкого металлургического комбината в г. Сталинске, ГРЭС и Коксохимзавода в Щегловске [2].

В 1930 году на базе индустриального техникума были созданы три средних специальных учебных заведения, которые стали его правопреемниками: коксохимический, металлургический и горный техникумы (ныне Кемеровский технический и Новокузнецкий металлургический техникумы и Кемеровский горнотехнический колледж).

90-е годы XX века, связанные с глобальными изменениями в экономике России, не способствовали эффективному развитию системы СПО, и в этот период работодатели часто отказывались от сотрудничества с учебными заведениями. Но ситуация изменилась. Сейчас идет адаптация учреждений образования к рыночной экономике, особенностям рынков труда и образовательных услуг. За последние годы открыто много новых специальностей СПО.

Демографическая ситуация также внесла свои коррективы в деятельность системы СПО Кузбасса. На современном этапе количество студентов и выпускников сократилось. На дневных отделениях колледжей и техникумов обучается 31,6 тысяч человек, тогда как еще в начале 2000 года эта цифра приближалась к 40 тысячам. После «большого скачка» 2003-2006 годов происходит возвращение к середине 90-х годов прошлого века. Численность контингента уменьшается, несмотря на то, что увеличивается приём студентов на базе 9 классов. В данной ситуации администрации и педагогическим коллективам приходится искать пути развития, основанные на инновациях.

Среднее профессиональное образование служит, с одной стороны, базисом социально-экономического развития общества и жизнедеятельности государства, а с другой – средством личностного и профессионального развития человека, его самоопределения. Если качество подготовки выпускников вузов определяет уровень и ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, а выпускников профучилищ – непосредственное внедрение его результатов в общественную практику, то специалисты, имеющие среднее профессиональное образование являются звеном, которое позволяет адаптировать современные научно-технологические разработки к реальному производству и сфере услуг.

Данное звено реализует управленческо-технологические аспекты профессиональной деятельности в конкретное качество получаемой продукции, определяя этим глубину и масштабы развития социально-производственной сферы. Выпускники ссузов профессионально мобильны и конкурентоспособны. Они имеют возможность стать как инженерами и специалистами социальной сферы, так и рабочими высокой квалификации. Это зависит от траектории их личностно-профессионально-социального развития, определенной на основе своих потребностей и потребностей общества на конкретном этапе его прогресса.

Среднее профессиональное образование Кемеровской области является сложившейся, устойчивой системой, которая имеет свои традиции и достижения. Процессы преобразования, которые в ней идут, направлены на дальнейшее повышение ее эффективности и значимости в регионе [2].

Среднее профессиональное образование является более доступным, массовым и практикоориентированным. Большинство учреждений СПО дают возможность к основной специальности получить ряд смежных профессий, что делает выпускников более квалифицированными, а значит, дефицитными. Заслуживает внимания тот факт, что дополнительная подготовка проводится абсолютно бесплатно [5].

Есть много достоинств обучения в колледже и первая из них – самостоятельность. Дети, став студентами после девятого класса, быстрее взрослеют, чем их одноклассники, оставшиеся учится в школе. За свои оценки они уже переживают сами, а не их учителя и родители. К тому же все организационные вопросы в колледже решают на студенческом совете самоуправления без помощи взрослых. Учащиеся получают стипендию, а значит, некую сумму денежных средств которую они могут потратить по своему усмотрению. По сути, эти дети переходят на новый этап своей жизни, где больше свободы, но и больше ответственности [7].

В Кузбассе средне специальных учебных заведений в сфере индустрии питания насчитывается пятнадцать.

Таблица «ССУЗы Кузбасса в индустрии питания» (1)

Наименование ССУЗ

Кол-во специальностей в ССУЗе

г. Кемерово

Кемеровский кооперативный техникум

1

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг

5

Организация обслуживания в общественном питании

Поварское и кондитерское дело

Технология мяса и мясных продуктов

Технология хлеба и макаронных изделий

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Кемеровский среднетехнический факультет КемГУ

6

Организация обслуживания в общественном питании

Поварское и кондитерское дело

Технология мяса и мясных продуктов

Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Технология молока и молочных продуктов

Технология продукции общественного питания

г. Новокузнецк

Новокузнецкий торгово-экономический техникум

5

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Организация обслуживания в общественном питании

