12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессарабова Татьяна Анатольевна1761
Работаю методистом и педагогом дополнительного образования более 15 лет. Одним из направлений моей деятельности является организация работы методических объединений туристско-краеведческого и социально - педагогических направлений.
Россия, Крым респ., Евпатория

Мастер-класс по подготовке и защите

научно-исследовательских работ

Дата:

Время проведения: 1 час.

Место проведения:

Присутствовало: обучающиеся детского объединения «Краевед».

Тема занятия: мастер- класс по подготовке и защите

научно-исследовательских работ.

Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся, приобретенные в течение

учебного года;

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся;

Задачи:

Обучающие:

- повторить изученные ранее ключевые теоретические понятия;

- закрепить знания по этапам работы научно-исследовательской работой;

- показать презентацию научно-исследовательских работ победителей II этапа Республиканского

конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН (отделения истории и

наук о Земле);

- повторить структуру научно-исследовательской работы (тестирование).

Развивающие:

- развить у учащихся навыки самостоятельной научно-исследовательской работы;

- развить коммуникативные умения и навыки (выступление перед аудиторией);

Воспитывающие:

- сформировать познавательную активность и интерес к изучению учебного материала.

Тип занятия: комбинированное

Формы работы: индивидуальные, коллективные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактический материал и наглядность: учебные пособия, презентации, тесты.

План мастер-класса:

Организационный момент.

Повторение и проверка знаний - экспресс-опрос.

Презентация научно-исследовательских работ победителей II этапа Республиканского

конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН (отделения истории и наук о Земле).

Тестирование на тему « Структура научно-исследовательской работы».

Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент: организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества учащихся. Сообщение темы, цели занятия. 

2. Повторение и проверка знаний - экспресс-опрос:

- Какие виды исследовательских работ вы знаете? (доклад, тезисы доклада, научная статья, научный отчёт, реферат, монография);

- С какими видами исследовательских работ вам приходится чаще всего сталкиваться на занятиях в школе?

- Опираясь на изученные на предыдущих занятиях теоретические сведения, назовите основные отличия научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН от школьных рефератов?

- Перечислите основные этапы организации исследования? (выбор темы, составление плана, подбор литературы, определение проблемы исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования, знакомство с актуальными проблемами теории и практики конкретной науки, методологией и методами научного исследования, научная (теоретическая часть работы), исследовательская часть работы, самостоятельное изучение научной, научно-популярной литературы, составление библиографии, аннотации первоисточников, анализ результатов исследования, выводы).

- Какие методы исследования вы знаете? (теоретический: анализ научной литературы и периодических изданий, материалов из личных архивов; описательный метод; изучение и обобщение собранных материалов; эмпирический: интервью, беседа и пр.).

3. Презентация научно-исследовательских работ победителей II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН (отделения истории и наук о Земле);

Выступление учащихся.

4. Тестирование на тему «Структура научно-исследовательской работы».

Любое научное исследование имеет известную общепринятую структуру, в которой выделяются: введение; основная часть, состоящая из разделов, подразделов; заключение, приложения, список литературы.

Очень важно, поэтому, владеть научным аппаратом, иметь представление о последовательности, взаимодействии различных составляющих элементов в работе, прежде всего – во введении и заключении, содержащих основные характеристики, и выводы по работе.

Ответьте на вопросы:

- Какая структурная часть работы является первой страницей учебной или научной работы и служит источником информации? (титул) – 1 балл;

- Какая структурная часть работы включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц (содержание) – 1 балл;

- В структуре введения выделяются основные элементы, перечислите их (актуальность исследования, его цель, задачи, объект и предмет исследования, степень изученности, новизна, методология, заявленная структура всей работы, практическая значимость) – 3 балла;

- Сколько глав может содержать основная часть? (2-4 главы) – 1 балл;

- В какой структурной части работы подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы – (заключение) – 1 балл.

- В какой структурной части работы оформляются источники, использованные в работе? ( список литературы) – 1.

- Какие материалы помещают в Приложениях ? (В приложениях помещают материал, который является необходимым для полноты работы. Это могут быть образцы документов, схемы, таблицы, фотографии, карты, справочные данные и т.д. – 2 балла.

5. Подведение итогов занятия.

Использованная литература:

Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Филиппова. - http://www.researcher.ru/;

Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. – http://www.researcher.ru/;

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

Леонтович А.В. О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся. – http://vernadsky.dnttm.ru/

Приложение 1

Титульный лист. Является первой страницей учебной или научной работы и служит источником информации, необходимой для поиска документа. Оформляется по установленному образцу.

Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующая глава начинается. Содержание помещают непосредственно после титульного листа, начиная с новой страницы. Содержание включает: введение, последовательно перечисленные наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, если они имеют заголовки сути работы, список литературы, наименование приложений и номера страниц, на которых помещается начало материала. В содержании могут быть перечислены номера и наименования иллюстраций и таблиц с указанием страниц, на которых они расположены.

Введение. Во введении кратко излагают оценку современного состояния проблемы, существующие пробелы знаний в данной предметной области, ведущих ученых в данной области знаний. В структуре введения выделяются следующие основные элементы: актуальность исследования, его цель, задачи, объект и предмет исследования, степень изученности, новизна, методология, заявленная структура всей работы, практическая значимость.

Актуальность исследования – самая объёмная часть введения. Может обосновываться актуальность проблемы для общества в целом. Затем – актуальность исследования данной проблемы именно с позиций конкретной науки. Теоретическая и практическая значимость работы возрастают, если изучаются некоторые чрезвычайно малоисследованные, но важные для развития науки темы.

Цель работы. На уровне ученических научно-исследовательских работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. В этой связи, целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»). Действительно, анализируют предметы, явления тоже с некоторой целью, значит анализ – не есть сам по себе конечная цель.

Правильно формулировку цели начинать со слов: «определить», охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Памятуя, что цель связана с названием, желательно при выборе темы вынести в заголовок некий проблемный аспект, легко переводящийся в цель, в одной из предложенных выше формулировок.

Объект исследования – ограниченная конкретными рамками сущность, либо некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование и др., содержащие в себе предмет исследования. Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Предмет и объект исследования должны соответствовать общему предмету науки-журналистики.

Задачи – исследовательские операции, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью, и чаще всего – со структурой работы.

На первом месте в списке задач стоят теоретические, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления,

раскрывающие ту или иную тенденцию.

Затем следуют задачи практические. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Часто уже здесь заявляются некоторые из использованных методов. Эта группа задач направлена на объект исследования.

Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. В основной части должно быть не менее 2-х, но не более 4-х глав.

Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.

Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ.

Приложения. В приложениях помещают материал, который является необходимым для полноты работы, но включение его в основную часть может изменить упорядоченное и логическое представление о работе. Это могут быть образцы документов, схемы, таблицы, фотографии, карты, справочные данные и т.д. Приложения располагаются в конце работы, после списка основной использованной литературы.

Приложение 2

ТРИНАДЦАТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

(памятка краеведу-исследователю)

1. При выборе темы и формулировки не увлекайтесь глобализмом. Ваше дело - небольшое самостоятельное исследование на конкретном материале, желательно, Вами собранном. Название должно отражать содержание. Если необходима поэтическая строка или цитата в названии, то при нём следует дать расшифровку в подзаголовке.

2.Необходимо структурировать работу, текст должен быть разбит на части. Следует сформулировать цели и задачи, сделать обзор источников и литературы, представить ход исследования, выводы, сказать слова благодарности тем, кто помогал в исследовании.

3.Научитесь различать источники и библиографию. Необходимо полностью указывать выходные данные для книг и архивные данные для документов (название архива, музея, библиотеки, указание номера фонда, описи, дела, листов).

4. Если Вы изучали документы, следует не только их процитировать, но и сделать анализ, сравнение, сопоставление, комментарий. Не забывайте цитаты помещать в кавычки, не делайте их очень большими и сошлитесь на автора.

5. Если Вы знакомите нас с первым этапом работы - сбором материала, то не забудьте это оговорить. Этот этап тоже можно представить на конференции, чтобы обсудить пути дальнейшей работы.

6. Если используется анкетирование, то необходимо представить вопросник, часть анкет и анализ результатов.

7. В работах по топонимике собранный материал дается в Приложении в виде таблиц, словаря.

8. В Приложении необходимо давать список материалов и аннотации к ним. Для фотографии — кто (что) изображен, место изображения, событие, дата, автор. Для документа - полное его название, место хранения, фонд, опись, лист. Для книги - выходные данные. Для иллюстрации - сюжет, художник, техника исполнения.

9. Обязательно тщательно выверяйте текст работы, сняв с компьютера на черновик. Особенно внимательно проверяйте правильность написания фамилий и дат.

10. В формулировках текста избегайте местоимения «Я». Это не принято в науке. Будьте строги в оценке своего вклада в науку.

11. Помните, Ваша работа должна свидетельствовать о- сопричастности судьбам тех, о ком Вы пишете, к историческому прошлому края, страны. Отсюда Ваша заинтересованность, увлеченность, участие души и сердца. Потому и речь будет, простая, понятная, увлекающая, искренняя.

12. При оформлении титульного листа работы не забудьте привести не только свою фамилию и имя, но и полностью назовите имя, отчество, фамилию и должность научного руководителя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.