Технология продукции общественного питания

Официант, бармен

Повар, кондитер

Новокузнецкий техникум пищевой промышленности

7

Технология продукции общественного питания

Официант, бармен

Повар - кондитер

Пекарь

Технология мяса и мясных продуктов

Технология хлеба и макаронных изделий

Поварское и кондитерское дело

Новокузнецкий транспортно-технологический техникум

2

Технология продукции общественного питания

Повар - кондитер

г. Мыски

Томь-Усинский энерготехнический техникум

1

Повар

г. Юрга

Юргинский техникум агротехнологий и сервиса

1

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Юргинский технологический колледж

2

Технология продукции общественного питания

Повар, кондитер

г. Мариинск

Мариинский аграрный техникум

1

Технология продукции общественного питания

г. Осинники

Осинниковский политехнический техникум

2

Технология продукции общественного питания

Повар - кондитер

г. Таштагол

Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания

1

Повар, кондитер

г. Белово

5

Беловский техникум технологий и сферы услуг

Организация обслуживания в общественном питании

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Технология продукции общественного питания

Повар, кондитер

г. Ленинск-Кузнецкий

3

Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум

Технология продукции общественного питания

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Повар, кондитер, повар-кондитер

г. Топки

2

Топкинский технический техникум

Организация обслуживания в общественном питании

Поварское и кондитерское дело

Диаграмма Количественный анализ ССУЗов Кузбасса по городам (1)

Диаграмма Количественный анализ специальностей ССУЗов в индустрии питания по городам Кузбасса (2)

Исходя, из диаграммы 1 следует, что в трёх городах Кузбасса наибольшее количество среднеспециальных учебных заведений в индустрии питания, а, именно, Кемерово и Новокузнецк делят первую строчку рейтинга по три учебных заведения, в Юрге - два ССУЗа, в остальных городах по одному среднеспециальному учебному заведению.

Исходя, из диаграммы 2, видно, что лидером по количеству специальностей в сфере питания является г. Новокузнецк – 14 специальностей, на 2-ом месте – г. Кемерово - 12, на 3-м – г. Белово – 5 специальностей.

Диаграмма Процентное соотношение специальностей Кузбасса в индустрии питания (3)

На основе результатов диаграммы 3, можно сделать вывод, что в Кемеровской область специальность «Технология продукции ОП» является самой популярной, её можно получить большинстве ССУЗов. Второе место разделяют специальности «Повар, кондитер» и «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Третье место так же разделяют две специальности: «Организация обслуживания общественного питания» и «Поварское и кондитерское дело».

2.2. Болонский процесс: Запад и Россия

В на современном этапе подготовка специалистов с высшим образованием в западных университетах реализуется следующим образом.

Обучение в бакалавриате по направлению в течение первых четырёх семестров проходит по единому учебному плану без какой-либо профилизации. Профессиональная ориентация начинается с 5-го семестра, когда студент самостоятельно выбирает промышленное предприятие для прохождения семестровой учебной практики. При этом тема практики согласуется с университетом и предприятием. Дальнейшая профессиональная подготовка осуществляется в течение оставшихся семестров и подготовки выпускной бакалаврской работы, на выполнение и защиту которой отводится 10 недель.

Особое внимание уделяется прикладной направленности подготовки бакалавров, которая, кроме указанной практики, обеспечивается большой долей лабораторных и практических занятий, выполнением проектов и выпускной работы, тесно связанных с промышленными задачами, организацией обучения по междисциплинарным модулям, которые подготавливают к профессиональной деятельности.

После окончания бакалавриата выпускник выбирает одну из трёх возможных траекторий: начало профессиональной деятельности, продолжение обучения в магистратуре или поступление в аспирантуру при условии успешной сдачи вступительного экзамена.

Программы магистратуры пользуются большой популярностью, т.к. диплом магистра является аналогом, имеющего высокий престиж диплома дипломированного специалиста (инженера). Поэтому во многих университетах (прежде всего классических) до 90% выпускников бакалавриата продолжают обучение в магистратуре.

Наряду с практической направленностью подготовки магистров, которая реализуется теми же путями, что и в бакалавриате, в магистратуре много внимания уделяется научно-исследовательской направленности обучения. Последнее реализуется учётом в преподавании современной научно-исследовательской тематики, проведением реальных исследовательских работ, выполнением выпускной магистерской работы, тесно связанной с научно-исследовательской тематикой.

Большинство дисциплин разделено на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов) с определённым количеством кредитов (зачётных единиц), что позволило студенту самостоятельно выбирать курсы, которые необходимо ему для будущей трудовой деятельности.

В качестве примера в таблице 2 представлена структура модулей бакалавриата по направлению «Машиностроение» в Рейнско-Вестфальском техническом университете. Особый интерес представляет модуль «Основы общественных наук», в который (в отличие от учебных планов российских университетов) входят такие дисциплины, необходимые для будущей профессиональной работы выпускника, как: «Коммуникация», «Организация инженерного бизнеса», «Менеджмент качества, проектов и кадров» [33].

Таблица Структура модулей бакалавриата (2)

Модули

% доля

Основы инженерных наук

40 %

Основы математических и естественных наук

20 %

Основы системно-научных знаний

15 %

Основы общественных наук

7 %

Модули профессиональной направленности

18 %

Сумма

100%

Переход от знаний (теории) к компетенциям («способность действовать в заданной ситуации адекватным и ответственным образом на основе знаний, умений и опыта»). Результатом процесса обучения студентов является приобретение ими ряда общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих скорейшую адаптацию молодого специалиста. Такой подход позволил готовить не просто «специалистов-теоретиков», а изначально ориентировать обучение на требования, которые предъявляют к выпускникам работодатели. При этом ВУЗы совместно с работодателями определяют компетенции выпускников, которыми они должны обладать по окончании обучения. Например, магистр по направлению «Машиностроение» должен обладать следующими ключевыми компетенциями: опытно-конструкторская деятельность совместно с партнерами; разработка 3-D моделей на базе технических чертежей; проектные расчёты; оптимизация компоновки и конструкций; изготовление, монтаж и ввод в эксплуатацию опытных образцов; моделирование.

Таким образом, при разумном переходе на Болонскую систему образования, университеты начинают готовить специалистов, которые изначально ориентированы на практическую деятельность, мобильны, востребованы работодателями и конкурентоспособны на европейском рынке труда.

После подписания нашей страной в 2003 году Болонской декларации, система высшего образования подверглась существенным преобразованиям. Среди позитивных новшеств можно отметить возможность беспрепятственного передвижения студентов между странами – участниками Болонского договора. Появились многочисленные международные проекты, стажировки, шанс на трудоустройство в любых странах.

Помимо специалитета, в российском высшем образовании появилась бакалавриат и магистратура, что является нормой для европейской системы. Первый уровень — 6-7- семестровая подготовка бакалавра, готового выполнять инженерные функции по эксплуатации оборудования; второй уровень — 3-4-семестровая магистратура для подготовки специалистов, способных проводить научные исследования и разрабатывать сложную технику.

Выход российской промышленности на инновационный путь развития отражает общемировые тенденции международной кооперации вузов, занятых в подготовке инженерных кадров, интеграции высшего технического образования. Присоединение России к Болонским соглашениям в сфере высшего образования требует от вузов, с одной стороны, подготовить выпускников к незамедлительному старту трудовой деятельности на предприятиях, с другой – сделать их мобильными на международном рынке труда. Вместе с тем, российские вузы должны быть способны готовить инженеров из числа иностранных граждан, выходя, таким образом, на международный уровень формирования компетенций [33].


 

2. 3. Высшее образование в индустрии питания

Высшее образование в индустрии питания в Кемеровской области можно получить в одном учебном заведении – Технологическом институте пищевой промышленности (ныне КемГУ). В институте предлагаются несколько вариантов подготовки: бакалавриат и магистратура.

Таблица Направления подготовки КемГУ (2)

Направление подготовки

Профиль подготовки

Профиль подготовки

Бакалавриат

Магистратура

Биотехнология

Пищевая биотехнология

Инновационный менеджмент в биотехнологии

Продукты питания животного происхождения

Технология мяса и мясных продуктов

Инновационные технологии в производстве молочных продуктов

Технология молока и молочных продуктов

Технология мяса и мясных продуктов

Продукты питания из растительного сырья

Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Научные и практические основы совершенствования технологии напитков и консервированной продукции

Технология бродильных производств и виноделие

Современные технологии хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий

Технология консервов и пищеконцентратов

Совершенствование технологии и повышение качества масложировых продуктов

Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов

 

Технология продукции и организация производства общественного питания

Технология организация производства продукции общественного питания

Инновационный менеджмент предприятий индустрии питания

Технология и организация ресторанного сервиса

 


 

Университеты с 2011 г. перешли на двухуровневую подготовку специалистов, говорить о полной реализации компетентностного подхода и других принципов болонского процесса несколько преждевременно. Проблемы, с которыми столкнулась российская высшая школа в последние годы, постоянно обсуждаются в средствах массовой информации и обществе в целом и сводятся к следующему:

1. В связи с ориентацией обучения в старших классах школы на сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ), а не на получение знаний по дисциплинам, ухудшилась подготовка выпускников средней школы, что существенно отразилось на учебе студентов. Снижение уровня обучения легко отслеживается по итогам экзаменационных сессий, особенно на младших курсах, и порождает большие отчисления студентов из института.

2. В результате перехода на ЕГЭ школьники выпускных классов, выбрав ЕГЭ по 3 предметам, как правило, перестают уделять достаточное внимание остальным предметам, определяющим общий уровень образованности. Таким образом, школьное обучение зачастую не позволяет заложить основу для комплексного подхода, регламентируемого Болонским соглашением, так как недостаточные знания по другим предметам не дают возможности будущим выпускникам решать междисциплинарные задачи. Например, выбрав ЕГЭ по физике, и сместив акцент с информатики, школьник заранее создает предпосылки для возникновения затруднений, связанных с автоматизацией систем управления, которые будет разрабатывать в будущем.

3. Выбор абитуриентами направлений подготовки в вузах мало осознан и аргументирован. Часто основными причинами поступления в вуз являются отсрочка от службы в армии для юношей или мнение друзей и знакомых, не всегда хорошо ориентирующихся в востребованности тех или иных специальностей в стране. Вследствие такого выбора, будущий выпускник плохо понимает, будет ли он востребован по окончанию учебы и насколько ему самому интересно выбранное направление деятельности.

4. Низкие зарплаты преподавателей государственных вузов – кандидатов и докторов наук, ниже зарплат учителей в средней школе. Естественно, что при этом отсутствует стимул для молодых и перспективных выпускников вузов продолжать научную деятельность, защищать диссертации, оставаться преподавать в вузах. В результате медленно, но верно снижается уровень преподавания в вузах.

5. Переход российской высшей школы на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавр-магистр) в соответствии с Болонским соглашением, не был методически и организационно подготовлен для основной массы преподавателей вузов, что вызвало у них непонимание целей и задач такой подготовки и снижению её эффективности.

6. Выпускник бакалавриата в настоящее время не является «законченным специалистом», т.к. обладает в основном только общетехническими (но не специальными) знаниями. Поэтому практически все выпускники бакалавриата продолжают обучение в магистратуре. Изменение этой ситуации без кардинальной перестройки школьной подготовки невозможно [4].

2.3. Приоритетные направления на долгосрочную перспективу

Что же нужно для успешной реализации Болонских соглашений в России? Известно, что реализация любой программы проходит тем успешнее, чем больше участников понимают её цели и задачи, имеют чёткий план действий. Поэтому задачей №1 является организация эффективной переподготовки наибольшего количества преподавателей. В этом плане интересен опыт Швейцарии, где все преподаватели вузов после внедрения Болонской системы должны в течение двух лет пройти двух семестровое повышение квалификации с определенным количеством зачетных единиц. В программу такой учебы входят дидактика, работа со студентами, применение IT-технологий в учебном процессе, организация проектного обучения студентов, организация текущего и итогового контроля знаний и умений студентов, сопровождение выпускных работ и даже риторика. По каждому разделу подготовки преподаватель должен подготовить учебное или методическое пособие, лабораторную работу и др. Преподаватели, не прошедшие переподготовку за 2 года, не допускаются к преподавательской деятельности.

Задача №2 – это разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) всех уровней подготовки в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом обязательно следует учесть негативный опыт разработки Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО – так называемые стандарты третьего поколения). ФГОС ВО разрабатываются в настоящее время и являются промежуточным этапом по переходу от ФГОС ВПО (стандартов третьего поколения) к будущим стандартам (четвёртого поколения).

Задача №3 – подготовка новых образовательных программ на базе новых ФГОС ВО. Именно разработка новых, а не переработка или корректировка старых. Известно, что введённые в 2011 году в вузах образовательные программы по ФГОС ВПО во многом были модификацией старых учебных планов 1998-2002 гг. и потому компетентностный подход в них был реализован далеко не в полной мере. Сами компетенции сформулированы недостаточно чётко и не всегда подкреплены соответствующими курсами дисциплин. Формулируя компетенции, важно корректно «развести» их между бакалавриатом и магистратурой в соответствии с их назначением (которые в России, с учётом слабой школьной подготовки, в полной мере ещё не определены). Естественно, что компетенции выпускников должны быть определены совместно с работодателями, лучше с учётом разрабатываемых сейчас профессиональных стандартов. Кроме того, необходимо увеличить долю самостоятельных занятий и практических форм обучения в учебных планах.

Задача №4. Особо следует остановиться на профессиональной подготовке молодых преподавателей, которая в последние годы практически отсутствует. Сейчас молодой преподаватель по существу предоставлен самому себе и, начиная преподавать, оказывается без должной методической поддержки. Для решения этой проблемы необходимо хотя бы в минимальном объеме возобновить работу существовавшего ранее «Университета молодого лектора» с целью обучения молодых преподавателей основам профессионального мастерства.

Задача № 5 – разработка новых рабочих программ учебных дисциплин. Причем серьезной переработке должны подвергнуться как содержание самих дисциплин, так и форма их реализации в учебном процессе. Для усиления самостоятельной работы необходимо уменьшить количество лекционных занятий при одновременном увеличении проектных заданий и практических занятий. Форма лекций должна быть существенно изменена – от начитываемого материала сейчас до чтения обзорных и проблемных лекций.

Задача № 6. На первых лекциях студентам обязательно должно быть чётко объяснено, для чего будущему выпускнику необходим данный курс и, где и как им в будущем понадобятся полученные знания и умения. Чтение лекций должно сопровождаться проведением контрольных работ или контрольных опросов по материалам отдельных разделов курса с целью усиления работы студентов в течение семестра.

Особое внимание в каждом курсе дисциплин должно быть уделено практической подготовке. Практические (семинарские) занятия должны быть посвящены изучению расчётных методик, нормативно-технической документации, конструкции оборудования. В рамках же лабораторных работ студенты должны глубже изучать физические процессы и методики измерений различных величин и параметров.

В качестве предложения предлагаем ввести элективные курсы по выбору и желанию. После прохождения курса студенту выдаётся свидетельство о получении дополнительной специальности. Получив, дополнительную профессию, студентам будет легче найти работу, так как, расширяется их область знаний и умений значительно расширятся.

Например, специальностям «Организация обслуживания в общественном питании» или «Официант – бармен» продуктивно будет ввести элективные курсы по специальностям «Бариста», «Титестер» (чайный дегустатор). Получив, эти дополнительные специальности можно работать в ресторанах, барах, кофейнях, отелях и в различных организациях, где подают кофе и чай.

Специальностям «Пекарь», «Пекарь - кондитер» элективный курс «Пиццмейкер» (мастер по приготовлению пиццы). Специальность «Кондитер» - элективный курс «Шоколатье» - узкоспециализированный работник кондитерской фабрики, цель которого разработка новых уникальных вкусов для шоколадных изделий. Специалисты востребованы на кондитерских фабриках, частных производствах, в различных шоколадных бутиках.

Так же предлагаем ввести специальность «Конструктор-технолог в сфере производства продуктов лечебно-профилактического и спортивного питания». Получить данную специальность можно только в 10 ВУЗах страны, ближайший к Кузбассу - Уральский государственный аграрный университет. Профессия молодая, а отрасль — динамически развивающаяся.

В последние десятилетия люди стараются избавляться от вредных привычек, массово отказываются от опасной и нездоровой пищи, делая выбор в пользу правильного питания и физических нагрузок. Именно конструкторы-технологи занимаются созданием и контролем производства следующих видов полезных продуктов:

•лечебно-профилактическое питание - продукты для людей, чья работа связана с неблагоприятным воздействием (химические производства, горячие цеха, физические нагрузки);

• спортивное питание, предназначенное для фитнес-тренеров, людей, занимающихся любительским и профессиональным спортом, спортсменов, восстанавливающихся после травмы.

Работа конструктора-технолога, занимающегося созданием спортивного питания и продуктов спецназначения из сырья животного происхождения, похожа на работу обычных технологов пищевых производств. Рассмотрим основные его обязанности и задачи:

• разработка рецептов, выбор продуктов и технологий, необходимых для создания спортивного питания, диетических продуктов для детей, пожилых людей, рабочих;

• расчет норм сырья, времени;

• контроль качества готовых продуктов, сырья, подготовка заявок, участие в запуске и проектировании новых линий;

• модернизация производственных мощностей, контроль технологических процессов;

• ведение учетной документации, работа с поставщиками;

• изучение научных исследований, поиск решений для усовершенствования рецептур и технологических процессов;

• контроль работы подчиненных, поставщиков;

• изменение рецептуры с учетом требований рынка;

• подготовка технической документации;

• проведение анализа «слабых мест» предприятия или цеха;

• оценка рисков при запуске новых технологических линий;

• поиск методов, которые помогут существенно повысить как качество продуктов, так и эффективность предприятия;

• посещение предприятий в других городах, конференций, обучение молодых специалистов.

Специалист многопрофильный, ведь он хорошо знает состав и свойства разных продуктов, разбирается в технологических особенностях оборудования, отвечая за весь производственный процесс. Конструктор-технолог обязан уметь производить расчеты, создавать новые рецепты, контролировать сотрудников и выполнять все работы, необходимые для нормального функционирования отдельно взятого участка предприятия, за который он несет ответственность.

Конструктор-технолог может найти работу в компаниях, занимающихся производством детского питания, пищевых добавок, колбасы, продуктов из свежего мяса, рыбы и других видов натуральной пищи. Это птицекомбинаты, мясокомбинаты, консервные заводы и т. д. Специалист может трудиться в исследовательских центрах, государственных и независимых лабораториях, заниматься подготовкой молодых сотрудников [34].

Согласно данным опроса, проводимого порталом «Моё образование», был составлен рейтинг 300 наиболее престижных профессий России, по мнению абитуриентов [24].

Диаграмма Рейтинг самых престижных профессий ТОП-300 (4)

Исходя, из результатов диаграммы, можно сделать вывод, что индустрия питания занимает серединную позицию. А именно, в специальности «Повар», «Кондитер» и «Бариста» - в первых 100 профессиях. «Технолог пищевого производства» и «Винодел» занимают позиции до 150 самых престижных профессий. Специальности «Технолог общественного питания» и «Сомелье» - занимают 188 и 208 места в рейтинге ТОП-300 престижных профессий в России, по мнению абитуриентов.

Список литературы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 08.08.2018).

Аккредитация в образовании. Информационно-аналитический журнал. - URL: http://www.akvobr.ru/innovacionnaja_dejatelnost_strategia_spo_kuzbassa (дата обращения: 05.07.2018).

Беловский техникум технологий и сферы услуг [Электронный ресурс] URL: http://belttisu.my1.ru/ (Дата обращения: 16.07.2018)

Боровкова А.М., Кондратьева О.Е., Росляков П.В., Шведов Г.В. Опыт реализации Болонского процесса в университетах Германии // Вестник МЭИ. – 2013. – № 4. - URL: http://technomagelpub.elpub.ru/jour/article/viewFile/440/442 (дата обращения: 08.07.2018).

В чём преимущество среднего профессионального образования? // Электронный портал «Моё образование» URL: https://moeobrazovanie.ru/preimushestva_srednego_professionalnogo_obrazovanija.html (Дата обращения: 19.07.2018)

Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы (с изменениями на 4 мая 2018 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/412804773 (дата обращения: 10.06.2018).

Единый Центр Высшего Дистанционного Образования. - URL: http://www.ecvdo.ru/states/kak-uchat-v-kolledzhah (дата обращения: 17.06.2018).

Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 15.08.2018).

Зозуля Т. Современная инновационная технология: определение и сфера применения // FB.RU. 2014. URL: http://fb.ru/article/127727/sovremennaya-innovatsionnaya-tehnologiya-opredelenie-i-sfera-primeneniya (дата обращения: 01.08.2018).

Кемеровский государственный университет 1997-2018 [Электронный ресурс] URL: https://kemsu.ru/(Дата обращения: 15.07.2018)

Кемеровский кооперативный техникум [Электронный ресурс] URL: http://www.coopteh.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)

Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг [Электронный ресурс] URL: https://42tip.ru/ (Дата обращения: 16.07.2018)

Колосов В.Г. Введение в инноватику.[Текст] В.Г. Колосов - СПб., 2002. С. 15

Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум [Электронный ресурс] URL: http://lkpt.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)

Мариинский аграрный техникум [Электронный ресурс] URL: http://marptex.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)

Морозова М. В Как развить у обучающихся интерес к изучению предмета Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2015 URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/03/11/kak-razvit-u-obuchayushchikhsya-interes-k

Новокузнецкий торгово-экономический техникум 1961-2018 [Электронный ресурс] URL: http://www.nvkztet.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)

Новокузнецкий техникум пищевой промышленности [Электронный ресурс] URL: http://техникум-пищевой-промышленности.рф (Дата обращения: 16.07.2018)

Новокузнецкий транспортно-технологический техникум [Электронный ресурс] URL: http://нттт.рф (Дата обращения: 16.07.2018)

Новый словарь иностранных слов URL: https://slovar.cc/rus/inostr-nov/1431740.html (Дата обращения: 16.06.2018)

Оганнисян Л.А., Ступак Н.Н. Таврический научный обозреватель № 2 (октябрь), 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (Дата обращения: 11.08.2018)

Осинниковский политехнический техникум [Электронный ресурс] URL: http://gpouopt.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)

Павловская С. Элективный курс - это дополнительные возможности // FB.RU. 2013. URL: http://fb.ru/article/59326/elektivnyiy-kurs---eto-dopolnitelnyie-vozmojnosti (Дата обращения: 09.07.2018)

Престижные профессии, по мнению абитуриентов // Электронный портал «Моё образование» URL: https://moeobrazovanie.ru/reiting_professii_top_300 (Дата обращения: 07.08.2018)

Программа развития Ресурсного центра по подготовке кадров для сферы общественного питания и торговли на период 2014-2019 гг. URL: http://rc.42tip.ru/doc/pro_raz.pdf (Дата обращения: 11.06.2018)

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

Свободная энциклопедия Википедия URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/940270 (Дата обращения: 20.07.2018)

Свободная энциклопедия Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация#cite_note-1 (Дата обращения: 21.07.2018)

Словарь педагогических терминов URL: https://studfiles.net/preview/5674604/page:33/ (Дата обращения: 28.06.2018)

Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания [Электронный ресурс] URL: https://www.spo-tgt.ru (Дата обращения: 17.07.2018)

Толковый словарь Ожегова URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/241446 (Дата обращения: 30.06.2018)

Томь-Усинский энерготранспортный техникум [Электронный ресурс] URL: http://www.туэтт.рф (Дата обращения: 15.07.2018)

Хорешок А.А., Жиронкин С.А.,Жиронкина О.В.,Тюленев М.А. Инновационная, интерактивная и языковая детерминанты международной интеграции российского высшего горного образования URL: http://mst.misis.ru/jour/article/viewFile/21/23 (Дата обращения: 18.07.2018)

Центр профориентации «ПрофГид» URL: https://www.profguide.ru/professions/konstruktor_tehnolog_po_proizvodstvu_sportfita.html (Дата обращения: 15.06.2018)

Шашнина И.Н. Использование современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2017 URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/01/28/proekt-vnedreniya-sovremennyh-tehnologiy-v (Дата обращения: 25.076.2018)

Юргинский техникум агротехнологий и сервиса [Электронный ресурс] URL: https://ютаис.рф (Дата обращения: 17.07.2018)

Юргинский технологический колледж [Электронный ресурс] URL: https://ytk.edu.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)

Ягяджик С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 548-551. — URL https://moluch.ru/archive/127/35057/ (дата обращения: 10.07.2018).

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Элективный курс – это дополнительные обучающие занятия по выбору. «Электив» (англ. elective) – означает выборный, факультативный

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.